КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ СУПРУЖЕСТВАНекоторое время назад один статистик установил, что 25 процентов английских семей постоянно живут раздельно; 50 процентов живут вместе, но без любви, и лишь 25 процентов — счастливы. Таким образом, лишь четвертая часть всех браков в Англии достигает тех целей, ради которых они заключались, а у человека, вступающего в брак, есть на счастье лишь один шанс из четырех.Никто из тех, кто наблюдает семейную жизнь своих друзей или соседей, не счел бы это утверждение излишне пессимистичным. Наоборот, скорее можно было бы спросить, неужели количество пар, чья любовь выдержала испытание супружеством, составляет целых двадцать пять процентов?В Соединенных Штатах, где получить развод не составляет труда, установлено, что количество счастливых семей составляет 50 процентов. Отсюда следует, что душевные страдания и безысходная тоска отнюдь не являются чем-то непременно присущим супружеству, но прежде всего обусловлены выбором неподходящего партнера. Двое причинявших друг другу страдания (и наученных горьким опытом) людей вполне еще могут быть счастливы, встретив подходящих партнеров, если неудавшийся союз может быть расторгнут.В настоящее время увидел свет целый ряд замечательных книг, где популярно излагается психология сексуальной жизни. Значение этих книг огромно для уменьшения общей массы страданий человечества, порожденных невежеством. Но и они не решают всей проблемы, ибо не объясняют, почему к двоим образованным, здоровым людям может прийти ощущение неудачи в осознании высших аспектов любви и утраты того лучшего, что дает нам жизнь; почему двое, каждого из которых высоко ценят в своем кругу, могут без единого злого слова или эгоистического поступка так разрушительно воздействовать друг на друга, что совместная жизнь причиняет обоим одни страдания.Интуитивный опыт человечества гласит, что брак может стать источником величайшего в жизни блага, хотя подтверждение этому встречается крайне редко. Но когда это все же происходит, то обретаемое счастье столь огромно, а его вдохновляющее влияние на окружающих столь велико, что по сравнению с его полнотой и совершенством становятся невесомыми все беды и печали супружества.Какой же линии нам придерживаться относительно института брака в цивилизованном обществе? Уподобимся ли мы древним грекам, которые не требовали от жен ничего, кроме рождения потомства, а сами тем временем искали усладу для сердца и разума в общении со свободными незамужними женщинами, сиречь, в нашем понимании — куртизанками? Следует ли нам ослабить брачные узы, предельно облегчая процедуру развода, как это принято в Америке? Или мы оставим все как есть, делая ставку на единственный и окончательный выбор?Каждое из этих направлений имеет свои недостатки. В древнегреческом обществе высокообразованные женщины редко производили на свет детей, ибо женщины легких нравов обычно бесплодны. С другой стороны, почтенные матроны, ценившиеся исключительно за плодовитость, обладали весьма низким культурным и интеллектуальным развитием, и, будучи сами необразованными, не могли дать детям хорошего воспитания.В наше время все согласны с тем, что для формирования личности чрезвычайно важен период раннего детства, и что невежественная и неопытная женщина не в состоянии выйти за рамки своей ограниченности и дать ребенку то, чем не владеет сама.Американский метод упрощенного развода мог бы, на первый взгляд, показаться решением проблемы, но пока он не пройдет испытательного срока как минимум в сотню лет, судить о нем можно только предварительно.Последствия упрощенной процедуры развода в среде людей состоятельных двояки.Во-первых, подрываются нравственные устои тех, кто потакает своим капризам, и люди все чаще уклоняются от ответственности, ничего не принимая всерьез. В легко разрушающихся союзах не найти глубины жизни и любви, и разжигается одна лишь чувственность.Во-вторых, у детей разведенных супругов нет нормальной домашней жизни, основанной на систематическом воспитании и дисциплине. Отчим или мачеха, сколь бы добросовестны они ни были, не могут заменить тех, кому дети — плоть от плоти; и все, кто изучал проблемы воспитания в неполных семьях, знают, что ничем не заменить влияния матери в детстве или отца в отрочестве, а ребенок, лишившийся одного из родителей, вступает в жизнь с острым ощущением ущербности. Определяя наилучшие условия для брака, мы не должны забывать о правах тех, ради чьего благополучия и был прежде всего учрежден институт брака — о детях.И наконец, если говорить о нынешней системе в Англии, то статистика признает ее несостоятельной — она никуда не годится. Англосаксонский стандарт супружества самый высокий и наиболее труднодостижимый в мире. Что же нам остается делать? Снизить ли стандарт или попытаться открыть законы, правящие счастьем в супружестве, и таким образом привести в норму его условия? Американская ветвь этой расы последовала по первому пути, но старшая ветвь отчаянно цепляется за свои идеалы.В надежде, что знания помогут смягчить ситуацию в браке, прежде чем отчаянные страдания потребуют крайних мер, мы и предлагаем вниманию читателя эти страницы. В их основе лежит учение одной из Западных эзотерических школ.Читателя просят проявить терпение, и, не позволяя своему неведению предвзято отнестись к непривычной терминологии незнакомой ему философии, принять все, что может пролить свет на его собственные жизненные проблемы. Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТЕРИИЭзотерическая наука исходит из существования Великого Непроявленного, которое можно представить как море беспредельной, но скрытой силы, лежащей в основе всех предметов и явлений, из которой все они черпают свою сущность и источник жизни. Эта концепция аналогична эзотерической концепции Бога.Во-вторых, она оперирует представлением об излиянии этого океана направленным, но ограниченным потоком, что соответствует эзотерической концепции энергии.В-третьих, она представляет, что проявившаяся таким образом энергия образует в точках пересечения силовых линий некие водовороты, которые, уравновешивая противоположные силы, порождают стабильность. Эти водовороты замкнутых сил, вращающихся вокруг своей оси, вместо того, чтобы прямо нестись сквозь пространство, являются теми элементами стабильности, которые в различных сочетаниях формируют различные виды материи.Эзотерическая наука различает значительно большее количество видов материи, чем известно физике или химии. Она различает, во-первых, изначальные вихри стабильности; во-вторых, их сочетания в форме семи простейших типов молекул; в-третьих, она представляет соединения этих молекул в более плотные и сложные структуры; и в-четвертых, дальнейшие комбинации, в которых эти относительно сложные структуры формируют единицы материи. В более тонких сферах она различает первоначальный атом проявления, зарожденный из Великого Непроявленного, и семь типов молекул. Все эти известные эзотерической науке великие разновидности материи именуются Семью Планами Проявления, причем материя, из которой состоит материальный мир и которая единственно известна экзотерической науке, является наиболее плотной и инертной разновидностью, формирующейся в ходе эволюции в последнюю очередь. Так становится очевидным, что ученый-эзотерист в качестве предмета своих исследований рассматривает Проявленную Вселенную, в семь раз большую, чем она представляется экзотерическим ученым.Представляется, что эти семь Планов, порожденные Непроявленным как Первопричиной, связаны меж собою непосредственными каузальными отношениями. Так,первый получивший развитие План порождает второй и определяет его проявления, второй порождает третий и так далее, вплоть до последнего. Плана физической материи, который можно назвать Планом Осуществлений. В нем находят свое проявление результаты того, что происходит в более тонких сферах, и окончательно вызревают их последствия.Отсюда следует, что ученый-эзотерист, которому ведомы законы одного из высших Планов, может управлять состоянием Планов, расположенных ниже, и сам, в свою очередь, пребывает под управлением того, кто властвует на Плане, превосходящем его собственный.