КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа по тексту.1. Прочитайте текст.
Текст научного произведения создается как цепочка «шагов» — действий внутри текста, которые образуют логический каркас, своеобразный «сценарий научного произведения». В научном тексте по любой специальности можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Это, например, глаголы обозначим, зададим, составим, определим, найдем, выберем, рассмотрим и т.п. Автор методично, шаг за шагом, поясняет, подсказывает своему собеседнику, какие именно мыслительные операции он в тот или иной момент совершает: дает определение, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод и т. д. С помощью специальных средств автор: • квалифицирует свои действия: дадим определение, перейдем к вопросу, возвратимся к формуле, приведем пример и т. д.; • сообщает о своих целях: В связи с этим рассмотрим различные существующие варианты и наметим новые подходы в исследовании термина «агрессивность грунтов»; • заключает с читателем конвенцию об использовании понятий, терминов и т.п.: Поскольку ряд используемых в тексте терминов не всеми трактуется однозначно, сделаем несколько пояснений; • фиксирует фазы — начало, продолжение, конец — отдельного действия или всего исследования: На этом закончим обзор основных понятий и оппозиций дейксиса; • указывает на переход от одного эпизода к другому: Рассмотрим схему вычислительного алгоритма; • указывает на связь между фрагментами высказывания: их последовательность (во-первых, прежде всего и т. п.), эквивалентность (элементарный, т. е. одновходовый, ключ) и т. д. Для облегчения восприятия информации и удержания ее в памяти читателя автор часто прибегает к смысловому повтору. Смысловые повторы не только не являются недостатком научного текста, но, наоборот, помогают организовать его. Некоторые повторы — необходимый атрибут композиции. Особенно важную роль они играют при подведении итогов научной работы: в статьях это обычно последний абзац (иногда два или три), в монографиях — специальные разделы «Заключение», «Выводы». В курсовых, дипломных работах, диссертациях смысловыми повторами небольшого объема (предложение, абзац) может завершаться каждая более или менее значительная рубрика (например, параграф), большим смысловым повтором — большая часть (например, выводами по главе), а вся работа — смысловым повтором в объеме одной-двух страниц (заключением). Следует иметь в виду, что концевые смысловые повторы не сложение смысловых повторов по параграфам и главам, они должны содержать некоторую обработку, обобщение. (По И. Левиной) 2. Определите, к какому из подстилей научного стиля речи относится данный текст и кому адресован. 3. Предположите, фрагмент какого из жанров научного стиля здесь представлен. 4. Охарактеризуйте текст по следующему плану: 1) сфера употребления; 2) задачи речи; 3) отличительные стилевые черты; 4) языковые особенности. 5. Законспектируйте текст. Относится ли ваш конспект к жанрам научного стиля речи? 6. Определите подстиль научного стиля данного фрагмента текста. Докажите свое мнение. Каждый функциональный стиль оформляется в своей особой совокупности жанров: этот конгломерат не дублируется в других стилях речи. Совокупность образующих жанров специфична для каждого стиля и считается обеспечивающей его целостность. Так, в одной из своих работ Е. С. Троянская описывает ту совокупность жанров, в которой выступает научный стиль: 1) академические (монография, статья, диссертация, научно-технический отчет, тезисы, доклад, сообщение и т. д.); 2) информационно-реферативные (реферат, аннотация и т. д.); 3) справочно-энциклопедические (энциклопедия, словарь, справочник и т. д.); 4) научно-оценочные (рецензия, отзыв, экспертное заключение, полемическое выступление и т. д.);5) научно-учебные (учебник, учебное пособие, лекция и т. д.); 6) инструктивные (инструкция, руководство, памятка, рекомендации, сопроводительная документация, программы и т. д.); 7) научно-деловые тексты - научная и техническая документация (патент, авторское свидетельство и др.). Совокупность жанров разговорного стиля в соответствии с разработками ученых выглядит следующим образом: а) монологические: монолог убеждающий, монолог лирический, монолог драматический, монолог сообщающего типа; б) диалогические: ситуативно обусловленный диалог, свободный диалог. В официально-деловом стиле О. В. Канарская выделяет доверенность, заявление, протокол, автобиографию, служебное письмо и другие жанровые разновидности, а в работах, посвященных жанрам публицистического стиля, перечисляются жанры информационные (заметка, отчет, сообщение, комментарий, корреспонденция, интервью) и аналитические (статья, очерк, рецензия, обращение, фельетон, памфлет, эпистолярная публицистика, публицистические раздумья). Безусловно, вычленение образующих конкретный стиль жанров у разных авторов может быть неодинаковым (тот же научный стиль, к примеру, дифференцируется Н. М. Разинкиной иначе, чем в упомянутой работе Е. С. Троянской), но собственно «жанровое лицо» стиля оказывается уникальным в любом случае. СРСП
|