КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Традиции и особенности отечественной философии
Вы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она отлична от философии других стран, и это отличие проявлялось на протяжении всей её истории. Феноменальность русской философии заключается в том, что она развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Это:
§ проблема человека; § космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); § проблемы морали и нравственности; § проблемы выбора пути исторического развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии; § проблема власти; § проблема государства; § проблема социальной справедливости; § проблема идеального общества; § проблема будущего Этапы развития русской философии: 1.Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; 2. Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России); 3. Русская философия XVIII – первой четверти XIX века; 4. Русская философия XIX – начала XX века; 5. Русская и советская философия XX века
Русская философия возникла в Киевской Руси в XI веке, причём начало процессу было положено принятием христианства русским народом в 988г. и обретением письменности. Так как в процессе христианизации Древней Руси был выбран византийский вариант христианства, то в соответствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали теоцентрические тенденции. Под воздействием византийской культуры в религиозно-философских трактатах В. Мономаха, Сильвестра, Смолятича, Саровского, Филофея затрагивались вопросы добродетели, объяснений христианства, попытки соединения его с язычеством, проблемы государства, права, природы. Вплоть до реформистской деятельности Петра I русская философия осваивала теоцентрические представления, что соответствует периоду западноевропейской средневековой философии. Средневековая философия на Руси не была сформирована как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, развитие православия (приход христианства), становление российской государственности и русской национальности заставили развиваться общественную мысль. До петровского времени в России над мышлением господствовала греческая ортодоксальная церковь, философия развивалась в рамках византийско-православного богословия. Следует отметить, что, проходя путь ученичества под влиянием византийской и западно-европейской философии, русская философия приобрела свою специфику. Русскую философию не раз упрекали в огромном влиянии извне, в отсутствии самостоятельности. Знаток русской философии В. В. Зеньковский отвечал на это следующим образом: «Понятие «влияния» может быть применимо лишь там, где имеется налицо хоть какая-нибудь доля самостоятельности и оригинальности – без этого невозможно говорить о влиянии: нельзя же влиять на пустое место». Русская философия как наука и как философское творчество начинается лишь после и на основе петровских преобразований, с середины XVIII в. Это период русского Просвещения, которое не только создало самобытную национальную философию, но и обеспечило быстрый взлёт философии XIX в. Реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению с философией Западной Европы. Среди русского дворянства распространилось вольтерьянство с его вольнодумством. Многие увлекались идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Продолжались поиски философской сути христианства. Появление оригинальных философских концепций и философских школ связывают со второй четвертью XIX века. В развитие общемировой философии русская мысль внесла оригинальный вклад на рубеже XIX – XX веков в лице представителей религиозно-идеалистической философии и так называемого русского космизма. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв. носит также название русского религиозно-философского ренессанса. В XX веке русская философия уже не только развивается рядом с западно-европейской философией, но и начинает постепенно выходить на путь мирового влияния. Характерные черты русской философии: § сильная приверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; § специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); § целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; § большая роль проблем морали и нравственности; § конкретность; § широкое распространение в массах, понятность простому народу
|