Считается, что конечный контроль как неотъемлемая функция присущ Первичному Проявлению. В этом заключена цель раздела эзотерической науки, который обычно именуется магией. Речь в нем идет об обретении власти над неким Планом путем воздействия на силы того Плана, который расположен непосредственно над ним и является по отношению к нему Планом каузальным.Белая магия отличается тем, что использует знания с целью гармонизации и возвышения бытия по линии развивающейся эволюции, и еще тем, что сосредоточивая временами свои усилия в определенной точке, не отказывает в своих благодеяниях никому, кто по своей природе способен их принять.Черную же магию можно определить как использование высшего знания для того, чтобы привести тот или иной фрагмент бытия к возврату в фазу эволюции более низкую, чем та, которой он достиг, либо как попытки облагодетельствовать тот или иной фрагмент Проявления в ущерб остальным. Глава 3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКАЭзотерическая наука, сформулировав концепцию первого, или Атомного, Излияния силы, единицей проявления которого является изначальный вихрь, или так называемый атом, чье развитие формирует материальную субстанцию во всех сферах проявления, формулирует затем концепцию второго, или Монадного, Излияния, единицей проявления которого является Монада, или искра Божественного Сознания, чья эволюция ведет к развитию души человека, а от нее — к высотам духовного величия.Предполагается, что эта Монада, или искра, духовного сознания обрастает плотью, сотканной из атомов Плана более низкого уровня, чем тот, где происходит ее проявление. Эта плоть формируется по силовым линиям, присущим данной духовной Монаде точно так же, как и крошечные частицы вещества в растворе выстраиваются вдоль силовых линий кристаллической решетки исходного кристалла, ибо одухотворяющая жизнь определяет конфигурацию плоти.Каждый План — это, говоря образным языком, сфера жизненной силы, текущей более свободно, чем в относительно более плотном низшем Плане, из которой эта сила и создает материальную форму, служащую вместилищем ее энергии с тем, чтобы можно было ее направлять на конкретные цели.И вот Монада, то есть абсолютное проявление жизни, сама создает для себя форму из материи, принадлежащей к сфере более низкой, чем ее собственная субстанция. Однако эта форма, будучи материальной в сравнении с плотностью Плана одухотворяющей ее жизни, нематериальна по сравнению с тем Планом, который расположен ниже, и таким образом вновь образованная двуматериальная единица может создать для себя другую, более совершенную форму проявления в еще более низко расположенном Плане. И так, одна за другой, продолжается создание все новых форм, причем каждая новая придает все большую определенность выражению воплощенной в ней жизни, откладываясь, говоря языком метафоры, концентрическими наслоениями вокруг ядра духовной Монады, пока, наконец, в материальном Плане не развивается ее окончательная форма, то есть то физическое тело, каким мы его знаем.Таким образом, эзотерическая наука рассматривает человека как семисферное существо, а не как простой дуализм тела и разума. Считается, что плотская оболочка человека сотворена из фрагментов материи, принадлежащих ко всем сферам Проявления, каждый из которых подчинен законам и условиям своей сферы и способен функционировать только в этой сфере и нигде более. Каждая новая форма обволакивает собой форму более высокой сферы и управляется ею, а ядро всего этого, Монада, черпает свою субстанцию из Непроявленного, из неисчерпаемого источника постоянной силы. Глава 4 ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКАМы узнали, что Монада создает свои формы из материи, образующейся в каждой из низших сфер в процессе первого Излияния. Теперь следует уяснить, как она постигает науку использования этих форм. В самом начале своей эволюции она развивается путем наслоения, как это часто происходит в неорганической сфере, прибавляя частицу к частице, и, достигнув последнего Плана, приобретает семислойную структуру. С этого момента приращение новых частиц прекращается и начинается усложнение самой структуры — частицы за частицей, — или формирование последней стадии развития, то есть физического тела.Таким путем оно и доводится до совершенства, тогда как более тонкие оболочки останавливаются в развитии, оставаясь лишь потенциальными возможностями.Монада, как мы уже знаем, есть искра Божественного Сознания, особо чувствительная к условиям своего Плана Проявления. Окружив себя оболочкой из материи, принадлежащей Плану более низкому, чем ее собственный, она отгораживает свое сознание от своего Плана, но распространяет его на вновь обретенную форму; и так повторяется из одного Плана на другой, пока не развивается физическое тело. Скрытая в нем Монада обладает непосредственным сознанием лишь одного Плана, — поначалу смутным, в примитивном организме, пребывающем на самой ранней стадии эволюции, затем — по мере развития органов чувств — все более проясняющимся, пока, наконец, мы не обретаем чудесного дара слуха и зрения.Затем, пусть от случая к случаю, мы начинаем замечать у все большего числа людей развитие еще более удивительного чувства. Мы встречаем людей, способных улавливать тонкости, недоступные пяти органам физических чувств. Они остро ощущают эмоциональное состояние окружающих и даже могут читать их мысли.Это означает, что эволюция близится к формированию и развитию нового тела, органы чувств которого начинают реагировать на условия того Плана, которому они соответствуют. Вот так и будет продолжаться эволюция, переходя от создания одного тела к другому, пока не завершится формирование всех семи тел и Монада не обретет своего полного выражения. Глава 5 СЕМЬ ПЛАНОВ БЫТИЯПланы Проявления обычно обозначаются цифрами, однако нумеруются они не сверху вниз, то есть не в том порядке, в каком происходило их Проявление и в каком они для большей ясности представлены читателю, но снизу вверх, то есть в том порядке, в каком они становятся доступными восприятию эзотериста, развившего в себе дар ясновидения.Этот порядок перечисления, освященный давней традицией, и будет соблюдаться в дальнейшем, чтобы не сбивать с толку тех, кто уже знаком с этим предметом.Седьмой План, известный также как Сфера Высшей Духовности, План Чистого Духа, или План Абстрактного Духа, является первой сферой Проявления. Свою субстанцию и энергию он черпает непосредственно из Великого Непроявленного, которое можно представить себе (пользуясь обратным методом, который только и применим при обучении эзотерическим наукам) как нечто, расположенное непосредственно над Седьмым Планом, — вместилище беспредельной потенциальной силы, которая в практическом приложении считается принадлежащей к Седьмому Плану Проявления.На этом Плане не существует никакой дифференциации. Это сфера, в которой «Все суть Едино, а Единое есть Все».Он обладает лишь двумя характеристиками. Первая из них — это абсолютная гармония, вторая — тенденция к сочетаемости частиц.На этом Плане, у самых истоков эволюции, происходит проявление Монадической Сущности, где как бы плавает свободно бесчисленное множество зародышей жизни. Монады, которые в конечном счете развиваются в индивидуализованные человеческие жизни.Шестой План — План Низшей Духовности, или План Конкретного Духа. В течение многих веков космического времени эволюция приводит формирование Монадической Сущности к фазе Шестого Плана. На нем она разветвляется на семь различных потоков, семь течений, именуемых Семью Лучами и определяемых по их цветам.При этом считается, что Монады, которые можно представить себе свободно плавающими в каждом из этих потоков духовности, развиваются до полного совершенства посредством несхожих меж собою типов деятельности. Это разделение означает не одностороннее развитие, а лишь то, что при наличии всех элементов один из них становится господствующим и начинает играть ключевую роль.Главной характеристикой Шестого Плана является Течение (Тенденция).Пятый План — Сфера Высшего Разума, или План Абстрактного Разума, где происходит развитие Качеств Монадической Сущности и их дифференциация по различным Типам. Отсюда и далее уже неоправданно было бы говорить о Монадической Сущности, поскольку на этом Плане начинают функционировать зародыши жизни, а Единая Жизнь становится многими жизнями.Четвертый План — Сфера Низшего Разума, или План Конкретного Разума, характеризуется конечностью, и эта конечность, будучи ограничением, дает ту определенность, которая отсутствует в более высоких сферах. Это План конкретного мышления, и его характеристикой является память.Третий План, или Высший Астрал, является сферой эмоций и характеризуется реакцией на влечение, стремлением к единению.Второй План, Низший Астрал или Психический План — это сфера инстинктов и страстей, и характеризуется он стремлением привлекать к себе и обладать.Первый План или Физическая Сфера — это материальный мир, хорошо известный человеческим существам из плоти и крови. Глава 6 СЕМИПЛАНОВЫЙ ЧЕЛОВЕКИз предыдущих замечаний очевидно, что человек состоит из субстанций, почерпнутых в каждом из семи Планов бытия. Посредством этих составляющих в своей природе он поддерживает контакт с этими Планами, и в случае отсутствия того или иного элемента, присущего определенному Плану, выполнение относящихся к нему функций было бы для него недоступно.Так, при недостатке субстанции, происходящей, к примеру, из третьего Плана, человек будет начисто лишен всяких нежных чувств, проявляя равную неспособность как испытывать их самому, так и понимать эти чувства у окружающих.Каждая из субстанций, присущих семи Планам, организована в соответствии с законами своего Плана и в эзотерической литературе именуется «телом». Однако более точно эзотерическое значение этого понятия передает выражение «состояние сознания».Чтобы уяснить значение этой эзотерической доктрины, пусть сам читатель представит себя состоящим, в дополнение к своему физическому телу, из материи Первого Плана и отвечающим его условиям организованной системой инстинктов и порождаемых ими страстей.Пусть он посредством индуцирования страсти в самом себе (весьма распространенное явление) представит себя существом, способным к ощущению страстей других людей; затем пусть назовет этот аспект своей натуры психическим,или пассионарным телом и представит, что оно функционирует во Втором Плане, или Плане Низшего Астрала.Пусть затем он представит, что его эмоциональная природа организована аналогичным образом и связана со своим Планом бытия. То же касается и его умения мыслить логически и способности к абстрактному мышлению и, в конечном счете, его духовной природы и той самой изначальной искры божественной жизни, сформировавшей ядро, на котором зиждется его индивидуализованное бытие.Так придет осознание того, что природа человека характеризуется семью различными аспектами, и каждый из этих аспектов именуется в эзотерической науке телом.В ходе своей эволюции Монада развивается, собирая вокруг себя материю на каждом из Планов, но для того, чтобы массы этой материи сформировались в конкретные тела, способные функционировать как субъективно, так и объективно, необходимы многие века опыта и развития. Иными словами, проходят столетия, прежде чем формирующиеся тела развиваются в достаточной мере, чтобы выполнять свои функции на соответствующих стадиях бытия и осознавать внешние условия в своих собственных сферах Проявления.Физическое тело и функционирует, и осознает окружающее через непосредственное сознание, но для обычного человека оно остается его единственным телом, которое до сей поры обрело лишь двойственное развитие. В то же время в нем существуют и стали довольно развитыми тела Второго, Третьего, а у цивилизованных народов нередко и Четвертого Плана, которые вполне способны функционировать субъективно. Большой редкостью является развитое тело Пятого Плана, наделенное способностью к абстрактному мышлению; и еще реже можно встретить подлинное развитие духовной природы, которое не следует смешивать с эмоциональными идеалами, присущими Третьему Плану, нередко ошибочно принимаемыми за истинную духовность.Однако у людей более высокоразвитых мы можем наблюдать развитие одного или нескольких тонких тел, дающих им возможность воспринимать окружающее через непосредственное осознание, в отличие от подсознательных впечатлений, как это происходит у человека неразвитого. Поэтому вместо того, чтобы ощущать на себе подсознательное воздействие эмоционального состояния окружающих, «не понимая, что с ним происходит», как это обычно бывает, развитый человек полностью осознает состояние и чувства своих близких.Эволюция постепенно развивает тонкие тела, как это доказывает факт существования телепатии, которая в своих простейших проявлениях становится все более обычным делом.Недостаточно пока уяснен тот факт человеческой природы, что хотя синтез всех состояний сознания является наивысшей формой бытия, однако вполне возможно сконцентрироваться на каком-нибудь одном состоянии сознания, тем самым ограничив внимание одним лишь этим состоянием, и таким способом воспринимать как обособленный мир тот План Проявления, которому оно отвечает.В таких случаях говорят, что человек «функционирует в своем астральном теле на Третьем Плане», либо в своем конкретном разуме на Пятом Плане. При этом физическая форма, вследствие отделения сознания от нервной системы, пребывает в состоянии транса.Те, кто обладает необходимыми познаниями, намеренно вводят себя в транс, чтобы достигнуть сознанием тех Планов, вступить в контакт с которыми на их нынешнем этапе развития по-иному невозможно. В то же время мы мало отдаем себе отчет в том, до какой степени непроизвольно расширяется во сне сознание у тех людей, которые хоть на малую толику превзошли в своем развитии средний уровень.Впрочем, истинная цель эволюции заключается не в отделении сознания, но в его корреляции с подсознанием; и метод транса с целью выхода за пределы физического сознания является лишь временным средством. Глава 7 ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИЭзотерическая наука провозглашает, что жизнь вечна. Основная ее идея заключена в слове Реинкарнация, которое означает непреходящую единицу бытия, последовательно сменяющую одно смертное тело за другим.Чтобы придать этой концепции большую ясность, следует отметить, что Индивидуальность и Личность суть два различных аспекта человека.Индивидуальность состоит из трех высших тел — искры чистого духа на Седьмом Плане, конкретизированной духовной природы на Шестом Плане, и абстрактного разума — на Пятом. Все они, получив свое развитие, остаются непреходящими в ходе всей эволюции и впоследствии поглощаются обратно в Бесконечность как организованные центры излучения.Четыре низших тела — конкретная ментальность, эмоциональная природа, пассионарная природа и физическое тело — рассматриваются как преходящие наслоения субстанции соответствующих Планов, используемые Индивидуальностью в качестве оболочки. В совокупности они и составляют Личность.Личность создается с тем, чтобы дать возможность Индивидуальности, которая бесформенна по своей природе, обрести опыт в мире форм. По мере обветшания и утраты полезности она отбрасывается прочь. Усвоенный же ею опыт накапливается Индивидуальностью, проходящей многовековой путь развития, тогда как бесчисленные связанные с нею Личности вырастают, функционируют, стареют и умирают.Однако, поскольку каждая Личность создается Индивидуальностью, ступившей на новую ступень прогресса, она оказывается более развитой, чем ее предшественница. Таким образом, можно сказать, что Индивидуальность — это Единица Эволюции, а Личность — Единица Инкарнации.На доктрине реинкарнации основана и эзотерическая теория Судьбы. Следует отметить, что термин «Судьба» синонимичен понятию Кармы, которым оперируют Восточные школы.Судьба человека представляет собой ту общую совокупность мотивов, порожденных им в течение минувших жизней, которая определяет условия жизни нынешней. Однако модифицирующим актом воли человек постоянно вводит в свою жизнь все новые мотивы, вследствие чего Судьба (Фатум) не является такой неизбежностью, какой ее представляет экзотерическое мышление, и выступает скорее обусловливающим, нежели определяющим фактором.Действительно, бывает, что некоторые мотивы, порожденные в прошлом, могут оказаться столь мощными, что изменить их невозможно никакими усилиями воли, и они продолжают действовать, пока полностью не исчерпается их сила. Но усилием собственной воли человек может управлять своей реакцией на эти мотивы — выйдет ли он из испытаний сломленным или очищенным, будет ли вознесен к вершинам удачно использованной возможностью, или повергнут в прах, злоупотребив ею.Таким образом, эзотерическая наука учит, что хотя человек и вынужден решать свои проблемы в рамках тех условий, в которых он оказывается в каждой отдельно взятой жизни в пределах сравнительно краткого отрезка времени, и даже если в свободе воле ему отказано, он волен так определять мотивы, которые перейдут в его будущее, что сможет стать таким, каким пожелает. Глава 8 ЭВОЛЮЦИЯ И ИНИЦИАЦИЯЭзотерическая наука рассматривает человека как существо, развивающееся из субчеловека в человека, а затем в сверхчеловека, которое совершенствует состояние своего сознания до уровней психического, вдохновенного и просветленного.С течением времени великая волна эволюции подхватит даже самых униженных и вознесет их на вершины духа, но до завершения этого процесса должно пройти не меньше времени, чем то, которое потребовалось, чтобы привести человека к его нынешнему уровню развития.Существует, однако, метод ускорения эволюции, известный под названием Инициация, при котором, целенаправленно используя свой разум и волю, человек может добиться для себя ускорения того, что эволюция неспешно вершит для всего сущего.Считается, что жизнь проистекает из Великого Непроявленного не одномоментно,но в виде некоего потока, или последовательности, так что хотя все движется одним и тем же путем, но одни при этом опережают других и достигают в итоге высших стадий развития, в то время как их собратья либо ожидают проявления, либо пребывают на низших стадиях эволюции.Эти Старшие Братья, то ли оставаясь в своей плотской оболочке, то ли выйдя из той стадии, на которой вконец ветшает физическое тело, могут, движимые тем же человеколюбием, которое побуждает нас в физической сфере заботиться о тех, кто слаб и невежествен, наставлять и помогать тем, кто достоин этой помощи и способен извлечь из нее пользу.Многие такие индивидуумы уже прошли обучение у Старших Братьев, и когорта этих учеников ступает в авангарде эволюции. Они, в свою очередь, обучают других,своих преемников, так что эволюцию можно сравнить с полетом стаи журавлей, самые сильные из которых принимают на себя сильнейшее давление воздуха, летя в голове клина, а более слабые летят следом.Если нравственная, интеллектуальная и духовная природа человека хорошо развиты, или, пользуясь эзотерической терминологией, если его тонкие тела обретают большую организованность, тогда Старшие Братья могут избрать его для специального обучения.Вначале указания будут телепатически внедряться в его подсознательный разум,затем же, когда он достигнет на этом пути значительного прогресса, ему помогут установить связь с другими пребывающими в физической сфере учениками Старших Братьев, которые будут учить и наставлять его через сознание, то есть привычными для этой сферы методами — устным и письменным словом.Затем, когда он достигнет дальнейшего прогресса, Старшие и Младшие Братья общими усилиями, посредством процесса, именуемого Инициацией, совместят его подсознание с сознанием.В этом месте читатель может спросить, каким образом осуществляется такой контакт с Мастерами? По этому поводу можно сказать очень немногое, ибо речь здесь идет о сокровенном опыте каждого. Довольно будет сказать, что достаточно сильное и упорное желание проникнет сквозь завесу и приведет к желанному контакту. Вслед за этим дальнейший путь открывается ученику по мере его продвижения. Глава 9 ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЕКСАЧтобы понять концепцию секса, принятую философом-эзотеристом, нам следует вспомнить, что известный ему мир в семь раз сложнее, чем мир, известный философу-экзотеристу, поскольку для первого мир — это всего лишь один из семи Планов Проявления; а физические явления, известные нам как секс, представляют собой лишь один из аспектов некоей силы, функционирующей на всех Семи Планах.Даже экзотерическая наука начинает признавать, что у секса есть как физический, так и эмоциональный аспект. Эзотерическая наука гласит, что в дополнение к общепризнанным существуют еще аспекты ментальный и духовный. Причем на каждом Плане эти аспекты проявляются по-разному, функционируя в соответствии с законами данного Плана, ибо для высшей формы сексуальной жизни необходимы все элементы секса, существующие на всех Семи Планах и смешанные в правильных пропорциях. Кроме того, сексуальные силы именно на тонких Планах берут свое начало и ими управляются. И только путем постижения проявлений секса и правящих ими на этих Планах законов мы можем надеяться управлять их действием в нас самих и в обществе.Эзотерист не использует понятия «секс» так, как мы. Он говорит о «жизненных силах», которые определяет как энергию, чем-то напоминающую электрическую или гидравлическую, излучающую и магнетизирующую вибрацию, подобную электричеству, с которым она имеет значительное сходство, и все же поддающуюся сжатию и оказывающую давление, подобно энергии воды.В его представлении эта сила излучается из Великой Первопричины, а потому божественна по своей природе и выражает себя через формы, сотворенные Монадами на различных Планах и обусловленные природой тех Планов, в которых эти Монады действуют. В дальнейшем она ограничивается характером и недостатками каждой отдельно взятой формы.А посему, хотя жизненная сила может подвергаться множеству преобразований и даже применяться в целях, весьма далеких от своего изначального импульса, она тем не менее остается божественной по своему происхождению и природе, ее следует почитать как святыню, а индивидуум, через которого она функционирует, должен хранить ее как священный дар, пользоваться коим следует лишь по наставлению Самой Божественной Жизни. То же относится и ко всему роду человеческому, к которому данный индивидуум имеет счастье принадлежать.Эта жизненная сила поддерживает бытие всего сущего и оберегает формы жизни от тех разрушительных сил, которые извечно стремятся вернуть все развитые индивидуализованные субстанции к их общему корню.Такова первая задача жизненной силы — сохранить в проявлении все то, что обрело форму, и удерживать это на достигнутом уровне. В ходе осуществления этой функции она известна как Хранительница Жизни и воспринимается как единое целое.Есть у нее и вторая задача, состоящая в сотворении новых форм, и в этих целях сила должна действовать в условиях полярности как дуализм положительного и отрицательного аспектов, и именно к этой фазе жизнедеятельности и относится эзотерическая концепция секса.Для поддержания жизни достаточно одной-единственной силы, но для любой формы творения необходимы две силы, одна из которых должна быть актуальной, а другая инертно-потенциальной. Иначе говоря, первая сила должна быть скоростью, а вторая — силой, замкнутой в форме и высвобождающейся под воздействием скорости.Итак, мы имеем две силы, из которых одна стремится исчерпать себя и прийти таким образом к состоянию равновесия, другая же — инертна, потенциальна и пребывает в ожидании стимула. Последнюю, или женскую силу, можно сравнить с зарядом динамита, в частицах которого заключена дремлющая химическая энергия; первую же, или мужскую силу — с электрическим шоком, или ударом молота, высвобождающим эту скрытую энергию.Эзотеристы именуют две эти силы позитивной и негативной, мужской и женской — при этом позитивная или мужская сила является стимулятором, а негативная или женская сила посредством скрытой энергии осуществляет собственно акт творения под воздействием мужской или стимулирующей силы и мгновенно слабеет, едва прекращается действие побуждающего импульса.Любой процесс подобного рода характеризуется с точки зрения эзотеристов наличием сексуальных отношений, независимо от того, где он совершается, — в царстве минералов или в сфере Разума.Глава 10ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛ Однажды Некто, кому это было ведомо, сказал, что в Царстве Небесном не женятся и замуж не выходят. Слова эти были ошибочно поняты в том значении, что человек высокой духовности не имеет пола. Однако эзотерическая наука считает его отнюдь не бесполым существом, но, наоборот, бисексуальным, и вследствие этого — самодостаточным.Индивидуальность имеет две стороны — положительную и отрицательную, ей присущи кинетический и статический аспекты, и по этой причине она либо мужественно-женственна, либо женственно-мужественна — в зависимости от соотношения между «силой» и «формой» в ее природе. Личность же одностороння и, стало быть, имеет определенный пол.Индивидуальность можно представить себе как магнит с положительным и отрицательным полюсами, каждый из которых по очереди погружается в плотную субстанцию, и заряд этого погружаемого полюса определяет пол формирующегося вокруг него тела.Природе Индивидуальности, жизнь которой представляет собой эволюцию, присущи оба эти аспекта; но у Личности, жизнь которой есть инкарнация, задействован лишь один ее аспект, второй же скрыт или неразвит. Это хорошо видно на примере пчел, у которых характер выкармливания личинок определяет развитие половых признаков, да и в организме человека характерные органы противоположного пола присутствуют в рудиментарной форме и могут при определенных типах аномалий получить если не способность к нормальному функционированию, то значительное развитие.Если на Физическом Плане пол четко определяется структурной формой, то на более тонких Планах он зависит от относительной силы, которая постоянно варьируется, так что двое людей, будучи на физическом Плане мужчиной и женщиной,на внутренних Планах могут постоянно изменять свою полярность.Так, имея дело с чем-нибудь, требующим главенства мужчины, он станет лидером, а она последует за ним; но стоит условиям измениться, и пара окажется на Плане, где требуется ведущее положение женщины, как полярность переместится, и женщина примет на себя бремя лидерства: достаточно взглянуть на полную беспомощность мужчины, когда в его руках оказывается младенец.Тот, кто наиболее глубоко чувствует, окажется мужским началом на Эмоциональном Плане, тот же, кто больше знает, окажется мужским началом на Плане Разума, независимоот того в чьем теле ему довелось родиться. Поскольку, однако, мужское тело больше подходит для выражения положительного типа силы, человеческое существо бывает, как правило, мужчиной как на тонких, так и на плотных Планах; но в случае значительного неравенства в силе женщина может оказаться на тонких Планах мужским началом для своего партнера.Никогда не следует забывать, что на внутренних Планах мужественность и женственность всегда относительны, и если физическая сила, присущая паре, перемещается от одного индивида к другому, то вместе с нею перемещается и относительная сексуальность, и человек может воплощать мужское начало в отношениях с одним партнером, и чисто женское или отрицательное — в отношениях с другим. Форма определяет пол индивидуума на Физическом Плане, но относительная сила определяет его на внутренних Планах, и этот факт служит ключом к пониманию многого.Глава 11 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ПОЗИТИВНЫМ И НЕГАТИВНЫМ НА НЕФИЗИЧЕСКИХ ПЛАНАХ (a) ДУХОВНЫЕ ПЛАНЫ«На Седьмом Плане Все суть Едино и Единое есть Все». Эта аксиома весьма часто повторяется в эзотерической философии.На этом Плане обитают сущности двух типов: те, что успели пройти от своей изначальной стадии лишь небольшой путь развития и пребывают на нисходящем витке эволюции; и те, что, завершив свою эволюцию, снова поднялись до уровня своего источника.Этот План лишен всякой формы. Сущности первого типа еще не обрели ее, тогда как сущности второго типа, постигнув все, чему форма могла их научить, отбросили ее прочь вместе с ее ограничениями и получили полную свободу в пределах той вселенной, к которой они принадлежат.Нам говорят, что на этом Плане все суть едино; взаимосвязь, существующая здесь между каждой отдельно взятой сущностью и самим Планом далеко превосходит по своей близости и полноте те высоты, на которые когда-либо возносились земные возлюбленные в наиболее экстатичные моменты единения. Для Седьмого же Плана это постоянное, нормальное состояние, которое вполне можно назвать Царством Небесным, ибо это состояние совершенной любви и совершенной гармонии.Любящие обычно опасаются, что могут потерять друг друга, оказавшись в пустоте бесформенной Нирваны. Напротив, совершенство союза, которое до сей поры было возможно лишь в редких случаях и между редкими личностями, становится там нормальным состоянием всего сущего.На Седьмом Плане, и только на нем одном, не существует различия между позитивной и негативной силами. Этот План временами именуется «Сферой Чистой Силы».На Шестом Плане появляются первые различия, или зачатки разграничения. Вселенское давление Седьмого Плана заставляет силу растекаться во всех направлениях, и каждый поток, растекаясь, обретает несхожие с остальными черты.В эзотерической терминологии эти потоки называются Лучами, и каждый луч представляет собой отдельный аспект Божественной Природы. Каждая Монада, появляясь на Шестом Плане, «находит выход для Проявления» через тот или иной луч, и это ее изначальное окружение навсегда определяет тип Монады. В дальнейшем она будет взаимодействовать с силами других лучей, но цветовой тон ее собственного луча останется ключевым в ее природе, и когда цикл ее эволюции завершится, она вернется в те же врата, через которые явилась на этот План.Общеизвестно, что для получения электрической энергии необходимо направить поток зарядов по замкнутой цепи. Человек, полностью изолированный от всяких контактов с землей, может безнаказанно коснуться оголенного провода, поскольку не представляет собой проводника для тока.Точно так же обстоит дело и с Жизненной Силой. Она истекает из Божественного источника к каждой Монаде и, пройдя через нее и наделив ее зарядом энергии, течет дальше в окружающее пространство. Затем, замкнув цепь, ограниченную лишь пределами проявленной вселенной, и сводясь в процессе этого течения к самой низкой форме Проявления, она наконец поглощается Божественным Началом как неорганизованная космическая сила.Впрочем, если есть нужда в том, чтобы посредством этой силы была совершена некая работа, то не должно позволять ей уйти в пространство и остаться таким образом без применения — ее надлежит сконцентрировать в некоем проводнике, и тогда, обретя границы и определенность, она преобразится в давление и станет источником энергии. Этого можно достичь, направив ее по замкнутому проводнику индивидуализованной формы.В процессе истечения она проложит свой собственный канал через все без исключения индивидуализованные Монады, существующие в данный момент, но для нее должен быть подготовлен и обратный путь, чтобы воспрепятствовать ее бесполезному рассеянию в пространстве.Владение методами создания этого обратного пути и является одним из секретов практического оккультизма.Методы направления этого потока по замкнутой цепи в принципе одинаковы на всех Планах, но в каждом отдельном случае применяются конкретные, несхожие меж собою способы, зависящие от типа материи, в которой происходит этот процесс. А происходит, в сущности, следующее: Монада, предрасположенная по своему типу к Проявлению или индивидуализации, взаимодействует с Монадой, предрасположенной к единению с Божественным Началом, то есть к универсализации.Если две эти Монады встретятся и образуют целостную субстанцию, тогда жизненная сила, исходящая от Божественного Начала через позитивную или мужскую особь, вместо того, чтобы рассеяться в пространстве после завершения жизнедеятельности ее организма, устремится обратно к Божественному Началу через негативную, или женскую особь. В точке соединения двух этих единиц сила может быть взята под контроль и использована в целях созидания в материи того Плана, где состоялось это единение.Такова сущность эзотерического учения о сексуальной функции.Этот прием космического секса, или полярности — если второй термин более предпочтителен в силу ассоциаций, связанных с первым, — применяется на Шестом Плане. Во-первых, чтобы вызвать с Седьмого Плана мощный приток силы к форме Шестого Плана; и во-вторых, чтобы сохранить эту силу на высоком уровне и избежать ее ослабления и рассеяния, что было бы неминуемо, если позволить ей протекать по обычному руслу в низшие Планы и в конце концов рассеяться в пространстве, прежде чем она возвратится к Божественному Началу.Пояснить эту идею можно следующим примером. Возьмем человека с возвышенной духовной натурой, чувствующего в себе призвание к выполнению духовной миссии возрождения человечества. Языком эзотерической науки можно сказать, что такой человек, дабы стать проводником возвышенных духовных сил, должен обладать высокоразвитым телом на Шестом Плане, поскольку работает с силами этого Плана, а получить адекватное выражение они могут только через высоко организованную форму. Если этот человек удовольствуется ролью живущего в уединении подвижника, то путем общения с Божественной Жизнью он сможет взойти на очень высокий уровень развития, однако ни в жизни своей расы, ни в своей эпохе не оставит по себе никакого следа. На внешний мир он не окажет никакого влияния.Если же он посвятит себя трудам во внешнем мире, чтобы воздействовать на духовную жизнь своих собратьев, то нетрудно заметить, что вокруг него немедля соберется небольшая группа учеников, с которыми его будут связывать отношения несколько иного рода, чем с рядовыми последователями. Тем он лишь отдает, никогда не прося и не получая ничего взамен. Но от своих учеников он пребывает в особой и сокровенной зависимости, вряд ли понимаемой во внешнем мире. Хотя ученики находятся на более низком духовном уровне, чем он сам, он все же полагается на них и глубоко страдает от любого отступничества.Эти ученики могут быть и мужчинами и женщинами, — пол здесь значения не имеет. Все, что от них требуется, — это глубокое сочувственное единение со своим учителем и уровень духовного развития, близкий к его собственному. И тогда можно будет увидеть, что эта маленькая группа функционирует как единый организм в центре духовного движения. В дальнейшем в мир отправятся миссионеры, чтобы проповедовать учение Мастера, и можно будет заметить, что они отправляются в мир парами, чтобы помогать друг другу.В этом взаимодействии между сильной позитивной натурой, действующей в качестве проводника для могучей одухотворяющей силы, и не столь сильными, относительно негативными натурами, которые принимают в себя эту силу, ученые-эзотеристы увидели бы Божественную жизненную силу, действующую по законам полярности.Любопытное подтверждение вышесказанного можно обнаружить в том явлении, которое нередко случается при обращении к духовным силам. Не один религиозный проповедник спотыкался о камень чувственности, а те, кто успешно провел ладью жизни по узкому проливу добродетели, оставили в своих жизнеописаниях записи, повествующие о тяжкой борьбе, предшествовавшей окончательной победе. Они были «искушаемы от Диавола» в той степени, от которой избавлен простой смертный.Их чувственная природа, судя по тем видениям и мыслям, которые неотвязно их преследовали, должно быть, не уступала по своей силе их духовной природе, и совладать с нею можно было лишь с помощью сурового аскетизма. Следовательно, умерщвление плоти и воздержание от всех возможных стимулов, пробуждающих плотские желания, является непременным условием высших форм религиозного подвижничества.Некоторые психологи видят в этих общеизвестных феноменах еще одно доказательство того, что «основой всего является секс», и рассматривают религиозные чувства как сублимацию чувств сексуальных, полагая, что с духовной жизнью покончено раз и навсегда, коль скоро доказана ее взаимосвязь с сексуальной жизнью.Эзотеристы, однако, рассматривают это явление с иной точки зрения. Они полагают, что оба эти типа жизнедеятельности суть проявления одной и той же силы, — чистой, преисполненной высочайшей святости божественной силы, и что форма, которую принимает эта сила, определяется тем механизмом, посредством которого она действует.Скажем, если эта сила проходит через форму тела Шестого Плана, то она проявляет себя как духовная страсть и динамическая энергия и будет воздействовать на духовную природу тех, с кем она вступает в контакт. Если же эта сила проходит через ментальное тело, то результатом будет творческий интеллект, а если через физическое тело, то это будет сексуальная энергия в обычном смысле этого слова.Эзотеристы, однако, считают, что где бы эта сила ни проходила, она везде и повсюду остается одной и той же, и ее конечное проявление в рождении потомства ни в коей мере ее не принижает. Напротив, то что эта изначально божественная сила направляется на деторождение, делает само деторождение актом божественным и священным.И все же в общепринятом и особенно в теологическом представлении, напуганном широко известным явлением чувственности мистики, жизненная сила в ее проявлениях на Физическом Плане ни в коей мере не почитается святыней, но скорее считается проявлением низменной стороны нашей натуры, ведущей постоянную борьбу с нашей духовной сущностью.Есть, впрочем, отдельные религиозные подвижники, глубокие знатоки человеческой натуры, которым хватает проницательности понять, что все это суть различные аспекты одного и того же. Когда религиозный наставник теряет доброе имя из-за чрезмерной чувственности, то принято считать, что жизни этого человека как его духовной силе неизбежно приходит конец.И, должно быть, это так и есть, поскольку если столь могучие силы, с которыми он имеет дело, вырвались из-под его контроля на Физический План, то вряд ли после такого взрыва ему удастся вернуть их обратно в предназначенный для них канал. Все его дамбы могли быть начисто сметены, и может статься, что он уже никогда не сумеет сконцентрировать ту энергию, посредством которой вершится его труд.И все же сила, сметающая преграды, есть все та же духовная сила, а вовсе не силы преисподней. Громадная космическая энергия, которую этот человек направил по каналу своей индивидуализованной сущности, оказалась, говоря метафорически, под гораздо большим напряжением, чем он мог выдержать, и потому его духовная природа расплавилась от этого напряжения и дала «короткое замыкание».Поток в буквальном смысле ушел в землю. Вместо того, чтобы мощно организованная духовная природа удерживала поток в пределах предназначенного для него канала и передавала его духовность другим с тем, чтобы он смог вернуться к своему Божественному источнику, ни разу не покинув Шестого Плана, давление на духовное тело этого человека оказалось настолько мощным, что сила вырвалась из-под контроля и потекла по пути наименьшего сопротивления, то есть по пути эволюции природы — из Седьмого Плана на Первый, а затем обратно через душу Земли.И вина этого человека не больше вины хозяина водяной мельницы, у которого вода прорвала запруду и затопила деревню. Само собой, ему бы следовало знать, что напор воды слишком силен для его запруды, но назвать его умышленным губителем деревни нельзя.Это явление — прорыв духовной плотины под слишком высоким для сил организма давлением и вызванная этим деградация Божественных сил до самых низких Планов бытия — хорошо известно ученым-эзотеристам.Позволительно спросить, есть ли от этого какое-либо средство?Во-первых, предупредить легче, чем излечить, и потому все тонкие силы должны быть со всем тщанием приведены в соответствие с нравственными устоями управляющей ими личности; во-вторых, следует избегать трудов в уединении, чтобы постороннему глазу легче было заметить первую трещину в плотине, то есть то, что сам хозяин обычно замечает последним.Тогда при малейшем признаке подобной катастрофы оказавшемуся под угрозой человеку следует немедля прекратить всякую деятельность на внутренних Планах и, вернувшись к Плану материальному, заняться интенсивными физическими упражнениями либо даже усмирением плоти на старый манер. И превыше всего ему надлежит воздерживаться от дальнейшего обращения к духовной энергии, пока не восстановятся предназначенные для нее каналы.Для мистика возвращение к таким экстатическим состояниям в подобной ситуации означает взрыв либо чувственности, либо истерии. Многие высоко духовные личности интуитивно ощущают, что недостойны в подобных обстоятельствах приблизиться к своему Богу и потому должны смиренно возделывать свои поля либо заботиться о бедных, пока снова не станут достойными восприемниками Его благодати, и Он снова не снизойдет к ним.Такое духовное смирение уберегло бы от позора многих из тех, кто претендует на святость. Когда жизненные силы оказываются на низших Планах, то высшие Планы мы открываем себе же на погибель. (б) МЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫДействие полярности четко прослеживается и в двух аспектах разума, функционирующих как абстрактное и конкретное мышление. На Пятом Плане, или Сфере абстрактного мышления, Великие Лучи, зародившиеся на Шестом Плане, получают дальнейшее развитие в качестве и абстрактных принципах.Будучи полностью абстрактным, этот План доступен постижению только при помощи сравнений, и его природа может быть лишь кратко обозначена в такой книге,как эта. Впрочем, характер его деятельности можно показать на примере практической иллюстрации.Существуют два типа логического мышления. Первый, или дедуктивный, из одного общего принципа выводит частные случаи его действия; второй же, или индуктивный тип мышления выводит принципы и закономерности из суммы частных случаев. Хотя в своей ментальной деятельности все, как правило, пользуются обоими методами, нетрудно заметить, что в логическом мышлении каждого индивидуума, достаточно развитого, чтобы действовать в данном ментальном Плане, преобладает либо один, либо другой тип мышления.Вполне очевидно, что подавляющее большинство рода человеческого еще не достигло этой стадии эволюции и продолжает руководствоваться эмпирическим методом, полагаясь лишь на собственную память и не будучи в состоянии сделать из своего опыта никаких выводов, кроме самых поверхностных.Поэтому в высшем ментальном Плане индивидуумы разделяются на два типа: тех, кто овладел великими абстрактными принципами этого Плана, стремятся применять их к более плотным формам бытия, и, осознавая, что источником этих принципов является Божественное Начало, стремятся пронести их через все стадии эволюции как Божественный свет; и тех, кто усматривая свою цель в Божественном начале, вечно стремится синтезировать весь опыт в духовных типах.Первый из них — рассеиватель, второй — объединитель; первый функционирует по мужскому типу, второй — по женскому.Какое же выражение находят оба эти типа в реальной жизни? Один станет философом, формулирующим общие принципы и выводящим из них следствия; другой же станет исследователем, собирающим массу фактических данных и выводящим общие законы на основе своих наблюдений.Разумеется, в реальной практике каждый мыслитель должен использовать оба метода. Будь он только собирателем фактов — хотя существуют и такие — или только глашатаем непроверенных на практике принципов — а есть и такие (хотя современное образование стремится их искоренить) — в мире науки он достигнет незначительных высот. Величайший вклад в познания человечества был сделан либо философствующими учеными либо философами-исследователями, то есть людьми, объединяющими оба типа мышления.Однако, как правило, один тип интеллекта собирает информацию, а другой подвергает эту информацию философскому осмыслению, и только наиболее выдающимся из них оба эти вида мышления доступны одновременно. В этом взаимодействии философы-эзотеристы видят проявление двух типов полярности — мужской индукции и женской дедукции — и утверждают, что оба эти метода так же необходимы для творения в Плане абстрактного мышления, как и в Плане материальном, ибо один без другого бесплоден, тогда как, действуя совместно, они приносят плоды нового знания.В Четвертом Плане, Плане конкретного разума, также проявляется принцип полярности. Всем известно, насколько утомителен и тяжел интеллектуальный труд, совершаемый в одиночестве, без чьего-либо одобрения или сочувствия, но едва появляется некая общность, основанная на знании, как разум обращается к разуму с новой энергией и силой. Всем работникам умственного труда хорошо известны внезапные прорывы мышления, вдохновленные то ли беседой, то ли перепиской, то ли даже чтением книги об интересующем их предмете.В этом Плане четко просматривается взаимная стимулирующая реакция, и, независимо от ее осознания, интеллектуалы отлично знакомы с нею по опыту и успешно ею пользуются, что можно заметить, читая их жизнеописания. Эзотеристы также знают этот принцип и успешно его используют. Собственно говоря, при выполнении определенных видов работы им нередко приходится специально подыскивать партнера, поскольку они не могут даже приступить к ней в одиночку. (в) АСТРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫПланы эмоций и страстей известны эзотерической науке соответственно как Высший и Низший Астрал, вот как раз здесь мы и можем проследить зарождение секса в его обычном понимании.На Третьем Плане, или в Высшем Астрале, то есть в Плане нежных чувств, мы видим эмоциональную сторону натуры, жаждущей либо иметь некий объект для выражения своих чувств либо для эмоционального удовлетворения, и два эти аспекта одного чувства эзотеристы рассматривают как полярную эмоциональность.На Третьем Плане нет еще фиксированного разделения полов; позитивность либо негативность, мужественность либо женственность той или иной силы определяется формой ее функционирования. Форма, которая требует эмоционального выражения, рассматривается как мужская, та же, которая требует эмоционального удовлетворения, рассматривается как женская.Однако эти формы действия могут изменяться в быстрой последовательности или даже одновременно по отношению к различным аспектам натуры, и в силу этого полярность постоянно колеблется. Такие колебания полярности в Высшем Астрале являются чрезвычайно важным фактором практического применения этих принципов к делам человеческим.В Низшем Астрале, или в Плане инстинктов, полярность обретает большую стабильность, поскольку этот План находится в тесной взаимосвязи с Планом Физическим, и на его состояние заметно влияют физиологические фазы развития организма. Но каким бы странным это ни показалось на первый взгляд, пол тела во Втором Плане противоположен полу физического тела. Впрочем, нам не составит труда дать читателю веские доказательства истинности этого утверждения.Хорошо известно, что женская любовь постоянна, выдерживает суровые испытания, но не столь сильна, как любовь мужская, тогда как мужчина остро реагирует на побуждающий стимул и возвращается в состояние пассивности, едва этот стимул исчезает. В этом эзотеристы видят ровное течение силы через позитивную мужскую форму женщины и резкий взрыв дремлющей энергии под воздействием кинетической силы в женской форме мужчины.На этом Плане реализуются некоторые виды магии, в которых активно задействуется сексуальная сила. Отсюда возникает опасность ее невежественного и безудержного применения и необходимость огромного самоконтроля со стороны тех, кто приступает к оккультным занятиям подобного рода. Каждый, кто знаком с теми кругами, в которых культивируется изучение практического оккультизма, знает, что в этом отношении есть основания для постоянной тревоги, если только не соблюдаются нормы высокой нравственности.Глава 12ПОЛЯРНОСТЬ НА ФИЗИЧЕСКОМ ПЛАНЕ Мы наделены физическими телами, в которых конфигурация органов воспроизведения определяет предназначенную нам роль в полярности жизни; мы рождаемся либо мужчинами, либо женщинами и должны безропотно подчиняться участи,предначертанной нам при зачатии, поскольку такие явления, как гермафродитизм и гомосексуализм считаются патологическими как эзотерической, так и экзотерической науками.Сексуальная активность на Физическом Плане регулируется химическими процессами в эндокринных органах, то есть в железах внутренней секреции, выделяющих в кровь секреты, известные под названием гормонов, которые, циркулируя вместе с кровью по организму, стимулируют деятельность секреторных органов. Таким образом, сексуальное напряжение в организме человека повышается и понижается в зависимости от химического состава его крови, который постоянно колеблется в определенных пределах.В качестве доказательства этого разработаны специальные диаграммы; доказано,что месячный цикл сексуальной активности женщины совпадает с уровнем содержания в ее крови солей кальция. У мужчин также существует определенный ритм нарастания и спада сексуального желания, который, однако, гораздо менее изучен, чем более очевидная периодичность цикла у женщин.Некоторые популярные авторы объявили, что в этом открытии таится ключ к пониманию всей жизни, — эмоциональной, интеллектуальной и духовной. Утверждается даже, что человек — это всего лишь синтез гормонов, выделяемых железами внутренней секреции, и что любой духовный импульс, любой эмоциональный идеал можно выразить в виде формулы тех же солей кальция.Все эти философы физиологического толка упустили, однако, из виду тот существенный факт, что на функции эндокринных желез оказывают огромное влияние эмоциональные состояния человека. Одна физиологическая школа заявляет, что вырабатывающие адреналин надпочечники регулируют сексуальную функцию человека; другая школа называет надпочечники боевыми органами, поскольку их секрет напрягает все ткани, приводя их в готовность к неистовому усилию и в случае ранения заставляет кровь легко свертываться. Известно также, что эти органы стимулируются к действию, когда их хозяин испытывает чувство ярости или страха.Таким образом, очевидно, что экзотерическая наука доказывает экспериментально то, чему давно уже учит наука эзотерическая, — что функционирование физического организма управляется с Плана инстинктов и страстей. И если химический состав гормонов регулирует функции физических тканей, то сами эти железы управляются эмоциями.В такой книге, как наша, нет нужды вдаваться в общеизвестные детали сексуальной психологии; сказанного довольно по крайней мере для того, чтобы обозначить точку, в которой соприкасаются экзотерическая и эзотерическая науки, и точкой этой является эндокринная система человека.Глава 13ПОЛЯРНОСТЬ ВНУТРИ ОРГАНИЗМА В предыдущих главах были вкратце освещены явления полярности между противоположными по типу единицами, функционирующими на различных Планах. Однако эзотерической науке известен также и вторичный тип полярности, существующий внутри самого индивидуума.Несколько тел или начал человека позитивны либо негативны относительно друг друга, причем более тонкие начала позитивны по отношению к началам грубым. Так, психическое тело, тело инстинктов и страстей, позитивно по отношению к негативному физическому телу, побуждает его к действию и определяет его состояние, разумеется, в рамках тех физических и химических законов, которые правят материальным Планом.Каждое последующее в этом ряду тело управляется тем, которое находится над ним, и побуждается к действию лишь стимулом, исходящим от этого более тонкого тела. Точно так же само оно выступает в качестве регулятора и стимулятора по отношению к телу, находящемуся под ним в порядке проявления. Таким образом, оно позитивно по отношению к более плотной форме и негативно по отношению к одухотворяющей его тонкой субстанции.Монада Седьмого Плана, или искра духовной жизни, есть изначальный детерминант всех семи тел, она дарует жизнь и индивидуализацию, без которых не существовало бы и самой единицы (Монады). Лучи Шестого Плана определяют ее тип; абстрактные качества Пятого Плана в совокупности с тем или иным типом луча определяют индивидуальную природу ее основных отличительных черт.С Четвертого Плана начинается созидание личности посредством опыта, ибо именно на четвертом Плане — Плане Конкретного Разума — происходит зарождение памяти. Однако индивидуальность трех высших Планов полностью определяет изначальное направление пути эволюции. Какие бы изменения ни происходили в силу различных обстоятельств, индивидуальность всегда будет стремиться к возвращению на свой первоначальный путь продвижения, едва устраняется возникшее препятствие. Воспоминания, собранные в конкретном разуме, определяют естественно эмоциональные реакции, проявляемые индивидуумом на Третьем Плане, а его чувства точно так же определяют цели его инстинктивной деятельности во Втором Плане, заставляя его стремиться к тому, что приятно, и избегать того, что неприятно.Первый План, как мы видели, регулируется эмоциями, воздействующими на железы внутренней секреции и на импульсы, подаваемые нервной системе.Подводя итог, можно сказать, что каждым телом правят законы его Плана, но его функции регулируются телом, принадлежащим Плану, расположенному непосредственно над его собственным Планом.Так, поскольку физическое тело управляется телом психическим, то в случае каких-либо неполадок в управлении физическим механизмом нам следует воздействовать именно на это тело. Такого воздействия мы достигаем на Третьем Плане, являющимся Планом образного сознания, заставляя его сосредоточиваться на образах здоровья и безупречного функционирования всех органов.Эти образы, если они возникают с достаточной ясностью и постоянством в образном сознании Третьего Плана, призовут к порядку тело Второго Плана и заставят его направить соответствующие импульсы в плотную телесную оболочку. Она же вернется к прежнему здоровью, как только ядовитые химические соединения, порожденные дисфункцией того или иного органа, изгоняются из организма, и если не произошло никаких органических изменений.Этот процесс исцеления получил широкое распространение благодаря системе, известной под названием самовнушения. Наиболее тщательную разработку и далеко идущее применение дала этому методу Христианская Наука, в которой аспекты разума Пятого Плана побуждаются к сосредоточению на абстрактных принципах гармонии, вследствие чего контроль осуществляется именно с этого Плана.Случаи истинного духовного исцеления, исходящего с Седьмого Плана, при котором Монада берет на себя управление всеми расположенными ниже телами и полностью определяет их состояние — в отличие от так называемого духовного целительства, основанного на религиозном самовнушении, — чрезвычайно редки.При естественном порядке вещей в последовательном ряду форм постоянно осуществляется взаимный контроль, но человек, желающий возбудить силы какого-либо определенного тела до высокого потенциала, может воспользоваться этим целенаправленно.Допустим, если человек, о котором идет речь, является творческой личностью, то он может в полном объеме задействовать потенциал своего астрального тела (ибо всякое творчество относится именно к Третьему Плану), привнеся в него свой интеллект в дополнение к воображению. При этом он обнаружит, что приложение конкретного разума к произведению, отчасти уже обретшему зримый образ, приведет к тому, что его эмоции сконцентрируются в художественной форме, иными словами, к той конкретизации, которой не было бы и в помине, если бы за эмоциональными силами Третьего Плана не пылал вдохновляющий творца огонь.Точно так же и на Четвертом Плане, или Плане Конкретного Разума, для полного осознания значения обдумываемых фактов, он должен задействовать свою энергию абстрактного мышления. Абстрактное же мышление должно черпать свой стимул в самом духе.Это взаимодействие между двумя формами человека, необходимое для творческой работы, то есть для конкретного проявления силы внутри индивидуума, предоставляющее в распоряжение этой силы материальную форму того или иного Плана — то ли писаное слово в ментальном Плане, то ли звук или цвет в Астрале — рассматривалось бы ученым-эзотеристом как непреходящий пример полярности, лежащей в основе всякой творческой деятельности.Иногда, впрочем, можно повернуть этот поток вспять. Скажем, человек пожелает стимулировать ту или иную форму средствами низшего, а не высшего Плана. Так, он может заставить свой конкретный разум привести в состояние активности разум абстрактный.В этом случае мы будем иметь дело с человеком, который ставит абстрактные принципы на службу частностям и требует, чтобы законы мироздания совпадали с его собственными представлениями о добре и зле. Такой тип на свой лад толкует идеи, высказанные людьми, намного превосходящими его по развитию, и затем преподносит их как подтверждение своих взглядов.Такие люди односторонни, фанатичны, невосприимчивы к доводам разума и неспособны увидеть в вещах никакую другую сторону, кроме той, что предопределена ими заранее. Так природа низшего Плана ограничивает вдохновение при контакте с Планом высшим.В равной степени люди, чьи эмоции побуждают их к интеллектуальному труду, склонны искать скорее доказательства своей правоты, чем стремиться к постижению истины, а там где эмоциями правит аппетит, а не рассудок, мы имеем дело с неуравновешенным, непостоянным, неистовым человеком, для которого «всего понемногу и ничего надолго», рабом своих эмоций, которому недостает ни движущей силы, ни разума, чтобы реализовать свои мечты.Там, где инстинктами правят физические ощущения в большей степени, чем нежные чувства, которые лишь и могут воплотить их в форму человеческой любви, мы имеем дело со сластолюбцем, жестоким либо чувственным, в зависимости от того,в какую сторону направятся его страсти под воздействием эндокринных желез.Алкоголь является одним из наиболее мощных факторов перемещения полярности тел. Поглоща
|