КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА 15 страницаограниченное эрекцией пениса. Вагина - не обычный орган; это также и вход в тело женщины. Только с ее помощью женщина может дать полный отклик мужчине. Сексуальность же - это в первую очередь функция движения, и только после этого - функция эротического контакта, так как самые глубокие переживания мужчина и женщина испытывают благодаря сексуальным движениям как тем, что совершаются намеренно, так и непреднамеренным. Ни одному другому типу физических отношений между двумя людьми не свойственны одно временно тесный контакт и сильное движение, характерные для нормального полового взаимодействия. Ни орально-генитальные контакты, ни контакты с помощью рук, ни другие подобные формы сексуальной деятельности не обеспечивают такой физической близости и свободы движений, которая переживается путем нормальных отношений с использованием пениса и вагины. Поэтому можно утверждать, что только такие отношения обеспечивают состояние и расположение партнеров, дающие полную оргастическую разрядку как мужчине, так и женщине. Как же сказываются на описанном развитии различия между мужчиной и женщиной? Прежде всего, тот факт, что у мужчины возбуждение фокусируется в одном пункте и направляется наружу, обусловливает его наклонность к более быстрому генитальному подъему, чем у женщины. Это можно сравнить с поведением электростатического заряда, который быстрее фокусируется и разряжается из одной точки, чем с поверхности. Во-вторых, сам факт наличия органа пенетрации предполагает, что именно мужчина должен проявить инициативу в совершении полового акта. И, в-третьих, тело мужчины - более мускулистое, поэтому он проявляет большую сексуальную агрессию. Слово "агрессия" применяется здесь как психиатрический термин, обозначающий "продвижение вперед", "приближение", "самоутверждение", и противоположный по смыслу термину "пассивность"; он не содержит значения враждебности. Таким образом, агрессия индивидуума считается в психиатрии положительным качеством и обозначает его способность "продвигаться" к объектам" внешнего мира. Движение - это функция мускулатуры, и поскольку мужчина обладает более развитыми мышцами, чем женщина, то можно предполагать, что в его природе функция движения значит больше, чем у женщины. Существуют довольно интересные рассуждения о таких качествах мужчины, как поток энергии, направленный наружу, и увеличенное развитие мышц. Во всех мифологиях мужское или маскулинное начало считалось воплощением духа движения, а женское или фемининное начало рассматривалось как воспринимающее и преобразующее этот дух. Фемининные функции восприятия, вмещения и преобразования необходимы и в половом акте, и для производства потомства. Я не собираюсь утверждать, что удел женщины - пассивность и подчиненность. Немало женщин (сознательно или бессознательно) отвергают свою сексуальную природу именно потому, что считают, будто она ставит их в подчиненное положение. Ни одна женщина не желает чувствовать себя объектом эксплуатации - сексуальной или любой другой. Повседневные наблюдения показывают, что в осуществлении сексуальных отношений женщины не менее активны, чем мужчины. У женщин есть свои способы проявления желания и стремления к сексуальному взаимодействию: взгляд, прикосновение, жест и в последнюю очередь - слово, поэтому в сексуальном соединении мужчины и женщины невозможно определить инициатора контакта. Однако, когда контакт произошел, мужчина обычно выступает как "преследователь", а женщина - как "преследуемая"; но при этом она располагает всеми средствами сохранения состояния возбуждения у мужчины и продолжения им "преследования". Женщина - такая же индивидуальность, как и мужчина, и поэтому она ненамного уступает ему в агрессивности, проявляемой в жизненных ситуациях. Ее мировоззрение можно назвать "агрессивно-рецептивным". Это выражение можно принять за "оксиморон", т. е. механическое соединение противоположных понятий (вроде "громового молчания"), но его смысл в том, что фемининная функция принятия не является пассивной, поскольку женщина так же стремится принять мужчину, как он - войти в нее; и хотя агрессивность женщины - более утонченная, она действует не менее эффективно, чем мужская. С другой стороны, большинство мужчин с неодобрением относятся к женщинам, проявляющим чрезмерную сексуальную агрессивность и пытающимся взять на себя инициативу в сексуальных отношениях. Мужчины чувствуют, что им навязывают в таких случаях двусмысленную роль, и бессознательно сопротивляются этому, причем такое сопротивление уменьшает желание мужчины и может привести его к импотенции. Бывает и так (и довольно часто), что мужчины, личности которых свойственна пассивность, женятся на женщинах, обладающих чрезмерной агрессивностью. Теоретически это может показаться хорошей комбинацией, но на практике редко приводит к добру, потому что мужчина подсознательно отвергает притязания женщины на доминирующую роль, а она, в свою очередь, возмущается его пассивностью Она предъявляет повышенные требования к его умению проявить и утвердить себя, и это приводит к его дальнейшему отчуждению и снижению его интереса. В таких семьях часто развивается обоюдная фрустрация, ведущая к жестоким конфликтам, оканчивающимся хроническим пьянством или разводом. Казалось бы, не так уж трудно решить эту проблему: пусть мужчина не ведет себя пассивно и зависимо; но такой совет не имеет смысла, если учесть остроту этих эмоциональных проблем, которые приходится решать с помощью квалифицированных психиатров или специалистов по семейным отношениям. В большинстве случаев условием отклика женщины в ситуации сексуального сближения является направленное к ней желание мужчины; женщина испытывает обычно больший сексуальный подъем, если мужчина ведет себя агрессивно и напористо, т. е., как иногда говорят, "женщина желает, чтобы ее взяли"; однако, я полагаю, что в этом утверждении есть доля преувеличения. Правильнее будет сказать, что женщина хочет, чтобы в ней ну ждались, чтобы ее желали, и откликается на сексуальное возбуждение и желание мужчины. Конечно, бывает и по-другому, т. е. мужчина возбуждается от желания женщины, но это, скорее, исключение, потому что обращение энергии внутрь и отсутствие четкого пункта концентрации сексуального возбуждения делает женщину зависимой от мужчины (или от представления о нем) при переживании полного пробуждения чувств. Если согласиться с этим утверждением, то будет понятно, почему первобытные народы считали фаллос символом жизни и плодородия: ведь его эрекция является очевидным свидетельством потока творческих импульсов. У млекопитающих животных самец занимает в половом акте доминирующую, покрывающую позицию. Это верно и для большинства случаев сексуальных отношений у людей. Доминирующая, верхняя позиция позволяет мужчине задавать темп и ритм сексуальной деятельности. Он определяет характер движений в начале акта, их скорость и силу и момент выхода, а женщина приспосабливает свои движения к его ритму, давая понять (словом или прикосновением) о своем желании замедлить или ускорить темп, но осуществление этих изменений зависит от него, и она не может сама изменить ритм движений, не нарушив гармонию взаимодействия. Если движения женщины соответствуют движениям мужчины, то достижение им кульминации, сопровождаемое характерными движениями таза, обычно вызывает кульминацию и у нее. В нашей культуре одновременный оргазм - редкое явление, из-за невротических нарушений, мешающих нормальному сексуальному функционированию и проявлению сексуальных чувств. На психологическом уровне указанные различия проявляются в отношении женщины к мужчине. Она чувствует себя зависимой от него, и эта зависимость - не такая, как зависимость мужчины от женщины. Чувство зависимости имеет свои корни именно в сексуальной функции и подчеркивается еще одним доводом, не приводившимся выше: неудача мужчины в половом акте влечет за собой и неудачу женщины, тогда как обратное утверждение не действует; потеря эрекции омрачает акт для обоих его участников, а утрата сексуального чувства женщиной не оказывает такого эффекта. В силу этой зависимости женщина, рано или поздно, сознательно или бессознательно, отвечает враждебностью на слабость мужчины, с которым она связана эмоционально. Женщина может относиться к мужчине с сочувствием, проявлять понимание, помогать и поддерживать его в его усилиях по преодолению трудностей и невзгод, но если это не дает результата и мужчина остается слабым - она его бросает или разрушает его личность. Я думаю, что мужчины знают об этом свойстве женщин, и их старания удовлетворить женщину сексуально отражают их страх перед возможной враждебностью в случае неудачи. Но женщину не обманешь такой тактикой; ее интуитивное чувство естественного раскрывает любое притворство, так что ни один мужчина не может скрыть от нее свою слабость. Если же он попытается это сделать, то в действие вступает сверхъестественная способность женщин проникать в тайны мужской личности, преодолевая любые способы защиты. Такова психология женщин. Возможно, она обусловлена каким-то, еще неизвестным биологическим законом, направленным на улучшение человеческой расы путем отбора и соединения в пары самых лучших особей но, каково бы ни было происхождение этих особенностей женской психологии - именно они определяют поведение женщин. При всем равенстве и подобии, мужчина и женщина - это разные части одного и того же уравнения, и это естественное противопоставление может легко привести к конфликтам и раздору. Что касается мужчин, то с их стороны можно редко встретить случаи проявления враждебности по отношению к женщине по причине неудачного сексуального функционирования, хотя мужчина не прочь пожаловаться на сексуальную неотзывчивость или фригидность женщины. Все же обычно мужчина склонен принимать на себя ответственность за успех или неудачу в сексуальных отношениях и считает своей задачей и возбудить, и удовлетворить женщину. Выше уже говорилось, что в таком подходе содержится элемент гомосексуальности, однако нельзя не признать, что он отчасти обоснован динамикой нормальных сексуальных отношений: ведь мужчина сознает, что женщине не на что жаловаться, если он ведет себя достаточно мужественно; а если случится, что женщина желает утвердиться в своей женственности с помощью мужчины, то сделать это можно будет только с "полноценным" мужчиной. Вот пример: пациентка жалуется на трудности в отношениях с мужем и говорит: "Прошлой ночью он хотел заняться со мной любовью; он робко подобрался ко мне и хотел меня приласкать, но не решался. Вот червяк! Мне стало противно, и я прогнала его из постели!" Ее презрение было столь вызывающим, что возмутило меня, и я воскликнул: "Будь я вашим мужем - я бы вас отколотил! ", и она, к моему удивлению, ответила: "А я и хотела, чтобы он это сделал! " За все годы моей клинической практики мне не встретилось ни одного случая, чтобы женщина обиделась на проявление сильного агрессивного намерения или чувства со стороны мужчины; напротив, она приветствует такие действия и осуждает проявления страха и слабости. Конечно, не имеется в виду применение физической силы: ведь мужчина, который бьет женщину, - просто трус (если только он не действует в целях самозащиты), но мужчина, позволяющий женщине себя ударить или насмехаться над ним, - глупец. Есть еще одна область, в которой проявляются психологические различия между мужчиной и женщиной - это отношение к неверности. Женщина легче смиряется с сексуальной изменой, чем с проявлением со стороны мужа нежных чувств к другой женщине, тогда как с мужчиной все обстоит наоборот: мужа сильнее ранит сексуальная неверность жены, чем ее привязанность к другому мужчине. Конечно, это обобщение, но оно указывает на существование важного психологического различия. Сексуальная неверность жены угрожает мужественности мужчины и переживается им как оскорбление его гордости и достоинства, т. е. его способности удержать женщину и удовлетворить ее сексуально. Обманутый муж - объект насмешек, тогда как жена, оставленная ради другой женщины, вызывает сочувствие. С другой стороны, пока муж обеспечивает жене сохранение достойного общественного положения, общество относится к ней с уважением, а на его "шалости" смотрит сквозь пальцы. Некоторые женщины задаются вопросом по поводу своей способности удовлетворить мужчину сексуально. Оценка женщиной своего значения связана с учетом многих факторов, так как ее личность выражается как в роли жены, так и в обязанностях матери; поэтому ее самоуважение зависит не только от исполнения сексуальной функции, но и от состояния всего тела, которому, наряду с сексуальностью, присуща функция репродукции. Две главных функции тела определяют двойственность природы женщины, поскольку одна сторона ее личности основана на отношениях с мужчиной, а другая - на отношениях с детьми. Учитывая эту двойственность, можно сказать, что женщина связывает мужчину с будущим посредством их детей. Двойственность свойственна и природе мужчины и выражается в его отношении к своему телу и к своему генитальному органу. Мужчина отождествляет себя с пенисом, считая его продолжением себя самого. Поскольку пенис не является субъектом его воли или его ума, мужчина часто говорит о нем как о независимом существе, называя его каким-нибудь собственным именем или прозвищем: Пит, Джон или "братишка" (как у французов). Отождествление себя со своим телом выражается у мужчины более непосредственно и, в основном, в связи со способностью функционировать в мире мужчин. Его самоуважение на этом уровне связано с развитием мышц и координации движений. Его тело принадлежит миру и предназначено для взаимодействия с другими мужчинами и с природой; однако его генитальный орган принадлежит женщине. Благодаря двойственности своих связей - с миром и с женщиной, мужчина является для женщины средством связи с внешним миром, принося ей романтику и возбуждение. Необходимость рожать и воспитывать детей ограничивает подвижность женщины; тем не менее, она дает мужчине иные ценности, столь же важные и необходимые, как и те, которые дарит он: к его уму она добавляет свою мудрость, получаемую ею благодаря тесной связи с главными явлениями бытия - с процессами жизни и смерти. Она вдохновляет его деятельность; она же, первая, оценивает ее плоды.
Глава 10. ЧУВСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Иногда, пользуясь понятиями "чувственность" и "сексуальность", мы подменяем ими друг друга, словно они обозначают одно и то же. Многие полагают, что сенсуальность - это чувственный опыт, а чувственность часто путают с сексуальностью. В словаре обнаруживается два значения для слова "сенсуальность" [sensual - сладострастный, чувственный (прим. переводчика) ], которые до некоторой степени противоположны. Одни связывают чувственность с животными инстинктами или влечениями. Другие уподобляют чувственность сластолюбию и связывают его со свободным поощрением плотского удовольствия. Само сластолюбие, однако, никак нельзя приравнять к нормальному следованию плотским утехам; оно скорее подразумевает избыточное влечение, нежели просто естественное стремление. Вот почему я выбрал понятия "сенсуальность" и "сексуальность" для обозначения двух различных подходов к сексуальному опыту. Сластолюбец в первую очередь нацелен на те ощущения полового акта, которые возникают при стимуляции и чувственном возбуждении. Он стремится как можно дольше продлить состояние возбуждения. Сексуальный же человек нацелен на удовольствие, которое он получает от разрядки возбуждения. В половых отношениях сенсуалист сосредоточен на действиях, которые можно полагать предвкушением удовольствия. Смысл стремлений сексуально ориентированного индивида - это удовольствие, которое возникает как достижение вершины удовлетворения, то есть оргазм. Это не значит, что сексуальный человек полностью отвергает для себя достижение чувственных удовольствий. В этом смысле моя настоящая цель показать здесь различие между теми, кто ищет постоянного возбуждения, и теми, для которых цель - достижение завершенности ощущений и удовлетворенность. Сексуальное переживание включает в себя две фазы. Первая выражается нарастанием возбуждения, регулируемого сенсорной стимуляцией. Вторая фаза нацелена не посредственно на получение разрядки возбуждения через движение. Обыкновенно обе эти фазы настолько плавно переходят друг в друга, что между ними трудно провести четкую границу. Половой акт от начального эротического контакта, сквозь предвкушение, проникновение, движение и высвобождение представляет собой уникальное, неделимое переживание для каждого, но патологические, нарушения личности могут фиксировать внимание на той или иной фазе сексуального переживания с относительным исключением остальных. Для некоторых удовольствие от стимуляции гораздо привлекательнее, чем высвобождение, в то время как для других удачное завершение полового акта столь важно, что отодвигает на второй план наслаждение эротической стимуляцией. Для понимания подобного различия необходимо проанализировать сексуальный процесс в терминологических рамках феномена возбуждения на каждой из этих фаз. Упомянутые две фазы полового акта соответствуют сами по себе двойственному восприятию сущности функции удовольствия. Одна из причин путаницы, возникшей вокруг проникновения в сущность природы оргазма, лежит в недостаточном понимании динамики и механизмов удовольствия. Удовольствие в жизни людей занимает гораздо большее место, чем ему уделяется в учебниках по физиологии. В мою бытность студентом-медиком редко кто пользовался этим понятием. Концепции удовольствия нет места в научных обзорах, где человеческий организм рассматривается как машина. И только в аналитических описаниях и у психологов делались попытки постичь природу удовольствия. Фрейд предположил, что удовольствие возникает как результат снятия напряжения. Он соотносил степень [букв. amount of pleasure - количество удовольствия (прим. переводчика) ] удовольствия с интенсивностью напряжения, которое разряжается, и интервалом времени, за который эта раз рядка осуществлена. Чем короче время, тем сильнее удовольствие [чем кратче миг, тем ярче кайф (прим. переводчика) ]. Легко найти тому примеры. Удовлетворение, возникающее от утоления голода, несомненно. Голод можно считать состоянием напряжения, которое разряжается в процессе насыщения или насыщается в процессе разрядки. Удовольствие, проистекающее от опорожнения кишечника, также избавляет нас от напряжения. Даже удовольствие, достигаемое, если решена трудная задача, соизмеримо с разрядкой напряжения, возникшей из-за преодоления конфронтации или сомнений. Тот же принцип приложим и к сексуальному удовлетворению. Сексуальное возбуждение осознается через посредство состояния напряжения ("сквозь призму" состояния напряжения). Предвкушение вкусной пищи, особенно если мы проголодались, вызывает у нас чувство наслаждения. Возбуждение при столкновении с опасной или спорной ситуацией порождает удовольствие. Удовольствие ощущается как при нарастании возбуждения, так и при его разрядке. Я буду использовать термин "предваряющее удовольствие" для описания подобной реакции. Он означает мобилизацию энергии и формирование ощущения поиска высвобождения. Именно разрядка этой энергии или напряжения посредством сексуального переживания с достижением удовлетворения вызывает интенсивное чувство удовольствия, именуемое оргазмом. Однако следует упомянуть о такой разновидности удовольствия, которая не укладывается в рамки определения Фрейда и вынуждает нас до некоторой степени преобразовать его теории. Из утверждения Фрейда о том, что удовольствие возникает в результате разрядки напряженности, вытекает следствие, что жизнь стремится к Нирване, состоянию полного отсутствия напряжения и борьбы. Это заключение, которое, по-видимому, логически следует из установленной сущности принципа удовольствия, привело Фрейда к необходимости сформулировать свою концепцию инстинкта смерти. Тем не менее, многие факты ставят под сомнение эту теорию. Психологи и аналитики давно заметили, что мы сами часто ищем ситуаций, сталкивающих нас с напряженностью и стрессом. И действительно, при определенных условиях, мы можем извлечь определенное количество удовольствия из самого состояния напряжения. Напряжение при преодолении препятствия приятно, если мы можем предвидеть удовлетворительное разрешение ситуации напряжения. Предвкушение удовольствия в состоянии напряжения пропорционально перспективам его преодоления. Уберите это будущее, и всякое состояние напряжения или возбуждения будет приносить расстройство и разочарование [frustration (англ.) - расстройство и разочарование, в дальнейшем - "фрустрация".]. Фактически, фрустрацию можно определить как состояние возбуждения или напряжения, перспективы высвобождения из которого отсутствуют. Получив возможность высвобождения, мы можем переносить лишения, до тех пор, пока существует возможность их преодоления. Действительно, источник удовольствия и состоит в том, что организм будет откладывать наступление чувства удовольствия или терпеливо сносить боль, чтобы получить еще большее удовольствие, либо же избежать более сильной боли в будущем. Поиск удовольствия является выражением жизненной силы организма. В противоположность точке зрения Фрейда, принцип удовольствия отрицает приемлемость концепции Нирваны. В поисках удовольствия человек часто сознательно создает ситуации напряжения, предвидя приятное завершение. Удовольствие имеет двойственную сущность. Существует первичное удовольствие от возбуждения, предполагающее, что мы предвидим его результат, а затем развивается вторичное удовольствие как следствие снятия напряженности или разрядки возбуждения. Первичное удовольствие, удовольствие от предвкушения, связано с нарастанием возбуждения. Вторичное удовольствие осуществляется единственно в результате наступления удовлетворения и связано с разрядкой возбуждения. Такова природа живых организмов, создающих состояние напряжения, несущее в себе самом бессознательные перспективы будущей разрядки или ощущения полноты жизни. Развивая данную точку зрения, приходим к выводу, что удовольствие по своей сути не статичное состояние, оно динамично. Организм не ищет разрядки напряжения как такового и не стремится к созданию этого напряжения самого по себе. Если возбуждение не разрядится, то организм не сможет снова возбудиться. Если и ведется поиск чего-либо, то, выражаясь телеологически, это поиск потока ощущений, увеличения и снижения возбуждения, движения от одного состояния к другому в пределах доступной энергии. Удовольствие неразрывно связано с движением, неважно, физическим или же психологическим. Движение - основа функций живого организма. Организм живет, потому что постоянно движется, и движется, потому что живет. Чувства могут быть определены в терминах движения и возбуждения. К примеру, фрустрация - это неспособность избежать состояния возбуждения или снизить его. С другой стороны, депрессия - это неспособность прийти в состояние возбуждения или увеличить его. В организме движение возникает при увеличении или снижении возбуждения. Возрастание возбуждения движет организм к объекту возбуждения, в то же время снижение возбуждения движет его в обратную сторону. Такова природа жизни и сексуальной функции. Поэтому, чем больше подвижность, вызванная ощущениями большей живости, тем приятнее переживаемое организмом удовольствие. Движение, возбуждение и удовольствие повышают уровень самооценки, поскольку они представляют различные стороны жизнедеятельности. Возбуждение и движение - это энергетические явления. Половое влечение - это также энергетическое явление, оно зависит от наличия избытка энергии в организме, от доступа к той ее части, которая превышает количество, необходимое для поддержания биологического выживания организма. Создание же избытка энергии - это естественная функция живых организмов. Любой фактор, истощающий энергию организма, снижает половое влечение. Среди факторов, действующих именно таким образом, можно назвать болезни, усталость, невротическое напряжение, бессонницу. Факторы, оказывающие противоположный эффект, связаны с поддержанием естественного здоровья и жизнеспособности организма. Я полагаю, что не существует искусственных стимуляторов, которые обеспечили бы энергией половое влечение. Алкоголь может повысить желание, но он ослабляет саму функцию. Обычно избыток энергии распределяется по всему организму, или можно было бы сказать, что существует состояние латентного возбуждения, обычно переживаемого в виде хорошего самочувствия или оживленности. В такой рассеянной форме энергия доступна при любой ситуации. Когда во взрослом организме энергия достигает определенного уровня интенсивности, то она направляется по естественным путям разрядки к половому аппарату. Это и объясняет наличие спонтанной эрекции у мужчин, естественное влечение у женщин, ночные поллюции и т. п. В дневное время существует достаточно стимулов, чтобы концентрировать избыток энергии на гениталиях. Если это происходит, то есть, если энергия заряжает гениталии, то мы ощущаем сексуальное возбуждение или влечение. Половое возбуждение не является процессом оживления или осознания себя личностью; ощущения и жизнь первичны. Половое возбуждение - это процесс концентрации возбуждения посредством психической или физической стимуляции вместе или в отдельности на гениталиях. Если подобная концентрация осуществлена, то любой дальнейший контакт с объектом сексуального желания будет увеличивать концентрацию и поднимать уровень полового возбуждения. Вот почему половое возбуждение воспринимается как удовольствие, несмотря на сопутствующее ему чувство напряжения, поскольку здесь присутствует будущая возможность разрядки. Многие сексуальные партнеры используют разнообразные сексуальные уловки, которые служат для повышения роста полового возбуждения. Они известны как предвкушение удовольствия. Предвкушение служит двум целям сексуальных функций. Во-первых, посредством эротического контакта различных частей тела двух партнеров весь доступный избыток энергии, обычно рассеянный по всему организму, мобилизуется для последующей половой активности. Стимуляция рта, лица, шеи, груди, спины, ног и т. д. создает ощущение потоков, направляющихся к области гениталий. Во-вторых, повышается уровень возбуждения, так что возникает сильное желание ощутить сексуальное единение и разрядку. Возрастание возбуждения с помощью механизма предвкушения переживается нами как удовольствие, как позитивная жизненная сила организма, способная предвидеть освобождение от напряжения через сексуальную разрядку. Вторая фаза сексуальной активности имеет другую цель: не повысить напряжение, а освободить от него. Удовольствие от разрядки иное, чем удовольствие от возбуждения. Это отличие можно описать как ощущение наполненности и удовлетворения, которое противоположно возбуждению и
|