КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Римская поэзия I в до нэ. Лукреций и КатуллТит Лукреций Кар (≈98 – ≈55) Самый крупный поэт периода республики, эпос. О жизни знаем мало. Поздний автор – несколько слов о биографии. По не вполне достоверному сообщению христианского писателя Иеронима Лукреций страдал припадками безумия, вызванными будто бы «любовным напитком», и кончил жизнь самоубийством. У него был учитель – Эпикур, учитель которого – Демокрит. Обожествляет Эпикура за то, что тот объяснил мир. Но взял только физическую часть суждений, этическую – нет. Нет богов, нет загробной жизни. · Л – первый поэт эпикурейской философии. «Я решил облечь в поэзию сложную эпикурейскую философию, иначе с ней не справиться». · Л. в советское время популярен, т.к. его материализм – предмет диссертации Маркса + идеалогия. Идеи: - мы состоим из души и тела - никакие боги не существуют, а если существуют, то на нас не влияют - все смертны, все течет и изменяется - познав это можно жить счастливо (не прав) Поэма «О природе» (в стихах!) (или, как обычно переводят, калькируя латинское заглавие, «О природе вещей» - «De rerum natura») (Издана Цицероном потом). Автор предполагал посвятить свое произведение одному из представителей знатного рода Меммиев, но посвящение это проведено не во всех частях поэмы: Поэма Лукреция отнюдь не является только философским трактатом, переложенным в стихи и «приправленным» поэзией. Это - подлинное художественное произведение, открывающее своим четким и конкретным видением мира новую страницу в античной литературе. Лукреций выступает не как ученый теоретик, а как просветитель, страстный борец с религией и ее суевериями, провозвестник научно-материалистического миросозерцания. Содержание 6 книг «О Пророде»: 1 - Обращение к Венере → прочность традиций. Отрицает богов, но к ним обращается. Атомистическая теория: из ничего не творится ничто. Материя неразрушима, она преобразуется. 2 - Вселенная – безграничное пространство, на котором носятся атомы. Мир вечно обновляется. 3 - когда мы есть, смерти нет и наоборот; 4 - ощущения – материальные отображения реальных предметов. Тонкие материальные образы видимых предметов проникают в органы чувств и вызывают различные представления. 5 - О происхождении мира. Молодая земля, семена залетели на богатую целину → производит. Дикие люди носились по земле и им пришлось как-то общаться → перешли от просто криков к значащим крикам → возникли речь и культура. Боялись → придумали религию; 6 - Объясняет явления природы: гроза, землетряс, бури. Особенности: 1.очень страстно написано. Он счастлив, что знает истину и хочет рассказать всем 2.приводит наглядные примеры 3.старинный язык, стиль - торжественность. Нет подходящих слов + гекзаметр направляет → новые слова, грецизмы
Гай Валерий Катулл (87 – 57/54) В Риме обнаруживается тяготение к александрийской поэзии. Аполитизм, обращенная к узкому кругу, уклон в сторону частной жизни и чувств - находят в Риме ценителей. Биография не дошла, только из стихов. Родился в Вероне, благодаря связям отца получил доступ к знати и с Меммием. Формально не римский гражданин – приехал из провинции, тогда не считавшейся частью Р.И. Стал любовником замужней красавицы Лесбии (так называет её в стихах) → любовная лирика ей (поэт занят главным образом собой и своими чувствами). Принадлежал к кружку неотериков: считали, что время эпоса прошло, писали эпиграммы, эпилии, элегии. Для них поэзия – всего лишь форма, а содержание – минутная мысль. Называли стихи nugae – безделки, но были уверены, что они переживут века. Дошло 113/116 стихов (не разобрать, это часть или целое). Книга: стихотворения → поэмы → свадебные стихотворения → эпиграммы. Лирика: любовная, насмешливая, дружеская, выпады против врагов. Темы случайны, интересен не сам объект. Литературное наследие Катулла состоит из трех частей. 1) большие произведения в «ученом» стиле, 2) мелкие стихотворения, «шутки», распадающиеся в свою очередь на две категории, близкие по содержанию, но отличные по стилю и метрической форме: 2.1. стихотворения, составленные в элегическом дистихе (эпиграммы, элегии), 2.2. «полиметры», т. е. стихотворения разнообразной метрической структуры (внешний мир интересует поэта лишь как возбудитель субъективных эмоций) Стихи: · лирическая сила · простота, простонародность · использует ругательства · искренность · в стихах к Л. – острейшая субъективность · впервые появляется раздвоение – и ненавижу и люблю · использует древнегреческие средства (их сравнения – поцелуи = песчинки, звезды) · сравнивал свою любовь к Лесбии с любовью к детям (семейные отношения особо почитаемы в Риме) · его чувство глубокое, серьезное, возвышающее · но не совпадает с действительностью → Лесбия изменяет → пишет стихотворения-издевки, полные боли · обращался к богам с просьбой излечить его от любви, анализировал своё состояние в эпиграммах Поэмы: · хорошо знал литературу греков · последователь Каллимаха, противник классического искусства · нестройная сложная композиция · отсутствие единой сюжетной линии «Аттис» эпиллий, пытается понять психологию востока. Свадьба Пелея и Фетиды– сложная композиция – вступление – путешествие Аргонавтов, потом свадьба.
|