Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Социальные элиты и их циркуляция1.




Читайте также:
  1. C2 Раскройте на трех примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, витальных) потребностей.
  2. II. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  3. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви
  4. Аудит затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды
  5. Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения
  6. Базовые социальные институты современного общества
  7. Биологические и социальные факторы
  8. Биологические теории происхождения языка. Социальные теории происхождения языка.
  9. Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.
  10. В западных трактовках социальные движения связываются с конфликтами. И у Н. Смелзера, и у А. Турэна конфликт является непременным признаком социального движения.

Предположим, что мы начинаем с теоретического определения вещи, которая является предметом нашего анализа. Мы как можно точнее попытаемся определить ее, а затем перейдем к рассмотрению соображений о ее практической значимости в первом приближении. Давайте на время откажемся от оценочных суждений по поводу характера различных индивидуальных черт: хорошие — плохие, полезные — вредные, заслуживающие похвалы — достойные по­рицания, и сосредоточимся на степени их выраженности. Иными словами, на том, является ли данная черта слегка выраженной, средне выраженной или ярко выраженной. Точнее говоря — на индексе, который может быть присвоен каждому индивиду в связи со степенью или интенсивностью выраженности у него той черты, которая нас интересует.

* Цит. по: Vilfredo Pareto. The Mind and Society. Vol. Ill, 2026-59; Vol.IV, 2233-36 // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. T Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1961. V. LP. 551-556. Переводчик — В.Г. Кузьминов, редактор перевода — А.Г. Здравомыслов. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 14 базового пособия учебного комплекса по общей социологии.

1 Kolabinska. La circulation des 'elites en France, P. 5: «Главным смыслом термина «элита» является «превосходство». Это единственное, что я имею в виду. Я опускаю вторичные оценочные или утилитарные коннотации подобного превосходства. Меня в данном случае не интересует желаемое. Я просто изучаю то, что есть на самом деле. В широком смысле под элитой в обществе я подразумеваю людей, обладающих ярко выраженными качествами, которые относятся к их интеллекту, характеру, умениям, способностям самого разного рода... С другой стороны, я полностью избегаю любых суждений по поводу достоинств и полезности таких классов людей». [Выражение «циркуляция элит» прочно утвердилось в европейской литературе. Сам Парето переводит его на итальянский как «циркуляция элитных (избранных, отборных, правящих, «лучших») классов. Это — громоздкое и не очень точное словосочетание, поэтому нет никаких оснований отдавать предпочтение ему, а не более точному английскому — классовая циркуляция. — A.L. (Arthur Levingston, co-editor of edition, 1935. — сост.}]


 



2027.Допустим, что в каждой области человеческой деятель­ности индивиду присваивается индекс, служащий оценкой его способностей, подобно тому, как выставляются оценки по резуль­татам различных экзаменов в школе. Наиболее успешному адвокату, например, дается индекс 10. Тому, кто тщится заполучить хотя бы одного клиента — индекс 1, резервируя 0 для полного идиота в своей профессии. Человеку, который заработал миллионы — неважно, честным или бесчестным путем — мы дадим индекс 10, зарабаты­вающему тысячи — индекс 6, тому, кто еле-еле избежал работного дома — 1, приберегая 0 для того, кто там оказался. Женщинам «в по­литике», таким, как Аспазии у Перикла, Ментенон у Людовика XIV, мадам Помпадур у Людовика XV, т.е. тем, кто сумел вскружить голову государственному мужу и сыграть роль в его карьере, мы присваиваем несколько более высокий индекс, например 8 или 9. Продажным же женщинам, которые удовлетворяют лишь чувственность такого человека, не оказывая никакого влияния на государственные дела, мы даем индекс 0. Ловкому мошеннику, который знает, как надувать людей, и при этом избегает уголовного наказания, мы дадим 8,9 или 10 — в зависимости от числа ощипанных им гусей и количества денег, которые он смог при этом у них вытянуть. Мелкому воришке, кото­рый стащил серебряный прибор в ресторане и попал прямо в руки по­лицейского, мы присвоим индекс 1. У поэта уровня Кардуччи будет индекс 8 или 9 в зависимости от наших вкусов. Рифмоплет, который своими сонетами обращает людей в бегство, заслуживает индекса 0. Шахматистам мы можем присвоить весьма точные индексы в соот­ветствии с тем, какие матчи и сколько именно они выиграли. И так далее для всех областей человеческой деятельности.



2028.Напоминаем, что мы говорим о реальном положении вещей, а не о потенциальных возможностях. Если на экзамене по английскому языку ученик говорит: «Я мог бы знать английский очень хорошо, если бы захотел. Но я его совсем не знаю, потому что у меня не было нужды его изучать», то экзаменатор на это может ответить: «Меня не интересует ваше оправдание. Оценка, которую вы заслуживаете, — 0». Если подобным же образом кто-то скажет: «Такой-то и такой-то не занимается кражами не потому, что он не умеет, а потому, что он — джентльмен», мы ответим: «Очень хорошо, мы восхищаемся его самообладанием, но как вору мы ему ставим оценку 0».

2029.Есть немало людей, которые поклоняются Наполеону Бонапарту как богу. Есть люди, которые ненавидят его как презрен­нейшего из преступников. Кто из них прав? Мы не беремся отвечать


 




на этот вопрос не потому, что у нас нет мнения на этот счет. Каким бы ни был Наполеон человеком — плохим или хорошим, — он явно не был идиотом или человеком со средними способностями, как миллионы других. У него были выдающиеся способности, и этого для нас достаточно, чтобы присвоить ему высший индекс, безот­носительно к возможным суждениям по поводу этической стороны его качеств или их общественной полезности.



2030.Короче, в данном случае мы прибегаем к научному анализу, который обычно подразумевает отделение одной проблемы от другой и изучение каждой из них независимо друг от друга...

2031.Давайте сгруппируем в один класс людей, которые име­ют наибольшие индексы в их области деятельности, и назовем его элитой.

2032.В специфических целях нашего исследования, а именно для изучения социального равновесия, нам будет полезно далее раз­делить этот класс на два подкласса: правящую элиту, включающую в себя индивидов, которые прямо или косвенно играют более или менее значительную роль в управлении, и не правящую элиту, вклю­чающую в себя всех остальных2.

2033.Чемпион по шахматам, разумеется, входит в элиту, но не менее очевидно и то, что его шахматное дарование еще не откры­вает ему двери для политического влияния, и, если он не обладает другими качествами, необходимыми для этого, он не является чле­ном правящей элиты. Возлюбленные абсолютных монархов часто входили в число элиты либо благодаря своей красоте, либо благо­даря интеллектуальным качествам, однако лишь некоторые из них, которые обладали дополнительными талантами, необходимыми для участия в политике, сыграли в ней известную роль.

2034.Таким образом, население делится на две страты: 1) низшая страта, не элита, возможное влияние которой на сферу управления нас в данный момент не интересует, и 2) высшая страта, элита, которая делится на две категории: а) правящая элита и б) не правящая элита.

2 Kolabinska. Op. cit. P. 6: «Мы только что перечислили различные категории людей, входящих в элиту. Данные индивиды могут быть классифицированы с по­мощью многих других критериев. Для достижения целей, которые я ставлю в рамках данного исследования, будет лучше, если мы разделим элиту на две части: одна часть, которую я обозначаю как М, будет включать тех относящихся к элите индивидов, которые принимают участие в управлении государством и могут быть не очень точно названы «правящим классом». Другая часть, обозначаемая как N, включает в себя тех, кто остается в элите после того, как часть М от нее отделена».


2035. В действительности не существует процедур, посредством
которых каждый человек соотносится со своим местом в этих раз­
личных классах. Данный недостаток преодолевается с помощью
других средств, с помощью различного рода названий-ярлыков,
которые, кроме прочего, служат и этой конкретной цели. Эти ярлы­
ки создают правило даже в том случае, когда существует процедура
проверки. Название «юрист» дается человеку, который, как предпо­
лагается, должен знать что-либо о законах, и часто действительно
знает, хотя среди юристов иногда встречаются и полные невежды.
Подобным же образом правящая элита включает в себя индивидов,
которые носят ярлыки, соответствующие политическим позициям
определенного уровня — министров, сенаторов, депутатов, главных
судей, генералов, полковников и т.д. Исключение составляют те,
кто проник в эту компанию избранных, не обладая качествами,
соответствующими носимым ярлыкам.

2036. Исключения в этой категории более многочисленны,
чем исключения среди юристов, врачей, инженеров, миллионеров
(которые сами сделали свое состояние), выдающихся художников
и т.д., поскольку, среди прочего, в этих последних сферах деятель­
ности ярлык завоевывается непосредственно самим индивидом,
в то время как среди элиты некоторые ярлыки — например ярлык
богатства — являются наследственными. В прежние времена ярлыки
правящей элиты также были наследственными, в наши же дни вряд
ли какой-либо иной ярлык, кроме ярлыка короля, имеет статус на­
следственного. Но если прямое наследование ушло в прошлое, то
косвенное наследование по-прежнему сохраняет свои возможности.
Если индивид унаследовал значительную недвижимость или капитал,
он в определенных странах может легко получить статус сенатора
или быть избранным в парламент, либо просто скупив голоса, либо
прельстив избирателей своей позицией демократа из демократов, со­
циалиста или анархиста. Богатство, семья и социальные связи также
помогают во многих других случаях добиться ярлыка принадлежности
кэлите вообще и к правящей элите, в частности, людям, которые без
этого не имеют никаких оснований для подобных притязаний.

2037. В обществах, где социальной единицей является семья, из
ярлыка, который носит глава семьи, пользу извлекают все ее осталь­
ные члены. В Древнем Риме человек, который становился импера­
тором, обычно раздвигал рамки своей свободы до пределов высшего
класса и часто — фактически до пределов правящей элиты. Поэтому,
где больше, где меньше, свободные граждане, принимавшие участие
в управлении Римским государством, обладали качествами (хороши-


 




ми или плохими), которые оправдывали ярлыки, полученные ими от щедрот императора. В наших обществах социальной единицей является индивид, однако место, которое он занимает в обществе, также приносит пользу его жене, детям, знакомым, друзьям.

2038.Если бы все эти отклонения от нормы были малозначимы­ми, ими можно было бы пренебречь, как очевидно не принимаются во внимание отклонения в тех случаях, когда для профессиональной практической деятельности требуется диплом. Каждому известно, что есть люди, недостойные своего диплома, но опыт показывает, что в целом на эти исключения можно закрыть глаза.

2039.Можно, далее, пренебречь, по крайней мере, с некоторых точек зрения, отклонениями, если они более или менее постоянны в количественном отношении, т.е. в том случае, если изменения про­порции между общей численностью класса и числом его представи­телей, которые носят ярлык, не обладая для этого соответствующими способностями, являются несущественными.

2040. В действительности реальные случаи, которые необходимо принимать во внимание применительно к нашим обществам, отли­чаются от двух, приведенных выше. Отклонения не столь уж мало­численны, чтобы ими можно было пренебречь. И, далее, их число непостоянно, и данные колебания вызывают ситуации, которые существенным образом сказываются на социальном равновесии. Следовательно, нам нужно их рассмотреть специально.

2041.Более того, должен быть рассмотрен способ, с помощью которого различные группы населения смешиваются между собой. Перемещаясь из одной группы в другую, индивид, как правило, привносит с собой определенные наклонности, чувства, установки, которые у него сформировались в прежней группе, и это обстоятель­ство нельзя игнорировать.

2042.Применительно к этому смешиванию, в особенности к тому случаю, когда только две группы — элита и не элита взаимо­действуют между собой, применяется термин «циркуляция элит» [или более общий термин — «классовая циркуляция»].

2043.В заключение мы должны обратить особое внимание на: 1) в случае с отдельной группой — на соотношение общей числен­ности группы и числа индивидов, которые, номинально являясь членами группы, не обладают качествами, необходимыми для эффективного членства, и 2) в случае с разными группами — на способы, с помощью которых происходит переход из одной груп­пы в другую, и на интенсивность этих переходов, т.е., так сказать, скорость циркуляции.


 

2051.Высшая страта общества — элита — номинально включает в себя определенные группы людей, которым не всегда возможно дать точное определение и которые называются аристократиями. Встречаются случаи, когда большинство индивидов, принадлежа­щих к таким аристократиям, действительно обладают качествами, необходимыми для нахождения в таких группах. И опять же бывают случаи, когда значительное число индивидов, составляющих класс, не обладают подобными качествами. Такие люди могут занимать более или менее важные позиции в правящей элите, так и могут быть исключены из нее...

2052. Вначале военные, религиозные и коммерческие аристокра­тии и плутократии — за редкими исключениями, которыми можно пренебречь, — составляли части правящей элиты или даже всю ее целиком. Воин-победитель, процветающий торговец, богатый плу­тократ — вот представители таких групп. Каждый из них в своей об­ласти деятельности превосходил среднего индивида. В тех условиях ярлык соответствовал реальным способностям. Однако со временем появляются значительные, иногда очень значительные расхождения между способностями и ярлыком. С другой стороны, некоторые аристократии, игравшие выдающуюся роль в поднимающейся эли­те, заканчивали свое существование в качестве незначительного ее элемента. Это особенно часто случалось с военной аристократией.

2053. Аристократии недолговечны. Какими бы ни были причины, неоспоримым является тот факт, что через определенный промежуток времени аристократии исчезают. История — это кладбище аристо­кратий. Афинский «народ» был аристократией в сравнении с другой частью населения — метеками-иностранцами и рабами. Он исчез, не оставив каких-либо преемников. Различные аристократии Рима также в свое время уходили в небытие. То же самое случалось с ари­стократиями варваров. Где сейчас во Франции потомки франкских завоевателей? Генеалогические данные английской знати тщательно фиксировались, и они свидетельствуют, что сохранилось очень не­много семейств, своими корнями восходящих к соратникам Виль­гельма Завоевателя. Остальные исчезли. В Германии сегодняшняя аристократия в значительной степени состоит из потомков вассалов сеньоров прошлого. Население европейских стран необычайно воз­росло в течение последних веков. Это столь же очевидно, как и то, что аристократии не выросли в таких же пропорциях.

2054. Аристократии уменьшаются не только по количеству.
Они увядают также качественно, в том смысле, что они теряют энер­
гетику, что снижаются пропорции тех остатков, которые позволили


 




им завоевать власть и удерживать ее. Правящий класс воссоздается не только количественно, но и - что более важно - качественно- с помощью выходцев из семей, принадлежащих к низшим классам Эти представители привносят с собой силу и набор качеств, необходи­мых для нахождения у власти. Правящий класс воссоздается также за счет исключения из своих рядов наиболее выродившихся членов.

zim.Лели одно из этих движений прекращается или - что еще хуже - прекращаются оба, правящий класс разрушается до осно­вания и часто тащит вместе с собой всю нацию. Потенциальной причиной нарушения равновесия является накопление выдающихся элементов в низших классах и, напротив, вырождающихся элемен­тов в высших классах...

2056.Благодаря классовой циркуляции правящая элита всегда пребывает в состоянии медленной и постоянной трансформации Л-о напоминает течение реки, которая сегодня иная в сравнении с тем, какой она была вчера. Время от времени происходит неожи­данное и резкое нарушение порядка вещей. Случается потоп - река выходит из берегов. Затем новая правящая элита возобновляет про­цесс медленной трансформации. Уровень воды спадает, и река опять течет по своему обычному руслу.

2057.Революции являются результатом накоплений в высших стратах обществ вырождающихся элементов. Это происходит либо из-за замедления классовой циркуляции, либо в силу других причин когда эти страты более не обладают качествами-остатками (residues),' необходимыми для пребывания у власти, а также уклоняются от применения силы. В то же время в низших стратах общества на первый план выходят элементы, которые обладают выдающимися качествами-остатками (residues), подходящими для осуществления функции управления, и достаточно ясно выраженным желанием использовать силу.

2058. Вцелом в революциях представители низших страт воз­
главляются лидерами из высших страт, поскольку последние облада­
ют интеллектуальными качествами, необходимыми для разработки
тактики, и в то же время у них отсутствуют бойцовские качества
которые привносятся выходцами из низших страт.

2059.Насильственные движения происходят порывами, поэтому
между причинами и следствиями имеется временной зазор. После
того, как правящий класс или нация в течение длительного времени
силой поддерживали свою власть, накопив при этом огромное бо­
гатство, они могут существовать еще какое-то время без применения
силы. Они просто покупают своих противников не только с помощью
472


золота, но и с помощью привилегии почета и уважения, которыми они сами прежде пользовались и которые составляют своего рода капитал. На первых стадиях упадка власть поддерживается путем сделок и уступок таким образом, что люди пребывают в иллюзии, что эта политика будет длиться бесконечно. Так, увядающая Римская империя получила мир от варваров в обмен на деньги и почести. Точ­но так же Людовик XVI во Франции, промотав в течение короткого времени наследство любви, уважения и почти религиозного прекло­нения перед монархией со стороны народа, смог путем бесконечных уступок стать королем Революции. Так и английской аристократии удалось продлить свой срок правления во второй половине XIX в. вплоть до начала ее упадка, которое ознаменовалось принятием «Билля о Парламенте» в первые годы века XX.

Раймои Арон

РаймонАрон (1905-1983) — выдающийся французский философ, политолог, социолог, публицист второй половины XX в. Окончил Высшую педагогическую школу в Париже, где впоследствии защитил две диссертации по философии (1938); преподавал в университетах Кёльна и Берлина (1930-1933), Гавра (1933-1934). В годы войны он возглавил редакцию газеты «Свободная Франция», а после войны был обозревателем «Комба», «Фигаро», «Экспресс» (1945-1983).

Научная деятельность Р. Арона сосредоточена на исследовании проблем философии истории и будущего человечества. Ему при­надлежат работы: «Измерения исторического сознания» (1961), «Демократия и тоталитаризм» (1965), «Этапы развития социоло­гической мысли» (1967, русск. пер. 1993), «В защиту упадочной Европы» (1977) и др.

Ниже приведена, с сокращениями, глава 15 книги Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1965), в которой автор четко оха­рактеризовал основные признаки тоталитаризма. Как показано в базовом пособии учебного комплекса (глава 14), эти признаки сохраняют свое научное значение: они позволяют четко отличать политические режимы как тоталитарные или не тоталитарные, не попадая под влияние популистских оценок.

Н.Л.


 


[О ТОТАЛИТАРИЗМЕ]*

...Что представляет собой феномен тоталитаризма? Как и все социальные явления, он, в зависимости от точки зрения наблюда­теля, может получить много различных определений. Вот какими мне видятся пять его основных признаков:

1. Тоталитаризм возникает в режиме, предоставляющем какой-то одной партии монопольное право на политическую деятельность.

2. Эта партия имеет на вооружении (или в качестве знамени) идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, а в дальнейшем — и официальной государственной истины.

3. Для распространения официальной истины государство на­деляет себя исключительным правом на силовое воздействие и на средства убеждения. Государство и его представители руководят всеми средствами массовой информации — радио, телевидением, печатью.

 

4. Большинство видов экономической и профессиональной деятельности находится в подчинении государства и становится его частью. Поскольку государство неотделимо от своей идеологии, то почти на все виды деятельности накладывает свой отпечаток офи­циальная истина.

5. В связи с тем, что любая деятельность стала государственной и подчиненной идеологии, любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере сразу же превращается в прегрешение идеологическое. Результат — политизация, идеологизация всех воз­можных прегрешений отдельного человека и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический.

Определяя тоталитаризм, можно, разумеется, считать главным исключительное положение партии, или огосударствление хозяй­ственной деятельности, или идеологический террор. Но само яв­ление получает законченный вид только тогда, когда все эти черты объединены и полностью выражены.

Все пять перечисленных признаков были взаимосвязаны в 1934-1938 гг.; также обстояло дело и 1949-1952 гг. Понятно, каким образом осуществлялась взаимосвязь. В советском режиме исклю­чительное положение партии и идеологии связано с самой сутью большевизма, его революционной устремленностью. Централизация средств силового воздействия и средств убеждения связана с идеей исключительного положения партии в государстве. Огосударствле-

* Цит. по: Арон Р. Демократия и тоталитаризм. / Пер. с фр. Г.И. Семенова. М., 1993. С. 230—233. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 14 базового пособия учебного комплекса по общей социологии.


ние хозяйственной деятельности есть прямое выражение комму­нистического учения. Связи между перечисленными признаками легко видны. Что касается завершения — идеологического террора, он становится логичным как раз благодаря исключительному поло­жению партии, идеологии, средств убеждения и огосударствлению видов индивидуальной деятельности.

Было бы неправомерным отождествлять понятность и необходи­мость такого сочетания. Эти признаки объединены, однако их связь еще необязательно постоянна, а режим с партией, монополизировав­шей власть, не всегда приводит к крайней разновидности террора...

<...> Однопартийный режим в фашистской Италии никогда не отличался избыточной идеологичностью и тоталитарностью, кото­рые могли бы сравниться с великой чисткой в СССР и крайностями гитлеризма последних лет. Когда применительно к обоим случаям говорят о тоталитаризме, то главным явлением, первопричиной оказывается, на мой взгляд, сама революционная партия. Режимы стали тоталитарными не в силу какого-то постепенного развития, а на основе первоначального стремления коренным образом преобра­зовать существующий порядок в соответствии со своей идеологией. У революционных партий есть общие черты, которые приводят к тоталитаризму, — масштабность устремлений, радикальность по­зиции и выбор самых крайних средств.


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 22; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты