КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
Какое влияние оказывает этот плюрализм на социальную жизнь в США? Имеют ли члены различных религиозных групп непохожие взгляды по политическим и другим вопросам? Исследование, проведенное Герхардом Ленски в Детройте в конце 50-х годов, выявило различные социальные ценности у протестантов, католиков и иудаистов (Ленски, 1961). Например, представителям каждого из указанных вероисповеданий был задан вопрос, можно ли, используя принцип свободы слова, критиковать президента, выступать против религии и высказываться в поддержку фашизма? По отношению к этим проблемам в трех группах выявились потрясающие различия. Белые протестанты оказались наиболее либерально настроенными, на втором месте были иудаисты, в то время как черные протестанты высказали наименее либеральные взгляды. Белые католики заняли промежуточную позицию. По вопросам азартных игр, употребления спиртных напитков, контроля рождаемости, разводов и работы предприятий торговли по воскресеньям также были высказаны различные взгляды. За небольшим исключением иудаисты оказались наименее критически настроенными по этим вопросам. Черные и белые протестанты осуждали азартные игры и употребление спиртных напитков в большей мере, чем католики или иудаисты. Как и предполагалось, католики более решительно выступили против контроля рождаемости и разводов, чем любая другая группа. Однако два фактора ставят под сомнение правильность обобщений, сделанных Ленски. Во-первых, исследование проводилось на детройтской выборке, поэтому полученные результаты, вероятно, отличались бы от данных, собранных на основе общенациональной выборки. Во-вторых, эти результаты базируются на информации, выявленной очень давно; за это время в американском обществе произошли значительные перемены. Самое позднее исследование, касающееся социологических аспектов религии, посвящено анализу "конвергенции", или возрастания сходства, в социальных позициях протестантов и католиков. Так, к 1968 г. 74 процента католиков одобряли контроль рождаемости, в то время как, по данным Ленски, их насчитывалось лишь 37 процентов (Стоукс, 1972). (Протестанты обычно одобряют контроль рождаемости.) В течение 60-х и 70-х годов (Макинтош, Элстон, 1977) отношение католиков и протестантов к абортам стало более сходным. Однако между ними сохранились различия по некоторым другим спорным вопросам, например, следует ли обеспечить всеобщий доступ к противозачаточным средствам и допустима ли религиозная цензура книг.
|