КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Как и в Древней Индии, в Древнем Китае к моменту зарождения философии уже существовало мощное культурное поле. Но его структура и мела свои специфические черты. В частности, по мнению многих синологов, в Древнем Китае наблюдалось относительно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что ее не было совсем. Точнее – она не имела такого влияния, как, например, в Древней Индии. В какой то мере это объясняется особенностями китайского мышления, которое отличалось повышенной практичностью. Поэтому наряду с мифологией оригинальным основанием философского мировоззрения в Китае явилась гадательная практика и сопутствующая ей предфилософия, кульминировавшая в «Книге перемен» (И-цзин) и в многочисленной комментаторской литературе. Философия всегда отражает образ мировосприятия, стиль или модель мышления нации. Мышление китайца характеризовалось ассоциативностью, символичностью и склонностью к формализации. Осмысление действительности для китайского менталитета предполагает особую методологию. Ее суть-символизация пространственно-числовых структур, по-китайски-сяншучжисюэ («учение о символах и числах»), которое на Западе иногда именуют нумерологией. В остальном становление философии в Древнем Китае во многом соответствует генезис у древнейиндийской философии. Экономический подъем, появление денег и частной собственности стимулировали разложение традиционных родообщинных отношений, что сопровождалось трансформацией привычной схемы социально-экономических отношений. Параллельно происходит развитие наук – математики, медицины, астрологии и др. Все эти процессы требовали выработки новых моделей миропонимания, новых ориентиров и ценностных установок. Их выдвижение происходит на фоне переосмысления традиций. Как и в Индии, в Китае первыми философами были странствующие мудрецы, отшельники и аскеты. Среди специалистов не сложилось пока общего мнения относительно принципов периодизации китайской философии. Используются различные принципы: историко-политический (соотнесение этапов развития философии с правлением определенных династий или историческим периодом); историко-философский—периодизация по развитию основных школ (раннее конфуцианство, официальное конфуцианство, сунское неоконфуцианство и т.д.) и другие. Мы возьмем за основу европейскую линейную схему, по, естественно, ссоответствующей корреляцией хронологии культурно-исторических этапов. 1. Период древней китайской философии (XI—III вв. до н.э.). В этот период (правление династии Чжоу) происходит формирование мифологической и предфилософской базы(примерно до VI в. До н.э.), становление (VI—V вв. до н.э.) и расцвет (эпоха Чжань-го—«борющихся царств»—V —III вв. до н.э.) основных школ(«сто школ») древней китайской философии. 2.Средневековый период (III в. до н.э.—XIX в.). Упадок философии во время и мперии Цииь (III в. До н.э.). Восстановление философских традиций и возведение конфуцианства на уровень государственной идеологии (II в. до н.э.). Развитие основных философских школ (кроме моизма и школы имен, которые погибли) без значительных новаций (после II в. до н.э. вплоть до середины XIX в.). Взаимовлияние школ: конфуцианство и легизм, даосизм и буддизм идр. 3. Новый период китайской философии (середина XIX в. – 1919г.). 4. Новейший период китайской философии (с1919 г. до настоящего времени).
Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позднее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия – Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах; представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Воздух, Вода, Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подобии) человека-микрокосма и вселенной-макрокосма (миф о Пань Гу) и др. Количество различных направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». Уже в древности предпринимались неоднократные попытки классификации этих школ, наиболее известная из них принадлежит китайскому «отцу истории» Сыма Цань (II в. до н.э.). Он выделил шесть основных течений, в древнекитайской философии, основными из которых впоследствии стали конфуцианство и даосизм.
|