Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Человек, биосоциальное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.




Нетрудно заметить, что в основании различных теорий антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. Явное или неявное следование тому или иному пониманию человеческой природы приводит к постороению существенно разных философских концепций человека.

В современной философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена.

Речь идёт о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Вопрос этот очень сложный и запутанный. Сторонники и того и другого подходов черпают доводы из серьёзных источников. Сторонники первого, утверждая, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности» (выражение русского психолога А. Н. Леонтьева), ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой и продолженный человеком.

Речь идёт о слепоглухонемых детях (родившихся или ставших такими в самом раннем детстве) из специализированной школы в Загорске (Сергиев Посад). У них были оборваны все важнейшие каналы связи с миром ещё до того момента, как они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. И только в школе, с использованием специальных методик, основанных на теории предметной деятельности, их постепенно приучали к человеческому поведению, начиная с приёма пищи и заканчивая сложными навыками письма и даже речи. Их учили произносить членораздельные звуки, затем говорить, затем читать и писать с помощью азбуки Брайля. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные. Об успехе эксперимента свидетельствует то, что четверо из них окончили психологический факультет Московского университета и стали психологами.

Сторонник второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии (социобиология- междисциплинарное научное направление, изучает биологические основы социального поведения животных и человека, используя данные этологии, генетики, экологии, эволюционной теории, социальной психологии, этнографии и др), усиленно развивающейся с 1975 г., когда её основоположник Э. Уилсон опубликовал книгу «Социобиология: Новый синтез». Согласно социобиологам, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а большинство специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определённого местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию с помощью отработанных эволюцией способов и механизмов и др. признавая решающее влияние культурной эволюции, социобиологи стараются обратить внимание, что на формы, в каких мы мыслим и действуем, оказывает тонкое влияние и наша биология. Социобиология, таким образом, ведёт речь о единой природе человека, находя в ней место и биологическим влияниям.

Философская проблема соотношения биологического и социального в природе человека не является отвлечённой, а находится на пересечении многих современных споров. Обсуждая многие конкретные вопросы, не имеющие, казалось бы, отношения к философии, мы оказываемся вовлечены в обсуждение подлинно философских проблем. Перечислим некоторые из них.

В какой степени биологически обусловлено поведение, отклоняющееся от нормы (девиация (от позднелат. deviatio — отклонение), поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.)? Лежат ли в основе криминального поведения или, например, влечения к наркотикам генетически заложенные программы? Социобиологи утверждают, что генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Их критики подчёркивают, что нет доказательств того, что определённые виды поведения являются генетически обусловленными.

Современные психологи работают с так называемым IQ (коэффициентом интеллектуального развития). Уровень развития интеллекта во многом определяет жизненный успех человека. Является ли IQ действительно врождённым (некоторые психологи доказывают, что коэффициент интеллектуального развития ребёнка представляет собой среднее арифметическое от IQ родителей)? В какой степени родители могут повлиять на развитие своего ребёнка, создавая «обучающую среду»? Все эти вопросы представляют интерес не только для профессиональных философов, психологов и педагогов, но и для каждого родителя.

Человек – это не существо среднего рода, это либо мужчина, либо женщина, хотя чаще всего, говоря «человек», мы подразумеваем именно мужчину. Особенности женского и мужского поведения, психики и мышления обусловлены биологически или социально? В современной философии, социологии и культурологии существует понятие «гендер». Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер» описывает социальные и культурные различия между полами, не наследуемые, а приобретаемые в обществе. Гендер– социальный и культурный пол. Понятие характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации.

С вопросом о соотношении биологического и социального тесно связана проблема бессознательного. Долгое время в философии преобладал принцип антропологического рационализма: человек выступал лишь как «человек разумный», что нашло своё наиболее яркое выражение в знаменитом тезисе Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Многие философы XIX века начали анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком. Определяющее влияние на разработку данной проблемы оказал З. Фрейд. Он открыл целое направление в философской антропологии, начав рассматривать бессознательное как важнейший фактор человеческого поведения. Разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.

Итак, человек– понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).

В философии используется и другие понятие для характеристики человека – «индивид» Индивид – это отдельный человек, являющийся носителем определённых социальных свойств. Подход к человеку как к индивиду наиболее полно характеризует такая наука, как социология, изучая зависимость его поведения от тех социальных групп и социальных институтов, которые существуют в обществе.

Социальную сущность человека выражает понятие личности. Личность– это субъект деятельности, имеющий определённое сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, своё место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности, эстетических и этических норм.

Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чём сущность человека, каково его место в мире и в истории. Анализ общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Её становление происходит в процессе социализации (социализация - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование), когда идёт освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием отношений, существующих в обществе, то личность может рассматриваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своём взаимодействии с обществом.

Одной из тем, всегда привлекавших философов, была тема роли личности в истории. В какой степени великая личность может определить ход исторического процесса? Философы, утверждавшие, что всё заранее предопределено и люди ничего не могут изменить, отстаивали позицию фатализма(фатализм - (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.). Философы, утверждавшие, что именно сознание и воля людей, в первую очередь великих личностей, творят историю, называются волюнтаристами (волюнтаризм- от лат. voluntas — воля, направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия) Оба представления являются крайностями в трактовке роли личности в истории. Действительно, значение личности в истории трудно приуменьшить, однако ведь её поведение определяется некими объективно существующими условиями. Конечно, роль личности значительно возрастает на революционных этапах развития общества, но революционные периоды характеризуются и широким движением народных масс. Этот процесс носит объективный и подчас хаотичный характер. Роль личности при этом заключается в организации и направлении данного движения. Выдающиеся личности наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализуют интересы больших социальных групп. Выдающиеся личности проявляют себя во всех сферах деятельности – от выдающихся учёных, религиозных и общественных деятелей до выдающихся преступников.

Проблеме личности уделяют большое внимание наряду с философией социология, психология, педагогика. Каждая личность имеет определённую структуру, элементами которой являются: сознание и самосознание, познавательные процессы, эмоции и воля, темперамент, интуиция, ценностная ориентация, мировоззрение, убеждения, идеалы. В структуре личности представлены все уровни культуры.

Ядром структуры личности является мировоззрение как своёство социального и мыслящего существа. Мировоззрение формируется путём осознания человеком объективной реальности, в также в результате самосознания личности.

Только в обществе формируются и реализуются сущность человека, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни . Личность – конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую родился и сформировался человек, уровень культуры народа определённым образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится её самобытность, в личности – самостоятельность, независимость, сила.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюдения, мышления и т.п. В какой степени индивидуальность человека определяется наследственностью, а в какой средой, остаётся вопросом, тесно связанным с философской проблемой соотношения биологического и социального.

К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности (Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях), которые лежат в основе его существования. Та часть философского знания, которая занимается изучением ценностей, называется аксиологией.

Ценности, обеспечивающие жизнь человека, - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе её выбора. К духовным ценностям традиционно относят нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические, составляющие единое целое – бытие человека в культуре.

Нравственные ценности и мораль.Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Человеческая мораль не едина в культурном и этническом отношении. В разное время, у разных народов, даже у разных социальных слоёв существовали свои представления о добре и зле.

Под этикой в обыденном языке часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении это философская дисциплина, изучающая мораль.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Этика(греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Правила нравственности содержались в мифологических, религиозных и философских системах любого общества. Так, например, Конфуций предложил правила поведения «благородного мужа», которыми на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет руководствовались китайцы, - так называемую «конфуцианскую этику». Учение о жизни как страдании и путях освобождения от него, то есть особая этическая система, занимало центральное место в учении Будды. И Будда, и Конфуций не интересовались вопросами онтологии и гносеологии, главное внимание уделяя именно этике.

В античности появляются самостоятельные этические учения: этический рационализм (Сократ), гедонизм, стоицизм. Христианство предложило систему моральных ценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к Богу и приготовление души к вечной жизни.В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская и этическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности. Реформациястала эпохой формирования протестантской этики, которая превозносит роль труда до значения молитвы, а приобретение богатства считает богоугодным делом. В XVIII веке идею о том, что главной категорией нравственности является долг развивал Иммануил Кант. Он сформулировал «категорический императив» - моральный закон, которому должны подчиняться люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства». В истории философии осталась и такая формулировка, как «ницшеанская мораль», связанная с именем Фридриха Ницше, дерзко позволившего себе критиковать христианские ценности.

В дальнейшем такие политические учения, как либерализм, демократизм, социализм и коммунизм, также исходили из собственных этических систем. Любое видоизменение общества обязательно предполагает и изменение моральных ценностей.

Этика не только описывает правила поведения, но и пытается найти общее основание для них, пользуясь специальными понятиями, этическими категориями, такими как добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье.

В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Важнейшие для индивида ценности определяют для него систему координат – систему ценностных ориентаций. На вершине ценностной пирамиды находится высшее благо, или идеал. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро – это то, что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следование моральным ценностям воспринимается как долг, неисполнение долга – как вина и переживается в укорах и муках совести. Мораль опирается на такой мощный инструмент, как общественное мнение. Особенностью морали является свобода внутреннего выбора, способность к самоопределении. Гибкость и универсальность морали заключается в том, что она опирается не только на рациональную аргументацию, но и на интуицию.

Эстетические ценности и искусство.Человек познаёт мир не только логически, в понятиях, но и чувственно, в образах. Любой деятельности человека присуща художественная сторона. Её осмыслением занимается философия искусства, получившая название эстетики. Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей.

Эстетика пользуется специальными понятиями, эстетическими категориями, такими как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Осознавая себя как личность, выделяя себя из окружающей среды, человек невольно приходит к мысли: зачем он живёт, если он смертен? В чём смысл его собственной жизни?

Смысл жизни имеет человеческое измерение. В мире, где нет человека, нет ни смысла, ни бессмыслицы. Только человек в процессе взаимодействия с миром способен выработать понимание смысла жизни. Это действо он совершает не произвольно, а в соответствии со своими ценностными установками, нормами и идеалами, обусловленными его субъективными особенностями и объективными условиями его бытия. Человек не просто вырабатывает понятие смысла жизни, но и борется за его воплощение.

Содержание цели жизни не является некоторой константой, оно меняется под влиянием различных условий. Одним из таких условий является, например, возраст человека. В юности человек пытается найти ответы на такие вопросы, как: «Зачем я живу?», «Кем быть?», «Что делать?», «Что необходимо знать?» и т.д. В пожилом возрасте у человека появляются другие идеалы, а, следовательно, и другие вопросы.

В философии, в которой проблеме смысла жизни человека уделялось немало внимакния, сложились следующие основные его концепции, отражающие чаяния людей той или иной эпохи, той или иной культуры.

Гедонизм(от греч. hedone — удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. Кратко суть этой концепции выражается суждением «Жить – значит наслаждаться». Наслаждение – высший смысл бытия человека, независимо от того, каким целям служит его жизнь. Во всех случаях жизни, во всех её проявлениях человек должен стремиться к удовлетворению своего собственного наслаждения.

Эвдемонизм этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни. С точки зрения представителей этой концепции, жизнь является стремлением к счастью как подлинному предназначению человека.

Религиозная концепция смысла жизни. Основанием этой концепции является вынесение цели жизни за пределы жизни человека. Цель жизни – «Царство Небесное», являющее собой идеальное совершенство. Религиозная концепция смысла жизни ориентирована на достижение этого идеала через праведную жизнь на Земле во имя веры и любви к Богу.

При этом считается, что основой праведной жизни должен быть аскетизм(от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., призывающий к отречению от «мирской суеты», умерщвлению плоти ради искупления грехов и ревностного служения Богу.

Таким образом, земная жизнь человека в религиозной концепции теряет свою смысловую направленность, она становится лишь средством перехода в потусторонний мир.

Концепция долга. Жизнь в этой концепции предстаёт как самопожертвование во имя служения идеалу. Человек вынужден действовать по велению долга, согласно общим для того или иного сообщества людей моральным принципам с целью утверждения общего блага. Все поступки человека обуславливаются не внешними обстоятельствами (интересами, выгодой, служением Богу), а внутренним нравственным законом. Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter — другой), бескорыстная забота о благе др. людей, отречение от всего личного во имя общественного – вот в чём состоит предназначение человека.

Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода), принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. В концепции утилитаризма смысл жизни лежит в расчёте, связанном с умением извлекать пользу из всего, в том числе и из человека, который превращается здесь в функцию социальной организации.

Прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело, действие). Кредо прагматизма: «Цель оправдывает средства». Из этого основополагающего тезиса следует, что смысл жизни здесь видится в служении практическому действию, выгоде, успеху. Такая целевая установка оправдывает любые средства её осуществления.

Эгоизм (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага.

Представленные концепции смысла жизни показывают, что человечество находится в непрерывном поиске идеалов и ценностных установок, на основе которых можно было бы раскрыть человеческое в человеке, задать смысл его существования.

Итак, смысл жизни – это самостоятельный, осознанный выбор человеком тех ценностей и идеалов, которые ориентируют его на самореализацию, связанную с удовлетворением потребности творить, отдавать, делиться в другими, а иногда и жертвовать собой ради других.

Ещё одной проблемой, имеющей отношение к пониманию сущности жизни, которая с давних пор интересовала человека, а, значит, и философию, является проблема жизни и смерти. Вопрос «Ведёт ли смерть к обессмысливанию жизни?» в этом контексте – один из важнейших.

Буддизм и христианство, например, считают, что смерть делает жизнь никчемной. «Священное писание» приписывает царю Соломону пессимистическую формулу жизни: «Суета сует и всяческая суета», а поэтому «лучше не родиться».

Однако если бы смерть действительно обессмысливала жизнь, то трудно было бы понять во имя чего человек живёт, творит и созидает, развивает культуру и преобразует окружающий мир. Следовательно имеется определённая связь между смыслом жизни и смыслом смерти.

Выявление смысла смерти в истории философии всегда связывалось с взаимодействием души и тела, телесного бытия и небытия. Одни философы отдавали предпочтение душе, которую считали бессмертной и порицали смертное тело; другие – настаивали на единстве души и тела, допуская либо первичность телесного как основы человеческого бытия, либо первичность нетелесного, духовного начала.

Несмотря на различные подходы к пониманию взаимоотношения телесного и духовного в человеке, многие мыслители признавали единство тела и духа и пытались обосновать определяющее начало этого единства с тем, чтобы выяснить смысл смерти.

В современных научных разработках смерти придаётся биологический и социальный смысл. В биологическом аспекте смерть означает полную гибель живого тела. Социальный аспект связан с социокультурными установками, касающимися смерти. Похоронные ритуалы, посмертные почести, правовые нормы, предусматривающие смертную казнь за совершённое преступление, - всё это служит средством воздействия на массовое сознание с целью выработать определённое отношение к этому феномену.

Особое значение в социально-культурных установках придаётся преодолению чувства страха перед смертью. Ведь боятся смерти все, но не все способны «владеть» этим чувством, чтобы обезопасить свою жизнь.

Выявление смысла смерти нередко логически связывается с проблемой бессмертия. Общеизвестно, что христианство ратует за бессмертие души; буддизм связывает бессмертие с перевоплощением в соответствии с кармой. Очевидно, что эта установка есть не что иное, как мифотворчество, которое служит средством избавления людей от страха перед смертью.

Если же говорить о реальном, не мифическом бессмертии, то человек имеет право претендовать на него только в связи с тем, что он оставляет после себя: детей, учеников, добрые мысли и поступки.

В противовес религиозным представлениям о бессмертии, многие философы и учёные приходят к рассмотрению проблемы бессмертия с научных позиций. Так, например, Бернал, Вернадский и др., опираясь на результаты исследований, достигнутые в области естествознания и медицины, высказали предположение о возможности достижения в будущем бессмертия человека с помощью радикальной генетической и психологической его перестройки.

Более перспективным направлением исследований в этой области является изучение способов и механизмов продления жизни человека. Одним из доказательств такой возможности являются успехи трансплантологии, геронтологии, генетики и медицинской техники.

При этом возникает много трудностей не столько технологического, сколько этического порядка. В частности, требуют своего решения задачи укоренения в медицинской практике принципов гуманности и справедливости, а также разработки чётких критериев определения смерти.

Большие надежды учёные возлагают на клонирование, которое пока ещё не вышло за рамки животного мира. Но уже сегодня оно оценивается как один из наиболее эффективных способов решения проблем, связанных с «выращиванием» органов человека, необходимых для пересадки, устранением генетических болезней и уродства.

Однако, немало учёных бьют тревогу в связи с возможностью применения клонирования к человеку. Во-первых, потому, что здесь не обойтись без эксперимента на человеке, что недопустимо в обществе, провозгласившем абсолютную ценность человека. Во-вторых, клонирование основано на превосходстве технократических ценностей над моральными, что может привести к кризису всей системы нравственных норм социума. В-третьих, при клонировании не исключена возможность проникновения из лабораторий в окружающую среду губительных для человека микроорганизмов.

Ведущее место в теории и практике продления жизни человека занимает геронтология, которая основывается на том, что предел жизни индивида, с биологической точки зрения равен приблизительно 120 годам, а причиной старости является нарушение его адаптивных возможностей.

В последние годы получило развитие ещё одно направление медицины – валеология, которая рассматривает проблему продления жизни через призму сохранения здоровья человека.

С темой смерти связан широкий круг проблем, решение которых зависит от социокультурного уровня развития общества и его ментальности. Одной из таких проблем является проблема отношения к эвтаназии, как способа, облегчающего с помощью врача (или кого-либо иного) уход из жизни смертельно больному, тяжело страдающему человеку по его личному желанию.

Сторонники эвтаназии считают бессмысленным продлевать жизнь смертельно больного человека, который сам не желает больше находиться в таком положении и хочет добровольно уйти из жизни. В Голландии, например, этот аргумент сыграл важную роль в том, что эвтаназия была узаконена именно как гуманный акт по отношению к смертельно больному человеку. Однако, если анализировать эвтаназию в рамках абсолютной ценности человеческой жизни, то становится ясной вся несостоятельность этих соображений.

С одной стороны, антигуманность этого акта подтверждается тем, что всякая его узаконенность создаёт условия для злоупотреблений со стороны родственников больного и врача (материальная и иная выгода), особенно в тех общественных системах, где процветают преступность, произвол и аморализм.

С другой стороны и сам врач, помогая своему пациенту уйти из жизни, становится по сути дела убийцей, или, по крайней мере, соучастником убийства, вместо того, чтобы следовать правилу своей профессиональной этики: «Не навреди!».

В рамках проблемы жизни и смерти не менее острой является и проблема суицида (самоубийства).

В общественном сознании давно укоренился стереотип, согласно которому всех самоубийц считают либо душевнобольными, либо слабовольными, малодушными людьми. Однако факты говорят о том, что всё не так просто. Оказывается, что число самоубийств значительно возрастает в периоды роста социальной напряжённости, а тем более в периоды ломки социальных отношений.

Социальная психология убедительно показала, что этот стереотип общественного сознания ложен. К основным выявленным причинам суицида социальная психология относит следующие:

1. Социальные и личные неурядицы, в противоречиях которых запутывается человек, не видя из них выхода.

2. Абсолютизация зла и неверие в добро.

3. Эффект «Зомби», возникающий в результате внушения или использования психотропных средств (известен факт, когда члены секты «Народная религия» в Гайане, насчитывающей 900 человек, совершили коллективное самоубийство, поверив своему пастырю, что наступает конец света).

4. Аномальное сознание, как следствие того или иного психического расстройства или заболевания, а также как результат употребления алкоголя или наркотиков.

Христианство всегда отрицательно относилось к самоубийству, считая его греховным актом, поскольку жизнь – это дар Божий («Бог дал, Бог и возьмёт»). Противниками самоубийства были также многие известные философы, полагая, что самоубийца, как правило, пасует перед трудностями бытия и теряется, когда не может найти выхода из сложного положения. Человек, по их мнению, дожжен использовать свою свободу, разум и волю во имя жизни, а не смерти.

Однако предотвратить суицид, ограничившись только его осуждением, невозможно. Необходимо подкрепить это осуждение оздоровлением общественного климата, вовремя оказать психологическую помощь потенциальному самоубийце и вместе с ним попытаться найти выход из создавшейся ситуации. Поэтому важно всячески поддерживать на всех уровнях появляющиеся во многих странах специальные службы психологической помощи, телефоны доверия и другие формы коммуникации, служащие средством снятия нервного напряжения, способствующие тому, чтобы человек оставался жить.

Весьма сложной и дискуссионной проблемой в настоящее время является применение смертной казни государством к преступникам, признанным судом виновными в совершении тяжких преступлений.

Известно, что против смертной казни выступали выдающиеся представители культуры и политические деятели: Вл. Соловьёв, Л. Толстой, В. Гюго, М. Ганди и др. Они обосновывали свою позицию тем, что государство изначально должно быть гуманным, и, стало быть не может выступать в роли убийцы человека.

На том же основании Европейское сообщество приняло решение о введении моратория на применение смертной казни, к которому присоединилась и Россия.

Социологические опросы в России показывают, что большинство её населения выступает против отмены смертной казни, аргументируя это тем, что в нашей стране число тяжких преступлений продолжает расти, и применение высшей меры наказания будет сдерживать лиц, склонных к совершению особо опасных преступлений. Пожизненное же заключение, которым нередко заменяют смертную казнь, вряд ли можно считать более гуманным. В практике исполнения наказаний есть примеры, когда преступники, приговорённые к пожизненному заключению, умоляют лишить их жизни, поскольку их тюремное существование стало постылым и бессмысленным.

Проблема человека была и остаётся «загадкой человеческого Я», в решении которой пытаются принять посильное участие многие науки, среди них и философия. Проблема человека тесно связана и с практическими вопросами мирового развития и ставится в прямой зависимости от тех тревожных и опасных тенденций, которые проявляются в недрах Западной цивилизации. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что ответить на вопрос: "Что такое человек?" сегодня означает ответить на другой вопрос, а именно: "Что мы - люди - должны сделать сообща, сохранив себя как носителей высоких и уникальных способностей, о которых речь шла выше?".

Такая постановка вопроса ориентирует нас на глубокие размышления о самих себе и об обществе в целом и является по сути программной. И пусть она стимулирует нас в этом направлении. От того, к какому выводу мы придем, зависит наше общее будущее.

Основные понятия и термины:

Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter — другой), бескорыстная забота о благе др. людей, отречение от всего личного во имя общественного – вот в чём состоит предназначение человека.

Антропогенез- процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи), социализация личности, бытие человека в культуре.

Аскетизм(от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., призывающий к отречению от «мирской суеты», умерщвлению плоти ради искупления грехов и ревностного служения Богу.

Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) - направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия)

Гедонизм(от греч. hedone — удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.

Индивид – это отдельный человек, являющийся носителем определённых социальных свойств.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного.

Личность– это субъект деятельности, имеющий определённое сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, своё место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности, эстетических и этических норм.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело, действие) – концепция в которой смысл жизни здесь видится в служении практическому действию, выгоде, успеху.

Смысл жизни – это самостоятельный, осознанный выбор человеком тех ценностей и идеалов, которые ориентируют его на самореализацию, связанную с удовлетворением потребности творить, отдавать, делиться в другими, а иногда и жертвовать собой ради других.

Социализация - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества

Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода), принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

Фатализм - (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.).

Философская антропология – направление философии, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.

Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой

Человек– понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).

Эвдемонизм этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни.

Эгоизм (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье).

Этика(греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты