Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Природа и человек. Экологические проблемы Казахстана.




Лексический минимум слов для усвоения: текст, абзац, сложное синтаксическое целое.

Текст (от лат.tехtит- связь, соединение) - связное и относительно завершенное высказывание на определенную тему, характеризующееся коммуни­кативной предназначенностью и обычно представ­ляющее собой группу предложений, объединенных по смыслу и грамматически. Текст является результа­том мыслительной и речевой деятельности человека.

Текст как элемент языковой системы - это выс­шая единица синтаксического уровня, объединяю­щая единицы всех уровней языка общностью замыс­ла, целей и условий коммуникации. Именно в тексте наиболее точно реализуются значения всех языковых единиц.

Текст является моделируемой единицей языка и обладает такими признаками, как тематическое един­ство, развернутость, последовательность, связность, завершенность, цельность.

Тематическое единство- признак текста, прояв­ляющийся в том, что все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли.

Тема текста- это предмет речи, обобщенное со­держание текста, т. е. то, о чем говорится в высказы­вании.

Основная мысль (идея) текста- это то главное, что хочет сказать автор о предмете речи; это авторский взгляд на события, характеры, образы и т. п., авторская их оценка.

Тема или основная мысль, как правило, находят отражение в названии текста.

В каждом тексте существуют опорные слова, передающие основное в его содержании. При чтении только этих слов можно определить как тему текста, так и направления ее раскрытия.

Следующим признаком текста является разверну­тость, т.е. развитие темы и реализация основной мыс­ли текста через подтемы и микротемы.

Подтемы обеспечивают широту охвата темы, а микротемы — глубину раскрытия темы. Назва­ния подтем обычно соотносятся с простым планом текста, добавление названий микротем превращает простой план в сложный.

Последовательностьтекста предполагает, что эле­менты содержания текста группируются по опреде­ленной схеме, называемой композицией текста. Ком­позиция текста зависит от того, какой тип речи лежит в его основе.

В тексте любого типа речи существуют фрагмен­ты, раскрывающие подтему. Традиционная структу­ра такого фрагмента тоже трехчастна: зачин (1), сред­няя часть (2), концовка (3). Например: (1) Одной из заметных черт личности Ильи Ефи­мовича Репина была неутомимая пытливость. (2) Стоило очутиться в его доме какому-нибудь астроному, механику, химику и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывая множеством вопро­сов. Путешественников он расспрашивал об их пу­тешествиях, хирургов об операциях.

Каждую свободную минуту он старался учиться, и даже на восьмидесятом году своей жизни снова взялся за французский язык, который изучал когда-то в юности. Чтение книг и журналов было его еже­дневной привычкой.

Бывало, зима, вьюга, ветер наметает сугробы, а Репин, семидесятилетний старик, упрямо шагает на станцию.

Пройдя три километра, он покупает в железно­дорожной кассе билет и ждет поезд.

Куда вы?

На лекцию,отвечает он с неожиданной бод­ростью своим мажорным голосом.Сегодня лекция о Древнем Египте.

Чтобы послушать лекцию о Древнем Египте, он истратит четыре часа на дорогу туда и обратно, вытерпит давку в трамвае и вернется домой во вто­ром часу ночи.

(3) Такое страстное было у него любопытство ко всякому знанию, к науке.

(По К. Чуковскому)

Текст легче всего воспринимается тогда, когда зачин подтемы представляет собой ключевые предложения, т. е. предложения, несущие основной смысл. Средняя часть в этом слу­чае обычно состоит из предложений, поясняющих, конкретизирующих ключевые, концовка же (обоб­щение, итог) иногда может опускаться. Например:

Была у Репина еще одна привычка - никогда не опаздывать. На всякие заседания, вернисажи, публичные лекции он являлся чересчур аккуратно, секунда в секунду, и в безалаберном тогдашнем быту,то казалось чудачеством.

Однажды, через год после смерти Льва Николае­вича Толстого, в Петербургской консерватории был устроен торжественный вечер воспоминаний о вели­ком писателе. В числе участников был указан на афише и Репин. Судя по этой афише, вечер должен был начаться ровно в восемь, но все понимали, что начнется он не раньше половины десятого. Однако Репин был, как всегда, пунктуальнее всех и приехал ровно к восьми.

В зале консерватории почти никого не было: си­дели какой-то поп да несколько студентов. Репин по­смотрел на часы и ринулся на кафедру. Напрасно го­ворили ему, что зал еще пуст, что нужно иметь со­страдание к публике, которую издавна приучили за­паздывать, он неумолимо показывал на часы, и немалых усилий стоило задержать его в артисти­ческой хоть на четверть часа.

(По К. Чуковскому)

Ключевое предложение может находиться и в кон­це подтемы и представлять собой, как правило, вы­вод, сделанный на основе предыдущих предложений. Текст в данном случае тоже воспринимается достаточ­но хорошо. Если же ключевое предложение находит­ся в средней части подтемы, текст, как правило, вос­принимается хуже.

