Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 13. Философское учение о познании




 
 


Вы будете изучать:

  • теорию познания;
  • формы человеческого знания и особенности его проявления в современном обществе;
  • рациональное и чувственное познание;
  • понятие истины;
  • современные концепции истины.

Цели темы:

  • проследить постоянное обновление взглядов философов на развитие познания;
  • познакомить с современной научной картиной мира;
  • дать основные понятия гносеологии

После изучения темы вы сможете:

  • иметь представление о сложности процесса познания мира и его противоречиях;
  • различать типы философских позиций в понимании мира;
  • устанавливать взаимосвязь и определять взаимозависимость между двумя видами познания;
  • устанавливать связь между философским учением о познании и приёмами познания тех наук и дисциплин, которые вы изучаете

 

Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе её развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение.

Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинного знания.

Позднее появился термин «эпистемология», который очень быстро получил широкое распространение. Под этим термином принято понимать теорию научного познания.

Основные проблемы и вопросы гносеологии:

§ познаваем ли мир?

§ способности познания человека;

§ как человек познаёт мир?

§ что есть истина?

§ каковы критерии истины?

§ фундаментальные законы познания;

§ различные виды познания

 


         
 
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
 
     

 

 


 

       
 
ü человек познаёт окружающий мир непосредственно, то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества; ü человек познаёт окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры)
   
ü принцип диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; ü принцип историзма - рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; ü принцип практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; ü принцип познаваемости – быть убеждённым в самой возможности познания; ü принцип объективности - признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания; ü принцип активности творческого отображения действительности; ü принцип конкретности истины - искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях    
 

 

 

 

 


Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, то есть что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Ещё одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.

В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления.


Основные подходы к проблеме познаваемости мира:

       
   
 

 


Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.

Под субъектом познания понимают носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности и её оценки, которым может быть индивид, коллектив, социальная группа, общество в целом.

Объектом познания обычно называют то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

В самом процессе познания выделяют три формы:

§ чувственное познание;

§ рациональное познание;

§ иррациональное познание


§

Процесс познания

           
   
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
 
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
 
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
 
 
 
§ Ощущение § Восприятие § Представление  
 
§ Понятие § Суждение § Умозаключение  
     
§ Интуиция § Озарение § Предчувствие § Восприятие во сне § Ясновидение § Яснослышание
 


Ощущение – единичный акт чувственного познания. Является простейшим, элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека.

Ощущения являются недифференцированными и неопредмеченными впечатлениями об окружающей среде и выполняют ориентационную и сигнальную (знаковую) функции.

Восприятие представляет собой такую форму чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности.

Восприятие возникает на основе ощущений и обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Оно тоже характеризуется образно-знаковым единством. С одной стороны, чувственные впечатления, ощущения, лежащие в основе восприятия, функционируют в качестве неких сигналов, с другой – они складываются в определённый образ предмета.

 
 


Представление – образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый, создаваемый воображением. Представление имеет ряд специфических особенностей:

§ этот чувственный образ воспроизводится в сознании, когда нет непосредственного взаимодействия человека с самим предметом;

§ он отличается определённой обобщённостью, абстрактностью (он теряет отдельные детали и отдельные специфические черты самого предмета);

§ у этого образа может и не быть своего прообраза в реальной действительности (образ-модель, образ-цель, образ-план), в этом случае представление, называют воображением, без которого невозможен ни один вид творческой деятельности.

 

Чувственное познание во всей совокупности его форм имеет большое значение в жизни человека. С помощью чувственного познания человек получает первичные знания об окружающем его мире и о себе самом, в его сознании формируется чувственная картина мира, которая необходима для того, чтобы он мог адаптироваться к условиям собственного бытия.

Однако для глубокого и всестороннего познания вещей, отношений между ними, для понимания сути того или иного события истории, того или иного социального феномена и т.п. одного чувственного познания оказывается недостаточно. И здесь на помощь человеку приходит рациональное познание, которое нередко называют абстрактным мышлением. Оно тесно связано со способностями человека к обобщениям и идеализациям, суждениям и умозаключениям, другим логическим операциям.

Для рационального познания такой же первичной формой, как ощущения для чувственного познания, является понятие. Абстрактное мышление нередко рассматривают как процесс оперирования понятиями.

Понятие – это форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков.

Число предметов, обобщаемых в понятии, может быть различным. Понятие может отражать признаки лишь одного вполне конкретного предмета («естественный спутник Земли») или признаки группы однородных предметов («философ»). Оно может относиться и к ирреальным, несуществующим в действительности предметам («вечный двигатель», «философский камень»). В понятиях может быть различным и уровень обобщения. Одни из них, как правило, используются в какой-либо одной области познания (частнонаучные понятия), другие – в целом ряде наук (общенаучные), третьи имеют всеобщий характер (философские).

С помощью следующей формы рационального познания – суждения – человек соотносит те или иные свойства с предметами, характеризуя эти предметы с определённой стороны. В них он выражает мысли о существовании некоторого предмета, о тех или иных отношениях между предметами. Суждение, по сути дела, «есть не что иное, как способность мышления» (И. Кант)

Суждение это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности.

Основным элементом суждения являются понятия, которые связываются между собой определённым образом, что и порождает новую структуру мысли. Сами же суждения способствуют прояснению сути того или иного понятия. Они помогают понять понятия. Так, определяя понятие «обучение», мы можем использовать такое суждение: «Обучение есть процесс передачи и усвоения знания».

Третьей основной формой абстрактного мышления является умозаключение, которое представляет собой некоторую совокупность суждений, связанных между собой определённым образом. Это некоторое рассуждение, в котором есть результат – новое знание.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение.

Главной особенностью умозаключений является то, что с их помощью человек может получать знания о предметах действительности без непосредственного взаимодействия с ними, благодаря способности к рассуждению.

Говоря о рациональном познании, нельзя не остановиться и на проблеме соотношения рассудка и разума.

Уже в античной философии среди познавательных способностей выделяли разум как созерцательную способность, относящуюся к познанию умопостигаемых предметов, и рассудок, как способность к сознательному проведению логических операций.

При этом разум считался наивысшей из всех познавательных способностей, так как только он может одновременно охватить во всей целостности совокупность всех прообразов сущего и осуществить познание принципов, закономерностей, первоначал.

Рассудок, в отличие от разума понимался, как способность последовательно связывать мысли-образы по правилам логики, и, одновременно, как способность объяснять. Рассудок опирается на исходные знания и зависит от идеальных форм. Он есть познание на основе принципов.

Большой вклад в изучение взаимоотношения рассудка и разума внёс И. Кант. Он полагал, что «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления».

По Канту рассудок – это способность к суждению, способность давать правила. Рассудок опирается на опыт, на материал, данный как результат чувственного познания. Из этого «материала», проводя те или иные логические операции, он выводит новые суждения, упорядочивает знания, классифицирует и систематизирует полученные из опыта данные, помогает субъекту быстрее сориентироваться в привычных ситуациях.

Разум же содержит внутри себя самого источник понятий и принципов. Он не заимствует их ни у рассудка, ни у чувств. Он сам творит понятия и принципы. И если рассудок действует в пределах наличного знания, то разум прорывается за эти пределы, расширяет и углубляет знания.

Наличие рассудка и разума, этих двух различных, но и взаимосвязанных компонент мышления, подтверждается и научными данными о двух разновидностях мышления, которые называют левополушарным и правополушарным. Левополушарное мышление – это рассудочное мышление. Оно более строгое, более абстрактное, более схематичное, логически упорядоченное. Правополушарное мышление – это «разумное», понимающе-смысловое мышление. Оно обладает образностью, конкретностью, целостностью. Это мышление творчески-конструктивное, которое схватывает картину действительности целиком, на лету улавливает смысл сказанного, не акцентируя сознание на логико-грамматических особенностях речи.

Определите с помощью теста «Художник-Мыслитель» ваш преобладающий тип мышления. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь 10-ти бальной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».

ВОПРОСЫ:

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести её.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно даётся алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов

10. У меня преобладает плохое настроение

Подсчитайте сумму баллов по вопросам:

Л = 1,2,5,8,9 («левополушарный»)

П = 3,4,6,7,10 («правополушарный»)

Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у вас преобладает логический тип мышления.

Если у вас (П) больше (Л), то вы человек художественного склада.

В процессе своей предметной или теоретической деятельности человеку нередко приходится сталкиваться с весьма сложными ситуациями и задачами. При этом бывают случаи, когда ему приходится напряжённо думать, рассуждать, использовать весь свой интеллектуальный потенциал для того, чтобы разобраться в ситуации или найти решение трудной задачи. Но бывает и так, что решение задачи, выход из сложного положения находятся как бы сами собой. Они возникают внезапно, совершенно неожиданно для человека как готовый результат, как некоторая данность. В этих случаях говорят об иррациональном мышлении, самой важной составляющей которого является интуиция. Интуицию можно трактовать узко и широко, её условно делят на чувственную и интеллектуальную, обыденную и профессиональную (техническую, научную, медицинскую, художественную, педагогическую и т.д.).

В истории науки, техники и искусства немало примеров внезапных, неожиданных для самого человека «озарений», когда в его сознании возникает решение той или иной конкретной задачи, над которой он настойчиво работал. Иногда это решение приходит к человеку во сне. Во сне Менделееву пришло решение представить систему химических элементов в виде таблицы, у Пушкина родилась нужная ему поэтическая строка.

Исследования этого трудно уловимого феномена показывают, что интуиция всегда связана со следующими факторами:

§ неожиданность, внезапность пришедшего в голову решения;

§ прямое усмотрение этого решения, непосредственность его постижения;

§ новизна решения, его нестандартность, неординарность;

§ неосознанность процесса решения, невозможность воспроизведения путей и способов решения.

Если учитывать только эти факторы, то мы придём к понятию интеллектуальной интуиции как способности ума непосредственно постигать истину, не выводя её из других истин с помощью доказательства и не усматривая её лишь внешними чувствами.

Если же интуиция трактуется как способность воспринимать знания непосредственным образом с помощью органов чувств, то это уже понятие чувственной интуиции.

В современной литературе наиболее полную разработку получила следующая трактовка интуиции:

Интуиция - (ср.-век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Полученные человеком знания не остаются в его памяти «мёртвым грузом», они в той или иной мере используются им в практической деятельности. Опираясь на знания об окружающем мире, человек в нём ориентируется, активно воздействует на этот мир, целенаправленно его изменяет.

Однако не всякое знание оказывается помощником в жизнедеятельности человека. Знание может оказаться поверхностным, не глубоким, оно может оказаться ошибочным и даже ложным. Использование такого знания в практической деятельности может привести к негативным и даже трагическим последствиям.

Целью познания является истинное знание. Но что такое «истина»? Этот вопрос для гносеологии является фундаментальным. От того или иного понимания истины зависят ответы на вопросы о её достижимости, о её критериях и т.д.

В философии нет единого мнения о сущности истины. Существует несколько концепций истины:

§ когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;

§ конвенциональная теория истины исходит из того, что научные теории и используемые в них понятия не являются отражением объективной реальности, а есть лишь результат соглашения (конвенции) между людьми;

§ прагматическая концепция истины, где критерием истинности считается практика и истина определяется как полезность в деле достижения желаемой цели;

§ концепция соответствия, согласно которой истинным является то, что соответствует действительности (традиционная, или классическая концепция истины)

 

Итак, согласно традиционному пониманию, истина– это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности.


 

 

       
 
1) полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем
 
1) неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения


 

 

 
 


Специфическим гносеологическим феноменом является заблуждение. Если ложь – это намеренное искажение действительности, вполне осознанная попытка выдать неверное знание за верное или наоборот, то заблуждение является непреднамеренным искажением знания (например, в философии и науке многие годы истинной признавалась геоцентрическая, а не гелиоцентрическая система строения мира. Аналогичные примеры есть в физике, математике и других науках).

Критерии истины:

§ опыт (практика);

§ психологический критерий;

§ теоретический критерий

Научное познание или просто наука представляет собой целенаправленную деятельность человека по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, индивидуального, личностного знания, отделено от индивида. Научное познание связано с использованием специально разрабатываемых приёмов и средств познания, способствующих обработке и систематизации полученных результатов.

История развития науки, которая насчитывает более чем две тысячи лет, показывает, что в этом сложном процессе, где можно выделить взлёты и падения, обнаруживаются определённые закономерности и тенденции. На них в то или иное время обращали внимание различные философы, занимающиеся проблемами познания в целом.

Однако пристальное внимание на проблемы научного познания, и, в частности, на проблемы развития науки философы обратили лишь во второй половине XIX века. С этого времени начинает свой отсчёт такое философское направление, как «философия науки».

«Философия науки» занималась проблемами, связанными со структурой научного знания, способами его обоснования, её интересовали средства и методы познания в области науки, а также закономерности её развития.

 

 


 

 


 

 
 

 

 


 

 

       
   
 
 

 



Результаты эмпирического и теоретического познания становятся основой для формирования научной картины мира.

Научная картина мира – это целостная система представлений об окружающем человека мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов.

Научная картина мира в свою очередь подразделяется на специальную и общенаучную.

Специальная научная картина мира соответствует знаниям, полученным той или иной частной наукой. Каждая частная наука является базой для своей собственной картины мира, которая может быть физической и биологической, химической и астрономической, исторической и политической и т.д.

В случае, когда мы имеем дело со специальной картиной мира, речь идёт не о мире в целом, а о той его области, которую изучает конкретная наука. Специальная научная картина мира способствует систематизации научного знания в области конкретной науки, служит основанием для дальнейших исследований в этой области, являясь в определённом смысле, их программой, в которой определяются цели и задачи предполагаемых исследований, их средств и методов.

Общенаучная картина мира – характеризуется тем, что она возникает на основе синтеза знания из разных областей науки. Этот синтез не является простой процедурой механического соединения различных данных тех и других наук, а осуществляется на основе их глубокого осмысления и систематизации, тесной взаимосвязи и взаимопроникновении. К настоящему времени наиболее разработанной является естественнонаучная картина мира, синтезирующая в себе знания физики, химии, геологии, биологии и некоторых других наук.

В основе естественно-научной картины мира лежит его физическая картина. В процессе развития физического знания меняются и представления о мире природы. В XVI - XVII вв. натурфилософскую (физическую) картину мира сменяет механистическая, которая распространяет законы классической механики Ньютона на все явления мира.

В XIX веке внутри этой картины формируется термодинамическая картина мира, фундаментом которой становятся молекулярно-кинетическая теория и статистические законы.

XX век вновь меняет естестнно-научную картину мира. Сначала она базируется на квантово-механической концепции. Затем её дополняет биологическая картина мира, на становление которой оказывают влияние эволюционная теория, генетика и экология.

В последние годы на формирование современной общенаучной картины мира воздействует синергетический подход. Мир в целом предстаёт как открытая, неравновесная система, развивающаяся нелинейно; в нём постоянно происходят переходы от устойчивости к неустойчивости, от порядка к хаосу и наоборот.

 

Основные понятия и термины:

Абсолютная истина - 1) полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем

Агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию) – философское учение о непознаваемости мира.

Восприятие - форма чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отображается в сознании во всей его целостности.

Гипотеза – некоторое обоснованное предположение о существовании объекта, о закономерностях развития того или иного явления или необходимых связях объекта.

Гностицизм (от греч. gnostikos — знающий) – философское учение, утверждающее, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно.

Интуиция - (ср.-век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Истина– адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности

Наука - целенаправленная деятельность человека по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, индивидуального, личностного знания, отделено от индивида.

Научная картина мира – это целостная система представлений об окружающем человека мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов.

Научный факт – форма эмпирического знания, которая определённым образом фиксирует знание, полученное с помощью чувственно-практического опыта.

Объективная истина - истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта)

Относительная истина - 1) неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения

Ощущение – единичный акт чувственного познания.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Понятие – форма мысли, в которой отдельные предметы или их группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков.

Представление – образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый, создаваемый воображением.

Проблема – вопрос, который не может быть решён в рамках знания, составляющего базис некоторой теории

Субъективная истина - истина, зависимая от человека (субъекта).

Суждение-мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности.

Теория – совокупность логически связанных между собой знаний, которая даёт целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления или некоторой области явлений действительности

Умозаключение– форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение

Эмпирический закон – форма эмпирического знания, в которой обобщаются результаты конкретных практических исследований в некоторой области явлений.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты