КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 6. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИВ рамках рабовладельческого общества в Древней Греции сложились первые в истории принципы демократии, которые дали возможность сформироваться передовым идеям, утверждавшим красоту и величие человека. Искусство Древней Греции было связано с религией. Характерная черта древнегреческой мифологии — очеловечивание (антропоморфность). Поэтическая сила и гуманистическая основа мифологических образов способствовали утверждению героики и образа идеальной гармоничной личности в греческом искусстве. История древнегреческого искусства состоит из следующих периодов: 1. Гомеровская Греция (11-8 вв. до н. э.) 2. Архаика (7—6 вв. до н. э.) 3. Классика (5 и 4 вв. до н. э.). В этом периоде принято выделять раннюю классику (490—450-е гг. до н. э.); высокую классику (450—410-е гг. до н. э.); позднюю классику (конец 5—4 вв. до н. э.) 4. Эллинизм (3 – 1 вв. до н. э.) Древнейший период развития греческого искусства носит название гомеровского, по имени легендарного автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», описавшего это время. Зародившаяся в гомеровский период архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. С развитием ремесел расцветают прикладные искусства, в частности керамика и вместе с ней вазопись. Ясное представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим орнаментом. Таковы имевшие культовое назначение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах). Рост городов вызывает расширение строительства. В архаический период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Еще в глубокой древности был создан тип храма, посвященного богам или обожествленным героям, центр важнейших событий общественной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним являлась местом собраний, празднеств. Храм воплощал идею единства, величия города-государства, незыблемость его общественного уклада. Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели значительные изменения. Греки считали храм жилищем божества и при его сооружении исходили из главного помещения царского дворца — мегарона. Храм возводился в центре городской площади или на акрополе, занимая подчеркнуто господствующее место среди построек города; главным фасадом он был обращен на восток. Греческий храм посвящался богу — покровителю города, но носил общественный характер. Древнейшим типом каменного (из известняка или мрамора) архаического храма был так называемый «храм в антах». Он состоял из небольшого помещения — наоса, прямоугольного в плане, открытого на восток, имел двускатную кровлю, покрытую керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. (сокровищница в Дельфах). Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) — храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. Его художественный строй отмечен торжественной простотой и гармонической законченностью. В результате длительной эволюции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. Применительно к греческой архитектуре слово «ордер» подразумевает весь образный и конструктивный строй архитектуры. В более узком смысле ордер — порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия), система, при которой различаются несущие и несомые части — колонны и антаблемент. Выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчете и гармоничном соотношении частей, образующих единое целое. В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах — дорическом и ионическом. Дорический ордер был связан с областями материковой Греции, ионический — с культурой островной и малоазийской Греции. Дорический ордер воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Не случайно впоследствии иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами), в ионическом ордере — женскими (кариатидами). Как дорические, так и ионические храмы раскрашивались в основном красной и синей красками. Раскраска треугольного поля фронтона, фона метоп, триглифов, а также скульптуры придавала более праздничный вид храму, подчеркивая архитектонику его частей. Вплоть до сер. 6 в. до н. э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое. Таковы статуи «Артемида» с острова Делос (ок. 650 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей) и «Гера» с острова Самос (ок. 560 г. до н. э., Париж, Лувр), имевшие религиозно-магическое значение и, возможно, напоминавшие ксоаны гомеровской эпохи. Высшие достижения относятся к разработке образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов — куросов. Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в статуе богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный археологический музей), выполненной в первой половине 6 в. до н. э. (приписывалась Архерму). Однако движение богини, так называемый «коленопреклоненный бег», столь же условно, как и «архаическая улыбка». Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Подлинные произведения древнегреческой живописи до наших дней почти не дошли. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы. В период архаики наибольшее распространение получила так называемая чернофигурная вазопись. Формы орнамента заливались черным лаком и хорошо выделялись на красноватом фоне обожженной глины. Прославленным живописцем середины 6 в. до н. э. был Эксекий. Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н. э., Мюнхен Музей античного прикладного искусства) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции органически связанной с назначением и формой сосуда. С первых десятилетий 5 в. до н. э. начинается классический период развития греческой культуры и всех видов искусства. Совершенное, исполненное возвышенного реализма искусство греческой классики явилось важным этапом в развитии всего мирового искусства. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. Храм Геры в Пестуме (вторая четверть 5 в. до н. э ранее считавшийся храмом Посейдона), храм Зевса в Олимпии (сер. 5 в дон. э.). Разрушению условности архаического искусства способствовало появление скульптурных произведений, посвященных определенным историческим событиям. Такова группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона (ок. 477 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей) — Крития и Несиота. Как и большинство греческих статуй, исполненных в бронзе, она была утрачена и дошла до наших дней в мраморной римской копии. Идеал гармонично развитого прекрасного человека раскрывается в образе «Дельфийского возничего» (ок. 470 г. до н. э., Дельфы, Археологический музей), «Посейдона» (ранее считался Зевсом Громовержцем, ок. 460 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей). Проблема движения решена в «Победительнице в беге» (вторая четверть 5 в. до н. э. Рим, Ватикан), в «Мальчике, вынимающем занозу», (вторая четверть 5 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватории). Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона все более отходит на второй план. Пример переосмысления мифологического сюжета — рельеф с изображением рождения Афродиты из пены морской — так называемый «Трон Людовизи» (ок. 460 г. до н. э., Рим, Национальный музей). Поиск героических, типически обобщенных образов и новых мотивов движений характеризует творчество Мирона из Элефтер. Его «Дискобол» был исполнен в честь определенного лица, хотя и не носил портретного характера. Утверждение разумной воли, сдерживающей страсти, нашло выражение в скульптурной группе «Афина и Марсий», созданной Мироном для Афинского акрополя (сер. 5 в. до н. э., статуя Афины находится в музее Либигхаус во Франкфурте-на-Майне; статуя Марсия - в Национальном музее Рима). Широкое распространение в классический период получила живопись. Высокого расцвета достигла вазопись. Сохранившиеся на вазах подписи позволяют говорить о крупнейших мастерах того времени: Евфронии, Евфимиде, Дурисе, Бриге. При Перикле создается самый замечательный ансамбль эпохи — Афинский акрополь. В течение третьей четверти 5 в. до н. э. были возведены мраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопоннесской войны. На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же хранилась казна. В здании Пропилеи, служившем входом на Акрополь, в двух их пристройках-крыльях находились библиотека и картинная галерея (пинакотека). Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции — Фидия (вторая и третья четверти 5 в. до н. э.). Строителями Парфенона (447—438 гг. до н. э.) были Иктин и Калликрат. Строгой гармонии Парфенона словно противостоит изящество и свобода композиции Эрехтейона. Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия. Ему принадлежала и двенадцатиметровая статуя Афины Девы (Афины Парфенос, 447—438 гг. до н. э.), находившаяся в наосе Парфенона (сохранилось несколько уменьшенных мраморных копий римского времени). Она была выполнена из золота и слоновой кости в так называемой хрисоэлефантинной технике (основа статуи — деревянная, одежда и волосы покрыты тонкими листами золота, лицо, руки, ступни ног — пластинками слоновой кости). На восточном фронтоне Парфенона размещалась композиция, посвященная рождению Афины из головы Зевса, на западном — спору Афины с Посейдоном за обладание аттической землей. Свободные в своих движениях, фигуры образовали группы, естественно размещенные в треугольниках фронтонов, объединенные в законченное целое. На этом же принципе построен фриз, или зофор, сплошь покрытый лентой рельефов с изображением праздничного шествия, посвященного Афине (часть фриза с изображением богов теперь хранится в Афинах, в Музее Акрополя, часть — в Лондоне, в Британском музее, «Девушки» — в Париже, в Лувре). К началу второй половины 5 в. до н. э. художественная жизнь процветала не только в Афинах, но и в других городах. Из Аргоса (Пелопоннес) происходил современник Фидия Поликлет, в искусстве которого проявился особенный интерес к изображению спокойно стоящего человека. Самая прославленная статуя Поликлета — «Дорифор» («Копьеносец», сер. 5 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей), совершенное воплощение доблестного гражданина-воина. Поликлету принадлежал и теоретический трактат «Канон»: система идеальных пропорций и законов, по которым должно строиться изображение человека. В «Дорифоре» Поликлет точно следовал своей теории. Это привело к утверждению известной нормативности и несколько тяжеловесных пропорций фигуры. Под конец жизни скульптор отошел от своего «Канона». Его «Диадумен» (420—410 гг. до н. э., Афины, Национальный археологический музей) — юноша, увенчивающий себя повязкой победителя, отличается более стройными пропорциями, большей одухотворенностью и мягкостью выражения, которые предвосхищают искусство поздней классики. К концу 5 в. до н. э. в искусстве высокой классики произошли значительные изменения: черты утонченного лиризма и интимности начали вытеснять монументальную героику. Эти тенденции нашли выражение в мраморных рельефах балюстрады храма Ники Аптерос на Акрополе. («Ника, развязывающая сандалии» ок.411—407 гг. до н. э., Афины, Музей Акрополя). В эпоху высокой классики вазопись, как и ранее, развивалась в едином направлении с монументальной живописью и скульптурой. В ней появилось больше героических изображений на мифологические темы. О почти не дошедшей до нас монументальной живописи мы можем судить не только по вазописи, но по литературным источникам, по описаниям произведений живописи и по их оценке современниками. В древности чаще применяли технику фрески, но, вероятно, пользовались также клеевыми и восковыми (энкаустика) красками. По характеру исполнения живописные композиции, по-видимому, были схожи с росписями на вазах. Художник пользовался в основном четырьмя красками: белой, желтой, красной и черной. Согласно описаниям, цвет в композициях Полигнота носил характер раскраски, но рисунок отличался совершенством. Подчинение греческих полисов возникшей на Балканах мощной Македонской державе, завоевания Александра Македонского на Востоке положили конец классическому периоду греческой истории. Постройки 4 в. до н. э. следовали принципам ордерной системы. Наряду с храмами большое распространение получило строительство театров, которые обычно устраивались под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей, обрамлявшие круглую или полукруглую орхестру — площадку, на которой выступали хор и артисты. Удивительна по совершенству акустика театра в Эпидавре. Трагические противоречия эпохи нашли глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины 4 в. до н. э. Скопаса. Сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, Скопас насыщал свои произведения большим драматизмом, стремился к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний. Его «Менада» («Вакханка», ок. 350 г. до н. э., Дрезден, Скульптурное собрание), дошедшая в небольшой поврежденной античной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. С наибольшей полнотой мастерство Праксителя раскрывается в мраморной группе «Гермес с Дионисом» (ок. 330 г. до н. э., Олимпия, Археологический музей). Афродита Книдская (до 360 г. до н. э.) дошла в римских копиях, лучшие из них хранятся в Ватиканском и Мюнхенском музеях, голова Афродиты Книдской — в собрании Кауфмана в Берлине. В мифологические образы Пракситель привносил элементы жанра - статуя «Аполлона Сауроктона» (третья четверть 4 в. до н. э., Рим, Ватикан). Некоторые статуи Праксителя были искусно окрашены живописцем Никием. Самым видным представителем идеализирующего направления был Леохар, придворный мастер Александра Македонского. Его прославленная статуя — Аполлон Бельведерский (ок. 340 г. до н. э., Рим, Ватикан, характеризуется холодной торжественностью. Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп. Расцвет его творчества приходится на 40—30-е гг. 4 в. до н. э., на время правления Александра Македонского. Ему принадлежали и огромная (20 м высоты) бронзовая статуя Зевса (не дошла до наших дней), и настольная статуэтка Геракла, исполненная для Александра Македонского. Свое понимание образа человека Лисипп воплотил в статуе юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний,— «Апоксиомен» (325—300 гг. до н. э., Рим, Ватикан). К концу классического периода в вазописи все большее место занимала узорчатая орнаментальность, героические мотивы уступали место жанровым, лирическим. В том же направлении эволюционировала и живопись. По образному решению с Афродитой Праксителя перекликается «Афродита Анадиомена» — картина прославленного художника конца 4 в. до н. э. Апеллеса, обогатившего красочную палитру и более свободно пользовавшегося светотеневой моделировкой. О разнообразии тенденций в монументальной живописи поздней классики дают представление уникальные росписи неизвестного греческого мастера, найденные в Казанлыкской гробнице, в Болгарии, а также красочные мозаики Пелле, в Македонии.
|