КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема материи как субстанции в философииЧеловек живет в окружении бесчисленного множества предметов, явлений и процессов. Издавна мыслители пытались найти единое основание этого бесконечно разнообразного мира. Все эти попытки привели к возникновению такого понятия как материя. Согласно представителям материалистических концепций, в мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. В древней философии Индии, Китая, Греции в основе определения понятия «материя» лежало понятие первоначала, из которого состоят вещи. Фалес отождествлял материю с водой. Анаксимен - влажным воздухом. Гераклит – с огнем. Анаксимандр – с апейроном. Гениальную догадку высказал великий философ античности Демокрит, который утверждал, что в мире существует только два вида материи: атомы и пустота. Атомы – материал, из которого состоят тела, пустота – пространство для движения тел. В механистическом материализме Нового времени в основе определения понятия материи лежит уже не понятие материала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, которые являются общими для всех материальных предметов. Такими свойствами являются: протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и т.д. Но вместе с тем, взгляды на материю в эпоху Нового времени в основном базируются на атомистических воззрениях. Развитие химии в этот период привело к выделению химических элементов как основы всех материальных вещей. Таким образом, понятие материи в этот период было естественно научным, а не философским. Дальнейшее развитие естествознания привело к несостоятельности естественно научных воззрений на природу материи. Открытие сложного строения атома, его делимости, обнаружение электрона опровергло атомистические представления на природу материи. Перед естествоиспытателями и философами встал вопрос: если атом делим, то куда девается материя? Философы идеалисты, воспользовавшись создавшимися трудностями, стали говорить о «дематериализации атома», об исчезновении материи. Ф. Энгельс доказал несостоятельность этих положений. По его мнению, материя – есть порождение чистой мысли и абстракция. Согласно этому утверждению, материя – это понятие, обозначающее объективную реальность в целом, которая не может быть воспринята человеческим сознанием непосредственно. Это понятие включает в себя как представления о материальном мире, которые нам известны, так и те, которые еще пока не открыты, но могут быть познаны в результате совершенствования средств наблюдения и эксперимента. С точки зрения материалистической философии, материя является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, основой всех духовных явлений. Однако при этом следует учитывать, что материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных систем и образований. В природе существует бесконечное множество качественно различных структурных уровней материи, на каждом из которых материя обладает различными свойствами, строением и подчиняется разным специфическим законам движения. Таким образом, в основе многообразия мира лежит движение единой материи. Структура материи может быть изображена при посредстве схемы (См.: в данном разделе таблицу к самостоятельной работе). Живая и социально организованная материя известны лишь на Земле. Их возникновение – результат саморазвития материи. Изучение конкретных свойств материи углубляет философское представление о наиболее существенных свойствах материального мира: движении, дискретности и непрерывности, пространстве и времени. Эти свойства материи существуют нераздельно друг от друга.
3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
Движение – способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне присущий материи атрибут. Материи неподвижной, неизменной нет. Все в окружающем нас мире движется, развивается, изменяется. Благодаря движению материальные тела, воздействуя на наши органы чувств, обнаруживают себя. Движение – это вечное, абсолютное свойство материи, но в бесконечном процессе движения наблюдаются моменты устойчивости, относительного покоя. Абсолютного покоя нет и быть не может. Покой всегда является относительным, поскольку тела покоятся только по отношению к какой-либо системе отсчета. Примерами относительности покоя могут быть: здание и колебание почвы; вращение Земли, движение человека в автомобиле; обменные процессы в организме человека. Движение, таким образом, абсолютно, а покой относителен. Движение не может исчезнуть, оно может переходить из одной формы в другую. Под формами движения материи понимают специфические типы изменений, подчиняющиеся законам, которые действуют в определенной области. Выделяют следующие формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Каждая из форм движения материи связана с определенным материальным носителем и специфическими закономерностями. При этом все формы движения материи качественно различны и несводимы друг к другу, но при определенных условиях формы движения могут превращаться друг в друга. Формы движения материи отличаются друг от друга степенью сложности, причем высшие возникают как синтез низших. Наиболее простой формой движения материи является механическая форма движения материи, которая представляет собой пространственное перемещение, подчиненное законам механики. Физическая форма движения материи связана с изменением физических свойств и характеристик (пространственного положения, скорости, массы, энергии, электрического заряда, температуры, объема и т.д.). Химическая форма движения материи включает в себя физические и механические процессы. Биологическая форма движения является синтезом физических и химических форм движения материи. Социальная форма движения материи связана с развитием человеческого общества. В современной науке, в частности благодаря трудам известного русского ученого В.И.Вернадского, выдвигается идея, согласно которой существует наряду с пятью общеизвестными формами движения геологическая форма движения. Геологическая форма движения материи связана с тем, что развитие Земли и земной коры представляет собой единый процесс, подчиненный общим фундаментальным закономерностям. Поскольку движение реализуется в специфических формах, то, следовательно, оно характеризуется относительностью. Например, перемещение одного тела можно определить лишь по отношению к другому, а появление новых свойств можно заметить только при сравнении их с ранее существовавшими свойствами. Таким образом, движение есть единство противоположностей: абсолютного и относительного. Движение абсолютно, поскольку без движения материи не существует, но это абсолютное движение проявляется в качественно различных, преходящих формах движения материи, - поэтому оно и относительно. Поскольку движение абсолютно, оно непрерывно, но в силу того, что движение относительно (проявляется в качественно различных преходящих формах), оно также обладает и прерывностью. Таким образом, движение может быть рассмотрено как единство прерывности и непрерывности. Движение также проявляется как единство устойчивости и изменчивости. Например, жизнь представляет собой непрерывно протекающий процесс разрушения и восстановления его составных частей, ассимиляции и диссимиляции, выделения и усвоения веществ. В силу этого каждый организм в конкретный момент является тем же и, все-таки, иным. Движение материи происходит в пространстве и во времени, которые являются формами существования движущейся материи. Пространство и время - формы координации материальных объектов и явлений, которые не существуют вне материи и независимо от нее. Пространство – это категория, выражающая объем материального явления, его протяженность в длину, ширину и высоту, его внешнюю форму, порядок расположения тел, предметов и явлений относительно друг друга их рядоположенность. Время– это категория, выражающая последовательность развертывания материальных процессов порядок следования явлений друг за другом, длительность процессов и явлений, которые существуют не только в пространстве, но и во времени, не только рядоположены относительно друг друга, находятся в определенном месте, но и существуют в определенное время, в определенной последовательности. Отличие этих двух форм друг от друга состоит в том, что пространство есть всеобщая форма существования тел, а время – всеобщая форма смены явлений. Пространство и время обладают рядом общих и специфических свойств, которые могут быть рассмотрены по схеме (См.: Приложение к самостоятельной работе). Пространство и время, также как и движение, являются одновременно и абсолютными и относительными. Абсолютность пространства и времени заключается в том, что они являются постоянными и необходимыми условиями бытия материи. Относительность пространства и времени заключается в том, что свойства пространства и времени связаны с их материальными носителями[3] и особенностями видов движущейся материи с изменчивостью, обусловленной зависимостью от условий движущейся материи. В отличие от материалистических концепций, идеалистические учения рассматривают проблемы пространства и времени с иных мировоззренческих позиций. С точки зрения субъективного идеализма, пространство и время являются продуктами человеческого сознания. С точки зрения объективного идеализма, пространство и время – порождения духовного начала. Гегель, к примеру, считал, что пространство и время возникают на определенной стадии развития абсолютной идеи, причем сначала возникает пространство, а потом время и только потом возникает материя. Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых качественно специфичных пространственно-временных структур. Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Современной эпохе свойственно ускорение социальных процессов. Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно ускоряется и уплотняется по мере общественного прогресса.
|