КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 31. ИСКУССТВО РОССИИ 1 пол. 19в.Русская художественная культура первой трети XIX века складывалась в период общественного подъема, связанного с героическими событиями Отечественной войны 1812 года и развитием волнолюбивых идей преддекабристского периода. В это время достигли блистательного расцвета все виды изобразительного искусства и их синтез. С наибольшей полнотой характерные черты архитектуры и монументального искусства этого времени выявились в творчестве зодчих А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Т. де Томона. Важнейшие создания Воронихина — здания Казанского собора в Петербурге, Горного института, перестроенное им в 1806 — 1811 годах из ряда жилых домов. Творчество А.Д.Захарова (1761 —1811) знаменует собой одну из вершин в развитии русского зодчества начала XIX века. Всю свою жизнь Захаров был тесно связан с Академией художеств, где учился, преподавал, руководил архитектурным классом. После того как Захаров стал в 1805 году главным архитектором Адмиралтейства, у него появилась возможность осуществить целый ряд замечательных проектов. Среди них особое место занимает реконструкция здания самого Адмиралтейства, наиболее значительного памятника русского зодчества начала XIX века. Приемы, выработанные Захаровым, оказали большое влияние на дальнейшее развитие русской архитектуры первой трети XIX века. Наряду с Захаровым и Воронихиным видное место в архитектуре начала XIX века принадлежало Тома де Томону (1760—1813). Важнейшая его постройка в Петербурге — здание Биржи (1805—1810). В начале XIX века продолжают успешно развиваться все виды и жанры скульптуры. Именно в это время были созданы многие памятники, надгробия, возникли оригинальные произведения станковой и декоративной пластики, а также скульптурного портрета. Для классицистической скульптуры первой трети XIX века характерно нарастание компактности, замкнутости объема, четкости силуэта. Крупнейшими мастерами начала XIX века были И.П. Мартос и Ф. Ф. Щедрин, первый период творчества которых относится к предыдущему столетию. Одно из его лучших произведений — надгробие М. П. Собакиной. Самый знаменитый в русской монументальной скульптуре — его памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804—1818). Н.С. Пименов (1812—1864) создал в 1836 году статую «Парень, играющий в бабки», восторженно отмеченную А. С. Пушкиным. В ней отразились искания национального содержания, переданного в простой и ясной художественной форме. Представителем позднего классицизма в скульптуре был И.П. Витали (1794—1855). Скульптура фонтанов в Нескучном саду и перед Большим театром в Москве принесла ему большую известность, и он был приглашен в Петербург для украшения Исаакиевского собора (1841 — 1855). Витали был и портретистом. Широкую известность получил его бюст А. С. Пушкина. П. К.Клодт не получил систематического образования. Оставив карьеру военного, он целиком посвятил себя скульптуре, прославившись как анималист. Одной из ранних работ П.К. Клодта (1805—1867), были конные группы для Аничкова моста в Петербурге. Популярен памятник баснописцу И. А. Крылову. В этот период блестящими были достижения русских портретистов, развивавших прогрессивные традиции XVIII века. В живописном портрете углубились черты естественности и жанровости, а парадность уступила место интимности и задушевности. О. А. Кипренский(1782—1836), еще будучи учеником Академии художеств, написал «Портрет А. К. Швальбе» (1804), свидетельствующий об интересе к творчеству Рембрандта. В лучших портретах Кипренский передал богатство и поэтичность духовного мира изображенных: трепетную одухотворенность Е. П. Ростопчиной (1809), пленительную женственность Д. Н. Хвостовой (1814), героическое воодушевление Е. В. Давыдова (1809). Образные и живописно-пластические искания Кипренского продолжались и в поздний период творчества — в 1820—1830-е годы. Значительные произведения этого времени — портреты А. С. Пушкина (1827) и Е. С. Авдулиной (1822). Демократизм образов В. А. Тропинина (1776—1857) проявился как в портретном, так и в бытовом жанрах. («Портрет сына», «Портрет А.С. Пушкина). В «Кружевнице» Тропинин примыкает к искусству сентиментализма. Крупный шаг в развитии русского пейзажа был сделан С. Ф. Щедриным(1791 —1830). Он подошел к природе и городскому пейзажу как поэтически прекрасному образу, проникнутому живым чувством и настроением. В последние годы своего творчества Щедрин все больше работал с натуры. ( «Терраса на берегу моря», 1828). Искусство Айвазовского развивалось в русле художественных поисков первой половины XIX века. Он написал много пейзажей, прежде чем в 1850 году создать знаменитый «Девятый вал». Полны романтической воодушевленности и «Чесменский бой», «Наваринский I бой» (обе 1848) —картины побед русского флота. Во второй половине XIX века под воздействием развивающегося в русском искусстве реалистического метода Айвазовский отказался от романтических эффектов, о чем свидетельствует полотно «Черное море» (1881). Из живописцев второй четверти XIX века необходимо остановиться особо на двух крупнейших русских художниках широкого творческого диапазона. Это К. П. Брюллов и А. А. Иванов. В 1833 году после трех лет напряженной и неустанной работы Брюллов завершил поразившую современников картину «Последний день Помпеи» (1830—1833). Традиции строгого, обращенного к античности классицизма, Брюллов сочетал с новыми тенденциями романтической живописи, с чувством подлинности события, С блестящим мастерством написаны Брюлловым большие портретные композиции «Всадница» (1832 и «Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини» (ок. 1839). Гениальный русский художник Александр Андреевич Иванов(1806 — 1858) многие годы посвятил картине «Явление Христа народу» (1837 — 1857). Картина была новаторской и значительной не только по идейному содержанию, но и по найденным для ее выражения живописно-пластическим средствам. По-новому написан пейзаж. Люди на картине Иванова не позируют: их переживания естественны, сложны и разнообразны, каждое движение выразительно. В первой половине XIX века бытовой жанр в живописи стал равноправной и важной отраслью искусства. Художники сделали предметом изображения поэтического и правдивого искусства самые будничные, прозаические мотивы повседневной русской жизни. А. Г. Венецианов (1780—1847) отказался от работы в области портрета ради бытового жанра. Он поэтически передавал сцены деревенской жизни и крестьянского труда. Его картины «Гумно» (1822 — 1824), «Утро помещицы» (1823), «Спящий пастушок» (1823—1824), «На пашне. Весна» (1820-е гг.), «На жатве. Лето» (1820-е гг), «Жнецы» (1820-е гг.), «Захарка» (1825) казались с точки зрения академической эстетики лишенными серьезного значения. Творчество П.А. Федотова(1815—1852) открывает этап критического реализма в русском искусстве. Его произведения проникнуты духом социальной сатиры. Шедевры Федотова — портрет Н. П. Жданович за фортепиано (1849), «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик» (1846), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848), «Завтрак аристократа» (1849—1851), «Вдовушка» (1851 — 1852), «Анкор, еще анкор!» (ок. 1851). Федотовское направление (как говорили уже в 1850-х годах) — стало школой для мастеров русской реалистической живописи середины и второй половины XIX века. Больших успехов в первой половине XIX века достигла графика, разнообразная по техническим средствам и жанрам. В начале XIX века утверждает свое самостоятельное значение в искусстве рисунок. Яркий пример — блестящие карандашные портреты современников у О. А. Кипренского, В. А. Тропинина. Уже в начале 1820-х годов получила признание у русского общества и художников литография, повторявшая в больших тиражах авторский рисунок пером или карандашом. Среди крупных художников-рисовальщиков выделяется А. О. Орловский(1777 — 1832)— мастер романтического склада. Он любил изображать всадников, скачки, народные сцены на улицах Петербурга. Широко известны его овеянные романтикой автопортреты. Т.Г. Шевченко (1814—1861)— не только великий украинский поэт, но и один из основоположников критического реализма в России. Еще учась в Академии художеств, он задумал, а затем выполнил серию офортов под общим названием «Живописная Украина», проникнутую любовью к родине, ее людям, природе и героической истории.
|