КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекции 32, 33. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ 2 пол. 19 в.Искусство Эдуарда Мане (1832—1883) во многом связано с переосмыслением традиций реалистической сюжетной картины. В картине «Завтрак на траве» (1863, Париж, Лувр) Мане демонстрировал приверженность реалистической традиции прошлого. Не прикрытая мифологическим сюжетом, свободная от слащаво-идеализированной трактовки, нагота модели вызвала негодование буржуазной публики. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863, Париж, Лувр) с ее сложной и неясной структурой художественных ассоциаций, намеков. Острая наблюдательность художника подмечает характерные особенности юной позирующей модели: угловатость хрупкой фигуры, полную независимости позу, прямой, бесстрастный и чуть рассеянный взгляд. На протяжении 1860-х и начала 1870-х гг. Мане обращается к созданию произведений на темы событий современной ему истории. Он пишет картину «Расстрел императора Максимилиана» (1867, Манхейм, Кунстхалле). Две литографии «Гражданская война» и «Расстрел коммунаров», исполненные под непосредственным впечатлением от происходящих событий, подтверждают независимость суждений художника. В дальнейшем (с 1870-х гг.) главными в творчестве Мане становятся сцены обыденной жизни. В этих произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи (живописи на открытом воздухе), разработанные его друзьями-импрессионистами. Как и Э. Мане, реалистические традиции развивал Эдгар Дега (1834—1917) —художник острого динамичного видения мира, «изобретатель социальной светотени», как называли его товарищи. Превосходный рисовальщик, он создал множество зарисовок жизни города. Часто он обращался к изображению актрис, балерин, музыкантов, показывал гладильщиц и прачек, напряженную жизнь скачек, контор. Таковы его балерины «Урок танцев» (ок. 1874 г., Париж, Лувр), «Голубые танцовщицы» (ок. 1879 г., Москва, ГМИИ), «Абсент» (1876, Париж, Лувр). В картине «Площадь Конкорд в Париже» портретируемые вписаны в городской пейзаж, составляющий вместе с ними точно выбранный и кадрированный фрагмент жизни большого города. Дега был одним из организаторов и участников почти всех выставок группы художников, получивших название импрессионистов, хотя его искусство отличалось от работ его друзей. Впервые название «импрессионизм» было применено к работам художников, противопоставивших Парижскому салону 1874 г. свою выставку «независимых», что было открытым бунтом против штампов официального искусства. Одна из картин выставки, «Впечатление. Восход солнца» (по-французски «впечатление» — «impression» — отсюда импрессионизм) Клода Моне, дала название всей группе, в которую входили Писсарро, Сислей, затем Ренуар и другие. Обращение импрессионистов к различным сторонам действительности, к жизни улиц, вокзалов, кафе, баров, к образам современников, к городскому пейзажу расширило рамки реалистического искусства. Со временем, однако, ясно обозначились и черты ограниченности творческого метода и мировоззрения импрессионистов. Погоня за точностью передачи мгновенного зрительного ощущения вытесняет в их искусстве глубину и всесторонность познания мира, этюд — картину, случайно схваченные эпизоды окружающего — темы высокого общественного значения, критической остроты. С середины 1880-х гг. импрессионизм изживает себя. С наибольшей последовательностью принципы импрессионизма были разработаны в творчестве Клода Моне (1840—1926), пленэрные открытия которого несли обновление всей системе живописи. В его ранних работах, где изображены люди на фоне природы — «Женщины в саду» (1866—1867, Париж, Лувр), «Завтрак на траве» (1866, Москва, ГМИИ), — решаются задачи органического включения человеческих фигур в пейзаж, передачи состояния природы. Впоследствии человеческая фигура становится лишь деталью пейзажа, частью среды, получающей все более трепетное, живое и непосредственное выражение. В 1870-е гг. складывается круг тем и художественный язык импрессионизма, обусловленный работой на открытом воздухе, чистая, светлая красочная гамма, своеобразная манера наложения красок с использованием закона оптического смещения цвета. В дальнейшем погоня за передачей неуловимых, изменчивых состояний природы приводит Моне к работе над серией картин, написанных по одному и тому же мотиву природы в разное время дня. Так возникают серии «Стога сена» (1866, одна из работ в Москве, ГМИИ), «Руанский собор» (1893—1895, две — в Москве, ГМИИ), которые создает художник, увлеченный стремлением схватить состояние атмосферы, освещения одного и того же мотива пейзажа в различное время суток. Так свет становится истинным героем картины, вытесняя реальные предметы. Постепенная утрата интереса к изображению материальных предметов приводит впоследствии к эфемерной погоне за мерцанием красочных и световых пятен. Вечно изменчивый мир природы привлекал и других художников-импрессионистов, работавших с натуры на открытом воздухе,—Камиля Писсарро (1830—1903) и Альфреда Сислея (1839—1899). Пейзажи Писсарро, самого старшего по возрасту из импрессионистов, давали живое и непосредственное изображение природы, отличались правдивостью, композиционной законченностью, большой сдержанностью цвета. Один из самых видных представителей импрессионизма—Огюст Ренуар (1841— 1919), значительное место в его творчестве занимает портрет, а также жанровые композиции, чаще всего раскрывающие женские образы. С живописью импрессионистов соприкасалось творчество самого выдающегося скульптора 19 в. Огюста Родена (1840—1917), который пролагал новые пути пластике. Реалистические устремления Родена и его трагическое восприятие жизни отчетливо проявилось в ранней скульптуре «Человек со сломанным носом» (1864, Париж, Музей Родена), утверждавшей духовную значительность и силу образа обездоленного судьбой, но не покорившегося человека. Подлинной монументальности и жизненной правды добивается он в статуе «Бронзовый век» (1876, Париж, Музей Родена), символизирующей пробуждение человечества от сна к новой жизни.С наибольшей силой лучшие качества искусства Родена раскрываются в памятнике «Граждане Кале» (1884—1886), одном из значительнейших произведений европейской монументальной пластики 19 в.
|