Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Мезоуровень ценностей социальной работы




Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентации клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.

Формируя свое поведение в обществе, человек идентифицирует ценностные ориентации с основными жизненными проблемами. Согласно концепции Ф. Кланхон, повторяемость жизненных проблем дает возможность их классификации:

• человек, взаимодействуя с природой и окружающей средой, либо доминирует над ней, либо сосуществует, либо ею порабощен;

• человек оценивает природу человека как добрую или злую, либо в сочетании добра и зла;

• человек предпочитает в большей степени будущее, чем прошлое или настоящее;

• человек предпочитает виды деятельности, связанные с развитием и становлением;

• человек оценивает свои отношения с остальными людьми с позиций прямой, косвенной и индивидуальной взаимозависимости7.

В различных культурах и обществах эти ценностные ориентации имеют свои различия и свою систему приоритетов.

Классификация Памфрея вводит различные уровни ценностей. К первому уровню он относит абстрактные ценности, такие, как демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация. Ко второму уровню относятся ценности функционирующей личности: «хорошее — плохое» общество, «хорошая — плохая» семья, «престижная — непристижная» работа и т.п. Третий уровень составляют инструментальные, или операциональные, ценности. С точки зрения обязательств, которые берет на себя человек в процессе функционирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.

Таблица 4

Метаценности Характеристики
Целостность Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок
Совершенство Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование
Завершение Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок
Закон Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование
Активность Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование
Богатство Диференциация, сложность
Простота Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура
Красота Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство
Доброта Правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность
Уникальность Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна
Ненапряженность Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложностей, изящество, совершенство
Игра Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость
Истина,честь, реальность Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность
Самодеятельность Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

 

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А.Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей. Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от потребностей в самоактуализации личности. Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А.Маслоу8, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях (таблица 4).

Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкционирует их действия и поступки. Интериоризированные (ставшие внутренне присущими) ценности и нормы личности учитываются в социальной работе. Они выступают в качестве социальной нормы, формируют принципы профессиональной ответственности, ценностные концепты профессии.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты