Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция 2. ВИДЫ, РОДЫ и ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА




 

ВИДЫ ИСКУССТВА— различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления. Различают искусства изо­бразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные (архитектура, прикладное искусство). В свою очередь, изобразительные и не­изобразительные искусства условно разделяются на роды, хотя между ними сложно провести четкую грань: станковый, монументальный, декора­тивный. Неизобразительные искусст­ва более четко разделяются в соот­ветствии с материалом (деревянное зодчество, керамика), техникой (каркасная архитектура, резьба), назначе­нием (общественные здания, утварь). В общей системе искусств виды искусств так­же условно объединяются в роды: виды искусства, имеющие в своей основе пла­стику человеческого тела (пантоми­ма, балет, акробатика), пластические, или пространственные (архитектура, скульптура, живопись), временные (поэзия, музыка), временно-простран­ственные (драматический и музы­кальный театр, кино), синтетические (видеоискусство, дизайн).

ЖИВОПИСЬ— вид визуального (воспринимаемого зрением), статичного (не изменяющегося во времени), пространствен­ного искусства, не имеющего (в от­личие от архитектуры и прикладного искусства) прямого практического применения. Живопись отличается при этом от скульптуры своим плоскостным (не объемным) характером, а от графики — той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. При этом формальные отличия живописи от скульптуры и графики нельзя абсолютизировать, поскольку живопись при­обретает некоторый объем благодари фактуре, пастозному красочному слою и технике коллажа: она может быть однотонной, монохромной, а также может быть тесно связана с сооружением или предметом, зачастую выполняет разнообразные (хотя не собственно утилитарные) функ­ции, как религиозные (в разных куль­товых системах), так и светские.

Основные разновидности живописи — станковая и монументаль­ная — связаны с той материальной основой (несущей плоскостью), на какую наносится живописное произ­ведение. В станковой картине такой основой служит достаточно прочный и плотный материал (натя­нутый на подрамник холст, деревян­ная доска, лист картона, металла и т. п., обычно покрытые специаль­ным грунтом), позволяющий свобод­но перемещать произведения: разве­шивать на стенах, экспонировать на выставках, формировать музейные и частные коллекции. Как правило, произведения станковой живописи предна­значены для показа и восприятия в интерьерах. Важным атрибутом кар­тины является рама, придающая жи­вописному образу завершенность и позволяющая при восприятии четко отграничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины — пространства интерьера. «Носителем» монументальной живо­писи является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Монументальная живопись может быть предназначена для интерьеров, фасадов, открытого городского простран­ства, внешней среды. С этим связана необходимость выбора для монумен­тальной живописи более прочных (чем для станковой) материалов и разра­ботки технологии, исключающей выгорание на свету, размывание ат­мосферными осадками и другие из­менения живописи во внешней среде (ка­менная, керамическая или смальтовая мозаика, витраж) из цветных сте­кол, фреска и другие виды росписи). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (сте­ны, несущей конструкции); важной задачей художника является здесь достижение синтеза искусств— гармоничного единства, логической связи, стилевого и образного единст­ва монументальной живописи и архитекту­ры. Основой живописи может быть и пред­мет; в этом случае, как правило, в ней преобладает декоративное начало. Особые виды живописи—иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама, панорама.

Живопись обладает широким кругом вы­разительных средств, среди которых важнейшие — композиция, рисунок и цвет(колорит). Живопись может пользо­ваться как оттенками одного цвето­вого тона, так и системой взаимосвя­занных тонов (красочная гамма), не­изменяемым локальным цветом или цветовыми градациями (полутона, переходы, оттенки), показывающими различия в освещении предметов, в их положении в пространстве и сре­де; рефлексы обнаруживают взаимо­действие различно окрашенных объ­ектов; единство живописного тона позволяет объединять предметы со средой, валёры показывают тончай­шие оттенки, возникающие при вза­имодействии предметов и среды. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естествен­ного солнечного света и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи достигается и характером мазка, об­работкой красочной поверхности (фактура). Построение объема и пространства в живописи связано с линей­ной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использова­нием конструктивных качеств рисун­ка и пространственных свойств теп­лых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей прозрачные и полупрозрачные слои (подмалевок и лессировки).

Основные технические разновид­ности живописи: масляная живопись (крас­ки на растительном масле как связу­ющем веществе), темпера (краски на естественных и искусственных эмуль­сиях), клеевая живопись, восковая живопись (в т. ч. энкаустика), живо­пись водяными красками по штука­турке сырой (фреска) и сухой (секко), эмаль, живопись керамическими, силикатными, синтетическими крас­ками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь служат для ис­полнения как живописных, так и графических произведений.

По традиции основными инстру­ментами живописи служат кисти различной ширины и мягкости, но употребля­ются также мастихин и специальные устройства для распыления жидкой краски (аэрографы) и для перенесе­ния на холст изображений фотохи­мическим способом.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 640; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты