КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аристофан (446-384)родился в семье состоятельного афинского гражданина, жил в период Пелопоннесской войны и кризиса афинского государства. Идеалом для себя избирает образ среднего крестьянина – имеет рабов, но и сам работает. Аристофан издевался над Еврипидом, Сократом. Прием – карикатура, шарж, пародия и гротеск на грани фантастики. Темы Аристофана: 1 война и мир 11 комедий дошло – везде есть слова о войне и мире, он был ярый сторонник мира. Шла Пелопонесская война (429-403) Как и трагедия, комедия связана с культом Диониса. Комические поэты защищают права земледельцев 2 критика политики современного правления («Всадники», «Осы») 3 проблемы культуры: воспитания, театра, литературы («Лягушки», «Облака»)
19 Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака» «Облака» 423 г. Отличается от обычных комедий. Посвящена культурной проблеме: выступает против софистов и Сократа. Проблема воспитания молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса. Сюжет комедии: Старик Стрипсиад обеспокоен сыном Фидиппидом – тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе – сократической беседе – приведение человека к выводу. У Аристофана Сократ – это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце». Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Сократ принимает Стрепсиада в «мыслильню» и проделывает над ним обряд «посвящения». Мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. Пародируются естественно-научные теории философов и новые софистические дисциплины, например грамматика. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, посылает вместо себя сына. Происходит агон между Кривдой и Правдой – прежде всего о проблеме воспитания. восхваляет старое строгое воспитание. Кривда защищает свободу вожделений. Кривда побеждает. Фидиппид быстро овладевает всеми необходимыми уловками, и старик спроваживает своих заимодавцев. Но вскоре искусство сына обращается против отца. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир. Любитель старых поэтов Симонида и Эсхила, Стрепсиад не сошелся в литературных вкусах с сыном, поклонником Еврипида. Фидиппид поколотил старика, доказывает ему, что сын вправе бить отца. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик поджигает мыслильню Сократа.но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну – Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрипсиад берет лестницу и факел – поджигает мыслильню. Особенности: 1.Сократ - карикатура на софистику (далек). На деле – выступал на площади, здесь – в мыслильне. 2.комедия кончается без обычной обрядовой свадьбы Образованный А. не враг науки, в софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей
20 Борьба Аристофана за мир – «Мир», «Лисистрата». В момент заключения так называемого Никиева мира (421 г.) поставлен был «Мир». Крестьянин Тригей на навозном жуке подымается к небу (пародия на эврипидовского «Беллерофонта») и с помощью представителей всех греческих государств извлекает заточенную в глубокой пещере богиню мира; вместе с ней выходит и богиня урожае плодов, с которой Тригей затем справляет свадьбу. В комедии «Лисистрата» (411 г.) женщины воюющих областей устраивают «забастовку» и принуждают мужчин заключить мир. Агон в «Лисистрате» - между Лисистратой и Советником. Автор постоянно апеллирует к здравому смыслу простого народа. Женщины приходят к разумнейшему решению проблемы.
|