Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Древнеиндийская философия




Индийская философия возникает на основе богатой культурной традиции многочисленных народностей Великой Бхарата-Варши – Древней Индии. По самым скромным оценкам, индийская цивилизация зародилась несколько тысяч лет до нашей эры. Некоторые исследователи, придерживающиеся эзотерической традиции познания, склонны значительно расширять эти временные границы – до десятков, а то и сотен тысяч лет.

В необозримые исторические глубины уходят истоки и духовной культуры Индии, представленной многочисленными мифами, эпическими сочинениями, религиозными и предфилософскими учениями.

Непосредственной основой многих философских систем Древней Индии явился корпус ведической литературы и связанная с ним древняя религия – брахманизм (от имени ВерховногоБога – Брахмаили Брахман). Внастоящее время известны четыре Веды – Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Период их формирования оценивается очень противоречиво: от тысячи до десятков тысяч лет. Но можно определенно сказать, что Веды являются одним из самых древнейших письменных памятников человеческой мысли. Веды в Индии считаются священным писанием или откровением (шрути), которое записал и древние мудрецы (риши). Тексты Вед представляют собой собрание изречений, религиозных гимнов, жертвенных песен и заклинаний. Проблематика их весьма широка. Многие гимны по масштабу поднимаемых вопросов и методам их разрешения имеют философский характер. К каждой Веде (самхите) примыкают несколько «собраний сочинений», написанных позднее. Во первых, это книги, которые называются Брахманами, сборники комментариев и ритуальных текстов. Во вторых, это Араньяки (букв, «лесные книги»), т.е. наставления для лесных отшельников. И, в-третьих, это Упанишады (букв, «сидеть у ног Учителя») – философские произведения, которые расцениваются как высшие сокровенные объяснения Вед. Веды, Брахманы, Араньякии Упанишады формировались постепенно в течение длительного времени.

Развитие философских школ (даршап) Древней Индиитесно связано с эволюцией религиозного мировоззрения индийцев. Первоначальная ведическая религия ариев (племен , покоривших туземные народы Индостана) со временем трансформировалась в брахманизм. Арийская высшая божественная троица: Ипдра – Сурья – Агни была вытеснена новой: Брахма (Бог-творец) - Вишну(Бог-хранитель миропорядка) - Шива(Бог-разрушитель). Под влиянием неортодоксальных философских учений (джайнизм, буддизм, адживика) к концу I тыс. до н.э. в лоне брахманизма нарастают изменения философского, этического и ритуального характера. В течение I тыс. н.э. брахманизм видоизменяется в индуизм, который в двух своих основных разновидностях (шиваизм и вишнуизм) сохранился до нашего времени почти без изменений.

До сих пор в научной среде не сложилось единого мнения о периодах развития индийской мысли. Это связано прежде всего с затруднениям и в датировках процессов формирования мпогочисленных школ и течений индийской философии. Поэтому указанные ниже периоды следует воспринимать с определенной долей относительности.

1) Ведический период: начинается в глубокой древности и завершается примерно в VI-V вв. до н.э. Напротяжении этого периода формируется основная часть ведической литературы (Веды, Брахманы, Уиапишады). Возникновение древних эпических произведений – Махабхараты и Рамаяны – некоторые востоковеды склонны относить так же далеко, за VI в. До н.э. В это время в Древней Индии преимущественно развиваются мифологические, религиозные и предфилософскиеучения.

2) Классический период: VI-V вв. до н.э. – первая половина I тыс. н.э. Возникают и получают основательное развитие важнейшие школы индийской философии.

3) Постклассический (или схоластический) период: первая половина I тыс. н.э.-XVIII в. Философия этого периода связана преимущественно с анализом, дальнейшей разработкой и комментированием учений классического периода. Многие произведения этого этапа отличаются полемичностью и схоластическими наклонностями, хотя, конечно, есть и исключения.

4) Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии: XIX в.-настоящеевремя. Происходит возрождение классических и возникновение новых философских учений.

 

В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути), все эти книги считались «бого­откровенными», т.е. полученными людьми от богов.

К священным текстам примыкает литература смрити – различного рода комментарии и истолкования священных текстов. Литература смрити уже не считается богооткровенной – это книги, созданные людьми для разъяснения божественных истин.

Система священных текстов (шрути)

Тип текстов Основное содержание
Веды Гимны и заклинания, описания ритуалов
Брахманы Комментарии к ведам
Араньяки (книги лесных отшельников) Комментарии к ведам, предназначенные для отшельников
Упанишады (сидение у ног учителя для постижения сокровенного знания) Религиознофилософские тексты

Основной жанр литературы смрити – сутры. Именно в жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов.

Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, осо­бенно в ее последней части (десятой мандале). Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами.

К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих в Ригведе, необходимо отнести понятие «пуруша», «рита» и «сансара».

Пуруша – в чисто мифологическом плане выступает как первочеловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к возникновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза – солнце, из другого — Луна и т.п.). В философской трактовке пуруша – это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.

Рита – это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир – это всего лишь проявление риты. При этом рита – это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняются живые существа.

Сансара – буквально означает «прохождение через что-нибудь, бес­прерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело – человека, животного, растения или даже бога.

В упанишадах в роли бога – творца мира фигурирует бог Брах-ма(н), в философской интерпретации он выступает как высшая сущность мира, безличное божественное начало всего сущего. В упанишадах же получают разработку такие важнейшие понятия индийской философии, как «карма» и «сансара». Сансара (переселение душ) происходит в соответствии с законом кармы. Понятие кармы сформировалось на базе ведического понятия «риты».

Карма – это причинно-обусловленный закон судьбы и одновременно та сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида. Любой поступок, совершаемый человеком (или даже богом), влияет на его карму – улучшая или ухудшая ее. Каждый хороший поступок, совершенный в данной жизни, приводит к тому, что в этой или одной из последующих жизней с данным человеком случится нечто хорошее; аналогично, плодом любого плохого поступка является какое-либо несчастье. Понятие «кармы» использовалось и активно обсуждалось во всех школах индийской философии. Но во всех философских школах считается, что на карму влияют только поступки, совершенные под влиянием страстей, а бескорыстные и бесстрастные поступки не имеют кармических последствий и могут даже разрушать прошлую карму. Наша нынешняя судьба – это ре­зультат кармы, возникшей под влиянием наших же поступков в прошлом. Но наши нынешние действия могут преодолеть эту судьбу: отсюда открывается определенный путь к освобождению – уходу от власти кармы.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты