КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отражение и творчествоПри первоначальном взгляде на процесс познания в нем можно обнаружить три элемента: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3) процесс познания как деятельность. Субъектом познавательной деятельности является человек, главным свойством которого является способность познавать окружающий его материальный мир. Поскольку вне общества нет, и не может быть человека, то подлинным субъектом познания выступает человек не как отдельно взятый индивидуум, а как общество. Общественный характер носит не только субъект, но и объект познания. Человека интересует не камень, как таковой, а камень как объект для использования его в качестве орудия труда и материала для строительства. Понимание смыслового содержания понятий «субъект» и «объект» служит исходным пунктом понимания процесса познания. Познание возникает в результате взаимодействия субъекта (человеческого общества) и объекта (явлений, процессов внешнего мира). Познание, порожденное взаимодействием субъекта и объекта в процессе общественной практики, с самого начала своего возникновения носит общественный характер. Поскольку познание является процессом взаимодействия субъекта и объекта, то оно является одновременно и субъективным, и объективным. Познание тождественно объекту, ибо в своем содержании должно совпадать с ним. Но оно одновременно и не тождественно ему, поскольку принадлежит субъекту. Познание субъективно, ибо вне человека и человечества нет познания, а существуют только вещи. Но оно в то же время и не субъективно, поскольку направлено на объективный мир, которым субъект познавательной деятельности стремится овладеть теоретически и практически. Отражение объективного мира в процессе познания обладает творческим характером. Отражение и творчество – два понятия, которые в равной мере выражают существенные стороны познания. Одно другого не исключает, поэтому можно говорить о творческом отражении как главной особенности познавательного образа в его соотношении с объективной реальностью. Наиболее ярко творческая активность познавательной деятельности проявляется в предвидении будущего, что связано с опережающим отражением действительности. Будущее, постигаемое на основе предвидения, не обладает актуальным бытием, поскольку еще не наступило, его еще нет. Поскольку познание субъективной реальности зависит от субъекта, то возникает вопрос об истинности знаний, получаемых в результате творческого отражения объекта субъектом.
4.1.6. Определение истины. Абсолютность и относительность истины Проблема истины – одна из наиболее древних и сложных проблем. Одно из первых определений истины, ставшее традиционным, было дано Аристотелем: «Истина есть такое знание, которое соответствует действительности». В современном философии науки такое определение истины относится к концепции корреспондентской истины. В современной эпистемологии существуют и другие подходы в понимании истины: теория когеренции, или связности, согласования элементов знания (истина в системности, в единстве знания); прагматическая теория истины – истина есть польза; позитивистская концепция, марксистская и т.д. Итак, если истина есть характеристика знания, а знание - достояние субъекта, то каким образом истина может быть объективной? Ответить на этот вопрос можно путем рассмотрения истины как результата взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Тогда, с одной стороны, истина является результатом человеческой деятельности и в этом смысле она субъективна, но, с другой стороны, истина всегда объективна, поскольку ее содержание не зависит ни от человека, ни от человечества. Следовательно, истина может быть только объективной, и в то же время ее объективность является результатом субъективной деятельности человека и, чем объективнее истина, тем большими субъективными усилиями она достигается. Но при этом субъективная познавательная деятельность не составляет содержания истинного знания, она выполняет только роль средства движения к объективной истине. При оценке истинности знания необходимо руководствоваться принципом конкретности истины, согласно которому, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Суть принципа конкретности истины состоит также в том, что необходимо рассматривать всякую истину в определенном контексте, в связи с условиями, при которых она формируется, в связи с вопросами, на которые она служит ответом, в связи с критериями точности и полноты, которым она должна соответствовать. Знание, содержащее объективную истину, может соответствовать отражаемому в нем объекту с разной степенью адекватности, то есть точность и полнота объективно-истинного знания об объекте могут быть различными. Это различие выражается в понятиях «абсолютная истина» и «относительная истина». Абсолютная истина понимается как абсолютное, точное и полное знание. Относительная истина понимается как относительно точное, недостаточно полное знание. Поскольку процесс познания является моментом, стороной человеческой активности, то процесс познания формируется на основе практики, которая является материальной основой познания. Будучи материальной основой познания, практика, вместе с тем, является и его конечной целью. Именно практика определяет, какие именно предметы или их стороны и свойства становятся действительными объектами познания, и какова та мера проникновения в них человеческой мысли. Одновременно практика служит и средством оценки результатов познания. Таким образом, практика выполняет функцию критерия истинности человеческого познания, то есть способа проверки и обоснования истинности знания.
|