КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Грабарь Игорь ЭммануиловичГрабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию. Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи. С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств 1895 году он обучался в мастерской HYPERLINK "http://www.bibliotekar.ru/kRepin/index.htm" Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, HYPERLINK "http://www.bibliotekar.ru/kSomov/index.htm" Сомов, HYPERLINK "http://www.bibliotekar.ru/kBilibin/index.htm" Билибин. Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя. «Февральская лазурь» «Мартовский снег» Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других. Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Несмотря на сильный мороз, художник писал картину в вырытой им траншеи из снега. Ему удалось создать новый образ русской природы. В 1909 – 1914 годах Грабарь предстает перед нами как архитектор. По его проекту был построен санаторий «Захарьино», находящийся под Москвой, архитектурный облик которого отразил увлечение Грабаря русским классицизмом и архитектурой Возрождения в Италии. В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о HYPERLINK "http://www.bibliotekar.ru/kSerov/index.htm" Валентине Серове и HYPERLINK "http://www.bibliotekar.ru/rusLevitan/index.htm" Исааке Левитане. В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи, который имеет значительную научную ценность. Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства — икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах. В 1926—30 Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии. С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе». Работа над образом советского человека помогла Грабарю обратиться к большим историческим темам. Он создал полотна «В. И. Ленин у прямого провода» и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина». В советское время Грабарь увлекся творчеством HYPERLINK "http://www.bibliotekar.ru/rusRublev/index.htm" Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР. Грабарь пользовался неоднозначной репутацией среди коллег. Многие называли художника «Угорь Обмануилович Гробарь». Именно Грабарь пошел против воли П. М. Третьякова, который завещал оставить в неприкосновенности собранную им галерею, устроив в Лондоне выставку русского искусства, которая должна была быть продемонстрировать Советскую Россию миру. Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве. 4.Айвазовский Ива́н Константи́нович (1817–1900), русский художник. Родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М.Н.Воробьева (1833–1839). В качестве «пенсионера» Академии работал в Крыму (1838–1840), Италии (1840–1844), посетил также Францию, Англию и ряд других стран. Любил путешествовать и позднее – по России, Европе, Средиземноморью, – но с 1845 работал преимущественно в родном городе. Испытал особое влияние французской марины (морского пейзажа) барокко-классицизма (К.Лоррен и К.Верне). «Девятый вал» «Черное море» «Чесменский бой» «Радуга» Избавляясь от слишком плотной манеры письма и слишком резких контрастов классицистической «кулисной» композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно-катастрофический Девятый вал (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление «безбрежного» морского пространства, может служить итогом его раннего периода. Обеспечив живописный эффект, Айвазовский, будучи к тому же мастером необычайно плодовитым (написавшим более 6000 картин), часто превращал его в своеобразный фирменный стереотип. Но в самых хрестоматийных и по праву особо популярных своих картинах (таких, как Черное море, 1881, Третьяковская галерея) он демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Живописец Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853–1856), создав немало патетических батальных полотен (Чесменский бой, 1848, Феодосийская картинная галерея). Хотя он исполнил немало «чисто земных» пейзажей, среди которых выделяются украинские и кавказские виды (1850–1860-е годы), именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской, иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам. Целый ряд картин Айвазовский посвятил древней и новой армянской истории (Посещение Дж.Г.Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции, 1880, Картинная галерея Армении, Ереван). С 1840-х годов его художественная продукция пользовалась огромным успехом. Айвазовский накопил большое состояние и известен также как щедрый благотворитель: в Феодосии на его средства были выстроены здания археологического музея, проведены большие работы по градоустройству, постройке порта и железной дороги. Из его феодосийской мастерской вышел целый ряд крупных пейзажистов (Л.Ф.Лагорио, А.И.Куинджи, К.Ф.Богаевский и др.). Умер Айвазовский в Феодосии 19 апреля (2 мая) 1900. Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя. Айвазо́вский - HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA" \o "Художник" художник- HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82" \o "Маринист" маринист, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82" \o "Баталист" баталист, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80" \o "Коллекционер" коллекционер, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82" \o "Меценат" меценат. Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. 17 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/29_%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F" \o "29 июля" (29) июля HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1817_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1817 год" 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F" \o "Западная Армения" турецкой Армении в HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/XVIII" \o "XVIII" XVIII в. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2" \o "Львов" Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D1%8F%D0%BD" \o "Айвазян" Айвазян) HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \l "cite_note-Khachaturian-7" [. Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0" \o "Дунайские княжества" Дунайские княжества ( HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE" \o "Молдавское княжество" Молдавию, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%8F" \o "Валахия" Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \l "cite_note-15" . Большинство источников приписывают Айвазовскому только армянское происхождение. Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5" \o "Предание" предание о том, что среди его предков были турки HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \l "cite_note-autogenerated2-19" [19]. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой — по женской линии HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \l "cite_note-autogenerated4-20" ) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками ( HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1696" \o "1696" 1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант — солдатом). После смерти художника (в HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1901_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1901 год" 1901 году) его биограф. Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%B5" \o "Шахе" Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_(1801)" \o "Раевский, Николай Николаевич (1801)" Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1844_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1844 год" 1844 году стал HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86" \o "Живописец" живописцем HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B1_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&action=edit&redlink=1" \o "Главный морской штаб России (страница отсутствует)" Главного морского штаба (без денежного пособия), а с HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1847" \o "1847" 1847 — HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80" \o "Профессор" профессором HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2" \o "Петербургская Академия художеств" Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC" \o "Рим" Рима, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6" \o "Париж" Парижа, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F" \o "Флоренция" Флоренции, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BC" \o "Амстердам" Амстердама и HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D1%83%D1%82%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%82" \o "Штутгарт" Штутгарта. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6" \o "Пейзаж" пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80-%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB" \o "Контр-адмирал" контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. С HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1845" \o "1845" 1845 жил в HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%8F" \o "Феодосия" Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F" \o "Новороссия" Новороссии, и галерею ( HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1880" \o "1880" 1880), стал основоположником HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8" \o "Киммерийская школа живописи" Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B9" \o "Джанкой" Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F" \o "Археология" археологией, занимался вопросами охраны HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA" \o "Памятник" памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD" \o "Курган" курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%AD%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6" \o "Государственный Эрмитаж" Эрмитажа). На свои средства построил новое здание для HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9" \o "Феодосийский музей древностей" Феодосийского музея древностей с мемориалом HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Котляревский, Пётр Степанович" П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9" \o "Одесское общество истории и древностей" Одесского общества истории и древностей. 12 апреля 1895 года И. К. Айвазовский, возвращаясь из Нахичевани-на Дону, где встречался с Мкртичем (Хримьяном) (1820—1907) верховным патриархом и HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%81_%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%85_%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD" \o "Католикос всех армян" католикосом всех армян, заехал к своему старому знакомому Я. М. Серебрякову в HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%80%D0%BE%D0%B3" \o "Таганрог" Таганрог. Это был второй приезд Айвазовского в Таганрог — первый был в 1835 году, когда он посещал Дворец HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_I" \o "Александр I" Александра I. Для Палестинского общества, которым руководил Ипполит Ильич Чайковский (брат композитора), Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была размещена в часовне. Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет. «Взрыв турецкого корабля» Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной. Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81" \o "Константин Канарис" Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Крамской, Иван Николаевич" И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..." Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B1_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D1%81_(%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C)&action=edit&redlink=1" \o "Сурб Саркис (церковь) (страница отсутствует)" Сурб Саркис (Святого Саркиса). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80" \o "Грабар" древнеармянском языке написаны слова армянского историка HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%81_%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8" \o "Мовсес Хоренаци" Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F" \o "Османская империя" Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%B5,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Литке, Фёдор Петрович" Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%83%D0%BB" \o "Стамбул" Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи. После окончания HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0" \o "Крымская война" войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B4%D1%83%D0%BB-%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B4_I" \o "Абдул-Меджид I" Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени. «Прощание Пушкина с морем» Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным. Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчество Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B4%D1%83%D0%BB-%D0%90%D0%B7%D0%B8%D0%B7" \o "Абдул-Азиз" Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%BE%D1%80" \o "Босфор" Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени. Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%85%D1%87%D0%B5" \o "Долмабахче" Долмабахче). HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1877%E2%80%941878)" \o "Русско-турецкая война (1877—1878)" Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD-%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80" \o "Сан-Стефанский мир" Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией. Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B4%D1%83%D0%BB-%D0%A5%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4_II" \o "Абдул-Хамид II" Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль. В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BD_%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%BA" \o "Ван Дейк" Ван Дейка, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82" \o "Рембрандт" Рембрандта, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C" \o "Брейгель" Брейгля, Айвазовского, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC,_%D0%96%D0%B0%D0%BD-%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD" \o "Жером, Жан-Леон" Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех. В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина. В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B4%D1%83%D0%BB-%D0%A5%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4_II" \o "Абдул-Хамид II" Абдул-Хамидом II орденом HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B5_(%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD)" \o "Меджидие (орден)" Меджидие I степени. В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899). Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте значение и специфику творчества Поленова В.Д. 2. Раскройте значение и специфику творчества Ф.А.Васильева. 3. Раскройте значение и специфику творчества Грабаря И.Э. 4. Раскройте значение и специфику творчества Айвазовского И.К. 4.11. Контрольная работа « Русское искусство»
|