Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


И кредитора в одном лице




Влияние смерти одной из сторон на судьбу обязательства. Как правило, смерть кредитора или должника не прекращала обязательственного от­ношения. Поскольку наследник являлся в принципе универсальным преем­ником, постольку права требования переходили на него (п. 233). Однако долги по деликтам не переходили на наследников и прекращались со смертью

виновного.

Впрочем, эдиктом претора об исках за обманные действия и угрозы (dolus, metus), было предусмотрено, что наследник делинквента (виновного) отвечает в пределах обогащения, полученного им от указанных действий наследодателя (D. 44. 7. 35).

Est constitutum turpia lucra heredibus quoque extorqueri, licet crimina exstin-quantur — по установленному правилу преступная прибыль, доставшаяся на­следникам, подлежит изъятию, хотя за деликт они не отвечают (D. 3.6.5. pr.).

Что касается перехода права требования из деликтов, то heredi defuncti huius modi actiones competunt — к наследнику потерпевшего переходят тако­го рода иски из деликтов, за исключением исков из обид и подобных (строго личных) исков (Гай. IV. 112). Эти не переходящие по наследству требования известны под названием actiones vindictam spirantes — буквально: иски, кото­рые дышат местью.

Совпадение (confusio). Обязательство прекращается также в тех случаях, когда в обязательственном отношении кредитор и должник сливаются в одном лице — cum in eandem personam ius stipulantis promittentisque devenit (D. 46. 3. 107). Этот случай носит название confusio — слияние, совпадение. Чаще всего это имеет место, когда должник становится наследником кредитора и наоборот. Cum quis debitori suo heres exstitit, confusione creditor esse desinit — если кто-либо стал наследником своего должника, то в силу совпадения он перестает быть кредитором (D. 18.4. 2.18).

Типичным для рабовладельческого хозяйства был следующий случай совпадения (конфузии). Чужой раб или чужой подвластный сын причинил кому-либо ущерб. Ответственность по т. н. ноксальному иску несет хозяин раба или отец подвластного. Допустим, что подвластный сын попал под отцовскую власть потерпевшего (например, в результате усыновления — adoptio) или раб, причинивший ущерб, приобретен потерпевшим. В этих слу­чаях ответственность за ущерб, причиненный подвластным или рабом, отпа­дает в силу того, чго потерпевший, с одной стороны, и лицо, несущее ноксальную ответственность за раба или подвластного, с другой стороны, слились в одном лице.

Освобождение от долга (remissio debiti)

Воображаемый платеж; платеж посредством меди и весов. В Риме существовали формальные способы освобождения от обязательства, основанные на соглашении сторон, имеющем целью погасить обязательство, хотя бы это не со­провождалось реальным исполнением. В этой связи речь идет, прежде всего, о так называемой imaginaria solutio, т. е. о воображаемом или образном платеже.

Solutio per aes et libram — развязка посредством меди и весов — является древнейшим видом воображаемого платежа. Гай описывает развязку обязательства, возникшего в результате кабального займа (nexum), а также в силу судебного решения. Торжественный акт происходит в присутствии пяти сви­детелей и взвешивателя и при наличия меди и весов. Должник произносит слова:

Гай. 4.73). - ввиду того, что с меня присуждено тебе столько-то тысяч, я по этому основанию отвязываю себя от тебя и освобождаю этой медью и медными весами тем, что я тебе отвешиваю этот фунт первый и последний согласно государственного закона.

Архаическая формула «те a te solvo liberoque» до известной степени вос­производится в сакральных обрядах, описанных у Тита Ливия под 217 г. до н. э.: по случаю церемонии священной весны верховный жрец освобождал на­род от прегрешений вольных и невольных, заканчивая молитву словами: со populus solutus liber esto - пусть народ будет отвязан и свободен (Liv. 22. 10). В другом месте (Liv. 6.14) рассказывается о том, как Манлий уплатил долг ка­бального должника - rem creditori palam populo solvit, libraque et aere liberatum emittit: в присутствии народа он уплатил долг кредитору и, освободив его при помощи меди и весов, отпустил.

Акцептиляция (acceptilatio). Акцептиляцией называлось формальное устное заявление кредитора о том, что исполнение им получено. Акцептиляция является разновидностью воображаемого платежа — acceptilatio est veluti imaginaria solutio (Гай. 3. 169). Полагают, что это «подтверждение получения» относилось первоначально к литеральным договорам, т.е. к договорам, подтвержденным записями в приходо-расходных книгах римских домовладык. «Acceptum vel expensum ferre» означало: вносить запись о получении или расходе; от глагола acceptum ferre произошло существительное acceptilatio, первоначально: запись приходной статьи. Однако, главным образом, акцептиляции является словесным способом погашения словесного же обязательства, т. е. стимуляции. Акцептиляция совершается путем формально­го вопроса и ответа, соответствующего вопросу и ответу при стипуляции. Quod ego tibi promisi, habesne acceptum? Habeo — то что я тебе обе­щал, получил ли ты? Я получил (Гай. 3.169).

Акцептиляция письменная квитанция. Параллелизм между акцептиляцией, как способом погашения, и стипуляцией, как способом возникновения и действия обязательства, шел еще дальше. Подобно тому, как словесная стипуляция постепенно стала вытесняться письменным долговым документом cautio, так и на смену словесной акцептиляции пришла письменная квитанция, по-гречески: apocha, на византийской латыни - securitas. Далее, мы знаем, что в поздний период Рима против стипуляции, несмотря на ее формально абстрактный характер, стало возможно защищаться путем воз­ражения о неполучении денег по займу или по другому основанию.

Параллельно с возросшим применением этого возражения — exceptio поп numeratae pecuniae — при Юстиниане вводится закон, по которому кредитор, выдавший квитанцию, может в течение 30 дней возбудить спор о том, что в действительности платежим не был получен — intra triginta dies post securitatis expositionem exceptionem non numeratae pecuniae posse obici (C. 4. 30.14. 2).

Одно время, до Юстиниана, квитанция (apocha), подтверждающая реаль­ный платеж, и акцептиляция, как «образный платежа», существовали рядом.

D. 46.4.19.1). - Между акцептиляцивй и квитанцией различие состоит в том, что в результате акцептиляции наступает при всех обстоятельствах погашение обя­зательства, хотя бы деньги не были выплачены, а по квитанции не иначе как если деньги фактически выплачены.

Это характер акцептиляции как «образной солюции», производящей эффект как бы реального платежа, хорошо выражен Ульпианом в непереводи­мой игре слов: Qui acceptilatione solutus est, solvisse videtur — кто в силу ак­цептиляции «отвязался», тот приравнивается к произведшему платеж (D. 46. 4. 16). При таком абстрактно-формальном характере акцептиляции в классическую эпоху едва ли можно считать относящимися к этой эпохе слова, при­писываемые Павлу: nisi verum est quod in acceptilatione demonstratur, imperfesta est liberatio — если не соответствует действительности то, что выражено в акцептиляции, то прекращение обязательства не наступает (D. 46. 4. 14). Это уже стиль более поздней эпохи, знающей exceptio non numeratae pecuniае не только при возникновении обязательства, но и при его исполнении.

Аквилиева стипуляция. Поскольку другим обязательствам можно бы­ло придать форму стипуляции (in stipulationem deducere), возникла возможность произвести расчет по многим разнообразным сделкам, переведя их сначала в стипуляцию и погасив их затем единой акцептиляцией. Это и сделал претор эпохи конца республики Аквилий Галл, который ввел названную по его имени stipulatio Aquiliana, объединяющую обязательства из разных оснований между теми же сторонами, с последующим погашением путем акцептиляции. Это был, между прочим, один из способов окончания миром различных споров и расчетов между сторонами. Источники сохранили нам редакцию аквилиевой стипуляции и акцептиляции. Она представляет большой интерес, так как пе­ред нами образец обязательств, возникших из разных оснований и сведенных в единую стипуляцию (in stipulationem deductae); кроме того, мы тут имеем текст стипуляции, а также акцептиляции, и все это относится к эпохе «veteres», т.е. старой школы юристов времен республики. Вот почему мы считаем целесообразным иллюстрировать наше изложение приведением текста акви­лиевой стипуляции и акцептиляции. Текст дается по D. 46.4.18.1 с некоторы­ми изменениями по редакции Институций Юстиниана (3. 29. 2):

По всему, что ты должен или должен будешь дать, сделать по какому бы то ни было основанию теперь или по наступлении срока, и по всем делам, по которым у меня есть или будет к тебе иск, истребование или преследованием, и по всему принадле­жащему мне, что ты имеешь, держишь или чем владеешь: сколько каждый из этих предметов будет стоить, столько денег выговорил по стипуляции в свою пользу Авл Агерий и обязался дать Нумврий Негидий. Об обещанном по стипуляции Нумврием Негидием он спросил Авла Агерия, получил ли Авл Агерий от него удовлетворение, на что А. А. ответил: «Я получил, и подтвердил получение».


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты