Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция 2 Философия Древней Индии




 

Философия Древней Индии – неотъемлемая составляющая мирового историко-философского процесса – возникает 2,5 тыс. лет назад в обществе с четко выраженной социально-экономической структурой земледелия, ремеслом, торговлей, богатым духом миром, что нашло отражение в Ведах (санскрит – «знание»).

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философиивыделяются три основных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI —ІІ вв. до н. э. — эпический период;

• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Веды(дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды,как правило, включали в себя:

• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

• книги лесных отшельников ("араньяки");

• философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды:

Ригведа;

• Самаведа;

• Яджурведа;

• Атхарваведа.

Философской частью Вед являются Упанишады – размышления авторов разных эпох над проблемами бытия и мироздания. Здесь встречаются и первые сомнения мудрецов во всемогуществе богов и даже в их существовании. Ищущий ум «прорывается» сквозь внешнюю обрядность догматически-мифологических ритуалов и устремляется вглубь духа и материи, стремясь отыскать единую высшую реальность, конечную причину, которая связывает воедино изменчивое эмпирическое многообразие и образует единую основу.

Такой причиной и первоосновой бытия признается Брахман – объективное духовное начало, оно лежит за всеми формами и явлениями, включая и богов. Брахман неразрывно связан с Атманом – душой человека, являя собой универсальное, активное жизненное начало, воплощение Брахмана в душе человека. Как субъективное начало Атман противостоит объективной реальности – Брахману, но, в конечном и совпадает с ним. Должное почитание и постижение их тождества составляют одну из основных заповедей индуизма.

В Упанишадах рассматриваются и другие проблемы, такие как: структура мира и управляющие им законы, источники и виды знания, происхождение социальных различий, формируется ряд концепций, которые позже станут достоянием почти всех философских учений и религий Индии. Таково учение о переселении душ в соответствии с совершаемыми в предыдущих воплощениях деяниями (сансара). Оно осуществляется по законам кармы, т.е. воздаяния за прошлые действия. Освобождение от цепи перевоплощений (мокша) может принести только познание Брахмана. Те же, кто ограничивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, могут рассчитывать только на новое рождение на более высоком уровне по законам кармы.

На первое место, как видим, выходят нравственные установки и требования, обращение к внутреннему миру человека. Высшей целью жизни объявляется единение с Брахманом.

Древнеиндийская философия уже в своих истоках была представлена множеством школ и направлений. В ней можно выделить два лагеря:ортодоксальный, так он называется потому, что допускает высшую реальность, как «душу», внутреннюю сущность вещей и, следовательно, признает авторитет Вед; неортодоксальный – джайнизм, буддизм, чарвака и др. Они отрицают авторитет Вед и составляют главную оппозицию ведическому брахманизму.

Джайнизм появился в VI в. до н.э. Критикуя брахманизм за ритуализм и отвлеченную умозрительность, он тем не менее сохранил такие его элементы, как вера в перевоплощение душ, учение о карме. В основе же мировоззрения джайнов лежало представление о жизни как о страдании, которое связывалось с законом воздаяния. Но, с их точки зрения, этот закон можно было победить на пути благих дел и строгого соблюдения аскезы (ограничения). Основоположник джайнизма Махавир Вардхаман проповедовал пять истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным благам, будь целомудрен. Большое внимание джайнизм уделял этике, говоря о «трех жемчужинах»: о правильной вере, правильном познании и правильном поведении. Джайны отстаивали принципы непричинения зла живому, отстранения от мирского богатства и верили, что человек с помощью своей духовности может контролировать материальную суть (тело) и управлять ею.

Буддизм зародился в Бенгалии, и его основоположником был принц Сиддхартх Гаутама. Богатый, заботливо оберегаемый от жестокостей внешнего мира, находившегося за стенами царского дворца, он все-таки однажды покинул его и столкнулся с нищетой, болезнями, тяготами жизни, со смертью. Сиддхартх решил найти ответ на вопрос, почему мир таков?

После долгих странствий и размышлений на него снизошло озарение, и открылась истина. Он стал называться Буддой, что означало "просветленный", "пробужденный", и сложилось его учение о смысле человеческой жизни, давшее начало новому мировоззрению, религии и философии.

В отличие от брахманизма, учившего, что страдание есть наказание за грехи прошлых перевоплощений, а избавлением и достижением счастья является благочестие, Будда пришел к другому выводу: страдание – такая же сторона бытия, как и освобождение от него. Всякая жизнь – это страдание, и кем бы ни был человек, он обречен на страдание: в рождении, в болезни, в старости, в смерти. Перед страданием все равны.

Буддизм оказался пессимистичнее брахманизма и даже джайнизма, считая, что страдание не может быть преодолено в сансаре и в ней не может быть счастливой жизни. Единственное средство избавления от страдания – выход из круга перевоплощения и освобождение от угнетающей власти внешнего мира.

Открытие Будды легло в основу его учения о «четырех благородных истинах». Первая из них гласит, что жизнь есть страдание. Вторая – утверждает, что причина страдания скрыта в жажде жизни, в стремлении к наслаждениям. Третья – полагает, что избавление от страдания лежит в уничтожении жажды жизни, угашении страстей. Четвертая истина устанавливает восьмеричный путь избавления от страдания: правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание, правильное сосредоточение и правильный путь жизни.

Эти шаги ведут человека к окончательному освобождению – Нирване, достижение которой и есть спасение от перевоплощения, выход из круга сансары. Нирвана – состояние сверхчеловеческого блаженства и не только человеческого, но и того мира, куда входит человек.

Буддизм- религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда(Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" ( 527 г . до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма - "Средний путь"жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

"Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.

Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

• земная жизнь полна страданий;

• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

• от страданий можно избавиться;

• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план — так называемый Восьмеричный путь— предусматривает соблюдение следующих принципов:

• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

• правильное умение — усердие и трудолюбие;

• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

К пяти заповедям-ориентирам буддизмаотносятся следующие:

• не убий;

• не. укради;

• будь целомудренным;

• не лги;

• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Чарвака – школа, которая также подвергла критике все ведийские авторитеты, обвинив Веды в лживости, многословии и противоречивости. Расхождение с брахманизмом было в главном: чарваки признавали объективность мира и отрицали его сотворение каким-либо духовным началом. Мир, по их мнению, - комбинация четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Из этих же элементов возникает сознание, которое неотделимо от тела и умирает вместе с ним.

Таким образом, существует только реальный мир, реальная жизнь и нет ничего потустороннего, и нет никаких Богов. Человек должен заниматься действительными делами (отсюда второе название – школа локаята – учение, "направленное на этот мир") и искать счастье в земной жизни.

Чарваки-локаятики видели смысл жизни в счастье, а счастье – в достижении наслаждения. И хотя, признавали они, наслаждение всегда связано со страданием, это вовсе не значит, что от него надо отказываться.

Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они постепенно были вытеснены обновленной ортодоксией – индуизмом, такими его школами, как: веданта, миманса, санхья, йога, ньяя, вайшешика.

В целом же переход от мифологии к философии в Индии происходил на основе сильного укоренения в культуре ритуала, отсюда – слабая связь с научной мыслью. Предметом же философских размышлений, по преимуществу, становятся: мир человека, его отношение к безличностно-духовному началу и к другим людям. На первый план выступают этико-психологические проблемы.

Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся различия, все они считаются равномочными в толкова­нии истины, всех их объединяет поиск путей искупления и освобож­дения из пут сансары и кармы. Рассмотрим основные положения этих систем, опирающихся, как было сказано, на Веды Веданта (завершение Вед) — наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соеди­няясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заклю­чается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей исти­ны; в познании той истины, что внешний мир, окружающий чело­века, — это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реально­стью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный путь к достижению этого истинного знания — соблюдение нравст­венных норм и медитация, которая означает интенсивное размыш­ление над проблемами Вед.

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) — эта система касается объяснения ритуала Вед, Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой — идеей долга, , исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприноше­ние. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуп­лению от кармы и к освобождению как прекращению перерожде­ний и страданий.

Санкхья (число, перечисление) — в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопри­чиной мира является материя, природа (пракрита). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши). Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают ис­ходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.). Таким об­разом, санкхья представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) — фи­лософия этой школы направлена на практическое психологиче­ское обучение.

Ее теоретическая основа — санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях. (позах) тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концен­трация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторже ния (самадхи). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоко­нравственной личности.

Вайшешика — на раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые эле­менты — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают раз­личные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения ос­вобождения могут быть определены с помощью логики и ее зако­нов. Само же освобождение понимается как прекращение воздейст­вия отрицательных факторов страдания.

Онтология индийской философии(учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты- космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.

Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии(учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания.

"пракрити" — материальное сознание;

• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

• "майя" — сознание сновидения, мираж.

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 882; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты