КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 13. СЕМЬЯ
В 1980 г. Бюро переписи населения обнаружило, что Сан-Франциско "по количеству одиноких людей" занял 1-е место среди городов США. Это значит, что среди 679 000 жителей города большинство (53 процента) живут в "нестандартных" семьях - в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками. В этом отношении Сан-Франциско занял ведущее место во всей стране. За ним следует Сиэтл, где число одиноких составляет 48 процентов, на третьем месте Вашингтон (округ Колумбия) - 45, затем Окленд - 44, Лос-Анджелес - 39 и Нью-Йорк - 37 процентов. В целом 27 процентов американцев не имеют нормальной семьи. Огромное число "нестандартных" семей в Сан-Франциско главным образом обусловлено тенденциями, оказывающими влияние на всю страну: 1) значительным увеличением числа разводов и разрывов; 2) ростом численности молодых людей, которые не торопятся или вовсе отказываются вступать в брак; 3) увеличением числа пожилых людей, живущих в одиночестве после смерти одного из супругов. В то же время некоторые особенности Сан-Франциско помогают объяснить исключительно большое число нестандартных семей в этом городе. В Сан-Франциско, где издавна сложилось терпимое отношение к нетрадиционным образцам поведения (см. главу 7), проживает множество гомосексуалистов, их примерно 100 000 человек, одна шестая часть всего населения города. Сожительство гомосексуалистов, наверное, нельзя считать нормальной семейной жизнью независимо от того, живут ли они врозь или вместе. Предприниматели, учитывающие особенности спроса на жилье в такой ситуации, вложили большие средства в строительство кондоминиумов - жилищных комплексов, более удобных для тех, кто живет один или со своим партнером, чем для семейных людей. Агенты по продаже недвижимости предлагают дома одиноким: "Чтобы купить дом необязательно состоять в браке...", а финансисты более охотно, чем прежде, предоставляют займы одиноким и лицам, не состоящим в родстве. Кроме того, образ жизни "одиночек" и "не состоящих в браке", вероятно, способствует переселению семей в пригороды. Бум кондоминиумов, по-видимому, лишает семейных людей возможностей приобрести удобные жилые дома. В своей речи о "состоянии города" в 1982 г. мэр Сан-Франциско Диана Фейнстейн заявила: "Если мы намерены сохранить семьи в нашем городе, нужно удвоить усилия по обеспечению их удобным жильем и принять другие меры, чтобы их привлечь". Каковы бы ни были причины того, что Сан-Франциско стал "городом одиноких", это привело к определенным последствиям. Изменился не только рынок жилья, получили толчок развитие ресторанного дела и создание новых культурных центров - одинокие люди и те, кто не состоит в браке, чаще питаются и проводят время вне дома, чем люди семейные (Хагер, 1982). Тенденция к созданию нестандартных семей оказала влияние и на другой аспект жизни Сан-Франциско. В 1982 г. Совет инспекторов постановил предоставлять гомосексуалистам-служащим отпуска по случаю смерти партнера и предусмотрел для партнеров дешевые страховые полисы. В прошлом эти льготы предоставлялись лишь сотрудникам, имеющим семьи. Данная акция вызвала горячие споры - некоторые религиозные организации и медицинские учреждения выступили против этого решения, в то время как члены общности гомосексуалистов и другие группы поддержали его. Постановление было отвергнуто мэром города, которая пыталась объяснить свою позицию не моральными причинами, а скорее неясностью и неправомочностью постановления. Тем не менее, некоторые обозреватели посчитали, что, наложив на него вето, мэр Сан-Франциско рисковала своей будущей политической карьерой. Пример Сан-Франциско является скорее исключением, чем правилом, но в нем нашла яркое воплощение тенденция к распаду традиционной семьи, наблюдаемая во всей стране. Для более глубокого понимания этой тенденции начнем с анализа понятия "семья", членов которой связывает общность местожительства. Согласно данным переписи 1980 г., 97,5 процентов американцев живут в нормальных семьях, в то время как остальные проживают в студенческих общежитиях и военных казармах, отбывают срок в тюрьмах или находятся в других "казенных" заведениях. Согласно переписи, существует четкое различие между "стандартными" и "нестандартными" семьями. "Стандартная" семья состоит из двух или нескольких человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением. Наиболее распространен тип семьи, включающей супружескую пару с детьми или без детей. В "нестандартные" семьи входят два или несколько человек любого пола, не являющиеся родственниками, а также люди, которые живут одни. Хотя в США все еще преобладают традиционные семьи, наблюдается развитие новых форм семейной жизни и, по-видимому, институт семьи подвергается сейчас радикальным изменениям. В 1981 г. насчитывалось примерно 73 процента "стандартных" и 27 процентов "нестандартных" семей. Но в 1970 г. эти числа составляли соответственно 82 и 18 процентов. В течение этого периода численность одиноких мужчин возросла на 105 процентов, одиноких женщин - на 60 процентов. Кроме того, значительно выросло число семей с одним родителем. В 1981 г. оно достигло 21 процента по сравнению с 10 процентами в 1970 г. С 1970 г. численность семей с одним родителем, никогда не вступавшим в брак, возросла на 349 процентов, и это потрясающий факт! В то же время число семей с одним разведенным или покинутым родителем увеличилось на 111 процентов (U.S. Bureau of the Census, 1982). Действительно, эти перемены кажутся невероятными. Они свидетельствуют о радикальных преобразованиях семейной структуры, отношений между родителями и детьми, а также интимных отношений вообще, происходящих в американском обществе. Глубокая тревога о будущем семьи выражается в средствах массовой информации; недавно один из обозревателей прямо поставил вопрос о том, не придется ли нам в будущем просто сказать: "Прощай, семья!" (Хэкер, 1982). Мы рассмотрим эти тенденции дальше. Но вначале уясним некоторые различия в семейной структуре и основные принципы социологического исследования семьи.
|