Письменная речь членится на абзацы- компо­ненты текста, состоящие из одного или нескольких предложений и характеризующиеся единством и от­носительной законченностью содержания. Чаще всего абзацное членение осуществляется по логико-смысловому принципу, и в этом случае абзац может отражать микротему. Традиционное построение абзаца тоже трехчастно: зачин (1), развитие мысли (2), концовка (3), причем при логико-смысловом абзацном членении ключевое предложение опять-таки содержится в зачине. На­пример: (1) Вообще Репин так глубоко изучал материал для каждой своей картины, что иные из этих кар­тин поистине можно назвать «университетами Ре­пина». (2) После того, например, как он написал «За­порожцев», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи, и величайший авторитет в этой области про­фессор Д. И. Яворницкий не раз утверждал, что за время писания своих «Запорожцев» Репин приобрел столько знаний по истории украинского «лыцарства», что он, Яворницкий, уже ничего нового не может ему сообщить. А сколько материала было изучено Ре­пиным для «Ивана Грозного», для «Царевны Софьи» и прочих картин! (3) Великий реалист русской жи­вописи счел бы себя опозоренным, если бы в его кар­тине оказалось хоть малейшее отклонение от бы­товой или исторической правды.

(Корней Чуковский.Илья Репин)

Первые предложения абзацев, построенных по ло­гико-смысловому принципу, в совокупности отража­ют логику раскрытия темы всего текста, представля­ют собой как бы его концентрированное содержание (без деталей, нюансов, подробностей).

Однако в речи (особенно в больших текстах) доста­точно часто встречается иное построение абзаца: без концовки или без зачина, без зачина и концовки. При этом абзацы без зачина либо без зачина и концовки, как правило, являются продолжением микротемы, отраженной в нескольких абзацах.

Кроме того, абзацное членение текста может осу­ществляться по эмоционально-экспрес­сивному принципу (чаще всего в текстах, отличающихся напряженностью, взволнованностью повествования), и в этом случае совокупность первых предложений абзацев, как правило, лишена логиче­ской последовательности и тематической завершен­ности.

Связность- признак текста, проявляющийся в коммуникативной преемственности предложений (частей) текста, т.е. предложения (части) текста, как правило, содержат информацию, заложенную в пред­шествующих предложениях (частях) текста. В тексте происходит смысловое «взаимодействие» его компонентов. Например: На следующий день на пса надели широкий бле­стящий ошейник. В первый момент, поглядевшись в зеркало, он очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя, как бы ободрать его о сундук или ящик. Но очень скоро пес понял, что он просто дурак. Зина повела его гулять на цепи по Обухову переулку. Пес шел, как арестант, сгорая от стыда, но, пройдя по Пречистенке до храма Хри­ста, отлично сообразил, что значит в жизни ошей­ник. Бешеная зависть читалась в глазах у всех встречных псов, а у Мертвого переулка какой-то долговязый с обрубленным хвостом дворняга облаял его «барской сволочью» и «шестеркой». Когда пересе­кали трамвайные рельсы, милиционер посмотрел на ошейник с удовольствием и уважением, а когда вер­нулись, произошло самое невиданное в жизни: Федор-швейцар собственноручно отпер парадную дверь и впустил Шарика...

«Ошейник все равно что портфель»,— сострил мысленно пес и, виляя задом, последовал в бельэтаж, как барин.

(Михаил Булгаков.Собачье сердце)

Все предложения данного фрагмента текста рас­крывают одну и ту же микротему. Второе предложе­ние связано по смыслу с первым, третье - со вторым, четвертое - с третьим и т. д.; предложения развива­ют микротему до тех пор, пока она не будет полностью раскрыта. При этом смысловая самостоятельность предложений относительна, некоторые предложения, вырванные из контекста, могут быть не совсем понят­ны, например: В первый момент, поглядевшись в зер­кало, он (кто он?) очень расстроился, поджал хвост и ушел в ванную комнату, размышляя, как бы обо­драть его (что?) о сундук или ящик.

Связность текста реализуется в первую очередь на уровне сложных синтаксических целых (дру­гое название — сверхфразовые единства). Сложное синтаксическое целое (ССЦ) — это группа предложений, связанных цепной, параллельной или сме­шанной связью и представляющих собой более полное по сравнению с отдельным предложением и относительно законченное развитие мысли. ССЦ может совпадать с абзацем.

Завершенность — признак текста, проявляющий­ся в полном раскрытии замысла и в возможности ав­тономного восприятия, понимания текста.

В завершенном тексте подтемы и микротемы раз­вернуты так, что дают возможность сформулировать тему и основную мысль высказывания. При этом тек­сты разных жанров речи имеют различные компози­ционные формы завершения.

Однако в художественной и публицистической ли­тературе нередки случаи, когда автор сознательно не использует типичные для определенного жанра фор­мы завершения текста, подчеркивая этим своеобраз­ную (запланированную автором!) незаконченность мысли.

Понятие завершенности применимо, как правило, к целому речевому произведению. Если же в учебных целях используется микротекст, представляющий со­бой относительно автономную часть целого текста (на­пример, одну из его подтем или микротем), можно го­ворить лишь об относительной завершенности выска­зывания.

Цельным можно назвать такой текст, которому присущи как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, завершенность, так и стилистическое единообразие языковых средств, ото­бранных для реализации коммуникативной задачи высказывания, авторского замысла.

Например, данный ниже фрагмент не обладает та­ким признаком, как цельность, так как коммуника­тивная задача высказывания, стиль речи и соответ­ственно языковые средства различны в первом и вто­ром абзацах.

Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осен­ний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями.

В следующие двое суток облачно с прояснениями, на большей части территориидожди. Ветер южный, 5—10 метров в секунду. Температура ночью 2—7 градусов тепла, днем 49 градусов выше нуля.

Нельзя назвать цельными и тексты, лишенные, на­пример, либо тематического единства, либо последо­вательности, либо связности.

 

СРСП

1.Прочитайте тексты об актуальных экологических проблемах Казахстана и мира.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты