КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фа-цзя (Легисты).
Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры.
Легисты Шан Ян, Хань Фэй-Цзы и другие, отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о человеколюбии, долге, справедливости , братской любви и так далее…
Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами.
Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо:
· Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград
· Карать жёстко, внушая трепет
· Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится
· Разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносами
Эта программа была реализована императором Цинь Ши-Хуаном, который ввёл единое законодательство, денежные единицы, письменность, имущественную и социальную градации населения, создал единый военно-бюрократический аппарат.
Сравнительный анализ учения моизма и легизма.
| Моисты
| Легисты
| Выражали интересы мелких собственников, свободных землевладельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате.
| Отстаивали интересы имущественной знати.
| Считали, что управление государством не требует специального обучения. Способность человека к государственному управлению определяется его деловыми качествами - желанием служить простому народу и усердием в делах.
| Считали, что для управления государством необходимо знать обстановку в стране, использовать точные расчёты, а также опыт предшествующих поколений. То есть необходимо обладать определёнными знаниями и навыками.
| Ссылались на пример предков. «Древние правители», утверждал Мо-Цзы, «приносили пользу всему народу». Хотя среди них были не только выходцы из знати, но и выходцы из низших сословий.
| Доказывали невозможность возврата к старине. Для пользы государства не обязательно подражать древности. За преодолением традиционалистских воззрений следует расшатанность религиозных предрассудков. Следовательно. Появляются условия для создания светской политической теории.
| Выступали за управление страной на основе принципов справедливости.
| Основным принципом создания порядка в государстве для них было разобщение людей взаимной подозрительностью и доносами.
| Учение основывалось на любви неба к людям, к простому народу. Следовательно, и правители, по их мнению, должны любить народ и заботиться о нём. Основной принцип учения - всеобщая любовь.
| Такие понятия как «человеколюбие», «братская любовь» - всего-навсего игра слов, приравниваемая к детской игре «приготовление изящных яств из песка».
|
|