КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ эмпирических данных 4 страница3. Внешние факторы (измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей или других лиц). Конечно, все три группы факторов тесно переплетаются. Так, измена может быть следствием невнимания, грубости, а грубость – результатом хозяйственных неурядиц и т.п. Разные люди по – разному переживают распад своей семьи. По оценкам многих российских и зарубежных социологов, весьма распространенными последствиями разводов являются снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психических расстройств. Для общества особенно тягостно, что ослабляется влияние родителей на воспитание детей и дети становятся предметом серьезных конфликтов между разводящимися супругами, причем зачастую такие конфликты выходят далеко за рамки предразводной и разводной стадий и продолжаются в течение многих лет. Итак, нестабильность брака создает острые проблемы как для тех, кто хочет создать семью, так и для тех, чья семья оказалась разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как всецело отрицательное явление, так как свобода расторжения брака – одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно – брачных отношениях, средство сохранения их моральных устоев. Принципиально неверны как злоупотребление свободой развода, так и огульно негативный подход к разводам независимо от индивидуальной ситуации. Вместе с тем существенную роль в профилактике разводов могут сыграть службы семьи, улучшение организации бытового обслуживания, решение жилищной проблемы. Таким образом, можно выделить три основные проблемы семейно – брачных отношений: 1. проблема стабильности семьи; 2. проблема рождаемости; 3. проблема напряженности в сфере быта. Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признается безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют все более высокие требования. Основная литература: 1.В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.185-213 2. В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.240-253 3. Р.Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 197-200 Дополнительная литература: 1. А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва. 1996г. 2. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994г. 3. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г. 4. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.
Тема 7.Социология культуры 1. Понятие культуры, ее структура и функции. 2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития. 3. Массовая культура и субкультура. 1. Понятие культуры,, ее структура и функции. Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука- философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология – находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности. Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли ( от лат. Cultura – заботиться, выращивать, ухаживать). Переход от этого узкого понимания смысла культуры к широкому, происшедший в европейском общественном сознании в XXII-XXIII вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени культура становится центральным понятием европейского самосознания. К XXIII-XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза – культура и цивилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура – с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима. В ХХ веке под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и к внутренней природе самого человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Культура обладает системными качествами. Во-первых, она состоит из взаимодействующих элементов, которые образуют ее внутреннее строение. Во-вторых, как система она реагирует на внутренние и внешние импульсы и таким образом постоянно изменяется, развивается. Элементы культуры, то есть базисные единицы, из которых она состоит, делят на два вида: материальные и нематериальные. Материальные элементы образуют материальную культуру. В качестве базисных единиц материальной культуры выступают физические объекты, созданные человеческими руками ( их называют артефактами): книга, паровая машина, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют конкретную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Нематериальными элементами, составляющими духовную культуру, являются нормы, правила, образцы, эталоны, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они также являются результатами деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Следует отметить, что одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов, которые образуют культурный комплекс – совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, судья, спортивная одежда, мяч, билеты и многое другое. Другой пример – появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Культура – сложное образование, имеющее внутреннюю структуру, состоящую из базисных элементов. В качестве основания культуры выступают ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для большинства людей. Без ценностей не может обходиться ни одно общество, поскольку они упорядочивают человеческий опыт и регулируют поведение индивидов. Индивиды могут выбирать: принимать эти или другие ценности и следовать им. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая культура. Поведение, ориентированное на определенные ценности, позволяет выявить ценностные ориентации, которые характеризуют индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Если ценности принадлежат группе или обществу, то ценностные ориентации – индивиду. Разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, к которым надо стремиться, возникают на основе знаний – достоверных сведений о чем-либо, научных сведений. Знанияявляются результатом познания, то есть специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Мифы – фантастические, вымышленные картины мира в целом, места в нем общества и человека. Если ценности определяют то, что считать хорошим или желаемым, то верования представляют собой: утверждения о том, что считать истинным или фактически достоверным; убежденность, эмоциональную приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Вера не требует никаких доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Система ценностей, верований, убеждений предписывает человеку определенный образ жизни, стандарты поведения. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые типичны не только для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Образ жизни создается нашими привычками – установившимися стандартами поведения в определенных ситуациях. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного поведения. Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки, которые свидетельствуют о плохих манерах. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе – особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет – принятая в отдельных социальных кругах система правил поведения, составляющая единое целое. Этикет как свод правил поведения касается внешнего проявления внутреннего отношения к людям. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий, которые рекомендуется выполнять. Он также основан на привычках, но относится не к и.ндивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Нового Года, Наурыза, Рождества, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность. Традиции – это все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово означало предание. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Обряд– это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. (крещение, наречение именем, посвящение в студенты и т.д.). Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных выделению (празднованию) каких-либо событий, людей или дат. Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. (ритуал бракосочетания, выдачи паспорта, подписание международных договоров и.п.). Нравы – обычаи, имеющие моральное значение. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнравственное с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил. Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какие-то действия, слово, предмет. (кровосмешение, каннибализм и т.п.). Законы – нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, то есть подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство и т.п.). Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие. Мода – смена культурных образцов и норм, замена одних массовых увлечений другими. Культура представляет собой специфический способ существования человека и общества, позволяющий им приспосабливаться к окружающей среде путем ее преобразования. В обществе культура выполняет ряд функций. Коммуникативная функция культуры выражается в ее способности обеспечивать взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей. Таким образом, культура организует жизнь общества в условиях существования у людей разнородных социальных интересов. Функция социализации состоит в том, что благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому. В результате усвоения ценностей, верований, норм, идеалов происходит формирование личности, его подготовка к выполнению социальных ролей. Регулятивная функция культуры выражается в том, что она формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид. Культура не только регламентирует человеческую жизнь, она стремится ее развивать в соответствии с изменяющимися условиями, растущими потребностями личности. В связи с этим культура осуществляет функцию отбора ( фильтрации) культурных форм. 2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития. Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой. В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движений. В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений. 1. По субъекту – носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы или отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. 2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую ( актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии. 3. По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами. 4. По видам культуры принято выделять материальную культуру и духовную культуру. Деление на материальную и духовную культуру условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др. 5. По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской. Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры. 1. Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение. 2. Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной( вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной ( продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта. 3. Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни; б) сами виды культуры развиваются неравномерно. 4. Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе. 3. Массовая культура и субкультура. Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой культуры. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция- развлекательно - компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры – адаптивная, причем в облегченном поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры. Период 60-х годов ХХ века можно назвать переломным для содержательной стороны массовой культуры на Западе. Бунт молодежи в западноевропейских странах показал, что массовая культура воздействует на человека не очень эффективно, так как она «безадресна», рассчитана сразу на всех. Был сделан вывод о том, что одни и те же общественные идеалы следует доводить до различных социальных групп различными способами. И перед социологами встали следующие задачи: - дифференцировать группы по культурному признаку; - выделить их особый круг интересов и найти возможные точки соприкосновения друг с другом; - определить пути, способы и средства воздействия на ту или иную группу. Если подлинная и массовая культуры различаются по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и контркультура – культуры различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т.д. Иначе их еще называют частичными культурами. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. Кроме того, субкультура варьируется в зависимости от характера декларируемых ценностей и стилей жизни, величины группы, разделяющей эти ценности, возрастных особенностей членов группы, а также их готовности к активным действиям по защите своих интересов и образа жизни. Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х годов. Иными словами, контркультура – это комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является. На сегодняшний день контркультура – это: а) тип протестующего мироощущения; б) альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; в) антитрадиционные формы художественного творчества. Учитывая внутреннюю неоднородность культуры, социологи попытались создать многоуровневую модель, по которой смысловое разнообразие культурных изменений обусловлено многообразием «вызовов» культуре со стороны изменяющегося общества. При этом подсистемы культуры соотносятся не по принципу субординации, подчинения, а по принципу дополнительности. В данной модели ясно прослеживаются взаимосвязи между социальной структурой, социальным заказом на определенный тип поведения и функционированием культурных подсистем. Единая человеческая культура складывается из множества различных культур, которые вносят свой вклад и без каждой из которых картина культуры была бы неполной. Все культуры взаимонезаменяемы.
Основная литература: 1. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. 171-184. 2. В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 190-201. 3. Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 95-117. Дополнительная литература: 1. А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва. 1996 г. 2. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994г. 3. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г. 4. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.
|