Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция 8. Роль цвета в объектах дизайна. Эстетическая выразительность, художественная образность и композиционная целостность произведений дизайна.




 

Цвет — самое активное средство гармонизации формы и пространства диничных изделий, их наборов, комплексов и предметной среды в целом.

Цвет — одна из основных закономерностей композиции (колорит как гармонизированный цвет, сочетание цветов) наряду с объемно-пространственной структурой и тектоникой.

Цветовая композиция — составная часть общей композиции объекта дизайна (как и архитектуры, и прикладного искусства), сливающаяся в неразрывное целое с объемно-пластической и цвето-графической ее составляющими.

Но, цвет может стать и самым опасным средством дисгармонии объекта разработки, при отсутствии соответствующих знаний в области: теории композиции, цветоведения, знаний о многообразной роли цвета в композиции различных объектов и, безусловно, развитого эстетического и художественного вкуса (базирующегося на чувстве меры), таланта, умения, навыков решения разнообразных композиционных задач, в том числе, в области колористики.

Рассмотрим цвет как средство композиции в дизайне, выявляющее разные его возможности в процессе и результатах гармонизации объектов дизайн-проектирования. Но сначала необходимо учесть следующее соображение.

Цвет в композиции нельзя рядополагать (как, это увы, нередко делается в различных изданиях, касающихся вопросов композиции), т. е. рассматривать в одном ряду с такими категориями, как пропорции, ритм, масштаб (средства композиции) и симметрия — асимметрия, динамика — статика, контраст — тождество — нюанс, потому что цветовые пятна, фигуры, тела, линии, точки (из которых могут составляться узоры, орнаменты, шрифты) имеют те или иные пропорциональные отношения, могут образовывать те или иные ритмические повторы, чередования, акцентирование, повторение, нарастание и убывание. Цветовые композиции могут быть асимметричными и симметричными, динамичными и статичными, контрастными и нюансными.

На цвет в композиции разнообразных двумерных и трехмерных объектов распространяются те же закономерности пропорционирования, ритмизации, масштабирования, создания контрастных или нюансных, симметричных или асимметричных, динамичных или статичных гармонических структур, что и на объемно-пространственные, пластические или линейно-графические виды композиций.

Цветовое восприятие тесно связано с фактурой поверхностей фигур, тел, пространств, которая может иметь различные градации от глянцевой (полуглянцевой, полуматовой, матовой, шероховатой) до грубо шероховатой. Один и тот же цветовой тон (определенной длины волны) при той же насыщенности и светлоте может в зависимости от характера фактуры поверхности восприниматься более темным и (или) более светлым, однородным или неоднородным (при бликующей поверхности, отражающей какие-либо элементы фона). Поэтому точнее говорить не просто о цветовой композиции, а о цветофактурной композиции тех или иных объектов.

На цветофактурные композиции распространяются те же главные принципы, учет которых обеспечивает композиционную целостность объектов, что и на объемно-пространственные, объемно-пластические, линейно-графические, а именно:

1) единство целого и частей формы;

2) соподчиненность элементов формы;

3) уравновешенность элементов формы;

4) соразмерность элементов формы.

Эти принципы тем более важно иметь в виду, что цветофактурные композиции нередко существуют не как самостоятельные гармонические построения, а в качестве составных частей объемно-пространственных, объемно-пластических и линейно-графических видов композиций, будучи с ними тесно связанными и взаимно опосредованными (о чем упоминалось выше).

Итак, проанализируем многообразие возможностей цвета в композиции объектов дизайна.

1. Цвет, как одно из самых активных средств композиции, в первую очередь влияет на эстетическое отношение к объекту до восприятия пространства, объема, пластики формы и ее деталей и остается в памяти дольше всех остальных признаков формы.

2. Цвет активно формирует образные ассоциации, связанные с сущностью объекта и его культурно-смысловым значением для разных социальных групп и индивидов.

Свойства цветовых композиций как ассоциативно-композиционных средств формирования художественных образов издавна используются в разных видах искусств. Это образы разных состояний, настроений, характеров, впечатлений, ощущений: например, величавости, солидности, замкнутости, строгости, холодности; или элегантности, изящества, скромности, кротости; или открытости, теплоты, веселости, игривости, задорности, забавности; декоративности или конструктивности, техничности; статичности, покоя или динамичности, активности, стремительности; мягкости, женственности, романтичности или резкости, мужественности, грубости, прозаичности и т. п.

Цветовые композиции могут создавать впечатления различных времен года, суток, разных состояний погоды, характерных климатических зон; вызывать ощущения радости и горя; тревоги и покоя, безмятежности; создавать впечатление о молодости, юности, зрелости и старости; о жизни и смерти; природе и космосе.

3. Цвет является одним из активных средств новизны, оригинальности композиции благодаря новаторскому подходу к использованию цвета, сочетаний цветов для уже известного объекта (изделия данного вида, типа, набора, ансамбля изделий, предметной среды) и тем более для в той или иной степени нового по функции, конструкции, форме объекта, создаваемого на основе новых материалов и технологий их обработки (переработки, отделки).

4. Цвет — одно из активных средств модных инноваций. Мода вводит нормативно (как регулятор массового поведения людей, ориентирующихся на модные ценности, воплощаемые в модных стандартах и объектах) те или иные цвета и цветосочетания в разряд современных («мода» и «современность» — понятия взаимосвязанные), эстетически и престижно ценных в определенный период цикла функционирования моды.

Всем известны выражения: «сегодня, завтра (в этом сезоне, в этом году) в моде будут такие-то цвета, их сочетания»; «мужчинам (женщинам), юношам, девушкам (вообще молодежи) рекомендуется носить (шить, покупать) одежду, белье, обувь, головные уборы таких-то цветов». Или — «в моде занавеси, портьеры, ковры, скатерти, мебельные ткани, мебель таких-то цветов». Или — «в моде бытовая техника

таких-то цветов» и даже — «автомобили таких-то цветов».

5. Цвет является средством интеграции, объединения, введения в определенный стилевой ряд различных предметов, составляющих функциональный, ситуативный, потребительский набор (комплект, гарнитур, сервиз, ансамбль). Это могут быть объединенные какими-либо цветами (их сочетаниями) ансамбли одежды, гарнитуры белья; мебели; сервизы посуды (столовой, чайной, винной, кухонной); наборы парфюмерно-косметических изделий; наборы (гарнитуры) украшений; комплектов светильников; наборы инструментов разного рода, спортивного инвентаря; игрушек.

Цветовое единство здесь может дополнять композиционно-стилевое единство формы как однохарактерных предметов, так и предметов, имеющих свои стилевые особенности, но объединенных в функциональный, средовой, ситуативный ансамбль.

6. Цвет в интерьере часто служит решению задачи соподчинения, объединения, уравновешивания разных по стилевому характеру, форме, величине, пространственной ориентации предметов в единой среде.

Но он может, при необходимости, служить решению задачи выделения, акцентирования какого-либо объекта в общем ансамбле.

7. Цвет в интерьере служит средством объединения или расчленения плоскостей стен, потолка, пола, проемов окон и дверей. Цвет помогает создавать нужное впечатление от пространства: зрительно его увеличивать или уменьшать благодаря использованию как расчленяющих полос и плоскостей, так и свойств «выступающих» (теплых) и «отступающих» (холодных) цветов, а также тех или иных оптических иллюзий.

Впечатление зрительного увеличения или уменьшения объема помещения или предмета создается применением «легких» и «тяжелых» цветов, ярких (чистых) насыщенных или ненасыщенных цветов (разбеленных или зачерненных).

Цветографические композиции (орнаментальные узоры, надписи, знаки, символы, декоративные элементы таких композиций) способствуют расчленению плоскостей пространственных или объемнопластических объектов.

8. Цвет используется для выделения, подчеркивания тех или иных элементов конструкции изделий, самих конструктивных соединений, сочленений в самых разных объектах дизайна (как и архитектуры) — в одежде, обуви, мебели, утвари, приборах, машинах, инструментах, разного рода сооружениях, зданиях.

В архитектуре давно и широко используется прием цветового выделения крыш, козырьков, башен, шпилей, дверей, ворот, балконов, лоджий, мансард, наличников дверей и окон; подчеркивания горизонтальных и вертикальных конструктивных и пластических членений зданий. В архитектуре эпох готики, барокко, рококо, классицизма, ампира, модерна, периода историзма (эклектики) лепной орнамент на зданиях также выделялся цветом.

Подобные же приемы использовались и используются (с учетом особенностей архитектуры) в цветовом решении загородных индивидуальных домов: вилл, коттеджей, дач, крестьянских домов.

Давно известны приемы выделения деревянной конструктивной основы (каркаса) дома в некогда строившихся в Европе фахверковых зданиях (Fachwerkteile).

Стены таких домов обычно белились (по штукатурке), а деревянные (обычно дубовые) конструкции каркаса, выходящие на поверхности стен дома (заподлицо с ними), окрашивались в темно-коричневый (или черный) цвет.

Приемы выделения цветом конструктивных элементов нередко используются дизайнерами транспортных средств, мебели, бытовых и производственных машин и приборов, светильников, часов, кухонной посуды, утвари, сумок, чемоданов, портфелей и т. п.

9. Технология изготовления и отделки изделий также может отражаться в их цветовом решении. Например, изделия, изготовленные методом вакуумной формовки, прессования, экструзии из пластмасс, имеющих конструктивно нерасчлененную целостную форму, как правило, выполняются целиком одноцветными.

10. Естественные (природные) цветовые особенности различных конструкционных и отделочных материалов, проявляющиеся в их колорите, текстуре и фактуре, широко используются в цветовых композициях изделий, изготовленных - из дерева, металла, камня, рога, кости, стекла, перламутра, жемчуга, кожи, шерсти, меха и т. п. с соответствующей обработкой этих природных материалов, выявляющей их декоративные (в том числе колористические) свойства.

11. Цветом можно привлекать внимание к функциональным и декоративным деталям объекта, выделяя их в общей цветовой композиции, акцентируя на них внимание. На многих бытовых производственных приборах, механизмах, машинах цветом (иногда светящимся цветом) выделяются рабочие органы, индикаторы, табло, знаки, индексы, надписи и другая информация. Цветом акцентируются нередко элементы орнамента на посуде, обоях, тканях, одежде, обуви, штучных текстильных изделиях, украшениях и т. д.

Акцентирование цветом необходимых элементов композиции давно и успешно используется в рекламе разных видов: цветом выделяются главные надписи, фирменные знаки, зоны, плоскости, участки графической рекламы, фоны для изображений.

Подобные приемы широко используются и в плакатной графике, в уличной рекламе (в том числе светящейся и динамической), а также на упаковке изделий-товаров; в рекламе сопроводительной документации, на ярлыках, этикетках товаров; в рекламных каталогах, буклетах, проспектах.

12. И, наоборот, цветом при необходимости, в соответствии с композиционно-стилевым замыслом обобщают все детали формы того или иного объекта дизайна, строя композицию на эквитональных или даже тождественных цветовых отношениях. Здесь в отличие от акцентирования, основанного на контрасте, используются принципынюансных отношений.

Во многих объектах дизайна для достижения целостности, выразительности и образности формы используются, взаимно дополняя друг друга, цветовые приемы контраста, тождества и нюанса, равно как и соответствующие сущности объекта и художественным задачам различные приемы цветового пропорционирования, ритмизации, масштабирования в симметричных и (или) асимметричных (соответственно статичных и (или) динамичных) композициях, многообразно проявляющих роль цвета как активного средства гармонизации объектов дизайна в процессе и результатах решения различных композиционных задач.

Темы для самостоятельного изучения:

Способы и средства обеспечения точности воплощения колористической композиции, отраженной в документации дизайн-проекта, в реальных объектах, выполняемых в соответствии с проектной документации. Проблема обеспечения точности воплощения цветового решения дизайн-проекта в реальном изделии (наборе, комплексе, ансамбле, предметной среде) разделяется на задачи, решаемые самими дизайнерами — авторами проектной разработки и задачи, решаемые химиками-технологами тех производств, которые внедряют разработки дизайнеров, и тех, которые создают и выпускают соответствующие краски (пигменты и связующие материалы) и разнообразные виды окрашенных в массе материалов, используемых в процессе реализации дизайн-проектов: пластмасс, облицовочных и обивочных материалов, пленок, химических волокон, искусственных кож, меха и т. д. Технология изготовления различных красителей, лакокрасочных материалов, декоративно-конструкционных пластмасс, облицовочных и обивочных материалов, химических волокон, искусственных кож (кожзаменителей) и мехов является прерогативой химиков-технологов-колористов, специализирующихся в данной сфере деятельности, но не дизайнеров. Дизайнеры должны знать цветофактурные свойства и природу материалов, на которые они ориентируются в проектных разработках изделий (объектов) разного вида (типа), должны уметь пользоваться каталогами различного рода красок и окрашенных материалов и, безусловно, быть заинтересованными в расширении ассортимента этих красок и материалов, их цветофактурной гаммы, которая составляет своеобразную палитру, определяющую творческие возможности дизайнеров в колористических решениях проектируемых объектов.

Химики-технологи-колористы в текстильной, лакокрасочной, пластмассовой, стекольной, фарфорово-фаянсовой, кожевенной, обойной, полиграфической и других отраслях промышленности, работающие в специально оснащенных колористических лабораториях своих предприятий (или головных предприятий соответствующей отрасли промышленности) по роду своих профессиональных занятий должны уметь проводить колористические измерения эстетически значимых конструкционных и отделочных материалов, пигментов (на основе органических и неорганических веществ), являющихся основой для получения разнообразных красок, красителей; владеть методами и способами инструментального расчета рецептур (а также способами расчета характеристик цвета по графику МКО) для точного воспроизведения заданного в дизайн-проекте цвета в реальных красителях, красках, материалах.

В колориметрических лабораториях для этих целей используются отечественные или зарубежные модели регистрирующих спектрофотометров, фотоэлектрических колориметров (для непосредственного отсчета характеристик цвета), электронных компараторов цвета для определения малых цветовых различий (разноотеночности), автоматических регистрирующих спектрофотометров-колориметров, в том числе со встроенным компьютером (или сопряженным компьютером), электрические фотометры диффузного отражения (спектроколориметры), колориметры-компараторы, в том числе цифровые, сопряженные с персональным компьютером, колориметры непосредственного отсчета цвета (его координат х, y, z) и т. д.

В реальных условиях производства не удается, как правило, опробовать все возможные комбинации красителей или пигментов даже на уровне лабораторных разработок для выбора наилучшего варианта, соответствующего эталону.

Химик-технолог-колорист, разрабатывая каждый новый рецепт эмпирическим способом, методом «подгонки» цвета под эталонный образец путем многочисленных «проб» и «ошибок», без инструментальных методов отсчета рецептур цвета, осуществляет следующие достаточно трудоемкие операции:

— выбор красителей и пигментов по цвету, совместимости между собой, прочности, стоимости и т. п.;

— разработка лабораторной рецептуры получения цвета материала;

— корректировка рецептуры при переходе от лабораторного к производственному оборудованию;

— осуществление пробного окрашивания или получения материала в производственных условиях;

— корректировка пробной производственной рецептуры и определение окончательного варианта.

(Примерно так работали технологи-колористы на отечественных предприятиях всего еще 25–30 лет назад).

Между тем гораздо быстрее, точнее и при минимальных затратах труда эту задачу можно решать (и на передовых предприятиях она уже давно так решается) инструментальным способом расчета рецептур, состоящих из нескольких компонентов. Использование системы автоматического воспроизведения цвета на базе объективных цветовых измерений заданного образца цвета, исходного сырья и красителей, готового материала с обработкой данных на персональном компьютере в наше время стало наиболее целесообразным методом расчета рецептур для воспроизведения заданного цвета (сочетаний цветов). Наличие точных цветоизмерительных приборов вместе с развитием электронно-вычислительной техники, использование цифровых приборов для решения уравнений при расчете компонентов рецептуры крашения с целью воспроизведения заданного цвета, создание системы каталогов образцов для практической колористики (цветовых атласов и таблиц с колористическими данными по ассортименту красителей) — все это позволяет с высокой степенью эффективности решать задачи колористики для производства изделий в соответствии с проектами дизайнеров.

Графические методы (с применением графика МКО) являются более дешевыми, но менее точными и оперативными.

Успешное воспроизведение цвета в значительной степени зависит от квалификации и практического опыта технолога-колориста. Указанные выше инструментальные методы и соответствующие приборы, являясь техническим средством помощи колористу, существенно облегчают техническую сторону его работы, но не заменяют полностью его способностей в органолептической составляющей экспертизы, выявляющей соответствие полученного цвета эталонному образцу. (Органолептика базируется на получении и переработке информации человеком с помощью его органов чувств, в данном случае — цветовом зрении).

Для возможности точного отражения колористического решения, воплощенного дизайнером в композиции объекта разработки, в готовом промышленном изделии, выполненном из реальных материалов, в состав художественно-конструкторской документации дизайн-проекта должна входить (составленная им самим) карта вариантов цветофактурного решения спроектированного изделия. Этот документ является основой для дальнейшей работы технологов-колористов предприятия, внедряющего дизайн-проект, и должен быть ими воплощен в технологической документации, разрабатываемой для внедрения изделия в производство.

Образец такой карты был разработан ВНИИ технической эстетики (г. Москва), а затем многократно апробирован в практической деятельности самого ВНИИТЭ, его десяти филиалов (в том числе Ленфилиала ВНИИТЭ) и многих отраслевых подразделений дизайна как в собственной проектной практике, так и в экспертной дизайн-деятельности ВНИИТЭ и его филиалов в 70–80-е гг. прошедшего века.

В такой карте в соответствии с проектным замыслом дизайнера фиксировались несколько (от трех до десяти) вариантов цветового и фактурного решения конкретного изделия и указывались нормативные характеристики видимых поверхностей узлов деталей изделия (материал, покрытие, цвет, фактура), необходимые для их воспроизведения в процессе изготовления опытных и серийных образцов изделия.

Многовариантность цветофактурного решения ориентирована на удовлетворение разнообразных эстетических предпочтений разных групп потребителей данного изделия и, кроме того, предусматривает возможность выбора предприятием из всех предлагаемых дизайнером вариантов колористики объекта разработки тех (обязательно нескольких), которые можно реально осуществить (в зависимости от обстоятельств, позволяющих получить, изготовить на данном предприятии необходимые красители, материалы или приобрести их у тех или иных поставщиков).

В зависимости от ориентации спроектированного изделия на определенный контингент потребителей, ситуацию, условия и среду использования предлагается тот или иной вариант цветофактурного решения.

Карта служит основанием:

— для точного воспроизведения вариантов цветофактурного решения путем использования рекомендуемых материалов и покрытий в их гармоничных сочетаниях;

— заказа и обеспечения поставки материалов, предусмотренных дизайн-проектом;

— разработки соответствующей части технологической документации;

— контроля воплощения вариантов колористики в серийной продукции в соответствии с утвержденными образцами-эталонами изделия.

Структура карты вариантов цветофактурного решения изделия такова: после титульного листа, на котором указывается наименование изделия, автор дизайн-проекта и предприятие — заказчик разработки, следует лист с фотографией или техническим рисунком спроектированного изделия (в перспективе или в ортогональных проекциях), показанного, если необходимо, с разных сторон. Этот лист называется «Схема индексации видимых элементов поверхностей узлов и деталей изделия» (дается его название).

На данном рисунке, фотографии, схеме выносными линиями с цифрами указаны видимые элементы поверхностей узлов и деталей изделия, которые различаются по материалу, фактуре и цвету (или имеют идентичный с другими элементами материал, фактуру, цвет).

Следующий лист представляет собой список-перечень наименований всех элементов поверхностей узлов и деталей изделия, обозначенных цифрами на рисунке (фото, схеме).

После этого следуют две таблицы:

Таблица 1*

— «Варианты цветофактурного решения изделия» (может занимать несколько страниц) имеет следующие заголовки граф.

Первая (широкая) графа — наименование видимых элементов поверхностей деталей, узлов и номер позиции (цифра в скобках).

В этой графе пишутся все названия элементов поверхностей узлов и деталей изделия, объединяемых одним цветом (т. е. имеющих один и тот же цвет, но в нескольких вариантах).

Следующие графы (их столько, сколько предусмотрено вариантов цветофактурного решения) помещены под головкой — словесные характеристики поверхностей деталей и узлов для n вариантов.

Например:

— вариант I — светло-серого цвета, гладкая, полуглянцевая; или черного цвета, гладкая, полуматовая; или алого цвета, гладкая, полуглянцевая; или серо-синего цвета, гладкая, полуглянцевая;

— вариант II — серого цвета, гладкая, полуглянцевая; черного цвета, гладкая, полуматовая; молочного цвета, гладкая, глянцевая;

— вариант III — ярко-желтого цвета, гладкая, полуглянцевая; белого цвета, гладкая, полуглянцевая; черного цвета, гладкая, полуматовая и т. д.

Перечисляемые в каждом из вариантов цветkа и фактуры (по порядку перечисления) соответствуют определенным видимым элементам поверхностей деталей и узлов изделия (со своими номерами), сгруппированными по признаку отношения именно к данному цвету и фактуре.

* См. табл. 3.76

Таблица 2*

— «Характеристики материалов и покрытий, применяе-

мых в цветофактурном решении изделия» (дается его наименование).

Примеры заполнения таблиц карты.

Таблица 3

Варианты цветофактурного решения (наименование изделия)

Наименование

видимых элементов

поверхностей деталей

и узлов изделия, номер

позиции (в скобках)

Словесные характеристики поверхностей деталей

и узлов для n вариантов

I II III n

Корпус настольного

телефонного аппарата

(1), трубка аппарата

(2), клавиши на

поверхности аппарата

(3), шнур, соединяю-

щий трубку

с корпусом (4)

Светло-

серого цвета

теплого

оттенка;

гладкая,

глянцевая

Серо-голубого

цвета, гладкая,

полуглянцевая

Темно-

коричневого

цвета,

шоколадного

оттенка,

гладкая,

полуглянцевая

Вишневого

цвета,

темного

оттенка,

гладкая,

глянцевая

Таблица 4

Характеристики материалов и покрытий, применяемых в цветофактурном решении (наименование изделия)

Номер

варианта

Номер

позиции

элемента

(см.

рис. 1.)

Материал,

покрытие,

способ

переработки,

нанесения,

получения

Цвет

Фактура

(словесное

обозначение)

Словесное

обозначение

и шифр

эталона

Натурный

образец или

имитация

материала,

покрытия

Степень

блеска

Шерохо-

ватость

(глад-

кость)

I 1, 2, 3, 4 Ударопрочный

полистирол

марки

УПС – 1002

(УПМ – 0612 Л)

ГОСТ

6.–05.–406–98;

литье под

давлением

Светло-

серый,

теплый

(контроль-

ный

образец –

эталон

цвета

(№ 115 а)

Глянцевая

поверхность

Гладкая

поверхность

II 1, 2, 3, 4 — // — Сероголубой (№ 109)

Полуглянцевая

поверхность

Гладкая

поверхность

* См. табл. 4.

Эта таблица имеет следующие графы:

1) номер варианта;

2) номер позиции элемента, показанного на рисунке;

3) материал, покрытие, способ переработки, нанесения, получения;

4) цвет (под этой головкой две графы): 4.1 — словесное обозначение цвета (см. табл.1) и шифр эталона (из атласа, каталога, альбома материалов, красок, покрытий); 4.2 — имитация цвета материала, покрытия (в эту графу вклеиваются цветные прямоугольники-накраски, точно изображающие нужный цвет и фактуру поверхности. Лучше вклеивать, при возможности, образцы настоящих реальных материалов — вырезанные по заданному таблицей размеру прямоугольники: красочного покрытия, отделочного материала, металла, ткани, дерева, пластмассы, кожи, резины, меха и т. п.).

5) фактура (словесное обозначение). Под этой головкой также две графы:

— 5.1 — степень блеска (матовая, глянцевая, полуглянцевая, полуматовая поверхность);

— 5.2 — шероховатость (гладкость) — гладкая, шероховатая, различная степень гладкости поверхности.

Примерами заполнения графы 3 могут быть следующие указания о виде материала:

1) ударопрочный полистирол марки УПС-1002 (УПМ-0612л), ГОСТ 6-05-406-80, литье под давлением;

2) пластикат поливинилхлоридный марки ИО50-11; экструзия; ИО45-12, литье под давлением;

3) ткань синтетическая;

4) стекло силикатное молочное;

5) алюминиевый сплав с покрытием эмалью МЛ-12, ГОСТ 9754-76;

6) сталь, цинкование с последующим пассивированием и оксидированием;

7) эмаль МЛ-12, нанесение надписей на пластмассовых деталях методом сеткографии (шелкографии).

Примерами заполнения графы 4 (цвет) являются следующие данные о цвете материала:

— в графе «Словесное обозначение и шифр эталона» (перед графой с реальным образцом материала или покрытия требуемого цвета или с его имитацией — накраской на бумаге) — молочный; черный (№ 115); серо-синий темный (№ 15 или 18); серебристый; алый (№ 2); 78 ярко-желтый (№ 63); ярко-зеленый (№ 73); ярко-голубой (№ 77); белый (№ 1).

Указанные в скобках номера соответствуют номеру соответствующего образца (эталона) цвета краски, материала, покрытия, отделки по выбранному цветовому атласу, каталогу, альбому образцов материалов, красок, видов отделки, покрытий. Этот источник обязательно должен быть указан в начале или в конце карты вариантов цветофактурного решения изделия (табл. 3), так же как и марки материалов и нормативные документы (стандарты), определяющие требования к ним и их характеристики (табл. 4).

К курсу лекций прилагаются практические задания по данной дисциплине, содержащие указания по выполнению студентами колористических плоскостных композиций, основанных на использовании основных типов цветовых гармоний и подобных же композиций, основанных на учете психологии цветовосприятия, ассоциациях, вызываемых различными цветами и их сочетаниями, и символике цвета (см. Приложение 3).

В качестве наглядных примеров могут быть использованы лучшие работы студентов по этой тематике, выполненные в прежние годы обучения цветоведению и оставленные в методическом фонде кафедры.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Иллюстрации к темам 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9

Рис. П.1.1. Пространственная цветовая модель. Координатная система

цветового пространства А. Х. Манселла. Взаиморасположение

характеристик цветового тона (λD), насыщенности (ρe), и светлоты (Y) в цилиндрическом цветовом пространстве. Цветовой тон и насыщенность (качественные параметры цвета) характеризуют цветность объекта. Светлота — количественный параметр цвета

Б Ч

З К

Рис. П.1.2. Оптические схемы цветообразования. Б – поверхность

воспринимается белой, если она отражает все цвета спектра

(оптическое смешение которых и дает белый цвет).

Ч – поверхность воспринимается черной, если она полностью

поглощает все цвета спектра. З – зеленый светофильтр избирательно

пропускает зеленый, синий, голубой, частично желтый, в результате чего

воспринимается зеленый цвет определенного оттенка. К – красная отражающая

поверхность избирательно отражает красный, оранжевый, желтый, частично

фиолетовый, в результате чего воспринимается красный цвет определенного

оттенка. Всякое хроматическое тело (окрашенное, прозрачное

или непрозрачное) отражает или пропускает лучи «собственного» цвета

и поглощает цвет, дополнительный к собственному82

Рис. П.1.3. Треугольник Д. К. Максвелла — график смешения цветов,

отражающий основы трехкомпонентной теории цветового зрения

Г. Гельмгольца. Аддитивным смешением монохроматического света

определенных длин волн (соответствующих трем первичным

цветам — красному, зеленому и синему) можно получить очень

широкий диапазон цветов, включающий все цветовые тона разной

насыщенности (чистоты)

Рис. П.1.4. Аддитивный (слагательный) и субтрактивный (вычитательный)

способы оптического смешения цветов: а) получение цветов сложением

монохроматических световых потоков цветных источников света —

красного, зеленого и синего; в местах попарного перекрывания

при проецировании на белый экран образуются

желтый, голубой и пурпурный цвета, в центре — белое пятно;

б) получение цветов вычитанием из белого цвета соответствующих

излучений при помощи светофильтров пурпурного, голубого

и желтого цветов; в местах перекрывания на белом экране образуются

красный, фиолетовый и зеленый цвета, в центре черное пятно84

Рис. П.1.5. 6-секторный цветовой круг И. В. Гете

Рис. П.1.6. Совмещение треугольника Д. К. Максвелла

с 6-секторным кругом И. В. Гете. Три первичных цвета

(красный, зеленый, синий) в углах треугольника на окружности

располагаются под углом 120° друг к другу, в центре дуги,

ограничивающей соответствующий сектор цветового круга. Цвета,

получаемые смешением монохроматических лучей света первичных

цветов — желтый, голубой, пурпурный, проецируются вдоль радиуса

окружности из средней точки каждой стороны треугольника на центр дуги

соответствующего сектора круга. Последовательность цветов

в треугольнике и цветовом круге одинакова86

Рис. П.1.7. Система естественных цветов (NCS)

в цветовом круге Э. Геринга, образованном четырьмя

психологически независимыми первичными цветовыми тонами:

красным, желтым, синим и зеленым

 

Рис. П.1.8. 12-лучевая цветовая звезда И. Иттона, демонстрирующая

ступенчатый переход от чистых хроматических цветов

к разбеленным и зачерненным88

Рис. П.1.9. Стандартный 24-секторный цветовой круг.

Последовательность цветовых тонов:

1) желтый; 2) оранжевато-желтый; 3) желто-оранжевый;

4) желтовато-оранжевый; 5) оранжевый; 6) красновато-оранжевый;

7) оранжево- красный; 8) оранжевато-красный; 9) красный;

10) пурпурновато-красный; 11) пурпурный;

12) фиолетовато-пурпурный; 13) фиолетовый;

14) синевато-фиолетовый; 15) сине-фиолетовый;

16) фиолетовато- синий; 17) синий; 18) зеленовато-синий;

19) сине-зеленый; 20) синевато-зеленый; 21) зеленый;

22) желтовато-зеленый; 23) желто-зеленый; 24) зеленовато-желтый

Рис. П.1.10. 12-секторный цветовой круг И. Иттона

с включенными в него треугольником,

представляющим три основных независимых цвета,

и шестигранником, представляющим смеси этих цветов90

Рис. П .1.11, а Цветовая система А. Х. Манселла.

В этом круге цветовых тонов 10 областей — интервалов.

Интервал одного цветового тона включает 11 радиусов цветового тона

(от 0 до 10, последний 10-й совпадает с начальным 0-м) следующего интервала.

По радиусу 5-го цветового тона расположен основной тон каждого интервала.

По 10-м радиусам — крайние границы цвета каждого интервала. Обозначение

радиусов: R — красный, YR — желто-красный, Y — желтый,

GY — зелено-желтый, G — зеленый, BG — сине-зеленый, B — синий,

PB — пурпурно-синий, P — пурпурный, RP — красно-пурпурный.

Шкала насыщенности располагается вдоль радиуса цветового тона

Рис. П.1.11, б. Круг цветовых тонов из 10 областей-интервалов, на котором

показаны образцы отдельных цветов, изменяющихся по насыщенности

от периферии к центру, и линия охвата возможных стандартных образцов цвета

Манселла при светлоте по Манселлу — 6 (коэффициент яркости Y = 0,30)92

Рис. П.1.12. Цветовой график МКО (Международной комиссии

по освещению) — инструмент исследований в области колориметрии

и определения цветов. Здесь выявлена структура изменения

насыщенности (чистоты) цвета нескольких основных цветовых тонов,

расположенных на графике вдоль границы области цветности всех цветов,

воспроизводимых монохроматическом светом

Рис. П.1.13. Цветовая система В. Оствальда. Цветовое тело

(двойной конус) и его вертикальное поперечное сечение.

Вершина треугольника С характеризует один из 24 чистых цветов

в цветовом круге. Все ромбы внутри треугольника — смеси

чистого цвета с белым и черным. В каждом ромбе определенный процент

соотношения чистого цвета, черного и белого. Ромбы вдоль оси

W—B — нейтральные серые цвета, изменяющиеся по светлоте.

Изовалентные линии соединяют поля цветов, имеющих одинаковый

процент черного и белого, но разный цветовой тон. Изовалентная линия

экватора соединяет поля чистых цветов С — 24 тонов цветового круга94

Рис. П.1.14. Цветовой график МКО. Для определения доминирующей длины

волны (нм) спектральных цветов или дополнительной длины волны пурпурных

ветов вдоль линии спектральных цветностей указаны длины волн

монохроматического цвета. В качестве точки отсчета используется точка

цветности для стандартного излучения (А, В, С, D 65 МКО) или для

равноэнергетического света (Е). На графике точка С — цветность

излучения С МКО (дневной свет); точка Р — цветность пигмента кадмия

красного (длина волны 605 нм). Чистота цвета — частное от деления

отрезка СР на всю длину линии (до точки 605)

Рис. П.1.15. Основные психологические ассоциации, вызываемые

парами дополнительных цветов в цветовом круге. Диаметрально

противоположные цвета, показанные в кружках на этой схеме,

вызывают контрастные по смыслу ассоциации96

Рис. П.1.16. Психологическое восприятие цветов спектра как легких или

тяжелых; светлых или темных; выступающих или отступающих.

Рис. П 1.17. Схемы согласования контрастных цветов. Контрастные

по цветовому тону цвета располагаются в большом хроматическом

интервале цветового круга (1/2). Они полярны и взаимодополнительны.

Их сочетания являются наиболее яркими и активными

Рис. П.1.18. Схемы согласования родственных цветов.

Нюансные по цветовому тону цвета располагаются в малом

хроматическом интервале цветового круга (1/8–1/4). Их связывает один

из психологически независимых цветов (красный, зеленый, синий

или желтый), и они не содержат оттенков контрастных цветов98

Рис. П.1.19. Схемы согласования родственно-контрастных цветов.

Пары таких цветов располагаются в среднем хроматическом интервале

цветового круга (1/4–1/2), в его соседних основных четвертях.

Их гармония основана на признаке родства по какому-либо цвету

и противоположности размещения в какой-либо половине цветового круга

Рис. П.1.20. Схемы согласования цветовой триады:

а) цвета располагаются в углах равностороннего треугольника, вписанного

в круг. Это — сочетание двух родственно-контрастных цветов и цвета,

контрастного к цветовому тону, находящемуся между ними в цветовом круге;

б) цвета располагаются в углах равнобедренного треугольника, вписанного

в круг. Это — сочетание двух родственных цветов и цвета, контрастного

к цветовому тону, находящемуся между ними в цветовом круге

Рис. П.1. 21. Оптические иллюзии. Явления одновременного

контраста. Светлотный (ахроматический) контраст:

кажущееся изменение степени светлоты пятна

в зависимости от степени светлоты фона100

Рис. П.1. 22. Оптические иллюзии. Явления одновременного контраста.

Хроматический контраст: а) кажущееся изменение оттенка пятна

ахроматического цвета на различных по цветовому тону хроматических

фонах; б) кажущееся изменение оттенка пятна хроматического цвета на

различных по цветовому тону хроматических фонах; в) эффект изменения

цвета тем больше, чем меньше площадь пятна по отношению к площади

фона; г) на фоне своего дополнительного цвета цвет пятна приобретает

большую насыщенность; д) на фоне своего цветового тона, но большей

насыщенности, цвет пятна теряет свою насыщенность

Рис. П.1. 23. Оптические иллюзии. Явления пограничного контраста:

кажущееся потемнение и посветление соседних цветовых пятен

на плоскости (примыкающих краями друг к другу) у границ их

соприкосновения. Возникающая иллюзия неравномерно окрашенных

или освещенных поверхностей (эффект «выпуклости-вогнутости»)

устраняется путем разграничения соседних пятен черным

или белым контуром

Рис. П.1.24. Оптические иллюзии. Явление последовательного

контраста. Адаптация и понижение чувствительности глаза

к определенному цвету. Пример: половина красного пятна,

закрываемого на 15–20 сек. черной маской, кажется ярче,

чем наблюдаемая открытая его часть после быстрого отгибания

черной маски (на рисунке маска закрывает половину

красного поля)102

Рис. П.1.25. Оптические иллюзии. Общепсихологический закон

контраста. Кажущееся изменение площади одинаковых фигур,

помещенных на соседних фонах среди двух разных по величине

групп окружающих фигур. Пример: круг посередине меньших

по диаметру кругов кажется больше, чем одинаковый

с ним круг в окружении больших по диаметру кругов

Рис. П.1.26. Иррадиация. Кажущееся увеличение площади светлых

фигур на темном фоне по сравнению с темными равновеликими

фигурами на светлом фоне. Это — положительная иррадиация.

Обратная картина — отрицательная иррадиация, наблюдаемая

при малой яркости фона

Рис. П.1.27. Оптико-геометрические иллюзии:

а) иллюзия выпуклости; б) иллюзия вогнутости двух параллельных прямых,

пересекаемых под углом пучком сходящихся или расходящихся линий

(эффекты Э. Геринга и В. Вундта); в) иллюзия ряда сходящихся и расходящихся

(в действительности параллельных) линий, пересеченных под углом короткими

отрезками параллельных линий, наибольший эффект при∠=45°,

(эффект Ф. Целльнера); г) переоценка размеров острых углов вызывает иллюзию

разной длины одинаковых линий, замыкаемых с концов одна острыми,

а другая тупыми углами (эффект Мюллера-Ляйера);

д) иллюзия излома наклонной линии, пересекаемой параллельными

прямоугольниками (эффект Поггендорфа); е) иллюзия большей длины

вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, заполняющими

одинаковые по площади квадраты; ж) иллюзия искажения геометрической

фигуры, частично пересекаемых параллельными или изогнутыми под тупым

углом рядами линий; з) переоценка длины вертикальной линии по отношению

к равной ей горизонтали: вертикаль кажется длиннее горизонтали, а в случае

меньшей длины кажется равной горизонтали (например, при отношениях длин

20 и 25), при условии, что вертикальная линия как перпендикуляр опускается

на середину горизонтальной линии104

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблицы к темам 7, 9

Таблица П.2.1

Систематизация основных типов цветовых гармоний

Продолжение табл. П.2.1106

Продолжение табл. П.2.1

Продолжение табл. П.2.1108

Окончание табл. П.2.1

Таблица П.2.2

Психологическое воздействие цвета. Ассоциации. Символика110

Продолжение табл. П. 2.2

Примечания. 1) Светлота (яркость) в этой таблице не рассматривается как одна из трех колориметрических характеристик цвета (наряду с цветовым

тоном и насыщенностью). Здесь по этому показателю сравнивается относительная светлота (яркость) каждого из 12 цветов по отношению к другим цве-

там таблицы как феномен зрительного впечатления. 2) В таблице приводятся характеристики психологического воздействия и символического значе-

ния каждого из 12 цветов, взятых изолированно, вне сочетаний друг с другом и иными цветами. Парные, тройные и полихроматические сочетания (хро-

матических и ахроматических цветов) характеризуются своими особенностями цветового восприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Практические задания к темам 7, 9

З а д а н и е П. 3.1

КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ ПЛОСКОСТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ,

ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ

ЦВЕТОВЫХ ГАРМОНИЙ (8 ВАРИАНТОВ)

1. На четырех листах чертежной (рисовальной) плотной бумаги

формата А4 (210×297мм) в полях двух квадратов 100×100 мм, располо-

женных по вертикальной оси листа (с интервалом 20 мм между ними

и полями 20 мм сверху и 30 мм снизу, для надписей — номера задания,

названия работы, ниже — номер группы и Ф. И. О. студента) выпол-

нить живописно-плоскостные, линейно-графические, орнаменталь-

ные и т. п. колористические композиции, основанные на заданных

типах цветовых гармоний.

2. Типология (систематизация) типов цветовых гармоний в виде

таблиц (на пяти страницах) имеется на кафедре истории и теории

искусств.

3. На каждом из четырех листов необходимо выполнить гармонич-

ные колористические композиции двух из следующих основных ти-

пов гармонических цветосочетаний:

1) Полихроматические гармонии хроматических цветов:

а) гармония контрастных цветов; гармония родственных цветов;

в) гармония родственно-контрастных цветов или гармония

триады.

2) Поли- и монохроматические гармонии ахроматических цветов:

а) сочетания белых, серых, черных цветов;

в) сочетания серых цветов разной светлоты.

3) Полихроматические гармонии сложных цветов (смесей и

сочетаний):

а) гармония сложных (смешанных) цветов друг с другом;

в) гармония смешанных цветов со спектральными (чистыми) хро-

матическими или с ахроматическими цветами (серыми, белыми,

черными).

4) Полихроматические гармонии:

а) сочетания хроматических (чистых) цветов с белыми и серыми;

в) сочетание таких цветов с черными и/или белыми.112

4. Эскизные предложения колористических композиций предвари-

тельно согласовываются с преподавателем, отбираются лучшие, дора-

батываются по замечаниям и рекомендациям. После этого выполня-

ются начисто.

5. Материалы для выполнения заданий:

1) акварельные краски, гуашь, темпера;

2) цветные карандаши; фломастеры;

3) цветная бумага (аппликации, коллажи).

6. Возможно выполнение композиций (после согласования эски-

зов) на компьютерной технике при наличии цветного принтера, обес-

печивающего хорошее качество воспроизведения цветовых гамм каж-

дой композиции.

З а д а н и е П.3.2

КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ ПЛОСКОСТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ,

ОСНОВАННЫЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ

ЦВЕТОВ И ИХ СОЧЕТАНИЙ

(колористические ассоциации на заданные темы)

1. На двух-трех листах чертежной (рисовальной) плотной бумаги

формата А4 (210×297 мм) в полях двух квадратов 100×100 мм, рас-

положенных по вертикальной оси листа (с интервалом между квад-

ратами — 20 мм, полем сверху — 20 мм и снизу — 30 мм для необхо-

димых надписей: № задания, темы композиций, ниже № группы и

Ф. И. О. студента) выполнить колористические выразительные

гармоничные композиции (2–3 варианта), представляющие собой

по ассоциативному впечатлению (вызванному психологическим

воздействием, сочетанием, конфигурацией, взаиморасположени-

ем, площадью выбранных цветов) тематически противоположные

(контрастные) явления, состояния, настроения и т. п. Это могут

быть, например, впечатления: о временах года, суток; климатиче-

ских зонах; или о состояниях (настроениях): тревоги и покоя, ра-

дости и горя, холода и жары, сухости и влажности, легкости и тя-

жести, стремительности и медлительности (динамика — статика);

впечатления об элегантности, изяществе и грубости, примитив-

ности; о молодости, юности, зрелости, старости; о мужественности

и женственности; о серьезности и игривости; о замкнутости и от-

крытости; о романтичности и прагматичности; о природном и тех-

ническом начале и т. д.

2. Для выполнения композиций следует пользоваться таблицей

«Психологическое воздействие цвета. Ассоциации. Символика» (име-

ется на кафедре истории и теории искусств).

3. Эскизные предложения по композиции предварительно согласо-

вываются с преподавателем и после доработки (переработки) по заме-

чаниям и рекомендациям выполняются начисто.

4. Материалы, техника выполнения и требования к качеству вы-

полнения аналогичны требованиям к заданию «Колористические

плоскостные композиции, основанные на использовании основных

типов цветовых гармоний».114

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизай-

не/Пер. с англ. И. В. Пеновой. — М.: Мир, 1982. — 181 с.

2. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. — М.: Совет-

ский художник, 1987. — 232 с.

3. Ашкенази Г. И. Цвет в природе и технике. — 3-е изд., перераб. и

доп. — М.: Энергия, 1974. — 89 с.

4. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам

зрительного восприятия. — М.: Академия Моды, 1996. — 117 с.

5. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнамен-

тального образа. — М.: Галарт, 1998. — 328 с.

6. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. — М: Мир, 1978.

7. Иттен И. Искусство цвета/Пер с нем. и предисл. Л. Монахо-

вой. — 2-е изд. — М.: Изд. Д. Аронов, 2001. — 96 с.

8. Казаринова В. И. Товароведу о красоте и композиции. — 3-е изд.,

перераб. — М.: Экономика, 1978. — 156 с.

9. Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освеще-

ния. — М.: Наука, 1994.

10. Медведев В. Ю. Основные типы цветовых гармоний и принципы

их применения в композиции произведений дизайна // Вестник

СПГУТД. — 1998. — № 2. — С. 128–133.

11. Миронова Л. Н. Цветоведение: Учеб. пособие. — Минск: Вышэй-

шая школа, 1984. — 286 с.

12. Сомов Ю. С. Композиция в технике. — 3-е изд. пер. и доп. — М.:

Машиностроение, 1987. — 288 с.

13. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство (прикладная

цветопсихология) / Сокр. пер. с нем. С. В. Гавалова. — М.: Стройиз-

дат, 1973. — 117 с.

14. Farbgestaltung. Zeichnungslehre, Schriftlehre, Ornamentlehre, Farbenlehre, Farbenanwendung. — Autorenkollektiv unter der Leitung von

Wolfgang Arnold. — Berlin: VEB Verlag fur Bauwesen, 1985. — 248 s.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 753; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты