КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ
OCR – Кедь Юрий.
Текст книги мною был переформатирован и заново сделано Оглавление с учетом его нового положения на страницах. Оглавление снабдил гиперссылками, благодаря которым можно моментально найти искомую Главу(наведя курсор и удерживая Ctrl + кликнуть). Внутри текста установил перекрестные ссылки, которые облегчат прочтение книги. При распознавании, старался максимально полно выполнить проверку текста, этим же занимался при его редактировании.
Апрель – июнь 2009 года. ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА... 3 КРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ.... 4 ОГЛАВЛЕНИЕ.. 5 ВВЕДЕНИЕ... 11 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРАСКАХ.... 15 МИНЕРАЛЬНЫЕ КРАСКИ.... 20 I группа ИЗВЕСТКОВЫЕ КРАСКИ.... 21 Известь. 21 Мел. 21 Гипс. 22 II группа ЖЕЛЕЗНЫЕ КРАСКИ... 23 КРАСКИ НАТУРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 25 Желтые охры.. 25 Тердесиенна. 26 Красные охры.. 26 Зеленая земля. 27 Умбра. 28 КРАСКИ ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 28 Марсы.. 28 Английская красная, капут - мортуум, красный ван - дик, помпейская и др. 29 Синие железные краски. 29 III группа СВИНЦОВЫЕ КРАСКИ.... 31 Свинцовые белила. 31 Массикот.. 34 Сурик. 34 ХРОМОВОСВИНЦОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ... 34 Хромы желтые, оранжевые и красные. 34 Неаполитанская желтая. 36 Кассельская желтая. 36 IV группа РТУТНЫЕ КРАСКИ.... 37 Киноварь. 37 Киноварь - экарлат.. 40 Минеральная желтая. 40 V группа БАРИТОВЫЕ КРАСКИ.... 41 Тяжелый шпат.. 41 Баритовые белила. 41 Баритовая желтая. 42 VI группа МЕДНЫЕ КРАСКИ.... 42 Голубец. 43 Малахитовая зелень. 43 Брауншвейгская зелень. 44 Бременская зелень. 44 Шеелева зелень. 44 Швейнфуртская зелень. 45 Зеленая Поля Веронеза. 45 Флорентинская коричневая. 45 VIIгруппа КОБАЛЬТОВЫЕ КРАСКИ.... 45 Синий кобальт.. 46 Зеленый кобальт.. 46 Церулеум.. 47 Фиолетовый кобальт.. 47 Ауреолин. 47 VIII группа УЛЬТРАМАРИНОВЫЕ КРАСКИ.... 48 Натуральный ультрамарин. 49 Искусственный ультрамарин. 49 Зеленый ультрамарин. 50 Фиолетовый ультрамарин. 50 IX группа КАДМИЕВЫЕ КРАСКИ.... 51 Желтый и оранжевый кадмии. 51 Красный кадмий. 52 X группа ЦИНКОВЫЕ КРАСКИ.... 53 Цинковые белила. 53 Желтая цинковая. 55 Литопон. 55 XI группа ХРОМОВЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ КРАСКИ.... 56 Зеленый хром.. 56 Изумрудная зелень. 57 Желтая стронциевая. 57 XII группа КРАСКИ РАЗЛИЧНОГО МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 58 Желтый аурипигмент.. 58 Красный аурипигмент.. 58 Сурьмяная киноварь. 58 Минеральная фиолетовая. 59 Титановые белила. 59 Белая глина. 59 XIII группа СОСТАВНЫЕ КРАСКИ.... 60 Нейтральтинт.. 60 Зеленая киноварь. 60 Постоянная зелень. 60 Желтая брильянтовая. 61 ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСКИ.... 62 НАТУРАЛЬНЫЕ КРАСКИ ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 62 КРАСКИ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ... 62 Индейская желтая. 63 Крапп-лаки. 64 Кармин. 66 РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЛАКИ РАЗЛИЧНЫХ ЦВЕТОВ... 67 Гумми-гут.. 67 Индиго. 68 Сепия. 68 БИТУМИНОЗНЫЕ ВЕЩЕСТВА... 69 Асфальт.. 69 Мумия египетская. 69 Коричневая кассельская и кёльнская земли. 70 УГОЛЬНЫЕ КРАСКИ.... 70 Слоновая кость. 71 Жженая кость. 71 Виноградная и персиковая черные. 71 Бистр. 71 ИСКУССТВЕННЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСКИ.... 72 Сольферино, маджента и пурпур империаль. 74 Ализариновый крапп-лак. 74 Краски «Эйлидо». 75 ПРОЧНЫЕ И НЕПРОЧНЫЕ СМЕШЕНИЯ КРАСОК... 75 НЕПРОЧНЫЕ СМЕШЕНИЯ КРАСОК... 78 По Лаппарану. 78 По Хиллигу. 79 По Рербергу. 79 Масляные краски. 80 Гуашь. 80 АКВАРЕЛЬ, ТЕМПЕРА, ПАСТЕЛЬ И РИСУНОК.. 82 АКВАРЕЛЬ.. 82 ВВЕДЕНИЕ... 82 СОСТАВ АКВАРЕЛИ.... 83 Твердые плиточные краски. 84 Китайская тушь. 84 Мягкие краски. 85 Медовые краски. 86 Гуашь. 86 КРАСОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ АКВАРЕЛИ.... 87 БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ.... 91 ЖИВОПИСЬ АКВАРЕЛЬЮ..... 92 Живопись чистой акварелью.. 93 Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Живопись ведется чистой акварелью, акварелью по методу гуаши и, наконец, гуашью. 93 Живопись гуашью.. 94 МАТЕРИАЛЫ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ.... 94 Палитры и кисти. 94 Доски и стираторы.. 94 СОХРАНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АКВАРЕЛИ.... 95 КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ И ТЕМПЕРА.. 97 КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ... 97 ГРУНТЫ..... 99 Клеевой грунт.. 99 Казеиновый грунт.. 99 ТЕМПЕРА.. 99 СТАРИННАЯ ТЕМПЕРА.. 100 Состав темперы.. 101 Грунт.. 104 Живопись старинной темперой. 105 Покрывание темперы лаком.. 108 СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА.. 109 СОСТАВ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ... 112 Яичная темпера. 112 Темпера П. Кеммерера. 112 Темпера М. Дёрнера. 113 Яичная темпера менее жирная. 113 Темпера Иенике. 114 Казеиновая темпера. 114 Темпера М. Дёрнера. 114 Гумми-арабиковая темпера. 115 Темпера А. Бёклина. 115 ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК.. 116 ГРУНТ.. 118 ЖИВОПИСЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРОЙ.. 119 Живопись чистой темперой. 119 Смешанный способ живописи. 120 Покрывание темперы лаком.. 121 Палитры и кисти. 121 Заключение. 121 КЛЕЙ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ АКВАРЕЛИ И ТЕМПЕРЫ..... 122 Консервирующие вещества. 126 РИСУНОК И ПАСТЕЛЬ.. 127 РИСУНОК... 127 МАТЕРИАЛЫ РИСУНКА.. 127 Уголь. 127 Графит.. 128 Сангин. 128 Французский карандаш.. 128 Соус. 129 Мел. 129 Бумага. 130 ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИСУНКОВ.. 130 Водные фиксативы.. 131 Спиртовые и прочие фиксативы.. 132 ПАСТЕЛЬ... 132 СОСТАВ ПАСТЕЛИ.. 133 Пастель В. Оствальда. 133 ГРУНТ.. 134 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПАСТЕЛИ.. 135 МЕТОДЫ РАБОТЫ ПАСТЕЛЬЮ.... 135 ПРОЧНОСТЬ ПАСТЕЛИ.. 136 НОВЫЕ ВИДЫ ПАСТЕЛИ.. 136 МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 137 МАСЛА... 137 ВВЕДЕНИЕ... 137 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАСЛАХ, ПРИМЕНЯЮЩИХСЯ В ЖИВОПИСИ.... 138 ВЫСЫХАЮЩИЕ ЖИРНЫЕ МАСЛА И ПРОЦЕСС ИХ ЗАТВЕРДЕВАНИЯ... 140 Льняное масло. 143 Маковое масло. 144 Ореховое масло. 145 Подсолнечное масло. 146 ОЧИСТКА, ОТБЕЛКА И СГУЩЕНИЕ ЖИРНЫХ МАСЕЛ.. 148 СГУЩЕННЫЕ МАСЛА.. 150 Оксидированные масла. 150 Полимеризованные масла. 151 СРЕДСТВА, УСКОРЯЮЩИЕ ВЫСЫХАНИЕ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 152 Олифы.. 152 Сикативы.. 154 СРЕДСТВА, ЗАМЕДЛЯЮЩИЕ ВЫСЫХАНИЕ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 156 РАЗЖИЖИТЕЛИ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК.. 157 МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ.... 158 ПАЛИТРА КРАСОК МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 165 ТРЕЩИНЫ В СЛОЯХ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 166 ВЖУХЛОСТЬ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И СРЕДСТВА ПРОТИВ НЕЕ.. 169 ПОТЕМНЕНИЕ, ПОЖЕЛТЕНИЕ И ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТОНА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 171 РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.... 173 ЖИВОПИСЬ «АЛЛА ПРИМА» (ALLA PRIMA) 174 МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 176 ПОДМАЛЕВОК.. 177 ЛЕССИРОВКИ.. 180 ИСПРАВЛЕНИЯ.. 182 СМОЛЫ И ЛАКИ.. 183 СМОЛЫ..... 183 ТВЕРДЫЕ СМОЛЫ... 184 Янтарь. 184 Копалы.. 184 СМОЛЫ СРЕДНЕЙ ТВЕРДОСТИ.. 186 Сандарак. 186 Мастика (Mastix) 187 Шеллак (гумми-лак) 188 БАЛЬЗАМЫ... 188 Терпентин. 188 Бальзам.. 189 ВОСК, ПАРАФИН И ЦЕРЕЗИН.. 190 Воск. 190 Парафин. 191 Церезин. 191 РАСТВОРИТЕЛИ СМОЛ.... 191 ЛАКИ.. 193 ЛАКИ ДЛЯ РЕТУШИ.. 193 ЛАКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ.. 193 КАРТИННЫЕ ЛАКИ.. 195 МАСЛЯНО — ЛАКОВЫЕ И ДРУГИЕ КРАСКИ.... 197 ВЕЙМАРСКИЕ КРАСКИ.. 199 МАТОВЫЕ МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ.. 199 ЭМУЛЬСИОННЫЕ КРАСКИ МАРОЖЕ И МУРИЕ МАЛУФА.. 200 КРАСКИ ВИБЕРА.. 201 ПРОЧНОСТЬ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.... 202 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУНТА И ИХ ГРУНТОВКА... 209 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГРУНТА... 209 МЕТАЛЛЫ... 209 ДЕРЕВО.. 210 КАРТОН.. 210 ЛИНОЛЕУМ... 211 СТЕКЛО.. 211 ХОЛСТ.. 211 КЛЕЙ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 212 СРЕДСТВА, СЛУЖАЩИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЖИВОТНОГО КЛЕЯ.. 214 КЛЕЙ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 215 ГРУНТЫ..... 215 Масляный грунт.. 216 Клеевой грунт.. 218 Желатиновый грунт для картона и дерева. 220 Клеевой грунт (левкас) для картона и дерева. 220 Левкас с гипсом.. 220 Клеевой грунт для холста. 220 Грунт с клейстером.. 221 Эмульсионный грунт.. 221 Веймарский грунт.. 223 Эмульсионный грунт с тюбиковыми цинковыми белилами. 224 РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ КЛЕЕВЫМИ ГРУНТАМИ.. 224 ЦВЕТ ГРУНТА.. 225 ПАЛИТРЫ, КИСТИ И ПР.. 225 ПАЛИТРЫ... 225 КИСТИ.. 226 ШПАТЕЛИ И СКРЕБКИ.. 227 КУРАНТЫ И ПЛИТА ДЛЯ РАСТИРАНИЯ КРАСОК.. 227 ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ... 228 ВВЕДЕНИЕ.. 228 ПОСТУПАТЕЛЬНЫЙ ХОД РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ.... 231 ЖИВОПИСЬ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН.. 231 СРЕДНИЕ ВЕКА И РЕНЕССАНС.. 234 МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ.... 238 МАТЕРИАЛЫ ЖИВОПИСИ И ИХ ГРУНТОВКА... 238 Камень. 238 Штукатурка. 238 Металл. 239 Стекло. 239 Дерево. 240 Холст.. 240 ГРУНТЫ НА ДЕРЕВЕ И ХОЛСТЕ.. 240 МАСЛА.. 244 ЛАКИ.. 248 КРАСОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.. 251 ЖИВОПИСЬ... 255 ТЕМПЕРА.. 255 СМЕШАННЫЙ СПОСОБ ЖИВОПИСИ.. 256 ФЛАМАНДСКИЙ МЕТОД ЖИВОПИСИ МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ.. 257 ИТАЛЬЯНСКАЯ МАНЕРА МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ.. 259 ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ КРАСОК В ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ.. 263 ДОЛГОВЕЧНОСТЬ СТАРИННОЙ ЖИВОПИСИ.. 266 ТЕХНИКА ЖИВО ПИСИ РАЗЛИЧНЫХ МАСТЕРОВ.. 269 ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.. 269 ДЖОРДЖОНЕ И ТИЦИАН.. 269 РАФАЭЛЬ.. 271 КОРРЕДЖИО.. 271 ТИНТОРЕТТО.. 271 П. ВЕРОНЕЗ. 272 РУБЕНС.. 272 ВАН-ДИК.. 274 РЕМБРАНДТ.. 275 ВЕЛАСКЕЗ И МУРИЛЬО.. 277 ФРАНС ГАЛЬС.. 277 ГРЕКО (ДОМЕНИКО ТЕОТОКОПУЛИ) 278 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 279 ВВЕДЕНИЕ.. 279 ЗДАНИЕ И ЕГО СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ..... 280 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ..... 280 СТРОЕВОЙ КИРПИЧ.. 280 ПЕСОК.. 281 АЛЕБАСТР (ГИПС) 281 ИЗВЕСТЬ.. 281 ЦЕМЕНТ.. 284 РАСТВОРЫ... 286 живопись... 290 МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ... 290 СТЕНЫ И ИХ ПОДГОТОВКА.. 292 ЖИВОПИСЬ.. 294 КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ... 295 ТЕМПЕРА... 296 ЯИЧНАЯ ЖЕЛТКОВАЯ ТЕМПЕРА.. 298 ТЕМПЕРА НА ЦЕЛЬНОМ ЯЙЦЕ.. 298 ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА С ИСКУССТВЕННОЙ ЭМУЛЬСИЕЙ.. 299 КАЗЕИНОВАЯ ТЕМПЕРА.. 300 ПОДГОТОВКА СТЕН.. 300 ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 303 КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР... 303 ИТАЛЬЯНСКАЯ ФРЕСКА.. 311 ТЕРМИНОЛОГИЯ ФРЕСКИ.. 312 ПОДГОТОВКА СТЕН.. 313 КРАСКИ.. 316 ЖИВОПИСЬ ПО СВЕЖЕЙ ШТУКАТУРКЕ.. 319 РЕТУШЬ ФРЕСКИ.. 325 ПРОЧНОСТЬ ФРЕСКИ.. 327 ВИЗАНТИЙСКАЯ И РУССКАЯ ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 328 ЖИВОПИСЬ ПО ТВЕРДОЙ ШТУКАТУРКЕ.. 330 КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 331 СИЛИКАТНАЯ И ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ... 334 СИЛИКАТНАЯ ЖИВОПИСЬ... 334 РАСТВОРИМОЕ СТЕКЛО.. 334 СТЕРЕОХРОМИЯ.. 335 МИНЕРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.. 336 «Живописные краски». 336 «Декоративные краски». 338 ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.. 339 ТЕХНОЛОГИЯ ПЧЕЛИНОГО ВОСКА.. 339 ТЕХНИКА ВОСКОВОЙ ЖИВОПИСИ.. 340 ВЫБОР ТЕХНИКИ СТЕННОЙ ЖИВОПИСИ.. 344 ИЛЛЮСТРАЦИИ........... 349
Под техникой живописи в буквальном значении этого слова должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которого является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности. Знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с художественной точки зрения. Техника живописи, подобно прочим наукам, опирается на ряд других наук. Современная техника живописи базируется на физике, химии, технологии красок и связующих веществ и на других современных науках. Старинная техника живописи также использовала современные ей знания, но науки как таковой в ее время или не существовало вовсе, или же она находилась только в зачаточном состоянии; вот почему она должна была базироваться главным образом на длительном, вековом опытном изучении свойств материалов, имевшихся в распоряжении живописи. Знания эти медленно накоплялись в кругах специалистов и, передаваясь из поколения в поколение, создали ту прочную базу, которая дала возможность стать технике живописи прошедших времен на изумительную высоту. Дошедшие до нашего времени памятники живописных произведений прошедших веков с достаточной убедительностью подтверждают сказанное. Как высоко в свое время стояла техника монументальной живописи, мы видим по сохранившимся до нашего времени образцам древней египетской и помпейской живописи и по произведениям живописи средних веков и эпохи Ренессанса. О высоте старинной техники станковой живописи можно составить себе представление по образцам, находящимся в галереях Европы. Сохранившиеся средневековые и более поздние по времени трактаты о технике живописи также свидетельствуют о глубине практического знакомства с материалами живописи, имевшимися у современных им живописцев. Во многих случаях их опыт и наблюдения были так верны и глубоки, что они не расходятся с заключениями современной науки. В известном трактате о живописи итальянского живописца XV столетия Ченнино Ченнини в главе, посвященной описанию красок, мы находим, например, весьма интересное замечание о черной краске: «если ты будешь тереть ее целый год, то она будет только лучше и чернее». Значение этого замечания получает должное разъяснение только в наше и притом самое последнее время. Ученые приходят к тому заключению, что все мощные краски, к каковым относится, между прочим, и черная краска, должны подвергаться возможно тонкому размельчению, т. е. обращаться в коллоидальное состояние, так как в этом лишь случае они проявляют все присущие им качества. Как на один из примеров подобного вида красок они указывают на китайскую тушь, достоинства которой объясняются тончайшим размельчением краски. Из сказанного нельзя не видеть, что китайцы (так же как и современники Ченнини) уже задолго до нашей эры исключительно опытным путем пришли к разрешению одного из важных технических вопросов, правильность решения которого подтверждается современной наукой. Достойно внимания 1акже, что масляная живопись, начиная со времени Я. Ван-Эйка, пользовалась сложным связующим веществом, которое состояло из жирных эфирных масел и смол. Этому связующему веществу, умело использованному, старинная масляная живопись и обязана своей свежестью и сохранностью. Современная наука, подвергнув разностороннему исследованию, связующее вещество подобного состава, не могла не признать, что и с теоретической точки зрения оно является наиболее целесообразным. Вот почему все позднейшие усовершенствования наших дней в области приготовления масляных красок основываются на том же принципе. То же можно сказать о средневековой темпере, являющейся прототипом современной. Итак, опираясь на собственный опыт и наблюдение, живописцы прошедших времен сумели создать образцовую технику живописи, многие из принципов которой вошли и в современную технику. Но техника живописи старых мастеров отошла в историю; о воскрешении ее в целом, конечно, не может быть и речи. Для этого понадобилось бы не только возвращение к старым материалам и методам их использования, но и возвращение к тем условиям жизни, при которых создавалась старинная живопись: к корпоративным организациям живописцев, т. е. цехам, гильдиям с их уставами и пр., короче — возвращение всей далеко ушедшей от нас жизни. Нашему времени предстоит найти и разработать свою технику живописи, так как изменились значительно и взгляды на искусство, и живопись располагает новыми материалами, и, наконец, произошли глубокие изменения в самой жизни. Начало этой важной для живописи работы положено было уже в конце XVIII столетия, когда впервые после долгого промежутка времени снова было обращено внимание на технику живописи, пришедшую к этому времени в полный упадок. В создании техники живописи в наше время деятельное участие принимает наука, которая сильно выросла и развилась в последнее столетие, особенно химия, обогатившая живопись новыми красочными материалами. Развитие техники вообще и различных производств в частности совершенно изменило ту обстановку и те условия, в которых работал средневековый живописец. Современный художник располагает неисчерпаемым количеством готового материала: красок, связующих веществ, лаков и т. п., производство которых значительно упростилось, так как большое число фабрик изготовляет необходимые для живописи материалы. Ряд ученых занялся разрешением вопросов техники живописи, причем не только теоретически, но и практически; тем же заняты и художники. Таким образом, создалась обширная литература по технике живописи на различных языках, состоящая из отдельных сочинений, периодических изданий и т. п. В сотрудничестве представителей науки и искусства были разработаны новые способы монументальной живописи: таковы силикатная живопись Кейма, казеиново-известковая живопись и новая темпера. Во всех художественных школах ведется преподавание техники живописи, а в специальных технических школах — технологии живописных материалов. Таковы, в общем, достижения нашего времени в деле техники живописи. Подводя итог тому, что сделано положительного в области техники и технологии живописи за последнее столетие, прежде всего, необходимо отметить те крупные достижения в красочном деле, которые имели место в названный промежуток времени. Живопись обогатилась целым рядом чрезвычайно ценных красок, каковы: цинковые и баритовые белила, желтые, оранжевые и красные кадмии, искусственные охры, ализариновые крапп-лаки, искусственный ультрамарин, кобальтовые краски и хромовые зеленые краски. Как видим, красочное дело достигло большой высоты, и оно продолжает развиваться, так как за это время открыт новый многообещающий источник красочных материалов, заключающийся в каменноугольной смоле, давшей уже огромное количество красок, правда, пока еще не вполне совершенных. Этим ценным приобретением живопись обязана всецело химии — этой новой отрасли знания, которая из средневековой алхимии преобразовалась в точную и мощную науку. Разработанный при ее сотрудничестве новейший способ силикатной живописи не уступает способам античной техники монументальной живописи, и им по праву может гордиться наше время. Полезное участие химии чувствуется и при проверке подлинности красок и других материалов живописи и при распознавании той или иной техники живописи и т. п. Кроме силикатной живописи, ценным приобретением для нашего времени является казеиново-извесгковая живопись, которая хотя и заимствована из древности, но получила новую разработку. В лице современной темперы, представляющей собой модернизацию средневековой, живопись также приобрела технику, которая с успехом может соперничать по прочности со старинной