КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические типы мировоззренияМифологическое мировоззрение характерно для ранних стадий развития человека и связано с мифологией – особой формой духовной культуры, посредством которой происходит познание Окружающего мира и регулирование социальных отношений. Мифологическое сознание отличается синкретичностью, т.е. целостностью и нерасчленённостью. В мифах сложно переплетаются религиозные верования, зачатки научных знаний, философия, искусство, политические и социальные представления. Форма выражения мифов преимущественно чувственно-поэтическая. Рациональные понятия еще не сформированы. Используются сравнения, аллегории, отождествления, символы. В общественной жизни для мифологического сознания характерна ставка не столько на осмысление и целенаправленное совершенствование социальной действительности, сколько на традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений. Предметом мифологии выступают: вопросы происхождения мира и человека исторические события, культурный мир, вопросы жизни и смерти, добра и зла, т.е. извечные философские проблемы, а также будущее человека и мира. Ранее мифология расценивалась в качестве наивного, «детского», полуфантастического мировоззрения, в котором, согласно распространенному мнению, реальная действительность причудливо искажалась, как в кривом зеркале. Современные исследователи все более отходят от таких односторонних оценок и рассматривают мифы в качестве ранних, иногда метафорических, но посвоему плодотворных и глубоких попыток постижения бытия. Наиболее известны следующие памятники древней мифологии: —индийской: «Рамаяна», «Махабхарата», «Ригведа»; —египетской: «Тексты пирамид», «Пер-м-рху»(«Книга мертвых»); —шумеро-аккадийской: «Эикии Нипхурсаг», «Ипаппа-Думузи»; —греческой: «Илиада», «Одиссея», «Трудыидни», «Геитамихос»; —японской: «Кодзики», «Нихонги»; —тибетской: «Зермиг», «Лубум», «Маникабум»; —финской: «Калевала». Различают мифологию органическую (исходную, входящую в эпос) и идеологическую (вторичную, чаще всего политически ангажированную). В настоящее время органическая мифология бытует среди отсталых народностей. Идеологическая мифология представлена в общественном сознании у цивилизованных наций, например в виде социальных мифов (о «вожде народов», о «сильной руке», о превосходстве одной нации над другой, об «избранности нации» и т.д.). Религиозное мировоззрение. В ранних, неразвитых формах религиозное мировоззрение практически сливается с мифологией, так как связано преимущественно с эмоционально-чувственным восприятием бытия и основывается на мифологической идейной платформе. В поздних, более развитых формах оно опирается на определенную философскую, т.е. рационально-понятийную, основу. Термин «религия» имеет два основных значения. Первое, более широкое, связано с этимологией слова ( religio - соединение, связывание, союз) и подразумевает практику приобщения человеческой души к некой Высшей Реальности (Бог, Абсолют, Атман, Ади-Будда, Космический Разум, Вселенское Сознание и т.д.). Второе, более узкое значение определяет один из типов сознания (мировоззрения), а так же конкретное социальное выражение этого типа сознания, т.е. указывает на конкретную религию как социальный феномен. Далее в тексте термин «религия» используется во втором своем значении. Ортодоксальное религиозное мировоззрение характеризуют четыре важнейшие особенности: 1) «вера», возводимая в принцип, при подчиненном положении знания и разума; 2) убеждение в возможности сверхъестественных, вне причинных и необъяснимых явлений, того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познания; 3) наличие жестко установленных традицией обрядов, ритуалов и культа; 4) наличие «священного писания», а иногда и последующих теологических догматов, которые воспринимаются в качестве божественного Откровения, а значит абсолютной истины. Предметом веры могут выступать Бог, посмертное бытие, воздаяние, этические нормы, определенные представления о происхождении мира и человека, религиозная практика и т.д. Бог, как правило, понимается в качестве высшего личностного существа (Абсолютной Личности) – творца мира и блюстителя его законов. Выделяют несколько функций религии: - мировоззренческая (формирует общее представление о мире в целом); - компенсаторная (компенсирует слабость человека перед природой, социальными проблемами и иными объективными факторами негативного характера); - регулятивная (регулирование человеческих отношений и индивидуального поведения определенными идеями, нормами, установками, традициями, ритуалами, нравом, моралью, предписаниями); - культуретранслирующая (осуществление культурной преемственности поколений); - интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение и разъединение индивидов в группы и социальные институты) и некоторые другие функции. Религии разделяют на религии первобытного общества (племенные религии); национальные и мировые. Первобытные формы верований: тотемизм, магия, фетишизм, анимизм. Наиболее значительные национальные религии: зороастризм (парсизм), индуизм (ранняя форма - брахманизм), иудаизм, конфуцианство, даосизм, синто. Мировые религии: буддизм (махаяна, хинаяна, ваджраяна, ламаизм, чань-буддизм, дзэн-буддизм), христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм, суфизм). В современном мире выделяют и нетрадиционные, внеконфессиональиые культы синкретического характера (пьюэйдж, саентология и др.). В истории религиозное мировоззрение, в зависимости от конкретных особенностей религии и исторического этапа, играло как прогрессивную, так и регрессивную роль. В современном мире различные формы религиозного мировоззрения распространены как среди отсталых, так и среди высокоразвитых в социально-экономическом смысле наций. Третьим, наиболее развитым историческим типом мировоззрения является философия.
|