КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская философия XVIII – первой четверти XIX века
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не только в философии, но и во всей общественной жизни. Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси». В XVIII в., когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал «Святой Руси» замещается идеалом «Великой Руси». Эти перемены нашли своё отражение в том, что русская философия, ещё сохраняя известные черты средневековой, шаг за шагом преодолевает религиозные границы. Традиционная философия ещё сохранялась, например в Киево-Могилянской академии. Огромное значение для развития духовной культуры Руси имело основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластики и становится свободной от церкви. В Москве раздавались призывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на русский язык. Но следует отметить и то, что Россия была очень восприимчива и к философской культуре Запада. Основным течением философии России XVIII века было русское “вольтерьянство» и «вольнодумство». Это течение шло по линии секуляризации и определялось потребностью создать новую национальную идеологию «ввиду крушения прежней церковной идеологии». Пропагандистами научного знания и философии нового времени в России, выходящей за рамки богословской традиции, были А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев. М. В. Ломоносов (1711 – 1765) – учёный-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Ломоносов был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомистическая теория строения вещества. Отношение его к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но с другой стороны, не наделял его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. А. Н. Радищев (1749 – 1802) – писатель, философ. Хорошо знал труды западной философии (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер. Главными произведениями являются: ода «Вольность», философско-публицистический трактат «Путешествие из Петербурга в Москву», философское произведение «О человеке». После выхода его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву» ( за издание которой был сослан в Сибирь), в которой он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, Радищев становится первым русским философом, провозглашавшим идею человечности не на основе религиозной философии, а в качестве основного стержня светской общественной мысли. Центральная проблема миропонимания Радищева – человек, его сущность, место и роль в мире. Радищев обосновал принципы народовластия (демократии), свободы слова и вероисповедания.
8. Русская философия XIX – начала XX вв.
В русской философии XIX – XX вв. можно выделить несколько философских направлений:
1. Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен); 2. Философские системы писателей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого; 3. Революционно демократическая философия (Н. Г. Чернышевский, М. А. Бакунин, П. Кропоткин); 4. Русская религиозная философия (В. С. Соловьёв, П. А. и С. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк) 5. Русский космизм (Н. Ф. Фёдоров, А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский);
Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г., проведение либеральных реформ, развитие капиталистических отношений, начало революционно-демократического движения. Значимым этапом русской философии был этап развития философско-социальной мысли декабристами. П. Пестель, Н. Муравьёв, В. Кюхельбекер в своих сочинениях рассматривали проблемы движущих сил в историческом процессе, социальной структуры и её развития, роли личности в истории. Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П. Я. Чаадаев (1794 – 1856) – мыслитель и публицист, участник Отечественной войны 1812 г. Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философических письмах». После публикации в 1836 г. первого из них Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Основная тема философии Чаадаева – историческая судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания, на формирование которого в первой четверти XIX в. Решающее влияние оказали победа России в войне с Наполеоном и поражение декабристов в 1825 г. на Сенатской площади. По Чаадаеву, в основе исторического процесса лежит Божественное провидение; воплощение Божественной воли – христианство, которое является стержнем, двигателем истории. Россия выпала из мирового исторического процесса, её будущее – вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по Чаадаеву является географический. Главной причиной, вызвавшей деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России. Жизненность русской философии, её желание разобраться в социально-политических процессах, идущих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили её представителей на два лагеря: с одной стороны – религиозно-идеалистический, славянофильский, с другой материалистический, западнический. Представители «западников» А. И. Герцен, В. Г. Белинский хорошо усвоили традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привнести их в русскую философию. По их мнению, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет, Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась в себе. Благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. Представители «славянофилов» А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин являлись оппонентами западников. Критикуя существующие порядки, славянофилы отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. В качестве её идеальных устоев рассматривали православие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал. Русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). Славянофилы считали, что любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. Русские писатели Ф. М Достоевский и Л. Н. Толстой оставили большое литературное и философской наследие. Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности.
|