масляной живописью, причем она как нельзя лучше отвечает запросам современной живописи. За этот же период времени наблюдается впервые организация широкой общественной, т. е. совместной, работы на поприще усовершенствования техники живописи, проявление которой мы видим в основании специальных обществ, создании всем доступных лабораторий, созывании конгрессов и т. п. В наше время не существует больше секретов в технике живописи подобно средневековью, а существуют лишь патенты на сделанные открытия и усовершенствования в области технологии живописи; само же достижение является общественным достоянием, которым может пользоваться всякий, тогда как в средние века и даже в более позднее время техника каждого мастера живописи представляла собой секрет. По словам историка Вазари, целые толпы живописцев устремлялись к произведениям Я. Ван-Эйка, применившего новый способ живописи, чтобы узнать его секрет; никто, однако, не мог проникнуть в тайну ее, и до сего дня она является загадкой. Указав на положительные стороны достижений нашего времени, нельзя, однако, умолчать об отрицательных их сторонах. Существенным недостатком нашего времени является то, что современный живописец располагает готовым живописным материалом и потому мало или совсем не принимает участия в приготовлении красок, грунтов и пр. Правда, он изучает в школе технику живописи, но обучение это уступает в значительной мере тому, которое практиковалось у живописцев прошедших веков. В результате современный живописец лишен знания своих материалов в той степени, как знали их старые мастера, сами готовившие их и потому сроднившиеся с ними. Изобилие красочных материалов и связующих веществ, а также появление на рынке постоянно новых не дают возможности основательно разобраться в них и установить определенную систему их использования. Плохая же подготовка художников в техническом отношении не позволяет использовать в достаточной мере и того, что считается теперь уже общепризнанным. Польза, приносимая участием науки в деле техники живописи, ощущается, конечно, всеми, но степень участия в этом деле той или иной из существующих ее отраслей понимается правильно не многими. Так как живопись, как это было указано выше, обязана химии своим нынешним богатством красок, а также разрешением многих важных вопросов, то в глазах многих, работающих в области техники живописи, она получила превалирующее значение; вот почему ко всем вопросам техники живописи стали подходить лишь с точки зрения химии; физическая же сторона ее или игнорировалась вовсе, или ей отводилось мало внимания, что, безусловно, ошибочно. Одним из наиболее ярких примеров такого ошибочного понимания дела может служить недоразумение, имевшее место в живописи в середине XIX столетия в связи с применением масляного грунта, которое нанесло значительный вред живописи, сократив век многих произведений того времени. Дело в том, что масляная краска прикрепляется очень слабо к масляному, особенно гладкому грунту и после достаточного просыхания легко отделяется от него. Явление это чисто физического характера, невнимательное отношение к которому и привело к печальным последствиям. Большинство произведений, исполненных на масляных грунтах, в числе которых находятся, к сожалению, и картины многих русских художников, очень слабо держатся на своем грунте, а некоторые уже и осыпаются. Участие химии в оздоровлении техники живописи заключается в приготовлении прочных красок, избавлении их и связующих веществ от фальсификации и этим ограничивается. Чтобы вполне охватить задачу, необходимо трактовать вопросы техники живописи со всех сторон, а потому необходимо обращать внимание и на физические стороны дела, тем более, что в технике живописи имеется ряд моментов, в которых приходится иметь дело не с химическими, а с физическими явлениями. Это касается и красок, и связующих веществ, и самого построения живописного произведения.
|