КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жесты походкиКогда человек стоит на обеих ногах (ноги расположены не больше чем на две ширины ладони друг от друга), это твердая и одновременно гибкая стойка! Она свидетельствует о сильном, уравновешенном, спокойном, но живом, твердом, способном примениться к обстоятельствам характере; человек с таким характером – резкая противоположность «дрожащему от страха». Неподвижная, застывшая стойка при сильной напряженности характеризует твердость, упрямство, недостаток оборотливости, плохую приспособляемость, негибкое самоутверждение. Твердая стойка, вес тела – на одной ноге, другая лишь в качестве подпорки, нечастая смена поз, вместе с некоторой расслабленностью характеризуют бдительность, подвижность, живые реакции, гибкость, приспособляемость, непринужденность; но это уже и определенная подспудная нехватка устойчивости, которая становится заметной при более сильных нагрузках. Изменчивая стойка при недостатке напряжения, частая смена основной опорной ноги – нет твердой точки опоры («легко опрокинуть»), лабильность, недостаток твердости и дисциплинированности, воли к самоутверждению и преодолению, слабость побуждений, мягкость, стремление к удобству, ненадежный, боязливый, внушаемый тип характера. Часто такими бывают политики, из уст которых выходят громкие слова об их самостоятельности и твердой точке зрения. При этом, «переступая» с одной ноги на другую, они выдают через язык тела знающим людям свою истинную слабость! Покачивание, приподнимание на носки; постоянное резкое поднимание корпуса– или подготовка активного движения вперед, в смысле готовности к борьбе, агрессивной установки, или (вероятно, еще чаще) заносчивость. В любом случае здесь не хватает настоящей "устойчивости". Можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а те, кто обычно держат руки в карманах даже в теплую погоду, скорее всего критичны и скрытны. Нередко можно увидеть человека в таком состоянии, идущего вдоль бордюра и как бы рассматривающего, что на нем лежит (рис. 1). Рис. 1 Человек, шагающий, держа руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на дальние дистанции (рис. 2). Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время. Его внезапные вспышки энергии сменяются периодами летаргии, когда он планирует следующий решающий ход. Типичный образец – У. Черчилль. Рис. 2 Люди, занятые решением каких-либо проблем, часто ходят в медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной (рис 3). Их походка очень медленна, они часто останавливаются, чтобы пнуть камешек или даже поднять обрывок бумаги, перевернуть его и выбросить снова. Они как бы говорят себе: «Давай посмотрим на это со всех сторон». Рис. 3 Ритмичная походка: расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, наличие напряжения в смысле особого внимания, критичности или готовности к действиям; в известной степени – игривый ответ на внешний стимул. Равномерная походка: волевая деятельность или стремление к цели, которой хотят достичь, применяя силу воли; чем это желание сильнее, тем более равномерна походка, шире шаги, прямолинейнее линия движения, тем больше верхняя часть тела наклонена вперед. Широкие шаги: часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость до сплошной занятости, деловитость, непринужденность, свободно разворачивающееся самоощущение, скорее всего, направленное на далекие цели, абстрагирующееся мышление. Короткие, маленькие шаги: скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность; самочувствие проявляется лишь ограниченно. Тип мышления скорее конкретный, связанный с чувственными впечатлениями. Нарушения в ритмичности: известная раздвоенность и отсутствие уверенности, надежности: замешательство, задумчивость, направленность в себя, нехватка внутренней свободы, робость. Самодовольные, несколько помпезные люди могут сигнализировать о таком своем состоянии походкой, которую «прославил» Б. Муссолини (рис. 4). Рис.4 Эта подчеркнуто широкая и медленная походка – обычное известное желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Осанка Свободная, непринужденная осанка: в основе лежат высокая восприимчивость и открытость окружающему, способность к немедленному использованию внутренних сил, свобода от какого-либо ограничивающего принуждения, следовательно, естественное доверие к себе и чувство безопасности. Неподвижность или напряженность тела: реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться. Большая или меньшая стесненность, избегание контактов, закрытость. Часто чувствительность (впечатлительность при потребности в самооценке). Нередко это стадия развития в цепочке: впечатлительность, стеснительность, самоизоляция, чувство, что тебя неправильно понимают, скованность по отношению к внешнему миру с самокомпенсацией действительной или мнимой неполноценности. Поза иногда возникает при неловком старании быть корректным. Комбинация высоко поднятых плеч со слегка сутулой спиной и более-менее втянутым подбородком (более или менее склоненная голова, «втянутая в плечи»): чувство угрозы и следующее из этого защитное поведение, известная беспомощность, чувство «ощетиненное», хронический страх, нервозность, идущая из эмоциональных глубин неуверенности, боязливость (прежде всего при слабом напряжении). Такое состояние становится понятным при анализе ситуации, либо, если оно сохраняется постоянно, это утвердившаяся черта, развившаяся от продолжительного пребывания в состоянии запуганности, например при постоянной боязни начальника. Сутулая спина: смирение, покорность, угодничество. Это характерное духовное состояние, которое подтверждается также характерным выражением лица, известно каждому. Сжимание плеч вперед: при сильном страхе, ужасе. Поднятая голова: выраженное самочувствие уверенности в себе, самосознания, внутренней свободы. Полная открытость и внимание к окружающему миру из-за интенсивных отношений с ним. Готовность к действию, склонность к активному вмешательству и открытому, уверенному взаимодействию с миром. Выражение «высоко нести голову» противоположно понятию «терять голову». Подчеркнуто слишком высоко поднятая голова: взгляд сверху дает критическую дистанцию, критическую бдительность. Это также личностное дистанцирование, отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие: «высоко задирает нос». Прежде прямо державшаяся голова медленно откидывается в расслабленную позу и остается там: перевешивают инертная, пассивная установка, стремление к покою, мечтательное отношение к жизни, самоотдача впечатлениям. Склоненная набок (направо или налево) голова (расслабленные мышцы шеи): отказ от собственной активности, полная открытость собеседнику или сопереживаемой сцене, внутреннее участие, стремление идти навстречу вплоть до покорности. Неосознанное свободное качание головой из стороны в сторону: нерешительность, в основе – скепсис и осторожность, часто сопровождается слегка приподнятыми плечами и опущенными уголками рта. Вытянутая вперед голова, особенно при сконцентрированном взгляде: интенсивная отдача, напряженное внимание. Как позитивная, так и негативная, даже враждебная установка.
|