КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Непрерывное образование и самообразование 1 страницаСистема образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных, так и субъективных причин пренебрегает «интересами индивида», относится к нему как к «средству», а не как к «цели». Это противоречие отнюдь не случайно. Его четко сформулировал в своей лекции «Педагогика и социология», прочитанной в 1902 году в Сорбонне, французский социолог Э. Дюркгейм: «Воспитание не имеет единственной или главной целью индивида и его интересы, оно есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования... Оно (воспитание) состоит в целенаправленной социализации молодого поколения»'. Историческая миссия преодоления этого противоречия во многом зависит от эффективности использования всех возможностей и резервов системы непрерывного образования. Институт непрерывного образования охватывает школу и внешкольные учреждения культуры, базируется как на образовании, так и на самообучении. И в том, и в другом случае учащимися осуществляется учебное познание, т.е. освоение некоторой части общественного знания (отличие «учебного» познания от «неучебного» в том, что объектом познания является не реальная действительность (природа, Бог, общество, человек), а знания об этой действительности, уже добытые людьми. Отличие познавательной деятельности в этих двух случаях заключается в том, что при обучении педагогом преподносится учащимся учебный материал, заранее отобранный, систематизированный и обработанный для наилучшего восприятия (учебная и популярная литература, кино, лекция), причем предусматривается соответствующая система контроля и аттестации обучаемых; самообучение предполагает самостоятельный отбор и осмысление учащимися соответствующих фрагментов общественного знания, часто без помощи каких-либо специально подготовленных «учебных материалов». Граница между образованием и самообразованием не является жесткой. Любое образование включает элементы самообразования, ибо предполагает самостоятельное осмысление учащимся учебного материала (например, домашние задания), а самообразование редко обходится без рекомендаций со стороны сведущих людей (консультантов, библиографов, коллег). Обучение и самообразование дополняют друг друга как две формы учебного познания. При этом следует учитывать, что формальное обучение включено в игру (учащиеся мысленно переносятся в ту или иную проблемную ситуацию, анализируют ее, пытаются найти решение и т.д.), а самообразование включено в практическую (как правило, производственную) деятельность, которая ставит свои отнюдь не вымышленные проблемы. Поэтому самообразование выше обычного обучения, оно, по словам ученых, «конечная истина образования». Структура института непрерывного образования включает те учреждения образования, культуры и науки, которые обеспечивают обучение и самообразование в наши дни. Их можно классифицировать, во-первых, по уровню передаваемого учащимся знания: необходимые всем первоосновы знания и знания специально-профессиональные; во-вторых, по формам обеспечиваемого учебного познания: обучение и самообучение (см. табл. 1).
Таблица 1
Практически службы научно-технической информации доводят общественное знание до сведения своих абонентов в двух режимах: 1) текущее информирование посредством создания информационных сайтов, реферативных журналов, библиографических бюллетеней, экспресс-информации, периодических обзоров и других информационных изданий или посредством избирательного (индивидуализированного) распределения текущей информации; 2) справочное обслуживание (режим «запрос-ответ», ретроспективный поиск), где предусматривается выдача не только текущей, но и ранее поступившей информации. Именно текущее информирование представляет собой не что иное, как средство обновления и поддержания квалификации специалистов на современном уровне, оно всеми своими формами работает на образовательную функцию служб НТИ. Конечно, и справочное обслуживание, обращение к базам и банкам данных информационных служб расширяет и обогащает кругозор специалистов, служит незаменимым инструментом самообразования специалистов. Таким образом, правомерно сделать ряд следующих выводов. В российских условиях институт непрерывного образования не оформился, но есть главные предпосылки для его формирования, к которым относится прежде всего сеть культурно-досуговых учреждений, средств массовой информации, служб научно-технической информации. Культурно-досуговые учреждения и средства массовой информации активно выполняют внешкольно-образовательную функцию; для служб НТИ развитие образовательных функций связано с формированием электронной коммуникации. Система непрерывного образования непосредственно влияет на образованность и интеллектуальность личности и опосредованно - на духовность. Поскольку степень образованности (культурности) и интеллектуальности - показатель индивидуальности личности, то непрерывное образование выполняет как индивидуализирующие, так и социализирующие функции. Обратим внимание: самореализация непрофессиональная, а социализация или индивидуализация внешкольная. Духовно-психическая структура личности как социально-культурной единицы приобретает вид пирамиды. Институт непрерывного образования представляет для нас особый интерес, поскольку в нем отчетливо выделен уровень самообучения, удовлетворяющий потребности личности в индивидуализации. В отличие от школ и библиотек институт непрерывного образования появился в социально-культурной системе сравнительно недавно - не более полувека назад. Науковеды попытались проследить темпы прироста научного знания, взяв за точку отсчета начало нашей эры. Первое удвоение объема научных знаний произошло к началу ХУШ века1, т.е. к началу становления промышленной культуры в Западной Европе. Благодаря медленному темпу роста знаний, если профессионал овладевал соответствующим фрагментом культурного наследия во время обучения, то этой подготовки ему хватало на всю жизнь, и никакого повышения квалификации не требовалось. Следующий период удвоения длился 200 лет (до начала XX века); он также был значительно больше длительности человеческой жизни, и проблема доучивания и переучивания практически не возникала. Третий период удвоения знаний оценивается в 50 лет (с начала XX века до 1950 года), т.е. был соизмерим с длительностью творческой жизни человека. Здесь уже нельзя было обойтись без последипломного обучения. Именно тогда возникли учреждения повышения квалификации врачей, учителей, инженеров. Но обучение носило эпизодический, в лучшем случае - периодический характер, что до поры до времени себя оправдывало. Мировая практика показывает, что нужна опирающаяся на поддержку народа государственная политика реализации образовательных интересов на базе школы, ориентированной на общечеловеческую цивилизацию и национальную культуру. Удовлетворение духовных интересов и потребностей детей и взрослых нуждается в расширении образовательного пространства, интеграции всех видов учебных заведений с неформальными организациями. Очень важно использовать широкие возможности локального социума, рекреационных и культурных учреждений и масс-медиа. Здесь можно использовать классификацию сфер образовательной деятельности, применяемую специалистами к области непрерывного образования: институциональная (школы, профтехшколы, колледжи, вузы и т.д.), внеинституциональная (библиотеки, музеи, журналы, телевидение и т.д.) и окказиональная, протекающая спонтанно (семья, улица, соседи и т.д.). Современная философия образования исходит из идеи превращения образования в образ жизни, изменения установки личности в зависимости от потребления знаний. Ясно, что само по себе привитие навыков самообразования, развитие личных познавательных интересов недостаточно. Необходимо создать сеть учреждений внешкольного и послешкольного образования, т.е. сформировать институт непрерывного образования, который является вторичным по отношению к первичному институту школьного обучения. Под непрерывным образованием обычно понимают продолжающуюся всю жизнь систематическую, добровольную и социально регулируемую деятельность каждого человека по приобретению и обновлению как общих, так и профессионально-специализированных знаний, умений и навыков. Непрерывность образования предполагает преемственность и взаимное дополнение формально регламентированного обучения и неформального инициативного самообразования (самообучения), единство противоположных начал - общественных требований к социализации и профессионализации и индивидуальных интересов, склонностей и спо- Дополнительное образование С 1992 года в Российской Федерации получила дальнейшее развитие система дополнительного образования детей и взрослых на базе секций внешкольных учреждений, традиций и опыта социально-культурной деятельности в области внешкольного воспитания. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» внешкольные учреждения были преобразованы в учреждения дополнительного образования. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего, как специалиста уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития. Во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации. В-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуго-вые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у взрослых. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов может быть признано дополнительное образование, организуемое учреждениями, основное предназначение которых - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Образовательные учреждения призваны создавать условия для творческой самореализации личности, при этом концентрировать внимание на индивидуальности каждого из них, ориентировать свою деятельность на свободно возникающие и растущие в процессе познания интересы к различным сферам жизни. Отсутствие принуждения, свобода выбора занятий делает учреждения дополнительного образования привлекательными для любого ребенка в любом возрасте - и в 5, и в 18 лет. Переход внешкольных учреждений в новое качественное состояние совпадает во времени с процессом осмысления дополнительного образования не только как нового явления для отечественной педагогики, но и как одной из составляющих педагогики развития. Сильной стороной дополнительного образования является наличие и постоянное развитие социокультурного и этнокультурного потенциала, что постоянно отражается на его сущностных характеристиках и стратегии. Авторские социокультурные школы, проекты и программы направлены на развитие и саморазвитие творческих способностей учащихся. Благодаря институту дополнительного образования не только обогащается сама идея вариативного образования, но и расширяется партнерство социально-культурных, образовательных учреждений. Учреждения дополнительного образования становятся центрами мотивационного развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Вместе со всеми социально-культурными институтами учреждения дополнительного образования составляют в каждом регионе разноуровневую и целостную систему, позволяющую индивидуализировать образовательную траекторию человека в рамках единого социально-культурного и образовательного пространства. Наблюдается тенденция интеграции общего и дополнительного образования. Лучшие студии и центры детского творчества, школы раннего развития ребенка, и другие учреждения дополнительного образования становятся базами для лицеев, колледжей, гимназий. Усилия, предпринятые органами управления образованием, позволили не только сохранить, но и увеличить сеть внешкольных учреждений. Вместе с музыкальными, хореографическими, художественными школами и студиями, школами искусств, спортивными школами появились новые их виды: школы народных ремесел, реабилитационные, досуговые и другие центры. Для решения проблем переходного периода проводятся совещания, семинары, конференции по освоению современных подходов к организации дополнительного образования детей, осмыслению его характеристик, формированию массива авторских программ дополнительного образования с учетом их видового и тематического разнообразия. Вместе с тем переходный период был осложнен неразвитостью программного оснащения системы дополнительного образования. По целому ряду образовательных областей отсутствовали разноуровневые программы, способствующие осознанию ребенком своих возможностей и его профессиональному самоопределению. Значительная часть программ была рассчитана на репродуктивную деятельность и не предусматривала самостоятельного поиска решений: многие программы были не связаны между собой, из-за чего было невозможно интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию личности. Программы не дифференцировались в зависимости от пола, физических, интеллектуальных возможностей ребенка, условий его жизни. Создание системы дополнительного образования детей являлось составной частью реформы образования в России. Превращение внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей включает: разработку концептуальных основ деятельности учреждений этого типа; укрепление и упорядочение их программно-методической, нормативно-правовой, кадровой и финансово-экономической базы; принятие на федеральном и региональном уровнях необходимых управленческих решений. Наиболее типичные из них: оснащенность образовательного процесса программами, помогающими детям овладеть функциональной грамотностью; предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени на их освоение; многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-деятельностный характер образовательного процесса; профориентация, возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования; социокультурная направленность всех мероприятий. Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет финансовых сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих с теми, кто уже в какой-то мере освоил этот род деятельности; за сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире. Названные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем - многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет учреждениям дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, совершенствовать все стороны человеческого «Я». Дополнительное образование не может рассматриваться как придаток школы. Этот вид образования - самостоятельный и самоценный -никогда никакой школой заменен не будет, т.к. чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных интересов личности, которые сама школа удовлетворить в полной мере не может. Школа и учреждения дополнительного образования - не конкуренты друг другу. Их взаимовлияние требует специального исследования. Но можно определенно утверждать, что учреждения дополнительного образования компенсируют недостатки и противоречия не отдельно взятых школ, а школьного образования в целом. В то же время надо отметить, что на базе крупнейших учреждений дополнительного образования детей всё чаше появляются общеобразовательные структуры элитарного характера (лицеи, гимназии и другие). Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования позволяет им удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Содержание этой работы диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека». Поэтому педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования происходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем. Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей. С самого начала дополнительное образование характеризуется как одна из наиболее ярко выраженных разновидностей вариативного образования и эффективных форм общественной практики, в которых реализуется социально-культурная деятельность общества. Особая актуальность института дополнительного образования состоит в том, что он изначально ориентирован на свободный выбор человеком видов и форм социокультурной, в частности образовательной, деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации способностей. Профессиональное образование и карьера В системе современного российского образования прочно утвердились такие общепринятые в практике мироюго бизнеса и менеджмента понятия, как карьера, предпринимательство, коммерция. На протяжении многих предшествующих лет в отечественном управленческом лексиконе, тем более в понятийном аппарате социально-культурного профиля, они либо совсем не употреблялись, либо в них вкладывался совершенно иной, характерный для времен застоя, социальный смысл. Сегодня нельзя рассматривать образование только как важнейшую общественную сферу социально-культурной деятельности, как средство профессиональной подготовки специалиста в отрыве от его дальнейшего карьерного роста. Совершенно очевидной стала необходимость более широкого введения понятая «карьерный рост» в общественную практику социально-культурной деятельности, одновременного раскрытия его глубокого нравственного смысла и этической основы. Карьера в переводе с французского означает «успешное продвижение в служебной, общественной, научной и прочей деятельности». Перспектива карьерного роста имеет важное психологическое значение для тех, кто достоин продвижения по иерархической лестнице в различных областях социально-культурной деятельности. Она выступает как мощный фактор духовного и профессионального самодвижения и саморазвития личности со всеми вытекающими отсюда для неё благоприятными последствиями. В практическом опыте учреждений социально-культурной сферы карьера является средством стимулирования творческой активности, углубления личного интереса у людей с незаурядным личностным и служебным потенциалом. В конечном итоге руководители и сотрудники учреждений культуры и досуга заявляют о себе профессионально. Особым признанием и поддержкой пользуются такие качества профессионала социально-культурной сферы, как предприимчивость, инициативность, изобретательность и мастерство в реализации творческих замыслов и идей. Одним из слагаемых предприимчивости является нравственный подход к делу, высокий профессиональный долг и ответственность. В свое время А.С. Макаренко, говоря о деловитости, подчеркивал, что это явление не только экономического, но и нравственного порядка. Через деловитость утверждается личное достоинство человека, его профессиональная честь. Однако сознательное ограничение подхода к карьерному росту рамками той или иной профессии невольно приводит к односторонности в оценке карьерных возможностей того или иного специалиста. Многообразие как видов и способов социально-культурной деятельности, так и существующих на сегодня потребностей самой социально-культурной среды дает право говорить о широком диапазоне возможностей для карьерного роста человека в этой среде. Опираясь на позиции общественных наук, изучающих современные социальные отношения и социальные связи, карьеру в широком контексте правомерно рассматривать как активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способов его жизнедеятельности и, как следствие, достижение соответствующего, достаточно устойчивого социального статуса в сфере этой жизнедеятельности. Сферу дополнительного образования правомерно рассматривать как в известной мере инновационный социально-культурный институт, куда человек приходит сам, ведомый своими интересами, своими мотивами к познанию и творчеству. Сильной стороной дополнительного образования служит наличие и постоянное развитие социокультурного и этнокультурного потенциала, что постоянно отражается на его сущностных характеристиках и стратегии. Авторские социокультурные школы, проекты и программы направлены на развитие и саморазвитие творческих способностей учащихся. Вместе со всеми социально-культурными институтами учреждения дополнительного образования составляют в каждом регионе разноуровневую и целостную систему, позволяющую индивидуализировать образовательную траекторию человека в рамках единого социально-культурного и образовательного пространства. Чтобы повысить роль образования, этого крупнейшего социально-культурного института в реализации программ развития культуры, спорта, социальной защиты населения, очень важно учитывать все аспекты влияния образования на жизнь региона. Для восстановления практики социализации и воспитания, сохранения детей здоровыми в условиях деформированного социума необходимо решить проблему стабилизации образовательного пространства в рамках существующей социально-культурной сферы. Для этого на протяжении последних лет отрабатываются модели новой перспективной адаптивной школы, как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям; предпринимаются попытки интеграции различных типов образовательных учреждений в целях формирования единого образовательного пространства и создания условий для трудовой деятельности подростков; воспитания человека, способного принимать самостоятельное решение в условиях современной жизни. В последние годы значительно расширилась сеть специальных образовательных центров для детей, имеющих физические, интеллектуальные и психические отклонения. Эти учреждения также входят в систему дополнительного образования. Принятый в июле 1992 года Закон Российской Федерации об образовании, как известно, включил в себя принципиальное положение, которое качественно дополняет и углубляет профессиональный статус социального педагога, занятого в сфере культуры, искусства и досуга, и не может игнорироваться при характеристике содержания, организационных форм и технологии его подготовки. Речь идет о четко обозначенных Законом структуре и функциях системы дополнительного образования детей и взрослых, в которую - наряду с традиционными внешкольными учреждениями и внеклассной работой - правомерно включить многочисленную сеть социокультурных институтов и центров досуга. В них задействована сегодня огромная армия социальных педагогов культурологического профиля. Таким образом, впервые законодательно закреплены фактические права и обязанности субъектов социально-культурной, досу-говой деятельности (в недавнем прошлом именовавшейся культурно-просветительной работой) в создании и развитии образовательной среды посредством реализации различных организационных форм дополнительного образования. Широкая сфера дополнительного образования в области культуры, творчества, досуга становится единым открытым для инновационных идей пространством взаимодействия и сотрудничества социальных педагогов как организаторов социально-культурной деятельности в школьных, дошкольных и внешкольных учреждениях, семейной и других средах. Задачами здесь являются: переход всех школ на региональный базисный учебный план; разработка и внедрение регионального стандарта обязательных результатов обучения на основе Федерального стандарта обучения; разработка на основе регионального стандарта новых педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию обучения и развитие личности с учетом индивидуальных, культурных, конфессиональных и национальных особенностей учащихся; создание рынка учебно-методического и дидактического обеспечения регионального базисного учебного процесса; создание независимой аттестационной службы для учащихся, учителей, студентов и независимой системы аттестации и аккредитации учебных заведений; обеспечение нормативно-правовой базы образования; создание городской, многофункциональной, разноуровневой системы непрерывного профессионального образования. Здесь необходимы: формирование нового типа мыслительной деятельности на основе разработки содержания образования и образовательных технологий; изменение различных общественных практик и систем социокультурной деятельности на основе образования. Таким образом, образование предстает как сложное, многогранное социально-культурное явление, фундаментальный социально-культурный институт. Совокупность заложенных в его основе начал базового, непрерывного и дополнительного образования и самообразования выступает как естественная составляющая жизни человека, дающая возможность стимулировать его творческую активность, развивать его способности к решению возникающих проблем и постоянному самообразованию. Преемственность содержания различных видов образования в перспективе позволяет существенно расширить и обогатить сферу общественной практики социально-культурной деятельности.
3. Художественная культура и искусство
Одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, являются художественная культура и искусство. Морфологический анализ поступательного развития этой сферы позволяет судить о динамичных изменениях в содержании и структуре художественной культуры и в первую очередь искусства, о диалектике взаимозависимости и соотношения между его видами и жанрами на каждом из этапов его истории. Социально-культурные истоки искусства История цивилизаций характеризуется необычайным богатством и многомерностью созидательной, культуротворческой функции. Искусством, по представлению Аристотеля, является в широком смысле осмысленный и обобщенный опыт, который с древних времен использовался и используется в тех или иных целях - для удовлетворения материальных потребностей (все виды ремесел, медицина, агрикультура) либо для досуга (например, художественные искусства: музыка, танцы, поэзия). Подобно природе, искусство создает из противоположностей гармоническое единство, но в отличие от природы, которая содержит творческое начало в себе самой, источником создания произведений искусства служит деятельность человека или группы людей. Чтобы обеспечить соответствующее содержание и форму произведения искусства, его автор (или группа авторов) должны знать эстетические законы, владеть художественными средствами и техническими приемами, а также обладать фантазией. Поскольку искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции. Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство - один из важнейших способов эстетического освоения мира. Оно несет специфическую функцию удовлетворения эстетических потребностей людей путем создания произведений, могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем пробудить в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эстетическую функцию искусства проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей. Социально-культурная деятельность в том или ином виде искусства выступает по преимуществу как художественно-творческая деятельность, как художественное творчество со своими правилами. Художественная культура, берущая свое начало в искусстве древних цивилизаций, прошла сложный, многоступенчатый и длительный путь. Он сопровождался постепенным размежеванием художественного и научного сознания, накоплением великого духовного наследия во всех областях социально-культурной деятельности, утверждением ценности человеческой личности. Всё это служило и служит основой исторической преемственности и духовной близости античной и современной культуры. В первобытном обществе возникает и развивается протохудожественная или первичная культурная деятельность. Она была представлена различными видами изобразительного творчества (наскальные изображения, орнамент, скульптура, украшения и др.), театрального и танцевального искусства (охотничьи маскировка и пляска, пантомима, актерское искусство), использованием основных групп музыкальных инструментов (ударных, духовых, струнных) во время обрядовых действий. Для первоначальной формы существования искусства характерны его тесная связь с повседневной трудовой и общественной деятельностью людей, стремление к художественному оформлению всех практических действий, обрядов, ритуалов.
|