Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция 14. ИСКУССТВО ПРОТОРЕНЕССАНСА




В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утвержде­ния достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил. В отличие от культуры средневековья гуманистическая жизнеутверж­дающая культура Возрождения носила светский характер. Важное значение в становлении искусства Возрождения имело по-ново­му понятое античное наследие. Воздействие античности сильнее всего ска­залось на формировании Возрождения в Италии, где сохрани­лось множество памятников древнеримского искусства. Искусство этой эпохи носило общественный характер, что сближало его с искусством классической Греции.

Расцвет переживала живопись, которая раскрывала огромные возможности в изображении человека и окружающей его среды. Развитие наук, разработка линейной, а затем и воздушной перспективы, изучение пропорций и анатомии чело­века — все это способствовало утверждению в живописи реалистического метода. Новые требования, стоящие перед искусством, обусловили обогащение его видов и жанров. В монументальной итальянской живописи господство­вала фреска. Наряду с су­ществовавшими ранее жанрами религиозной и мифологической живописи, наполнившимися новым смыслом, выдвинулся портрет, зародилась исто­рическая и пейзажная живопись.

В Германии и Нидерландах, где народные движения вызывали потреб­ность в искусстве, быстро и активно откликающемся на происходящие события, широкое распространение получила гравюра, которая часто ис­пользовалась в художественном оформлении книг.

Завершился начатый в средние века процесс обособления скульптуры: наряду с декоративной пластикой, украшающей здания, появилась само­стоятельная круглая скульптура — станковая и монументальная. Декора­тивный рельеф приобрел характер перспективно построенной многофигур­ной композиции. Идеалы гуманизма выразились и в архитектуре, в ясном гармоническом облике сооружений, в классическом языке их форм, в их пропорциях и масштабах, соотнесенных с человеком.

Искусство Возрождения прошло этапы Проторенес­санса (12-13вв.), Раннего (15 в.), Высокого (90-е гг. 15 в.— первая треть 16 в.) и Позднего Возрождения (вторая половина 16 в.). Классической страной Возрождения была Италия, где ясно выделяются все периоды.

Первый подъем новой культуры в Италии от­носится к 12—13 вв. Развитие итальянских городов и их культуры представляло крайне пеструю картину. С наибольшей наглядностью и раньше всего художе­ственные идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских республиках, в частно­сти во Флоренции. Здесь сформировалось могучее дарование родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266/67—1337). Учился у Чимабуэ, работал во Флоренции, Риме, Падуе, Неаполе, Милане. В 1334 был назначен руководителем строительства флорентийского собора и его колокольни (кампанилы; к моменту его смерти был возведен первый ярус). Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305-08) — однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и т. н. «триумфальной арке» алтаря.

Дальнейшую эволюцию творчества Джотто представляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капелл Барди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1320-25).

Единственная дошедшая до нас станковая работа Джотто — монументальный алтарный образ «Мадонна на троне» (ок. 1310, Уффици,). К его наследию неоднократно обращались мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты