Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 16. Философия истории




 
 


Вы будете изучать:

  • диалектику общественно-исторического развития;
  • модели исторического развития;
  • критерии прогресса, движущие силы исторического процесса.

Цели темы:

  • познакомить с современными философскими концепциями исторического процесса;
  • проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества;
  • развить способность самостоятельного анализа социально-исторических проблем;
  • научить ориентироваться в истории социально-политических учений

После изучения темы вы сможете:

  • понимать, какие философские системы стоят за политическими дебатами;
  • различать типы философских позиций в понимании исторического процесса;
  • рассматривать свои собственные представления об историческом процессе в контексте истории философии;
  • понимать причину изменений представлений об истории.

 

Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить тот факт, что общество не находится в неизменном состоянии, а постоянно изменяется. Откуда мы и куда идём, чего ждать от настоящего и будущего – вот вечные темы размышлений философов об обществе и его истории. Именно эти темы являются предметом рассмотрения такого раздела философии как философия истории.

 

Основные проблемы и вопросы философии истории:

§ смысл истории;

§ направленность истории;

§ фундаментальные законы исторического развития;

§ критерии исторического прогресса;

§ исторический детерминизм;

§ движущие силы истории;

§ перспективы исторического развития человечества

Философия истории рассматривает общество в состоянии изменения, то есть изучает его как процесс.

Общественно-исторический процесс – это последовательное изменение состояний общества.

 

 


Существует несколько мнений по поводу направленности этого процесса:

 

 

 

 


Среди философов не существует единого мнения о том, какой из видов развития является основным. В истории можно найти примеры, подтверждающие как оптимистический вариант развития, так и пессимистический (общества погибали в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов). Сторонники и той и другой позиции приводят свои доводы, но в целом вопрос о прогрессе и регрессе остаётся вопросом скорее веры, чем строгого доказательства.

Так, например, в XVIII в., во Франции среди философов-просветителей Вольтер и Д. Дидро защищали идею прогрессивного, а Ж.-Ж. Руссо – регрессивного развития.

Дискуссия о направленности исторического развития привела к обсуждению проблемы его критериев.

Основные критерии исторического прогресса:

§ духовное развитие человека;

§ расширение свободы человека;

§ овладение силами природы;

§ развитие производительных сил общества;

§ развитие науки и техники;

§ продвижение по пути объединения человечества

 

В философии истории также существует такое понятие, как факторы исторического развития, то есть силы, которые влияют на исторический процесс.

 

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИИ
Объективные Субъективные
Природно-исторические закономерности Выдающиеся исторические личности
Географические условия Социальные группы и классы
Космические влияния Народные массы
Влияние психосферы планеты Субъекты истории

 

В философии истории существует множество моделей исторического процесса. Рассмотрим основные из них.

До возникновения философских моделей предлагались модели религиозные. Так, например, согласно христианскому подходу вся мировая история делится на три этапа:

1) языческий (все народы поклоняются множеству богов);

2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие);

3) новозаветный (связан с появлением христианства)

В религиозной модели также есть свой критерий – христианизация. Религиозный подход сохраняется, несколько видоизменяясь, в религиозной философии – неотомизме и у русских религиозных философов.

 

Основные философские модели исторического процесса:

               
       
 
 

 

 

 

 


Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Формация – этап общественного развития, в основе которого лежит определённый способ производства. Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций:

§ первобытно-общинная;

§ рабовладельческая;

§ феодальная;

§ капиталистическая;

§ коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал)

 

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает её и затем уже сама отрицается ещё более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента – базис и надстройка.

 

 
 

 

К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы (люди, средства производства, орудия труда, знания) постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения (отношения между людьми в процессе общественного производства, отношения по производству товаров, их распределению и потреблению), остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным, либо мирным путём происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения либо постепенно, либо путём коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведёт к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущимися силами истории) – возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

Формационная теория стала одной из наиболее распространённых в XX в. (в нашей стране в советский период она была единственной и официально поддерживаемой). Формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп.

Достоинства формационного подхода – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.

Недостатки – неучёт других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формаций, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

Конечная цель человечества у Маркса – торжество разума и свободы на земле. И к этой конечной цели постепенно придут все народы. Тот факт, что они растянулись по всем формациям и не идут единым строем (ещё и сейчас в человеческой истории есть все формации – от первобытных людей в джунглях до почти коммунистического общества в Северной Корее), говорит о том, что это вызвано местными особенностями и неравными условиями на старте.

Из теорий однолинейного прогрессивного развития наиболее популярной стала теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами.

Книга американского экономиста и социолога У. Ростоу «Стадии экономического роста» вышла более 30 лет назад и с тех пор десятки раз переиздавалась. Она имеет характерный подзаголовок «Некоммунистический манифест», то есть задумана как антимарксистская теория, хотя на деле мало чем отличается от построений Маркса, только вместо формаций употребляется слово «стадия».

Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определённым уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

4) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);

5) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);

6) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);

7) будущее постиндустриальное общество (технотронное, информационное общество XXI века).

Вся человеческая история сводится у Ростоу к истории развития техники. Развитие передовых стран Европы и США жёстко предопределено, что касается отсталых стран Азии, Африки и Латинской Америки, то они вообще находятся у Ростоу вне истории.

Освальд Шпенглер – один из первых мыслителей, предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истории человечества нет, линейная схема «Древний мир – Средние века – Новое и новейшее время» не выдерживает критики. Если взять, например, Древний Рим, то там были свои и средние века, и новое время, был свой феодализм и свой капитализм. Так, Рим начала нашей эры – это крупный город с многоэтажными домами, с лифтом (поднимавшимся вручную), с водопроводом, с подобием газеты (Шпенглер приводит объявление какого-то царька из Северной Африки, который хотел снять квартиру на 4-5 этаже в центре Рима), с крупными фабриками. Это типичный Нью-Йорк XX века, только со своим национальным колоритом и уровнем развития техники.

Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. И между ними нет никакой преемственности. От Древнего Египта нам остались одни руины: полуразрушенные пирамиды, сфинксы… Но самого народа, который создал великую культуру, уже нет, он давно исчез, как исчез дух этого народа. Те, кто сейчас живёт на территории Египта, пришли туда относительно недавно. Те, кто сейчас живёт на территории Италии, не имеют почти никакого отношения к древним римлянам. А от древнего Рима опять же остались одни руины.

О. Шпенглер выделял восемь основных культур, обладающих собственным стилем, духом:

 

§ египетская;

§ индийская;

§ вавилонская;

§ китайская;

§ греко-римская;

§ майя;

§ византийско-арабская;

§ западноевропейская

 

В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую.

Каждая культура – это организм, имеющий свой срок жизни, примерно тысячу лет. Каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во Вселенной и т.п.

Каждая культура расцветает на почве строго ограниченной территории, к которой привязана наподобие растения. Культура умирает после того, как осуществит все свои возможности.

Когда цель достигнута и вся сумма возможностей реализована, культура вдруг застывает, отмирает и она становится цивилизацией.

Всякая культура, как и человек, переживает разные возрасты. У каждой имеется своё детство, юность, возмужалость и старость. Старость – это переход культуры в цивилизацию. Это закат, близящаяся смерть культуры. Если культура – это организм, органическое состояние, то цивилизация – это состояние искусственное. Цивилизация – это судьба культуры, неизбежный её конец.

Хотя книга О. Шпенглера, в которой он изложил свою концепцию, называется «Закат Европы», в ней он попытался проследить судьбу любой культуры. Любая культура, переходя в цивилизацию, начинает неизбежно умирать. Это особенно наглядно видно на примере рождаемости. В эпоху затухания культуры рождаемость резко падает. Так падала она в Древнем Риме, там издавались даже императорские указы, которые разрешали брать бесплатно пустующие земли, разводить там хозяйство, растить семью. Ничего не помогало: ко второму захвату варварами Рима его население сократилось настолько, что могло всё вместиться в сам город Рим. Варвары лишь ускорили смерть, которая сама уже почти настигла римлян. Когда Кортес со своим отрядом высадился в Мексике, народ майя уже вымирал его культура угасла, население было так малочисленно, что Кортес с небольшим отрядом быстро завоевал всю страну.

В Европе с самого начала XX века идёт неуклонное падение рождаемости, причём именно в высокоразвитых странах. Люди не хотят иметь детей не потому, что они бедны, и им трудно прокормить ребенка, а потому, что подсознательно всеми владеют, как считал Шпенглер, усталость, душевный надлом и безотчётный страх перед будущим.

Арнольд Тойнби был не только продолжателем идей О. Шпенглера. Он в значительной степени развил концепцию циклического развития истории, подкрепив её ещё большим историческим материалом, исследовав ещё больше стран, народов, цивилизаций – как древних, так и современных. В огромной двенадцатитомной работе «Постижение истории» Тойнби насчитал 37 цивилизаций.

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История – нелинейный процесс, а процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Тойнби выделил основные локальные цивилизации, которые оставляют яркий след в истории человечества и косвенно влияют (особенно в религиозном плане) на другие цивилизации. Это цивилизации:

 

§ шумерская;

§ вавилонская;

§ минойская;

§ греческая;

§ китайская;

§ индусская;

§ исламская;

§ христианская

 

Каждая цивилизация начинается с ответа на вызов – сначала природной, а потом и человеческой среды. Для иллюстрации этого положения Тойнби рассматривал происхождение египетской цивилизации. Много тысяч лет назад сильное потепление в Северной Африке, привело к иссушению земель, появилась пустыня Сахара. Общины охотников и собирателей афраазийской саванны, не изменив в ответ на вызов ни местопребывания, ни образа жизни, погибли.

Но были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни. Они, вдохновляемые храбростью или отчаянием, шагнули в гиблые болота вокруг реки Нил и превратили их в благодатные земли Египта.

Тойнби приводит и множество примеров неспособности людей ответить на вызов. Такова судьба цивилизации майя. В отличие от дамб и дренажной системы Египта, которые сохранились до сих пор в рабочем состоянии, материальные плоды неустанных трудов древних майя практически исчезли. Единственными уцелевшими памятниками их цивилизации остались руины грандиозных построек. Тропический лес поглотил их в буквальном смысле слова. Контраст между современной Мексикой – довольно бедной страной – и древним уровнем цивилизации майя не поддаётся человеческому воображению. Эти огромные пирамиды когда-то были свидетельством победы человека над природой. Но даже с высоты своих дворцов и пирамид майя не смогли увидеть подкрадывающегося врага. Человек не смог предотвратить наступление леса, который поглотил возделываемые поля, площади и дома, а потом добрался до дворцов и храмов.

Итак, движущие силы истории по А. Тойнби:

 

§ вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

§ ответ цивилизации на вызов;

§ деятельность талантливых личностей (великих людей)

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты