КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Названия, связанные с религией
Написание названий, связанных с религией, подчиняется общим правилам, однако учитываются традиционные способы представления отдельных групп названий, сложившиеся в церковно‑религиозных и религиозно‑философских текстах. § 180. С прописной буквы рекомендуется писать слово Бог как название единого верховного существа (в монотеистических религиях). С прописной буквы пишутся имена Бога в разных религиях, напр.: Иегова, Саваоф, Яхве, Иисус Христос, Аллах, Шива, Брахма, Вишну ; имена языческих богов, напр.: Перун, Зевс, Молох, Осирис, Ра, Астарта, Аврора, Вакх, Дионис . Так же пишутся собственные имена основателей религий, напр.: Будда, Мухаммед (Мохаммед, Магомет ), Заратуштра (Заратустра ); апостолов, пророков, святых, напр.: Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, Николай Чудотворец (но: Николай‑угодник ), Георгий Победоносец .
Примечание. Слово бог в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении пишется со строчной буквы, напр.: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны .
§ 181. С прописной буквы рекомендуется писать: слово Троица (триединый Бог у христиан; также Святая Троица ), имена Божии лиц Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой ) и слово Богородица ; все слова, употребляющиеся вместо слов Бог (напр.: Господь, Создатель, Всевышний, Вседержитель, Творец, Спаситель, Богочеловек ) и Богородица (напр.: Царица Небесная, Пречистая Дева, Матерь Божия ); прилагательные, образованные от слов Бог, Господь , напр.: благодать Божия, Господняя (Господня ) воля, храм Божий, Божественная Троица, Божественная литургия (но в переносном значении – строчная буква, напр.: божественный ‘восхитительный’; то же в таких устойчивых сочетаниях, как божий одуванчик, божья коровка ). Слова апостол, пророк, святой, преподобный, мученик, блаженный и т. п. перед собственными именами пишутся со строчной буквы, напр.: апостол Павел, преподобный Сергий Радонежский, мученик Ириней, святой Василий Великий, блаженная Ксения Петербургская , но: Пресвятая Богородица, Пресвятая Троица .
Примечание 1. В позиции после собственных имен те же слова могут писаться по‑разному, и это определяется в словарном порядке. Ср., напр.: Илья‑пророк, но Василий Блаженный . Примечание 2. В церковно‑религиозных (молитвах, проповедях и т. п.) и религиозно‑философских текстах с прописной буквы пишутся местоимения, заменяющие слова Бог, Божий , напр.: Да святится имя Твое; да будет Его святая воля . Примечание 3. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией, рекомендуется писать бог (а также господь ) со строчной буквы. К ним относятся: (не ) бог весть или (не ) бог знает (кто, что, какой ) – ‘о ком‑, чём‑н. не очень важном, незначительном’, бог (господь ) его знает – ‘неизвестно, не знаю’, бог с ним (ней, тобой, вами ) – ‘пусть будет так, ладно, согласен (хотя мне это и не нравится)’, бог с тобой (вами ) – выражение несогласия, бог знает что – выражение возмущения; не дай бог, ради бога, убей (меня ) бог, как бог на душу положит и др. Не следует писать с прописной буквой междометия ей‑богу, боже, боже мой, господи, господи боже мой, бог ты мой, боже сохрани, боже упаси в отличие от тех случаев, когда формы Боже, Господи выражают обращение к Богу. В некоторых случаях выбор написания зависит от контекста. Так, может быть написано слава Богу (если контекст указывает, что говорящий действительно благодарит Господа Бога) и слава богу (если по контексту ясно, что употреблен расхожий разговорный оборот: В тот раз он, слава богу, пришёл вовремя! ). Но в сочетании не слава богу ‘неблагополучно’ прописная буква невозможна (У него всё не слава богу ).
§ 182. С прописной буквы рекомендуется писать слова, обозначающие важнейшие для христианской традиции понятия и употребляющиеся в значении собственных имен, напр.: Слово (В начале было Слово ), Небо и Небеса, Крест Господень, Страшный суд, Святые Дары, Святые Тайны (приобщиться Святых Тайн – о причащении), Святой Дух (но: святым духом – ‘неизвестно каким образом’). § 183. С прописной буквы пишется первое слово и собственные имена в названиях религиозных праздников, напр., в христианстве: Пасха Христова, Рождество, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье ), Вознесение, Троица (Пятидесятница ), Крещение (Богоявление ), Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Воздвижение, Покров, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Ильин день, Прощёное воскресенье, Вселенская родительская суббота (и Родительская суббота ); в других религиях: Курбан‑байрам, Рамазан (Рамадан ), Навруз, Ханука, Шаббат и др. С прописной буквы пишутся названия постов и недель (седмиц), а также отдельных дней, относящихся к этим периодам, напр.: Великий пост, Петров пост, Пасхальная (Светлая ) седмица, Страстная неделя, Фомина неделя, Великий четверг, Чистый понедельник, Страстная пятница, Неделя Всех Святых, Неделя о Страшном суде , и народные названия некоторых дней и периодов, связанных с церковным календарем, напр.: Масленица (Масленая неделя, Сырная седмица ), Святки, Семик, Яблочный Спас . § 184. В названиях конфессий с прописной буквы пишется первое слово, напр.: Русская православная церковь, Евангелическо‑лютеранская церковь, Украинская грекокатолическая церковь, Армянская апостольская церковь. Римско‑католическая церковь . § 185. С прописной буквы пишется первое слово в названиях высших органов церковной власти, напр.: Всемирный совет церквей, Вселенский собор, Поместный собор, Священный синод (в усеченном однословном названии – Собор, Синод – прописная буква, см. также § 190). Прописные буквы употребляются в полных официальных наименованиях высших церковных должностных лиц, напр.: Патриарх Московский и всея Руси, Местоблюститель Патриаршего престола, Вселенский Константинопольский Патриарх, Верховный Патриарх‑Католикос всех армян, Католикос‑Патриарх всея Грузии , а также Папа Римский . Однако в неофициальных текстах наименования этих лиц (обычно неполные) пишутся со строчной буквы, напр.: благословение патриарха Алексия, приём у патриарха, резиденция папы (или римского папы ). Наименования других церковных званий и должностей также пишутся со строчной буквы, напр.: митрополит Волоколамский и Юрьевский, архиепископ, кардинал, архимандрит, архиерей, епископ, игумен, дьякон, протодьякон . § 186. В названиях монастырей, храмов, икон пишутся с прописной буквы все слова, кроме родовых наименований (церковь, храм, собор, лавра, монастырь, семинария, икона, образ ) и служебных слов, напр.: Казанский собор, собор Парижской Богоматери, собор Святого Петра, Киево‑Печерская лавра, храм Зачатия Праведной Анны, храм Всех Святых, храм Христа Спасителя, храм Святого Димитрия Ростовского, церковь Николы в Кленниках, икона Донской Божией Матери, образ Знамения Божией Матери . § 187. Названия культовых книг пишутся с прописной буквы, напр.: Библия, Священное Писание (Писание ), Евангелие, Пятикнижие, Ветхий Завет, Новый Завет, Псалтырь, Коран, Тора, Талмуд, Веды ; то же в названиях памятников письменности, напр.: Остромирово Евангелие, Острожская Библия .
Примечание. В переносном смысле такие слова, как библия (‘главная книга для кого‑н.’), евангелие (‘правила, служащие руководством для чьих‑н. действий, поведения; книга, содержащая такие правила’), талмуд , пишутся со строчной буквы. Так же пишется слово псалтырь в значении ‘сборник псалмов для чтения вслух’.
§ 188. Названия церковных служб и их частей пишутся со строчной буквы, напр.: литургия, вечерня, утреня, месса, крестный ход, всенощная, повечерие .
|