Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. На Востоке к концу XV в. сложилось несколько регионов с развитой цивилизацией




На Востоке к концу XV в. сложилось несколько регионов с развитой цивилизацией. На Ближнем и Среднем Востоке — Османская империя; на Юге, Юго-Востоке, Дальнем Востоке — Индия, Китай, Япония и др. Ученые считают, что модели позднего феодализма в ряде восточных стран обладали определенным потенциалом для капиталистической эволюции. Уровень развития производительных сил в некоторых восточных странах в XV—XVII вв. не уступал европейскому, но тем не менее эти страны не только не создали нового типа экономики, но часто даже регрессировали. Некоторые общие причины этого заключаются в особенностях социально-политического устройства, духовном своеобразии восточного типа общества. Но каждая восточная страна настолько специфична, что характерные черты Востока, общее и особенное можно понять лишь при рассмотрении исторического процесса в отдельных странах.

Одним из крупнейших государств на Востоке была Османская империя, достигшая своего могущества в XVI в. при султане Сулеймане I, прозванном Великим турком. Ее владения раскинулись в Азии, Африке, Европе. Мощный турецкий флот контролировал почти весь Средиземноморский бассейн. Расцвет Османской империи базировался на ограблении завоеванных территорий.

Наличие городов, высокий уровень развития ремесла, товарно-денежных отношений сами по себе еще не создавали предпосылок для формирования нового типа экономики. Частнособственнические отношения хотя и существовали в Османской империи, но не были достаточно юридически защищены. Во второй половине XVI в. здесь усилился процесс формирования частной собственности. Владельцы военных ленов — спахии — уклонялись от выполнения военных обязанностей, стремились превратить земельные пожалования в наследственную собственность. В конце XVI в. был снят запрет на сосредоточение нескольких ленов в одних руках, что привело к созданию крупных поместий. Усиливается экономическое могущество мусульманского духовенства. В формировании новых землевладельцев принял участие торговый и ростовщический капитал. Пользуясь привилегированным положением, янычары также приобретали землю, занимались ремеслом, торговлей. Все это разрушало военно-феодальную систему. Сформировались новые землевладельцы, которые не несли военных обязанностей, но пользовались широкими феодальными правами, что привело к росту произвольных поборов, налогов. Происходит «второе издание крепостничества» в турецком варианте.

Главным фактором, сдерживающим развитие новых тенденций, была деспотическая власть, не ограниченная законом. Сама специфика образования Османской империи побуждала власть к активному административному вмешательству в экономический процесс. В условиях длительного расширения государственных территорий путем завоеваний был необходим разветвленный бюрократический аппарат (для сбора налогов, пошлин, дани и т. д). Консолидация господствующих слоев на базе бюрократического аппарата позволяла поддерживать высокий уровень эксплуатации непосредственных производителей, что затрудняло их вовлечение в новые экономические отношения.

Другим фактором, сдерживающим капиталистическое развитие на мусульманском Востоке, было отсутствие этнического и культурного единства, необходимого для формирования национальной государственности и рынка. Сопровождавшие процесс завоеваний разрушение материальных и культурных ценностей, изменение частнособственнических отношений, национальная и религиозная рознь привели к усилению внеэкономического принуждения и давления на непосредственных производителей и в конечном итоге к рефеодализации.

С конца XVI в. завоевания турок-османов прекратились. Наступил столетний период, получивший название в турецкой истории «эпохи остановки». Влияние Османской империи в Европе стало падать. В XVII в. здесь ей противостояли уже консолидировавшиеся национальные государства. Рост национального самосознания покоренных турками балканских народов, их стремление к независимости создавали благоприятные возможности для формирования антитурецких коалиций. Созданная в конце XVII в. «Священная лига» в составе Австрии, Польши, Венеции и России нанесла несколько поражений туркам. Карловицкий конгресс 1698—1699 гг., подведя итоги крупным территориальным потерям Османской империи в Европе, означал начало нового этапа в турецкой истории — «эпохи отступления».

Китайская модель феодализма, несмотря на специфические черты, отличающие ее от мусульманского мира, также характеризовалась статичностью общественной системы, что обусловило подавление импульсов нового типа развития. Ученые считают, что социально-экономическое развитие Китая в эпоху Мин (1368—1644), начавшуюся после освобождения от монгольских завоевателей, способствовало формированию необходимых предпосылок для капиталистической эволюции. Многие технические открытия были сделаны в Китае раньше, чем в Европе. Например, когда в Португалии только овладевали технологией строения многомачтовых судов, в Китае их производство осуществлялось уже несколько веков. Значительное распространение в Китае получили частновладельческие отношения (существовало право наследования земельной собственности бюрократией и помещиками, крестьянская наследственная аренда).

В начале XVII в. в Китае особенно усилился процесс концентрации земель в руках крупных землевладельцев. Широкое распространение получили частные мануфактуры, особенно в шелкоткацком, хлопчатобумажном, фарфоровом, железоделательном производстве. В земледелии, ремесленном производстве применялся наемный труд. В государственном ремесле и мануфактурах началась частичная отмена отработочной системы.

В то же время, гипертрофированное развитие государства, его вмешательство в экономику стали препятствием на пути становления новой, капиталистической системы отношений. Императорская власть в Китае, несмотря на деспотический характер, представляла собой более «мягкий» вариант по сравнению с мусульманской моделью. Гражданская власть в Китае доминировала над военной. Опасаясь усиления роли военной элиты в результате морских экспедиций Китая в XV в., гражданская бюрократия добилась ограничения военных операций и расходов, взяла курс на изоляцию страны.

Несмотря на наличие денежного обращения и элементы рыночного хозяйства, китайская экономика носила распределительный характер. Через налоговую систему государство распределяло прибавочный продукт в свою пользу. Государственная монополия на многие товары (соль, чай, шелк, фарфор, железо и др.) и на торговлю с иностранцами способствовала тому, что производство продолжало ориентироваться на создание потребительских стоимостей, а не товаров. В таких условиях бюрократия могла обогащаться и без идейных и технических нововведений, и без военных экспедиций.

Ограничивающее воздействие на развитие новой системы общественных отношений оказывала и идеология конфуцианства с ее ориентацией на чинопочитание, соблюдение традиций. В такой культурно-психологической среде нельзя было достичь повышения социального статуса приобретением богатства в результате частнопредпринимательской деятельности.

Глубокий кризис империи Минь в конце XVI—XVII вв., вызванный обострением внутренних противоречий и нападениями с 1618 г. маньчжурских племен, привел к острой борьбе не только внутри правящего класса, что проявилось в дворцовых переворотах, но и к массовым вооруженным выступлениям горожан и крестьян. На севере Китая восстания крестьян слились в крестьянскую войну (1628—1645 гг.), которая привела к свержению династии Минь. В такой ситуации часть феодальной элиты, прибегнув к помощи маньчжурских племен в разгроме восстаний, способствовала захвату Китая маньчжурскими завоевателями и приходу к власти маньчжурской династии Цин, просуществовавшей в Китае до 1911 г.

Отличная от традиционного Востока общественная структура сложилась в Японии. Здесь на протяжении всего средневековья не сформировался механизм центральной деспотической власти. Напротив, сложилась дифференциация светской (сёгунат) и духовной (император) власти. Установление власти сёгуна над всей страной в конце XIV в. означало возвышение военно-феодального сословия в противовес старой аристократии во главе с императором. Компромисс этих двух сил выражался в частичном сохранении владельческих прав на землю аристократии и храмов и в номинальном сохранении императорской династии.

С конца XV в. в Японии началось укрупнение феодальной собственности. На смену среднему феодальному землевладению приходят крупные — княжества. Укрепление их мощи вело к ослаблению центральной власти. Ученые усматривают на этом этапе развития близость японской и западноевропейской моделей феодализма, что подтверждается отсутствием сильной централизованной власти, характером зависимости крестьян от феодалов, утверждением полного или ограниченного самоуправления ряда городов, появление буддийской секты икко, исповедующей рационалистическую философию.

Острые социальные конфликты XV—XVI вв. свидетельствовали о наличии социальных групп, готовых поддержать переход к новой системе отношений. Самые крупные восстания в это время проходили под знаменем секты икко, деятельность которой представляла собой японский вариант религиозной реформации. Социальной опорой секты икко были широкие слои укреплявшегося среднего крестьянства, боровшегося за узаконение своих прав на землю, а также часть мелких, средних феодалов и духовенства.

Как и в Европе, усилившийся сепаратизм японских князей привел к полосе тяжелых междоусобных войн. Дальнейший рост общественного разделения труда, развитие городов, обострение социальной борьбы диктовали необходимость объединения княжеств и создания единой централизованной власти. Наметившиеся в первой половине XVI в. тенденции к объединению страны вылились в мощное объединительное движение, завершившееся в начале XVII в. с приходом к власти династии сёгунов Токугава, правившей в Японии до 1867 г.

Однако процесс объединения страны сопровождался укреплением и частичным обновлением феодальных порядков применительно к новому уровню развития. Княжества стали административно-хозяйственными единицами. Была установлена система жесткого контроля над князьями для предотвращения их заговоров. Была введена строго регламентированная система четырех сословий (самураев, крестьян, ремесленников и торговцев). Крестьянские волнения были жестоко подавлены. В ходе кадастровой переписи земель крестьяне были прикреплены к земле. Законодательно установлены подати, отчуждавшие у крестьян от 40% урожая и выше. Были лишены прав вольные города, введен контроль над городами, внутренней и внешней торговлей. Развитие торгово-ростовщического капитала ограничивалось, регламентировалась деятельность купечества.

Беспокойство японских властей стали вызывать и европейцы. Появившиеся в Японии в середине XVI в. (в 1542 г. — португальцы) вели в основном посредническую торговлю товарами стран Азии. Но европейцы, выполняя миссионерскую роль, с конца XVI в. начали распространять христианство в Японии, что встречало сопротивление буддийской церкви, выступавшей в поддержку центральной власти. Усмотрев в подобной деятельности опасность иноземного вторжения, японское правительство в 30-х гг. XVII в. ввело политику самоизоляции Японии от внешнего мира. Иностранным судам (за исключением голландских и китайских) было запрещено заходить в Японию.

Несмотря на то, что предпринятые меры привели к подавлению импульсов нового развития, сам факт объединения страны, прекращение междоусобиц, определенные аграрные преобразования привели к заметному росту экономики. Но на рубеже XVII— XVIII вв. начался упадок феодальной Японии.

Таким образом, если на Западе в XVI—XVII вв. наблюдается технический прогресс, формирование нового типа экономики и социальных отношений, то на Востоке происходит в конечном итоге замедление социально-экономического развития, несмотря на аналогичный или даже более высокий исходный уровень развития производительных сил. Причины различий лежат в политической, идеологической и социокультурной среде. Отсутствие на Востоке некоторых подобных европейским институтов, и тенденций свидетельствует не об отставании, а об особенностях восточного типа общества. Социально-политическая структура и духовно-психологическая атмосфера в восточных странах не только не благоприятствовала созданию нового типа экономики, но и постоянно блокировала импульсы нового развития, что замедляло общественное разделение труда и технический прогресс. Восточное общество в силу полной подконтрольности бюрократии, заинтересованной только в своем собственном воспроизводстве, не смогло создать независимых от центральной власти новых социальных слоев.

 

ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Тест 1. Название философия происходит от двух греческих слов. Как дословно оно переводится?

А. Любовь к Богу

В. Любовь к Родине

С. Любовь к мудрости*

Д. Любовь к разуму

Е. Любовь к человеку

 

Тест 2. Существует мнение, что первым, кто назвал себя философом, был известный мыслитель античности. Кто этот философ?

A. Платон

B. Пифагор*

C. Аристотель

Д. Демокрит

Е. Сократ

 

Тест 3. Официально философия возникла в определенный период. Когда это произошло?

А. VI cт. н.э.

В. I ст. н.э.

С. II ст. до н.э.

Д. VI ст. до н.э.*

Е. VII cт. н.э.

 

Тест 4. В структуре философского знания выделяют раздел, изучающий бытие. Как он называется?

А. Антропология

В. Аксиология

С. Логика

Д. Гносеология

Е. Онтология*

 

Тест 5. Философия в своей структуре содержит раздел, изучающий человека, со всей совокупностью его проблем. Как он называется?

А. Антропология*

В. Аксиология

С. Онтология

Д. Гносеология

Е. Этика

 

Тест 6. Изучение ценностей составляет специальный раздел философского знания. Как он называется?

А. Онтология

В. Аксиология*

С. Гносеология

Д. Эстетика

Е. Логика

 

Тест 7. В структуре философского знания есть раздел, изучающий пути, возможности, способы и результаты процесса познания. Что это за раздел?

А. Аксиология

В. Этика

С. Эстетика

Д. Гносеология*

Е. Антропология

 

Тест 8. Гносеология – раздел философии, происходящий от слова gnosis. Что в переводе с греческого языка оно означает?

А. Знание*

В. Ценности

С. Человек

Д. Бытие

Е. Мораль

 

Тест 9. Онтология – раздел философского знания, берущий название от слова ontos. Что в переводе с греческого оно означает?

А. Ценности

В. Знание

С. Человек

Д. Мораль

Е. Бытие*

 

Тест 10. Аксиология – раздел философии, происходящий от слова axios. Что в переводе с греческого языка оно означает?

А. Человек

В. Ценность*

С. Знание

Д. Бытие

Е. Мораль

 

Тест 11. Раздел философии – антропология, происходит от греческого слова antropos. Что в переводе оно означает?

А. Бытие

В. Знание

С. Человек*

Д. Ценности

Е. Мораль

 

Тест 12. В своей жизни, каждый человек сталкивается с проблемами добра и зла, справедливости, обязанности и долга. Какой раздел философии их изучает?

А. Логика

В. Этика*

С. Гносеология

Д. Эстетика

Е. Антропология

 

Тест 13. Пластическая хирургия, как отрасль медицины, ставит перед собой цель – достижение внешней красоты. Как называется философское учение о прекрасном?

А. Этика

В. Логика

С. Эстетика*

Д. Аксиология

Е. Антропология

 

Тест 14. Совесть, долг и обязанности врача и каждого человека, изучает специальный раздел философского знания. Как он называется?

А. Эстетика

В. Логика

С. Гносеология

Д. Этика*

Е. Антропология

 

Тест 15. Философия – одна из учебных дисциплин. Что она собой представляет?

А. Учение*

В. Творчество

С. Религия

Д. Искусство

Е. Мифология

 

Тест 16. Психология и психиатрия изучают сознание человека. Какая еще из перечисленных дисциплин, делает его предметом своего изучения?

А. Культурология

В. История

С. Биология

Д. Философия*

Е. Эстетика

 

Тест 17. Философия изучает общие закономерности развития природы, общества и сознания ( мышления). Чем она является?

А. Творчеством

В. Учением

С. Искусством

Д. Мифом*

Е. Религией

 

Тест 18. Одна из функций философии способствует формированию целостной картины мира и месте человека в нем. Какая это функция?

А. Методологическая

В. Познавательная

С. Мировоззренческая*

Д. Критическая

Е. Прогностическая

 

Тест 19. Философия выступает как система наиболее общих методов познания для других наук. В какой функции философии это реализуется?

А. Мыслительно-теоретическая

В. Критическая

С. Познавательная

Д. Методологическая*

Е. Прогностическая

 

Тест 20. Одна из функций философии способствует приращению знаний, открытий. Какая это функция?

А. Методологическая

В. Эвристическая*

С. Критическая

Д. Прогностическая

Е. Аксиологическая

 

Тест 21. Общество со всей совокупностью его проблем, объясняет определенная функция философии. Как она называется?

А. Социальная*

В. Гуманитарная

С. Критическая

Д. Аксиологическая

Е. Прогностическая

 

Тест 22. Правильное и достоверное познание действительности реализуется в одной из функций философии. Как она называется?

А. Гносеологическая*

В. Методологическая

С. Критическая

Д. Аксиологическая

Е. Прогностическая

 

Тест 23. Философия развивает мышление человека, учит его предельно обобщать окружающую действительность и теоретизировать. Какая это функция философии?

А. Прогностическая

В. Критическая

С. Мыслительно – теоретическая*

Д. Познавательная

Е. Аксиологическая

 

Тест 24. Одна из функций философии, служит «ситом», через которое пропускается все нужное, полезное с точки зрения различных ценностей, а отжившее и бесполезное – отбрасывается. Какая это функция?

А. Прогностическая

В. Критическая

С. Мировоззренческая

Д. Познавательная

Е. Аксиологическая*

 

Тест 25. Философия культивирует и прививает человеку и обществу гуманистические ценности и идеалы. В какой из ее функций это проявляется?

А. Познавательной

В. Гуманитарной*

С. Критической

Д. Прогностической

Е. Методологической

 

Тест 26. Подвергая все сомнению, философия разрушает догмы и расширяет границы познания. В какой из ее функций это реализуется?

А. Аксиологической

В. Прогностической

С. Методологической

Д. Критической*

Е. Эвристической

 

Тест 27. Одно из направлений философии обосновывает первичность духовной сущности мира. Как оно называется?

А. Материализм

В. Идеализм*

С. Дуализм

Д. Рационализм

Е. Сенсуализм

 

Тест 28. Равноправное единство в мире двух начал – материального и духовного, обосновывает одно из направлений философии. Как оно называется?

А. Идеализм

В. Материализм

С. Дуализм*

Д. Сенсуализм

Е. Рационализм

 

Тест 29. Некоторые философы считают, что первично тело, а душа – вторична. К представителям какого направления они принадлежат ?

А. Дуалисты

В. Идеалисты

С. Сенсуалисты

Д. Материалисты*

Е. Рационалисты

 

Тест 30. Платон считал, что миром правят идеи, являющиеся прообразами всех вещей. К представителям какого направления философии он относится?

А. Материализм

В. Дуализм

С. Идеализм*

Д. Рационализм

Е. Сенсуализм

 

Тест 31. Термин «философия» закрепил в европейской философии - известный мыслитель античности. Кто этот философ?

А. Пифагор

В. Платон*

С. Аристотель

Д. Сократ

Е. Демокрит

 

Тест 32. Одной из специфических черт философии, является несводимость ее к какому –либо одному единственному мнению, а наличие множества разных мнений. Какая это черта?

А. Теоретичность

В. Плюрализм*

С. Критичность

Д. Универсальность

Е. Общезначимость

 

Тест 33. Специфика философии заключается в том, что она подвергает все сомнению. Как называется данная специфическая черта?

А. Критичность*

В. Рефлексия

С. Плюрализм

Д. Теоретичность

Е. Универсальность

 

Тест 34. Специфика философии состоит в том, что ее проблемы актуальны во все времена и для всех людей. Как называется эта специфическая черта?

А. Первичность

В. Вечность*

С. Упорядоченность

Д. Критичность

Е. Рефлексия

 

Тест 35. Философия выявляет наиболее общие закономерности развития природы, общества и сознания. В какой специфической черте это проявляется?

А. Теоретичность

В. Критичность

С. Универсальность*

Д. Вечность

Е. Рефлексия

 

Тест 36. Суть одного из направлений философии заключается в том, что достоверное познание действительности возможно только с помощью разума. Какое это направление?

А. Материализм

В. Дуализм

С. Идеализм

Д. Эмпиризм

Е. Рационализм*

 

Тест 37. В философии существует направление, утверждающее, что в основе познания лежит опыт. Как оно называется?

А. Рационализм

В. Эмпиризм*

С. Материализм

Д. Дуализм

Е. Идеализм

 

Тест 38. В философии есть метод, противоположный диалектике. Что это за метод?

А. Софистика

В. Догматизм

С. Метафизика*

Д. Герменевтика

Е. Эклектика

 

Тест 39. В философии есть метод, противоположный метафизике. Как он называется?

А. Герменевтика

В. Софистика

С. Догматизм

Д. Диалектика*

Е. Эклектика

 

Тест 40. Один из методов философии, рассматривает объекты обособленно, статично, без учета всех связей. Какой это метод?

А. Диалектика

В. Метафизика*

С. Герменевтика

Д. Софистика

Е. Догматизм

 

Тест 41. Один из методов философии рассматривает явления, вещи с разных сторон, с учетом всех связей, изменений. Какой это метод?

А. Софистика

В. Эклектика

С. Герменевтика

Д. Диалектика*

Е. Метафизика

 

Тест 42. Метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов имеет свое название. Что это за метод?

А. Герменевтика*

В. Софистика

С. Метафизика

Д. Диалектика

Е. Догматизм

 

Тест 43. В философии есть метод, основанный на восприятии мира через раз и навсегда принятые убеждения. О каком методе идет речь?

А. Герменевтика

В. Софистика

С. Метафизика

Д. Догматизм*

Е. Диалектика

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты