КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Репин Илья ЕфимовичРепин (1844-1930) был очень разносторонним художником. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не менее грандиозно, чем "Бурлаки на Волге", - полотно "Крестный ход в Курской губернии". Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки - все уместилось на этом полотне: и величие, и сила, и немощь, и боль России. Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика ("Отказ от исповеди", "Не ждали", "Арест пропагандиста"). Ряд репинских полотен написан на исторические темы ("Иван Грозный и его сын Иван", "Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану" и др.). Репин создал целую галерею портретов. Он написал портреты - ученых (Пирогова и Сеченова), - писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, - композиторов Глинки и Мусоргского, - художников Крамского и Сурикова. В начале XX в. он получил заказ на картину "Торжественное заседание Государственного совета". Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такое большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим их них. (1844–1930), русский художник. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где познакомился с И.Н.Крамским, и в Академии художеств (1864–1871). Как «пенсионер» Академии жил в Италии и Франции (1873–1876), где чутко воспринял веяния символизма и импрессионизма. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Был одним из активнейших членов HYPERLINK "http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/TOVARISHCHESTVO_PEREDVIZHNIKOV.html" «Товарищества передвижников», поддерживая близость и с HYPERLINK "http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/MIR_ISKUSSTVA.html" «Миром искусства». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869; Воскрешение дочери Иаира, 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа драматической сверхзадаче. «Крестном ходе в Курской губернии» «Отказ от исповеди» «Не ждали» «Арест пропагандиста» «Торжественное заседание Государственного Совета» «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» «Иван Грозный и сын его Иван» Лучшие картины Репина становились и вехами русского социального самосознания. Пафос и протест то неразрывно соединялись в них, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1880–1883, Третьяковская галерея, Москва), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885; Не ждали, 1884; Арест пропагандиста, 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же; Торжественное заседание Государственного Совета, 1901–1903, Русский музей). Его темпераментная кисть насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же; Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал в 1913 картину ножом, что стало предлогом для публичного диспута Репина с М.А.Волошиным о границах между искусством и реальностью. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Он создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон; обе работы – 1877, Третьяковская галерея), многочисленные «антологически»-совершенные образы деятелей культуры (М.П.Мусоргский, 1881; П.А.Стрепетова, 1882; П.М.Третьяков, 1883; все – там же; и другие образы, в том числе портреты Л.Н.Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса В.И.Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Н.И.Нордман-Северовой. Виртуозны и его чисто графические портреты, исполненные графитным карандашом или углем (Э.Дузе, 1891; Княгиня М.К.Тенишева, 1898; В.А.Серов, 1901; все – там же; и др.). Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой. Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает его живопись в портретных этюдах для Государственного Совета. В загадочной картине Какой простор! (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды». После Октябрьской революции 1917 художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне (письмо К.Е.Ворошилова, 1926), он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И.Чуковским). Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930. Чуковский в 1937 выпустил сборник его мемуаров и статей об искусстве (Далекое близкое), неоднократно затем переиздававшийся. « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B5" \o "Бурлаки на Волге" Бурлаки на Волге» Во время своего путешествия по HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0" \o "Волга" Волге в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1870_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1870 год" 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Владимир Александрович" Владимира Александровича картину « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B5" \o "Бурлаки на Волге" Бурлаки на Волге», оконченную в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1873_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1873 год" 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков. Одной из первых картин Репина, получивших широкое признание, был большой групповой портрет HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B" \o "Славянские композиторы" Славянские композиторы, выполненный по заказу предпринимателя HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C)" \o "Пороховщиков, Александр Александрович (предприниматель)" А. А. Пороховщикова. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1872_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1872 год" 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1873_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1873 год" 1873 года Репин путешествует за границей в качестве HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80_(%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2)" \o "Пенсионер (Академия художеств)" пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6" \o "Париж" Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко». Возвращается в Россию летом HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1876_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1876 год" 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1878_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1878 год" 1878 году, от гостя в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%BE" \o "Абрамцево" Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D1%86%D0%B5%D0%B2_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%83" \o "Письмо запорожцев турецкому султану" Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1891_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1891 год" 1891 году. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Первый Репин подарил другу, историку Дмитрию Яворницкому, а тот — Павлу Третьякову. Большая часть моделей для него взята из HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F" \o "Екатеринославская губерния" Екатеринославской губернии (писарь — Яворницкий, Иван Сирко — киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров, раненый в голову казак — художник Николай Кузнецов; войсковой судья в чёрной шапке — Василий Тарновский; молодой казачок в круглой шапке — его сын, обладатель обширной лысины — Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Поначалу он отказался позировать с затылка. Пришлось пойти на хитрость. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника, и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Второй вариант картины (1880—1891 гг.) хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Кто для него позировал, неясно. А третий вариант (1893 г.) — в Харьковском художественном музее. Он уступает по размерам первоначальному, а писарь подан тщедушным интеллигентом в очках. « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B8" \o "Крестный ход в Курской губернии" Крестный ход в Курской губернии» «Не ждали» « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D1%8B%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD" \o "Иван Грозный и его сын Иван" Иван Грозный и его сын Иван» . В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1882_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1882 год" 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BA" \o "Товарищество передвижных художественных выставок" Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1874" \o "1874" 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1879" \o "1879" 1879), « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B8" \o "Крестный ход в Курской губернии" Крестный ход в Курской губернии» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1883" \o "1883" 1883), «Не ждали» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1884" \o "1884" 1884), « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D1%8B%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD" \o "Иван Грозный и его сын Иван" Иван Грозный и его сын Иван» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1885" \o "1885" 1885). В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1887_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1887 год" 1887 году Репин развёлся с женой Верой Алексеевной Шевцовой, от этого брака у художника осталось четверо детей: сын Юрий и три дочери, Вера, Надежда и Татьяна, которых он нежно любил и не раз писал их портреты. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых. В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1882" \o "1882" 1882), портреты HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%81%D1%82,_%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86" \o "Лист, Ференц" Ференца Листа и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Глинка, Михаил Иванович" Михаила Глинки ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1887" \o "1887" 1887), а также портреты HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0" \o "Стрепетова, Полина Антипьевна" П. А. Стрепетовой, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Пирогов, Николай Иванович" Н. И. Пирогова, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Третьяков, Павел Михайлович" П. М. Третьякова, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Крамской, Иван Николаевич" И. Н. Крамского, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Тургенев, Иван Сергеевич" И. С. Тургенева, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Гаршин, Всеволод Михайлович" В. М. Гаршина, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Самойлов, Василий Васильевич" В. В. Самойлова, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Щепкин, Михаил Семёнович" М. С. Щепкина, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C_%D1%84%D0%BE%D0%BD_%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82,_%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0" \o "Икскуль фон Гильденбандт, Варвара Ивановна" баронессы Икскуль и многих других. С начала HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1890-%D0%B5" \o "1890-е" 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравнёве HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F" \o "Витебская губерния" Витебской губернии. «Осенний букет» Здесь им созданы картины «Белорус» (1892), «Осенний букет» (1892), «Охотник с ружьём» (1892), «Дуэль» (1896), «Портрет сына Юрия на террасе Здравнёвкого дома» (1896) и другие, ряд этюдов. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1893" \o "1893" 1893 г. Репин стал действительным членом HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2" \o "Императорская Академия художеств" Петербургской Академии художеств. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1894" \o "1894" 1894— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1907_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1907 год" 1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств, а в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1898" \o "1898" 1898— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1899" \o "1899" 1899 гг. — ректор Академии. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1901_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1901 год" 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» Грандиозное многофигурное полотно (35 м²) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1899_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1899 год" 1899 году Репин женился на HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0&action=edit&redlink=1" \o "Нордман-Северова, Наталья Борисовна (страница отсутствует)" Наталье Борисовне Нордман и приобрёл на её имя землю в посёлке Куоккала в Финляндии, на которой он выстроил усадьбу и назвал «Пенаты». Там он провёл последние тридцать лет жизни. Жизнь и творчество Ильи Ефимовича тесно были связаны с Украиной. Художник знал украинский язык и историю украинского народа. Он являлся членом жюри комиссии по сооружению памятника Т. Шевченко. Неудовлетворенный решением комиссии, вышел из ее состава, как и некоторые украинские художники. Илья Ефимович лично сделал несколько черновиком проекта памятника, поскольку высоко ценил личность Шевченко, называя его "апостолом свободы". В. К. Розвадовский намеревался создать художественную открытку, вырученные деньги от которой были направлены на сооружение памятника. Для этого Репин написал акварелью "Прометея" из поэмы Шевченко "Кавказ". Также он стал членом-основателем Общества по охране памятников Т. Шевченко, устав которого не был утвержден правительством. И. Репин оказывал помощь комитету при Обществе изящных искусств им. В.Верещагина в г. Николаеве. Также он являлся почетным членом Киевского литературно-артистического общества и Киевского общества древностей и искусства. Репин восхищался Финляндией, называя HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8" \o "Хельсинки" Гельсингфорс кусочком HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6" \o "Париж" Парижа. Он был знаком со многими деятелями финской культуры, например с художником HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82" \o "Эдельфельт, Альберт" Альбертом Эдельфельтом и с поэтом HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B9%D0%BD%D0%BE_%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE" \o "Эйно Лейно" Эйно Лейно. В 1919 году Репин подарил Обществу художников Финляндии свою коллекцию из 23 работ русских художников и семи собственных. Так началась коллекция Репина HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%83%D0%BC_(%D0%A5%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8)" \o "Атенеум (Хельсинки)" Атенеум HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EF%E8%ED,_%C8%EB%FC%FF_%C5%F4%E8%EC%EE%E2%E8%F7" \l "cite_note-5" . Позже, в 1960-х годах, находящиеся в Финляндии известные рисунки и картины Репина из коллекции Шувалова, были предложены Музею Атенеум для покупки. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее. В 1920 году финские художники выбрали Репина почётным членом Общества художников Финляндии. По этому случаю в ресторане отеля Кают-компания в Хельсинки состоялся торжественный ужин, а затем художники принялись писать большую картину Знаменитости Финляндии, которая была закончена много лет спустя. В настоящее время картина выставлена в кафе Атенеума. Художник скончался HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/29_%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F" \o "29 сентября" 29 сентября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1930_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1930 год" 1930 года в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0" \o "Куоккала" Куоккале, где и был похоронен в парке своих любимых «Пенат», неподалёку от дома и «Чугуевой горки» — как художник называл возвышающийся на его участке холм. Сын Репина Юрий также стал художником. Род Репина сейчас представляют живущие в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BF%D1%8F%D1%8F" \o "Ярвенпяя" Ярвенпяя потомки его брата. Племянник художника Илья Репин изготовил две HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5" \o "Православие" православных святыни ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BA%D0%B0" \o "Рака" раки) для HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81" \o "Иконостас" иконостасов из дерева: для молельни в Ярвенпяя в 1948 и через 10 лет для новой православной церкви на кладбище в Хельсинки. «Расстрел демонстрантов» Репин сам написал работы на темы революции, такие как: «Расстрел демонстрантов», «Красные похороны», «У царской виселицы», которые он подарил музею революции по случаю визита делегации советских художников летом 1926 года. Среди этих картин есть портрет HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Керенский, Александр Фёдорович" Керенского. Последняя прижизненная биография И. Е. Репина, начинающаяся со слов «выдающийся русский живописец», вышла в СССР в седьмом томе HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F" \o "Малая советская энциклопедия" Малой Советской энциклопедии. По записи на обороте титульной страницы, редакционная работа над томом была завершена 31 августа 1930 года — менее, чем за месяц до смерти художника. Репин отрицательно относился к HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9" \o "Николай Второй" Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет» HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EF%E8%ED,_%C8%EB%FC%FF_%C5%F4%E8%EC%EE%E2%E8%F7" \l "cite_note-12" . Однако, после революции, в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1918_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1918 год" 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Сам Репин об этой картине говорил: «„Быдло“ — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…». Попытки Советского правительства вернуть Репина в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0" \o "СССР" СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия; в частных письмах он утверждал, что пока у власти HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8" \o "Большевики" большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики». В последние годы жизни Репин создал ряд картин на религиозные темы. Резко отрицательно относился к HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8_1918_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0" \o "Реформа русской орфографии 1918 года" реформе русской орфографии 1917—1918 гг. Хотя реформу эту подготовили задолго до революции, и постановление комиссии вышло ещё в мае 1917, «придуманная HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8" \o "Временное правительство России" Временным правительством орфографическая реформа стала прочно ассоциироваться со свергнувшими его большевиками». «Антиреформенная» позиция Репина в вопросе орфографии сформировалась, однако, не на политической, а на сугубо личностной основе. Замена «ять» на «е» в его фамилии создавала предпосылки возможности прочтения Репин как Рёпин, что буквально его бесило. И когда в «Пенаты» после HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1918_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1918 год" 1918 года стали приходить письма, адресованные Рёпину, художник с негодованием возвращал их финляндским почтальонам, указывая на конверт: «никакого Рёпина здесь не живёт!» 2.Крамской Ива́н Никола́евич Крамско́й — русский HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86" \o "Живописец" живописец и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D0%BA" \o "Рисовальщик" рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик. Крамской родился HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/27_%D0%BC%D0%B0%D1%8F" \o "27 мая" 27 мая ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/8_%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F" \o "8 июня" 8 июня по новому стилю) HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1837_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1837 год" 1837 года в городе HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B6%D1%81%D0%BA" \o "Острогожск" Острогожске HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F" \o "Воронежская губерния" Воронежской губернии, в семье писаря. После окончания острогожского уездного училища Крамской был писарем в острогожской думе. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1853_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1853 год" 1853 году он поступил ретушёром к харьковскому фотографу. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1856_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1856 год" 1856 году он приехал в Петербург, где занимался ретушёрством в известной тогда фотографии Александровского. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1857_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1857 год" 1857 году Крамской поступил в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2" \o "Императорская Академия художеств" Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Марков, Алексей Тарасович" Маркова. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1863_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1863 год" 1863 году Академия художеств присудила ему золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы, и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему, по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D1%82_%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8" \o "Бунт четырнадцати" Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BD,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Тон, Константин Андреевич" Тон отметил: «если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/9_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F" \o "9 ноября" 9 ноября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1863_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1863 год" 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B3,_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BD_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Вениг, Богдан Богданович" Б. Б. Вениг, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2-%D0%9E%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич" Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Литовченко, Александр Дмитриевич" А. Д. Литовченко, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B7%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Корзухин, Алексей Иванович" А. И. Корзухин, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Шустов, Николай Семёнович" Н. С. Шустов, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Морозов, Александр Иванович" А. И. Морозов, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%95%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Маковский, Константин Егорович" К. Е. Маковский, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%91%D0%B2_%D0%A4%D0%B8%D1%80%D1%81_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Журавлёв Фирс Сергеевич" Ф. С. Журавлёв, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%85,_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Лемох, Кирилл Викентьевич" К. В. Лемох, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Григорьев, Александр Константинович" А. К. Григорьев, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Песков, Михаил Иванович" М. И. Песков, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B0%D0%BD,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Крейтан, Василий Петрович" В. П. Крейтан и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA)" \o "Петров, Николай Петрович (художник)" Н. В. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2" \o "Артель художников" Петербургскую артель художников», просуществовавшую до HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1871_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1871 год" 1871 года. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1865_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1865 год" 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F" \o "Храм Христа Спасителя" храма Христа Спасителя в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0" \o "Москва" Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B3,_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BD_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Вениг, Богдан Богданович" Венигом и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Кошелев, Николай Андреевич" Кошелевым. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1863" \o "1863" 1863— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1868_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1868 год" 1868 годах он преподавал в школе рисования общества поддержки прикладного искусства. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1869_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1869 год" 1869 году Крамской получил звание академика. В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1870_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1870 год" 1870 году образовалось « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BA" \o "Товарищество передвижных художественных выставок" Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства. Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Толстой, Лев Николаевич" Лев Николаевич Толстой, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1873" \o "1873" 1873; HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Шишкин, Иван Иванович" И. И. Шишкин, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1873" \o "1873" 1873; HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Третьяков, Павел Михайлович" Павел Михайлович Третьяков, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1876" \o "1876" 1876; HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%A9%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович" М. Е. Салтыков-Щедрин, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1879" \o "1879" 1879 — все находятся в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F" \o "Третьяковская галерея" Третьяковской галерее; портрет Боткина] ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1880" \o "1880" 1880) — частная коллекция, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0" \o "Москва" Москва). « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81_%D0%B2_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D0%B5_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE)" \o "Христос в пустыне (картина Крамского)" Христос в пустыне» Одна из известнейших работ Крамского — « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81_%D0%B2_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D0%B5_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE)" \o "Христос в пустыне (картина Крамского)" Христос в пустыне» ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1872" \o "1872" 1872, Третьяковская галерея). «Н. А. Некрасов в период „Последних песен» Продолжатель гуманистических традиций HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Иванов, Александр Андреевич" Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1877" \o "1877" 1877— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1878" \o "1878" 1878; «Неизвестная», HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1883" \o "1883" 1883; « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5" \o "Неутешное горе" Неутешное горе», 1884 — все в Третьяковской галерее. «Неизвестная» « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5" \o "Неутешное горе" Неутешное горе» Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F" \o "Россия" России в последней трети HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XIX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA" \o "XIX век" XIX века. Крамской Иван Николаевич(1837–1887), русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая (8 июня) 1837 в бедной мещанской семье. Работал переписчиком в канцелярии, подмастерьем у иконописца, ретушером в фотомастерской. В 1857 поселился в Петербурге и поступил в Академию художеств. Стал инициатором «бунта четырнадцати» (1863) – студенческого протеста против академической рутины, итогом которой явилось образование независимой «Артели художников» (1865), а затем HYPERLINK "http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/TOVARISHCHESTVO_PEREDVIZHNIKOV.html" «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870). В своих статьях и обширной переписке (с HYPERLINK "http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/REPIN_ILYA__EFIMOVICH.html" И.Е.Репиным, В.В.Стасовым, А.С.Сувориным и др.) отстаивал идею «тенденциозного» искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир. Наиболее реалистичны портреты Крамского; в них он добивался точности и в то же время значительности характера и деталей, в особенности когда писал деятелей культуры или народные типажи (Л.Н.Толстой, 1873; Полесовщик, 1874; П.М.Третьяков, 1876; А.Д.Литовченко, 1878; М.Е.Салтыков, 1879; все – в Третьяковской галерее; А.С.Суворин, 1881, Русский музей, Петербург; Крестьянин с уздечкой, 1883, Музей русского искусства, Киев). Тяготея к психологически-емкой сдержанности колорита, часто применял монохромную технику соуса (Ф.А.Васильев, 1871, Третьяковская галерея). Тематические полотна Крамского, остродраматические или меланхолически-таинственные (Русалки, 1871; Христос в пустыне, 1872; Осмотр старого дома, 1873; Неутешное горе, 1884), близки к поэтике символизма, равно как и некоторые из его образов, олицетворяющих «вечно-женственное» начало (Лунная ночь, 1880; Неизвестная, 1883; все – там же). Плодотворно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863–1868). Умер Крамской в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1887.
|