Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Левитан Исаак Ильич

Читайте также:
  1. Вильям Исаак Томас
  2. Исаак Ньютон
  3. Исаак Ньютон

(1860-1900). Левитан - мастер спокойных, тихих пейзажей Человек стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа. Заштатный городок Плес на верхней Волге прочно вошел в творчество Левитана. В этих краях он создал свои полотна: "После дождя", "Хмурый день", "Над вечным покоем". Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: "Вечер на Волге", "Вечер. Золотой плес", "Вечерний звон", "Тихая обитель".
На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
Родился 18  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/30_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0" \o "30 августа" (30) августа  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1860_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1860 год" 1860 года в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%BE" \o "Местечко" местечке  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%B9" \o "Кибартай" Кибартай  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F" \o "Сувалкская губерния" Сувалкской губернии в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0" \o "Литва" Литве, в образованной обедневшей  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8" \o "Евреи" еврейской семье. Отец Илья (Эльяшив Лейб) Левитан (1827—1877) — из  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B8%D0%BD" \o "Раввин" раввинской семьи из  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%8F%D0%B9" \o "Кедайняй" Кедайняй, местечка, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Эльяшив учился в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%B0" \o "Ешива" ешиве в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE" \o "Вильно" Вильно. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Французский язык" французским и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Немецкий язык" немецким языками. В  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE" \o "Ковно" Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания. В ноябре  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/2010" \o "2010" 2010 обнаружены интересные архивные записи о семье Исаака Левитана. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей: брат  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87" \o "Левитан, Авель Ильич" Авель-Лейб (Адольф) и сёстры Тереза (в замужестве Тереза Ильинична Берчанская, р. 1856) и Михле (Эмма Ильинична, р. 18.07.1859 по старому стилю).



Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1870-%D0%B5" \o "1870-е" 1870-х переехал с семьёй в Москву. В  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1871" \o "1871" 1871 старший брат Исаака,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87" \o "Левитан, Авель Ильич" Авель-Лейб, поступил в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8,_%D0%B2%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%B7%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0" \o "Московское училище живописи, ваяния и зодчества" Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1873" \o "1873" 1873 в училище поступил и тринадцатилетний Исаак.



Его учителями были художники  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Перов, Василий Григорьевич" Перов,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Саврасов, Алексей Кондратьевич" Саврасов и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Поленов, Василий Дмитриевич" Поленов.

В  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1875" \o "1875" 1875 умерла мать Левитана, и серьёзно заболел отец. Вынужденный по болезни оставить работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей репетиторством. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1876" \o "1876" 1876 освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве».  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1877" \o "1877" 3 февраля 1877 умер от  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%84" \o "Тиф" тифа отец. Для Левитана, его брата и сестёр наступает время крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Перов, Василий Григорьевич" Василия Перова. Друг Перова,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Саврасов, Алексей Кондратьевич" Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс.  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1877" \o "1877" В марте 1877 две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» — вспоминал его товарищ, известный живописец  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Нестеров, Михаил Васильевич" Михаил Нестеров.

В  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1879_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1879 год" 1879 году, после покушения  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%91%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Соловьёв, Александр Константинович" Александра Соловьева, отнюдь не бывшего евреем, на царя  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_II" \o "Александр II" Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице».

«Вечер после дождя»

Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы и он на ближайшие пару лет вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой даче в подмосковной  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_(%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%85%D0%B8)" \o "Салтыковка (микрорайон Балашихи)" Салтыковке (окрестности  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%85%D0%B0" \o "Балашиха" Балашихи). На деньги, вырученные от продажи картины «Вечер после дождя» (1879, частное собрание), Левитан спустя год снял меблированную комнату на Большой Лубянке.

«Дубовая роща. Осень»

«Дуб»

«Сосны»

В летние месяцы  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1880" \o "1880" 1880— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1884" \o "1884" 1884 он писал с натуры в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE_(%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0)" \o "Останкино (усадьба)" Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1880" \o "1880" 1880,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9" \o "Нижегородский государственный художественный музей" Нижегородский художественный музей), «Дуб» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1880" \o "1880" 1880,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%A2%D0%93" \o "ГТГ" Третьяковская галерея), «Сосны» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1880" \o "1880" 1880, частное собрание), «Полустанок» (нач.1880-х, Дом-музей И.Левитана в Плёсе), Художник создаёт пейзажи в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0" \o "Саввинская слобода" Саввинской слободе под  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4" \o "Звенигород" Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1884" \o "1884" 1884,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%A2%D0%93" \o "ГТГ" Третьяковка), «Мостик. Саввинская слобода» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1884" \o "1884" 1884,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%A2%D0%93" \o "ГТГ" Третьяковка).

Весной  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1885" \o "1885" 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1885_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1885 год" 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%B2%D1%8B" \o "Киселёвы" Киселёвых гостили Чеховы. А. С. Киселёв, племянник дипломата графа  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Киселёв, Павел Дмитриевич" П. Д. Киселёва, служил в тех местах земским начальником; его жена — Мария Владимировна, дочь  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%91%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1" \o "Бегичев, Владимир Петрович (страница отсутствует)" В. П. Бегичева. Левитан познакомился с  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Чехов, Антон Павлович" А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжалось всю жизнь.

В середине  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1880-%D0%B5" \o "1880-е" 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1886_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1886 год" 1886 году в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC" \o "Крым" Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.

« HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B4_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%BC" \o "Над вечным покоем" Над вечным покоем»

В  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1887" \o "1887" 1887 художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0" \o "Волга" Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов (он почти уж собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог из-за болезни сестры). Первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой».

На следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1888" \o "1888" 1888 Левитан вместе с друзьями-художниками  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Степанов, Алексей Степанович" Алексеем Степановым и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%8C%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0&action=edit&redlink=1" \o "Кувшинникова, Софья Петровна (страница отсутствует)" Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D0%B0" \o "Ока" Оке до  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4" \o "Нижний Новгород" Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D1%91%D1%81_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)" \o "Плёс (город)" Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1888" \o "1888" 1888— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1890" \o "1890" 1890).

Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

Существует мнение, что картина « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B4_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%BC" \o "Над вечным покоем" Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.

В конце  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1889" \o "1889" 1889 — в начале  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1890_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1890 год" 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетил  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F" \o "Франция" Францию и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F" \o "Италия" Италию. Он хотел ближе познакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6" \o "Париж" Париже  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0_(1889)" \o "Всемирная выставка (1889)" Всемирной выставке. Вероятно, особенно интересовали его ретроспективная экспозиция давно любимых им художников  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0" \o "Барбизонская школа" барбизонской школы и произведения  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B" \o "Импрессионисты" импрессионистов.

В марте  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1891_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1891 год" 1891 года Исаак Левитан стал членом  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BA" \o "Товарищество передвижных художественных выставок" Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Морозов, Сергей Тимофеевич" Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%98._%D0%98._%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0" \o "Дом-мастерская художника И. И. Левитана" мастерскую в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%A2%D1%80%D1%91%D1%85%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%BA" \o "Большой Трёхсвятительский переулок" Трёхсвятительском переулке.

«Осень»

« HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3_%D0%BE%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%B0" \o "У омута" У омута»

«Октябрь».

К весне 1892 года Левитан закончил картину «Осень» (начатую ещё осенью 1891) и выставил её на ХХ Передвижной выставке вместе с ещё тремя картинами « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3_%D0%BE%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%B0" \o "У омута" У омута», «Лето» и «Октябрь».

« HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%B0_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0)" \o "Владимирка (картина Левитана)" Владимирка»

В  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1892_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1892 год" 1892 году Левитан как  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8" \o "Евреи" «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F" \o "Тверская губерния" Тверской и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F" \o "Владимирская губерния" Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%B0_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0)" \o "Владимирка (картина Левитана)" Владимирка» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1892" \o "1892" 1892), где изображена дорога, по которой гнали в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8C" \o "Сибирь" Сибирь каторжан.

В 1892 году в истории дружбы Левитана и Чехова произошёл эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с тем что, в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.

В 1892-83 в мастерской в Трёхсвятительском переулке Серов написал известный портрет Левитана.

4.Саврасов Алексей Кондратьевич

Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи. Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках — К. И. Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам. В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” (оба 1850 год). Более зрелой и мастерски исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” (1851 год). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым.

Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году “Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”. И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид. В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е годы), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857). Исполнены они с исключительным графическим мастерством, хотя и различны по приемам, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач.

“Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду”

“Вид в окрестностях Ораниенбаума”

В целом раннее творчество Саврасова (“Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду”, 1851; “Вид в окрестностях Ораниенбаума”, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким “кулисным” контрастам переднего и заднего планов. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859).

“Лосиный остров в Сокольниках”

“Лунная ночь. Болото”

Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”, 1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870). Изначально свойственная Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы “Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”, датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.

В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были  HYPERLINK "http://www.artsait.ru/art/k/korovin/main.htm" К. А. Коровин и  HYPERLINK "http://www.artsait.ru/art/l/levitan/main.htm" И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

Написанный в это время “Пейзаж с рекой и рыбаком” (1859) наглядно демонстрирует его достижения. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.

В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения. Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году — “Вид на Москву от Мазилова”, “Пейзаж с мельницей” и “Вечерний пейзаж”. Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.

Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. “Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем.

Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.

Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки. После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.

"Грачи прилетели"

(1830-1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина "Грачи прилетели" (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.

5.Шишкин Ива́н Ива́нович

( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1832" \o "1832" 1832— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1898" \o "1898" 1898) — русский  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA" \o "Художник" художник- HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6" \o "Пейзаж" пейзажист, живописец,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D0%BA" \o "Рисовальщик" рисовальщик и гравёр-аквафортист.  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA" \o "Академик" Академик ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1865" \o "1865" 1865),  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80" \o "Профессор" профессор ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1873" \o "1873" 1873), руководитель пейзажной мастерской ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1894" \o "1894" 1894— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1895" \o "1895" 1895) Академии художеств. Член-учредитель  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BA" \o "Товарищество передвижных художественных выставок" Товарищества передвижных художественных выставок. Иван Шишкин родился  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/25_%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F" \o "25 января" 25 января (13 по ст. стилю)  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1832_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1832 год" 1832 года в городе  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D1%83%D0%B3%D0%B0" \o "Елабуга" Елабуга  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F" \o "Вятская губерния" Вятской губернии. Происходил из древней  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%84%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8" \o "Вятские фамилии" вятской фамилии  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%8B" \o "Шишкины" Шишкиных, был сыном  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%B5%D1%86" \o "Купец" купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872) HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E8%F8%EA%E8%ED,_%C8%E2%E0%ED_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7" \l "cite_note-1" . В двенадцать лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%A3%D0%96%D0%92%D0%97" \o "МУЖВЗ" Московское училище живописи, ваяния и зодчества ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1852" \o "1852" 1852— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1856" \o "1856" 1856). Окончив курс этого заведения, с  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1857" \o "1857" 1857 продолжал своё образование в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%90%D0%A5" \o "ИАХ" Петербуржской Академии Художеств ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1856" \o "1856" 1856— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1865" \o "1865" 1865), где числился учеником профессора  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%8C%D1%91%D0%B2,_%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1" \o "Воробьёв, Сократ Максимович (страница отсутствует)" С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3" \o "Санкт-Петербург" Санкт-Петербурга и на острове  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC" \o "Валаам" Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3" \o "Санкт-Петербург" Санкт-Петербурга. В  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1858_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1858 год" 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1859_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1859 год" 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3" \o "Санкт-Петербург" Санкт-Петербурга и, наконец, в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1860_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1860 год" 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80_(%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2)" \o "Пенсионер (Академия художеств)" пенсионера академии, он отправился в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1861_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1861 год" 1861 году в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8E%D0%BD%D1%85%D0%B5%D0%BD" \o "Мюнхен" Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC,_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE" \o "Адам, Бенно" Бенно и  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC,_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86" \o "Адам, Франц" Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82" \o "Анималист" анималистов, а затем, в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1863_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1863 год" 1863 году, перебрался в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%8E%D1%80%D0%B8%D1%85" \o "Цюрих" Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0" \o "Царская водка" царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0" \o "Женева" Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%84" \o "Дюссельдорф" Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3" \o "Санкт-Петербург" Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.

«Портрет художника И. И. Шишкина»

Затосковав по отечеству, в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1866_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1866 год" 1866 году вернулся в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3" \o "Санкт-Петербург" Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BA" \o "Товарищество передвижных художественных выставок" Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1870_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1870 год" 1870 года, примкнув к образовавшемуся в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3" \o "Санкт-Петербург" Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%80%D0%B0" \o "Выра" Выра (ныне —  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8" \o "Гатчинский район Ленинградской области" Гатчинский район Ленинградской области).

«Лесная глушь»

В  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1873_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1873 год" 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1892_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1892 год" 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/20_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0" \o "20 марта" (20) марта  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1898_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1898 год" 1898, сидя за  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82" \o "Мольберт" мольбертом, работая над новой картиной.

Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D0%BA" \o "Рисовальщик" рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1891_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1891 год" 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.

«Полдень в окрестности Москвы»

«Сосновый лес

« HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D1%8C_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0)" \o "Рожь (картина Шишкина)" Рожь»

«Утро в сосновом лесу»

Всего богаче ими московская  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F" \o "Государственная Третьяковская галерея" Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D1%8C_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0)" \o "Рожь (картина Шишкина)" Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9" \o "Русский музей" Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9A%D0%BE%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Солдатенков, Козьма Терентьевич" К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

Всех исполненных Шишкиным  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82" \o "Офорт" офортов  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Ровинский, Дмитрий Александрович" Д. Ровинский насчитывал до сотни; он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884—1885 годах, издал в двух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1886_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1886 год" 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.

« HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D1%80%D0%BE_%D0%B2_%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC_%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%83" \o "Утро в сосновом лесу" Утро в сосновом лесу».

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0" \o "Балтика" Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.

«Ручей в лесу (На косогоре»)

«Заповедник. Сосновый бор»

«Сосновый лес»

«В сосновом лесу»

Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1880" \o "1880" 1880), «Заповедник. Сосновый бор» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1881" \o "1881" 1881), «Сосновый лес» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1885" \o "1885" 1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D1%80%D0%BE_%D0%B2_%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC_%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%83" \o "Утро в сосновом лесу" Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Савицкий, Константин Аполлонович" К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0" \o "Вологда" вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте значение и специфику творчества В.А.Серова.

2. Раскройте значение и специфику творчества А.И.Куинджи.

3. Раскройте значение и специфику творчества И.И.Левитана.

4. Раскройте значение и специфику творчества Саврасова А.К.

5. Раскройте значение и специфику творчества Шишкина И.И.


Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 8; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Куинджи Архип Иванович | Васильев Федор Александрович
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.028 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты