Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ТИТУЛ XVII Наказания за преступления




1. Никто, укрывающийся в церкви, не может быть уведен оттуда силой, но вина укрывшегося должна быть известной иерею, и тогда укрывшийся может быть взят под обеспечение для законного расследования и рассмотрения его дела. Если же кто-либо вздумает по какому-либо поводу наложить руку на укрывшегося в церкви, то он получит двенадцать ударов, и затем, как положено, дело укрывшегося будет подвергнуто расследованию.

2. Тот, кто по решению судьи или для дачи свидетельских показаний или по приводу противной стороны, прикасаясь к святым божественным Евангелиям, поклялся и, как потом оказалось, дал ложную клятву, да подвергнется отрезанию языка.

3. Поднимающего восстание против императора или злоумышляющего, или принимающего участие в заговоре против него или против государства христиан в тот же час должно предать смерти как намеревающегося все разрушить. Но для того чтобы некоторые часто и из вражды не предавали кого-либо смерти без суда, возводя на него обвинение, что он поднимал голос против царства, нужно его взять на месте под хорошую охрану и донести о нем императору, и как сам император в итоге рассудит и решит, так и сделать.

4. Тот, кто поднимает руку, чтобы ударить иерея в церкви <или в поле>, или во время молитвы, будет высечен и изгнан.

5. Если кто-либо имеет тяжбу с кем-либо и, не сказав властям, но самовольно, либо своей властью, либо с приложением силы, наложит руку и захватит что-либо, то, если его притязание правильно, он лишится своей вещи и отдаст ее. Если же он забрал что-либо чужое, то да будет он избит местным архонтом, как сам себя сделавший экдиком, не будучи архонтом, и затем возвратит за это то, что взял.

6. Захваченные врагами в плен и отрекшиеся от нашей непорочной христианской веры по возвращении в империю предаются церкви [церковному суду?].

7. Если кто-либо взял коня для использования до определенного места и увел его дальше этого места или послал и случилось бы коню претерпеть урон или погибнуть, то взыскать надо с пользовавшегося конем и да отдаст он возмещение хозяину коня.

8. Заперший чужой скот или загубивший животных голодом, или как-либо иначе их убивший присуждается к штрафу в двойном размере.

{69}

9. Если бараны или быки подерутся между собой и если напавший первым будет убит, то не привлекается к ответственности владелец убитого. Если же тот, на которого напали, убит, то хозяин убившего привлекается к ответственности и или отдаст такое же животное, как то, которое было убито, владельцу убитого, или отдаст возмещение пострадавшему.

10. Ворующий в лагере или в походе, если это оружие, да будет высечен, если украдет коня [букв. — бессловесное животное], да будет у него отсечена рука.

11. Ворующий в другом месте государства в первый раз, если это сделал свободный человек и состоятельный, вместе с украденной вещью возвратит владельцу двойную ее стоимость. Если же он неимущий, да будет высечен и изгнан. Во второй раз, — да будет отсечена рука его.

12. Владелец раба, совершившего кражу, если захочет сохранить своего раба, пусть даст возмещение того, что было украдено. Если же не захочет получить своего раба, то пусть отдаст его в полную собственность тому, кто подвергся краже.

13. Угоняющий каким бы то ни было способом чужое стадо, если он делает это впервые, то будет высечен; если же вторично — то будет выслан за границы; в третий раз, — да будет отсечена рука его. И, конечно, он обязан украденное им отдать собственнику.

14. Те, кто обирает трупы в могилах, подлежат отсечению руки.

15. Вошедший в алтарь днем или ночью и похитивший что-либо из священной утвари да будет ослеплен. Если же не в алтаре, а в нефе что-либо украдет, да будет высечен [букв. — отодран] как нечестивый и наголо остриженный да будет изгнан.

16. Укравший свободного человека и продавший да подвергнется отсечению руки.

17. Обольстивший и спрятавший и (укравший) [в вариантах — укрывший] чужого раба, кроме возвращения этого раба его владельцу, отдаст ему еще и другого или вместо него цену его.

18. Подделывающие монеты подлежат отсечению руки.

19. Имеющий жену и развратничающий да получит для назидания 12 ударов, будь то богатый или бедный.

20. Не имеющий жены и занимающийся развратом получит шесть ударов.

21. Если человек, имеющий жену, вступит в связь со своей рабыней и будет уличен в этом деле, то местному архонту надлежит забрать ее и продать за пределы провинции, а стоимость ее передать в ведомство казны.

{70}

22. Если кто-либо вступил в связь с чужой рабыней, то, если он принадлежит к числу лиц сановных, уплатит за свою ошибку владельцу рабыни тридцать шесть номизм; если же он простой человек, да будет высечен и в меру своего состояния заплатит соответственно сумме в тридцать шесть номизм.

23. Если кто-либо вступит в связь с монахиней, то как оскорбивший церковь божью подвергнется отсечению носа, так как своим развратом удалил монахиню от церкви. То же наказание применяется по отношению к монахине.

24. Тот, кто похитил монахиню или светскую девушку из какого бы то ни было места, если он обесчестил ее, подвергнется отсечению носа. Те же, кто содействовал этому похищению, подлежат изгнанию.

25. Если человек вздумал вступить в брак с той, которая стала его крестницей при святом и спасительном крещении, или вступил с ней без брака в телесную связь, то, после того как они будут разлучены друг с другом, оба будут преданы наказанию за прелюбодеяние, то есть подвергнутся отсечению носа.

26. Если будет обнаружено, что кто-либо сделал что-либо подобное со своей крестницей, состоящей в браке, то и он, и она присуждаются к отсечению носа и подлежат сильному наказанию плетьми.

27. Если кто-либо вступил в связь с замужней женщиной, то и он, и она подвергнутся отрезанию носа, потому что из-за такой связи происходит развод и разорение детей и так как при этом не соблюдается заповедь господня, которая гласит, что господь соединил их [т.е. состоящих в браке] во едином теле. После же отрезания носа совершившая прелюбодеяние возьмет свои вещи, которые она принесла мужу, <и ничего больше.> Совершивший же прелюбодеяние не разлучается со своей женой, хотя у него и отрезан нос. И расследование дела о прелюбодеянии должно быть проведено с большой тщательностью, и судьи должны рассмотреть, что из себя представляют обвинители в этом процессе. И если обвиняют ее собственный отец, или муж, или мать, или брат, или дядя, то основание иска является более достойным доверия. Если же обвинителями являются чужие, должно быть установлено по правилам, каково поведение этих лиц, и это должно быть подтверждено в отношении их, и у них должны быть затребованы доказательства по делу. И если они докажут факт наличия связи, то да будет отрезан нос и у развратника, и у развратницы. Если же не докажут, но сделали обвинение из вражды, то подлежат как клеветники такой же каре.

28. Тот, кто знает о прелюбодеянии своей жены и допускает это, да будет высечен и изгнан. Лица, совершившие {71} прелюбодеяние, как он, так и она, подвергнутся отрезанию носа.

29. Если вступивший в связь с девушкой с согласия ее, но без ведома ее родителей, в дальнейшем об этом узнавших, намеревается взять ее в жены и того же хотят родители девушки, то пусть заключат соглашение. Если же одна из сторон не захочет, то, если соблазнитель принадлежит к числу состоятельных [эвпоров], пусть заплатит девушке, им соблазненной, литр золота. Если же он среднего благосостояния [из эндеестеров], то пусть отдаст ей половину своего состояния. Если же он совсем беден и неимущ, то да будет он высечен, острижен и выслан.

30. Изнасиловавший девушку и обесчестивший ее подлежит отсечению носа.

31. Обесчестивший несовершеннолетнюю, то есть в возрасте до тринадцати лет, подлежит обрезанию носа и отдаст половину своего состояния потерпевшей.

32. Обесчестивший чужую невесту, если это сделано и с ее согласия, подлежит обрезанию носа.

33. Виновные в кровосмешении — родители с детьми, или дети с родителями, или братья с сестрами — подлежат казни мечом. Виновные в том же, если они являются другими родственниками, то есть отец, вступающий в связь с женой своего сына, или сын с женой своего отца, то есть с мачехой, или отчим с падчерицей, или брат с женой брата, или дядя с племянницей, или племянник с теткой, наказываются обрезанием носа. Равным образом и тот, кто заведомо вступает в связь с двумя сестрами <или двоюродными сестрами>.

34. Тот, кто заведомо вступает в связь с чужими женщинами, приходящимися друг другу матерью и дочерью, подлежит наказанию — обрезанию носа. Тем же наказывается и та, которая сознательно участвовала в этом.

35. Двоеженец наказывается плетьми, а вторая жена его изгоняется вместе с родившимися от нее детьми.

36. Если жена вступила в связь и забеременела и принимает меры против своей беременности, чтобы вытравить плод, да будет она высечена и изгнана.

37. Если со времени настоящего закона вступят в брак двоюродные братья, или сестры, или хотя бы только их дети, или же отец и сын с матерью и дочерью, или два брата с двумя сестрами, то, помимо того что они будут разлучены друг с другом, они подлежат наказанию плетьми.

38. Мужеложество и участники его активные и пассивные караются мечом; если же будет обнаружено, что в качестве пассивной стороны в нем участвуют малолетние в возрасте до двенадцати лет, то это им прощается, так как они из-за малолетства не знали, что с ними делали.

{72}

39. Скотоложество карается оскоплением.

40. Бросающие огонь в чужой лес или вырубающие в нем деревья присуждаются к штрафу в двойном размере.

41. Те, кто из какой-либо вражды или [с целью] ограбления имущества устраивают в городе пожар, предаются огню. Те же, кто вне городской территории со злым умыслом поджигает селения, или поля, или постройки на полях, предаются казни мечом. Если же кто-либо, намереваясь выжечь солому или терновник на своем возделанном участке, заложил туда огонь, а огонь распространился дальше и сжег чужие возделанные участки или чужой виноградник, то судье надлежит заняться этим делом, и если огонь распространился по неопытности или беспечности, то виновный возместит ущерб потерпевшему. Ибо если он развел огонь в такой день, когда был сильный ветер, или же не предохранил огонь от дальнейшего распространения, то осуждается как неосмотрительный и беспечный. Если же он все предусмотрел, но неожиданно поднялся сильный ветер и поэтому огонь распространился дальше, то не осуждается. И если от происшедшего воспламенился чей-либо дом, и сгорели некоторые из принадлежащих ему вещей, и огонь разошелся так, что загорелись какие-либо из окружающих строений, то не будет привлечен к ответственности, если этот пожар произошел непреднамеренно.

42. Уличенный, будь то свободный или раб, в том, что он дал под каким-либо предлогом питье кому-либо, будь то жена мужу, или муж жене, или слуги хозяину, и затем по этой причине на выпившего напала болезнь и он ослабел и умер, подлежит казни мечом.

43. Колдуны и знахари, которые к вреду людей общаются с демонами, подлежат казни мечом.

44. Изготовители амулетов, как полагают, для помощи людям, в действительности же из собственного корыстолюбия, присуждаются к конфискации имущества и изгнанию.

45. Совершивший предумышленное убийство, независимо от возраста, карается мечом.

46. Поразивший кого-либо мечом, если он убил, подлежит казни мечом. Если же раненый им человек не умер, то ранивший присуждается к отсечению руки, потому что вообще осмелился нанести удар мечом.

47. Если в результате происшедшей схватки случилась смерть, то пусть судьи рассудят и обследуют оружие, которым была причинена смерть. И если они обнаружат, что убийство было осуществлено тяжелыми дубинами или большими камнями или ударами ноги, виновный подлежит отсечению руки. Если же какими-либо более легкими орудиями, то виновный да будет наказан плетьми и изгнанием.

{73}

48. Ударивший во время драки рукой и убивший наказывается плетьми и изгнанием как совершивший убийство непреднамеренно162.

49. Если кто-либо бил своего раба плетьми или палками и раб умер, то не осуждается господин его как убийца. Если же владелец раба неумеренно его истязал, или отравил его ядом, или его сжег, то подлежит наказанию за убийство.

50. Разбойничающий и устраивающий засады и убивающий в том месте, где захвачен, да будет распят на фурке.

51. Клеветники подлежат тому же наказанию, какое надлежит за то, в чем они ложно обвинили.

52. Манихеи и монтанисты караются мечом.

<53. Перебежчики, то есть те, кто присоединяется к врагам, караются мечом.>

{75}

ТИТУЛ XVIII
(О дележе добычи)

Те, кто воюет с врагами, должны остерегаться всех дурных речей и дел и направлять свои мысли и молитвы к одному только богу и вести войну продуманно. Помощь божья ведь дается тому, кто обращает к ней за советом свое сердце. Ибо победу на войне дает не многочисленность войсковых сил, а сила, исходящая от бога. Когда бог даст победу, то шестую часть добычи должно посвятить казне, а остальную долю разделить равными частями между войском, поровну между великим и малым, ибо достаточно хватает архонтам {76} доходов от получаемого ими жалованья. Если же среди архонтов найдутся такие, которые сражались мужественно, находящийся там стратиг предоставит им из упомянутой шестой части, предназначенной фиску, и воздаст им должное, как положено. И пропорционально полученному на войне да будет таковой же, в соответствии с записанным, и доля тех, кто следует с обозом.

1 О разночтениях в дате издания Эклоги см. выше, с.16 и сл. [Вступительная статья не включена в электронную публикацию; по поводу датировки Эклоги там говорится, что приведенная здесь дата – март 6234 года (т.е. 726 г. н.э.) представляется наиболее достоверной, но в разных списках указаны и другие даты, от 6247 (738-739) г. до даже очевидно неправильного 6547 (1038-1039) г.]

2 Исая, 8, 20.

3 Первое соборное послание ап. Петра, 1, 17.

4 Там же, 5, 2.

5 Пс, 57, 2, 3.

6 Притчи, XI, 1, 20, 10.

7 Иисус из Сираха, 7, 4.

8 III Кн. Царств, 16—18.

9 Ев. от Иоанна, VII, 24.

10 Амос, 2, 7; Исая, 5, 23, 24.

11 Амос, 2, 6.

12 В тексте явно неверно: «сыну от подобной дочери и ее матери».

13 Иисус из Сираха, 3, 9, 11.

14 Послание an. Павла к эфессианам, 6, 1—4.

15 I послание aп. Павла к Тимофею, 5, 4.

16 Ев. от Матфея, 19, 3 и cл.

17 Ев. от Матфея, 19, 6; Ев. от Марка, 10, 9.

18 В Афинской рукописи Эклоги в текст статьи вставлена схолия, аналогичная схолии, имеющейся в Василиках (Bas., 11, 1, 3, seh.): «Если я отдал залог моему должнику, из этого не следует, что я думаю отказаться от иска о долге. При отказе в возврате долга, если только должник не докажет обратного, я справедливо потребую с него залог, который я ему отдал».

Выверено по изданию: Эклога. Византийский законодательный свод VIII века. М.: Наука, 1965. Перевод Е.Э.Липшиц.

Условные обозначения: (..) – вставки по первому научному изданию Эклоги К.Э. Цахариэ фон Лингенталя, <..> – фрагменты, отсутствующие в этом издании, [..] – примечания переводчика.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты