КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная мобильность. Мобильность в широком понимании — это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другойМобильность в широком понимании — это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другой, так же как и перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию. Внутренняя миграция, так же как и оба типа переселения — эмиграция и иммиграция, содержит компоненты социальной мобильности. Главные формы социальной мобильности — горизонтальная и вертикальная мобильность. Первая означает, например, переселение из одного города в другой или переход на новую работу, когда перемещение не связано с переходом на неравноправную, по сравнению с предыдущей, социальную позицию. Вертикальная мобильность означает перемещение индивида с одной социальной позиции на другую или из одного класса в другой. Социальная мобильность может означать или социальное повышение, или социальное понижение, например, перемены в течение жизни одного поколения или перемещение индивида из одного общественного класса в другой. Социологов интересует также, каков тип мобильности между поколениями или при сравнении социальной позиции родителей и детей. В связи с социальной мобильностью надо учитывать степень открытости общества или общественного класса. За исключением отдельных социальных систем, типа кастового общества, социальная открытость всегда имела место. Социальная мобильность существует в обществе, разделенном на классы и страты. Люди группируются, на основе социальных различий или, прямо говоря, неравенства. Но этот же процесс предполагает и возможность перемещения людей через эти разделяющие границы (Нобле, 1979) (Noble). Конечно, мобильность не происходит сама по себе и вне связи с другими социальными феноменами: что-то способствует ей, что-то препятсвует, что-то является ее последствием. Социальное неравенство, разное отношение к обладанию экономическими ресурсами, разная степень общественного престижа и политической власти — первостепенные стимулы или соответственно препятствия (при их негативной характеристике) для перемещения человека с одного слоя на другой. Важен также такой, зависящий от обстановки фактор, как изменения в относительном «объеме» слоев. Происходящие изменения в мобильности необходимо каким-то образом связывать с изменениями в соотношении слоев. На современном этапе самый низкий слой уменьшается, так как уровень образования все время повышается. Интересна и значительна роль семьи в классовом, стратифицированном обществе. Семью обычно считали такой социальной единицей, через которую индивид находит свое место в классовой структуре. Если ребенок осваивает профессию родителей, он остается в общественном классе, к которому он принадлежит вместе с родителями, и наследственная профессия семьи, с одной стороны, освобождая его от многих проблем, с другой стороны, начинает ограничивать его мобильность в классовой структуре (Дж. МэкКи, 1969) (J. МсКее). Во всех обществах мобильность ограничивалась, так сказать, «социальным наследованием». В традиционном аграрном обществе именно традиции и наследование играли центральную роль. Хотя индустриальное общество не предопределяет и не гарантирует, что сын наследует социальную роль отца, но оно также и не устраняет социальное наследование как важный фактор, определяющий положение человека в классовой структуре. В капиталистическом обществе наследование имущества может гарантировать профессию и классовую позицию. То, чего однажды в конкуренции достигли родители, передается потомкам вне конкуренции, как наследие (Дж. Б. МэкКи, 1969). Если же семья не может передать следующему поколению имущество, она старается максимали-зировать социальные возможности своих детей. В этом случае необходимой предпосылкой для продвижения по социальной лестнице, т.е. социальной мобильности, является образование. Особенно семьи среднего класса ищут наиболее перспективные и прагматические профессии для своих детей и соответствующее этим профессиям образование, стараются внушить им идею о преуспевающем человеке, добившемся всего своим трудом, и разными другими путями повышают социальную мобильность и жизнестойкость своих детей. Такой демографический фактор, как уменьшение количества детей в семье, также повышает социальные возможности уже имеющихся детей. Люди высокого социального статуса, даже в том случае, если не ставят своей специальной целью повышение социальной мобильности детей, непроизвольно способствуют этому своим образом жизни, тем уровнем культуры, в которой воспитываются дети, а также через свои позиционные и ценностные модели. Люди, лишенные в детстве такой привилегии, должны позже в своей жизни усвоить культурные ценности, характеризующие тот образ жизни, на который они претендуют. Современные индустриальные общества — «открыты», в них много мобильности, и статус индивида зависит больше от его собственных способностей и достижений, чем от его контактов и протекции (А. Хиф, A. Heath). Власть Власть обычно понимают как возможность контролировать поведение нижестоящих. В этом подходе акцентируется идея: власть — это контроль. Другая трактовка: власть — элита, небольшая группа, имеющая доступ к авторитарным и контролирующим позициям и монополизирующая привилегию принятия решений. В этой трактовке власть — это возможность принятия решений. Когда говорят, что некто имеет власть, подразумевают, что он имеет доступ к принятию решений или, по крайней мере, влияние на принятие решений. Власть всегда связывали с авторитетом, который означает право принимать решения и контролировать. Власть иногда рассматривалась как почти материальный объект обладания, наравне, например, с товаром. Согласно такому представлению, в обществе существует некое определенное и ограниченное количество власти, и если одной группе ее достается на сколько-то больше, следовательно, другие столько же теряют. М. Вебер показал, что в стабильных общественных системах легитимитет авторитета, предоставление ему права, является традиционным, легально-рациональным, опирающимся на законы, конституции или привилегии. Властью пользуются не только те стороны, которым это присуще по положению и согласно закону (принятие решений и осуществление контроля), но и те, кто оказывают на них влияние и давление. Структуры власти, позиция элиты, место и роль в обществе влиятельных людей, способных принимать важные решения, являются объектом исследования многих ученых. Даже в ситуации, когда система авторитетов — слаба, а структура оказывания влияния — сильна, все равно пользование властью требует легитимации авторитетов. Если этого нет, решения власть имущих могут восприниматься как система принуждения. Легитимитет должен быть не только основан, но и обоснован, иначе власть будет казаться в глазах людей насилием и принуждением. Необходимо, чтобы всем было очевидно, что решения принимаются теми, кто имеет на это право и владеет символами авторитета. Остальные участники процесса принятия решения оказывают влияние и давление. Влияние, по мнению Дж. Б. МэкКи (J. В. МсКее) (1969), — это выражение требования быть учтенным, услышанным, требования внимания к легитимным позициям и интересам представляемой группы. Давление — это форсированное влияние на людей, принимающих решения, иногда с применением угроз им лично, их карьере, их окружению. Какая-то политическая группа может оказывать давление, угрожая также отказом поддержки или передачей поддержки оппозиции. По этой трактовке, власть — это сочетание влияния, давления и авторитета для принятия, легитимации и осуществлении решения. Правительства и партии представляют собой организованную и легитимную структуру, имеющую право принимать решения. Хорошим противовесом концентрированной власти, и как крайний случай — тоталитаризму, является плюральное общество, в котором существует несколько источников власти помимо государства и в котором возможно соединение разных групп в разных сочетаниях — в конфликтных ситуациях и в борьбе за те или иные цели. В истинно демократическом обществе, в обществе, в котором у всех его членов есть возможность разными путями влиять на принятие решения, должны существовать посреднические политические организации, предлагающие гражданам свободное членство и дающие им возможность участвовать в политической конкуренции, претендовать на должности и получать их. Любая социальная ценность или общий интерес делают возможным объединение людей и позволяют им в случае надобности оказывать давление на авторитеты. Добровольные гражданские организации, такие как торговые палаты, профсоюзы, даже организации пенсионеров и т. д. («параполитические») могут быть значительными источниками власти. Наиболее существенной чертой демократической системы (лат. demos — народ, kratos — власть) является выборность. Это значит, что люди, принимающие решения и наделенные властью, избираются голосованием. Несмотря на этот демократический принцип, и в этом случае рождается и развивается элита власти, контролирующая «демос», избравший ее. Гаэтано Моска (1858-1941)(Gaetano Mosca) писал, что каждым обществом всегда и везде правил контролирующий социальный класс. Такой правящий класс легализует свою власть опираясь на ценности, актуальные для данной культуры; считалось, что короли правят по воле Бога, а президенты, избранные на выборах, — по воле народа. В. Парето (V. Pareto) также считал наличие правящего класса само собой разумеющимся. Он посвятил свои исследования выборности и сменяемости элиты, так сказать, «обороту элиты». Он рассматривал значение открытых и закрытых элит. По В. Парето, никакая элита не имеет монополии на ум и способности, однако для поддержания стабильности политического процесса и гарантии «здорового» руководства необходимо, чтобы элита могла получать все лучшее — талантливое и творческое — извне. Элита всегда склонна к закрытости и никогда не уступает достигнутых привилегий. Интересен вопрос о соотношении элиты и аристократии. Если исходить из традиционного определения аристократии как «родовой знати», то едва ли это явление так уж актуально для современного общества. Хотя, как известно, слово «аристократ» давно получило переносное значение как выражение чего-то высшего, утонченного, рафинированного: ср. «аристократ духа», «он настоящий аристократ», «она просто аристократка» («настоящий» — как раз и значит «не настоящий по происхождению», т. е. выглядящий как аристократ). В прямом значении «аристократия» — это потомки родовой знати (в России — русских дворян), а в переносном — люди любой социальной группы, отвечающие столь высоким моральным, а иногда и просто поведенческим критериям. Что касается элиты, то, как уже было сказано выше, существует концепция множества элит: политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, научная, культурная. Понятно, что в современном обществе не только потомки «родовой знати» имеют шанс попасть в элиту. Хотя в прошлом столетии это было именно так: доступ к образованию, к вершинам искусства, вообще к духовным достижениям обеспечивал и вход в элиту. В целом же вопрос о соотношении аристократии и элиты может быть отдельным объектом социологического исследования. Роберт Майкле (1986) (Robert Michels) показал, что руководство необходимо каждой группе, которая организуется для коллективной деятельности, так как всегда возникает необходимость распределения труда с тем, чтобы функции, предполагающие особые умения и знания, были бы поручены от имени группы наиболее компетентным ее членам. В этом процессе и возникают роли руководителей. Руководители специализируются на выполнении таких обязанностей, о которых другие знают очень мало, и это умение, а со временем и опыт, выделяют этих членов общества. Концентрация в руках руководителей больших обязанностей, но и больших же прав, таких, которых нет у других членов общества, приводит к такому явлению, как «власть немногих» (олигархии), действия которых уже практически неподконтрольны. Социум способствует укреплению олигархии, негласно соглашаясь с тем, что распределение труда и специализация социальных ролей в индустриальном современном обществе неизбежны, отсюда как следствие — неизбежность растущей власти руководителей. Денис Вронг (1979) (Denis Wrong) определяет власть как возможность и способность для определенных личностей оказывать намеренное и ожидаемое влияние на других членов общества. Это близко к определению М. Вебера, в котором отмечается возможность одного человека или некоторых людей осуществлять свою волю в социальной деятельности, несмотря даже на сопротивление других участников этой деятельности. Упоминание «сопротивления» говорит о том, что власть — это принуждение или даже возможность налагать наказание. По мнению Д. Вронга, понятие «власть» неоднородно, оно включает в себя насилие, манипуляции, убеждение и авторитет.
ЛИТЕРАТУРА Bohnsack Ralf. Interaktion und Kornmunikation. In: Korte Hermann & Schdfers Bernhard (hrsg.). Einfuhrung in Hauptbegriffe der Soziologie. Leske; Budrich, Opladen, 1992. Brown Hedy. Socialization. The Social Learning Theory Approach. The Open University Press, 1976. Eskola Antti. Vuorovaikutus, muutos, merkitys. Tammi, Helsinki, 1982. Dahrendorf Ralf. Soziale Klassen und Klassen-konflikt in der Industriellen Gesellschaft. Stuttgart, 1958. Гидденс Энтони. Социология. Челябинск, 1991. Heath Anthony. Social Mobility. William Collins Sons & Co Ltd, Glasgow, 1981. Lampikoski Kari. Ammattiyhdistys ja ammat-tikunnan status. Turku, 1972. Lowry Ritchie & Robert Rankin. Sociology. Social Science and Social Concern. Charles Scribner's Sons, New York, 1972. McKee James B. Introduction to Sociology. Holt, Rinehart and Winston Inc., USA, 1969. Michels Robert. Puoluelaitos nykyajan demo-kratiassa. WSOY, Porvoo, 1986. Mosca Gaetano. The Ruling Class. McGraw-Hill Book Company Inc., New York, 1939. Pareto Vilfredo. The Rise and Fall of the Elites. An Application of Sociological Theory. Totowa, New Jersey, 1968. Ronnby Alf'. Sosiaalityon perustelut. Otava, Keu-ruu, 1986. Смелзер Нейл. Социология. М., 1994. ., Turner В. S. Status. Open Universtity Press, 1988. Weeks David R. A Glossary of Sociological Concepts. The Open University Press, 1972. Wrong Denis. Power. Its forms, bases and uses. Oxford, 1979.
|