Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 6. Создание композиции в ландшафтном дизайне.




Важнейшими композиционными приемами ландшафтного проектирования являются ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.

Ритм. Примером ритмического повторения отдельных элементов и расстояний между ними могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4—6 раз, но до определенного предела, поскольку может возникнуть ощущение монотонности восприятия. Чтобы избежать эмоционального утомления, в ритмические построения включают скульптуру, цветники, фонтаны, чередуют группами различные виды деревьев и кустарников (например, три пирамидальные ели и пять кустов сирени).

Контраст представляет собой сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам — по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, свету и тени и т.д. В целях усиления создаваемого впечатления может одновременно использоваться несколько контрастных признаков, но следует помнить, что при контрастном сопоставлении противоположные свойства каждого объекта выступают значительно рельефнее, поэтому контраст не должен быть слишком резким и частым.

Уголок отдыха оформлен ритмическим рядом садовых вазонов

Существуют также и последовательные контрасты. Они возникают во время движения, и поэтому впечатление от ландшафта в значительной мере зависит от предшествующих впечатлений. Например, после замкнутого пространства темного ельника открытая солнечная местность покажется еше более радостной и светлой и т.д.

Нюанс. В построении ландшафтной композиции обязательно сочетание контраста и нюанса. Нюанс представляет собой тонкий переход, едва уловимое отличие форм, красок, пространств. Нюансные соотношения предназначены для наблюдения с очень близких расстояний, поэтому они требуют очень тщательной проработки. Чаще всего в ландшафтных композициях используются цветовые нюансы, например, в древесной группе могут применяться породы, контрастные по ряду признаков (форма кроны), но с нюансными оттенками — схожесть по плотности кроны и сезонной окраске листвы.

Симметрия и асимметрия. Гармония и равновесие в ландшафтной композиции могут быть достигнуты в результате использования двух приемов — симметрии и асимметрии. При асимметричном композиционном решении (свойственном пейзажному направлению) формируется так называемое динамическое равновесие, когда объекты, разные по своему колориту, величине и форме (пространственной, объемной, плоскостной), размещаются таким образом, что создается впечатление гармонии.Иными словами, динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов, групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны.

Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности, строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие

Можно сделать сравнительный анализ композиционного построения архитектуры зданий и архитектуры ландшафта. Композиция зданий – статична, элементы зданий не перемещаются в пространстве, не меняют цвет и структуру с изменением времен года в отличии от композиции ландшафтных садов и парков, где происходят эти постоянные динамические изменения. Поэтому, композиционное построение ландшафтных объектов более сложны. Доказательством и образцом сложности композиционного построения ландшафта являются японские сады, гармоничность их структур не изменяется и не теряет своих качеств во все времена года. Многим ландшафтным дизайнерам не удается создать или повторить японские шедевры, даже многим специалистам из Востока.

Ландшафтный дизайн и соотношение геометрических форм. Структура листвы растений — важный элемент в ландшафтном дизайне. Природой не создано четких геометрических линий, они – изобретение человека. Каждый природный элемент тесно связан с какой-либо геометрической формой. Посмотрите на кроны деревьев! Все они имеют различную форму, но каждую из них можно представить в виде шара, конуса, пирамиды и т. д. Низкорослые кустарники, цветники и травы имеют плоскостную форму. Линейной формой обладают дорожки и бордюры.

Соотношение величин форм в ландшафтном дизайне. При выборе деревьев и кустарников для сада мы основываемся на контрастах: большой — маленький, высокий — низкий, конусовидный — шарообразный и т.д. Например, прямые дорожки прекрасно смотрятся в сочетании с круглыми клумбами цветников. При планировании дизайна участка не стоит использовать большое количество различных элементов, для достижения разнообразия лучше использовать закон масштабирования. Геометрические формы интересны в проектировании дорожек, бордюров, газонов. В центре композиции необходимо расположить что-нибудь оригинальное, например, необыкновенной формы дерево, яркий цветник, устроенный в клумбе или кадке. Подстриженные деревья и кустарники будут хорошо смотреться по углам цветника квадратной и прямоугольной формы или в конце дорожек.

Использование фактуры в ландшафтном дизайне Фактура – это характер поверхности предметов. Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза, ива).

Динамика и статика в ландшафте Одним из особенностей в садово-парковой архитектуре является создание динамических и статических композиций. Хотя, по сути ландшафт всегда динамичен во времени. Но, создавая пейзажные панорамы, мы можем «нарисовать тихое умиротворение», или добавить динамику бурного потока, извилистого ручья или многоярусного водопада. Легко создать динамическую «картинку» на участке с рельефом или большим перепадом высот. Очень важно умело сочетать динамические и статические элементы в садах и парках.

Контрольные вопросы:1. Назовите важнейшие композиционные приёмы в ландшафтном дизайне. 2. Приведите пример ритма в ландшафтном дизайне. 3. Как избежать зрительного утомления в ритмическом повторе? 4. Что представляет собой контраст? 5. Что представляет собой нюанс. 6. Что представляет собой симметрия и асимметрия в ландшафтном дизайне? 7. Как соотносится величина и форма в ландшафтном дизайне? 8. Как можно увидеть динамику в ландшафтном дизайне?

_____________________________________________________________________________________


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 469; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты