КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные общности , их многообразие и роль в жизни обществаВ многообразии социальных взаимодействий особую роль играют формы, объединяющие людей в социальные общности. Характерная особенность этих социальных взаимодействий в том, что предмет этой связи, т.е. ради чего эта связь возникает — потребностьв солидарности, координации совместных действий. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые задачи, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.д. В основе социальной общности чаще всего лежит стремление к тем преимуществам, которые дает солидарность, объединение усилий. Те индивиды, которые образуют объединенные формы, общности качественно повышают эффективность своих индивидуальных действий, способность к совершенствованию, отстаиванию своих интересов, выживанию. Отставание же в формировании солидарных связей, в их развитии — отбрасывает эту категорию людей, сказываясь на положении каждого из них. Так, индивиды одной этнической принадлежности, объединенные в нацию, одухотворенные единой национальной идеей, развитым чувством национального самосознания, организованные политически в единое национальное государство, представляет собой мобильную, активную силу, способную к эффективному развитию своей национальной культуры (экономики) и т.д. И наоборот. Отставание в развитии общности, солидарных связей между представителями того или иного этноса усиливает опасность утраты этнической самобытности, угасания национальной культуры и т.д. Необходимо различать два вопроса: 1) нужно ли объединение усилий индивидов и 2) как следует организовать взаимодействие в общности, какой критерий должен быть положен в основу оценки эффективности общности. Начнем с ответа на второй вопрос. Устойчивость связей в общности так или иначе зависит от того эффекта, который предоставляет индивиду общность, солидарность. Этот эффект может иметь явный, очевидный или скрытый латентный для индивида характер; он может проявляться достаточно быстро, а может сказываться через определенный промежуток времени и т.д. Но все это не снимает главного: а) критерием результативности, а значит, и устойчивости любой общности является то, насколько вознаграждение, положительный эффект участия индивидов в общности превышает затраты, плату за координацию усилий индивидов, за их готовность жертвовать в отдельных случаях своими прямыми интересами; б) насколько соотношение вознаграждения и затрат, т.е. мера, которая устанавливается в данной общности при данной организации ее внутренних связей, выше (или ниже) той меры, которая установилась в аналогичных общностях. Индивидуальная целесообразность как критерий эффективности организации социальных общностей ни в коей мере не может ставить под сомнение необходимости самой по себе координации усилий между индивидами, участия их в общностях. Общность — это великое достижение и приобретение человека. Развитие общности во всех случаях может потребовать от людей определенных действий, которые никак впрямую с личными интересами не связаны, но укрепляют общность, повышают ее престиж, признание в обществе. У индивида в рамках общности возникает целый круг намерений, идей, обязательств, ожиданий, которые впрямую с его личными потребностями не связаны, но выражают те моменты, которые обеспечивают более эффективное функционирование общности как ассоциации. Регулярно в газетах публикуются статистические данные о том, что в нашей стране насчитывается столько-то рабочих, учащейся молодежи, среди них столько-то школьников, студентов и т.п. Нередко эти данные выдают за численность такой-то социальной общности, профессиональной группы. Не стоит спешить с такими утверждениями. Тот факт, что в нашей стране насчитывается столько-то людей, обладающих схожими признаками (например, учатся в вузах), для социолога не дает оснований для выделения той или иной социальной общности (группы) и определения ее численности. Точнее было бы говорить о том, что статистика определила некое, как отмечает Я. Щепаньский,множество, т.е. выделила людей по такому-то общему признаку (но не по признаку наличия между людьми социальных связей). Другими словами, когда мы осмысливаем людей в призме множества, мы рассматриваем индивидов как бы изолированно друг от друга. На основе этого принципа рассмотрения можно выделить различные социальные категории: профессиональные категории, возрастные, половые, имущественные категории. Как правило, в цифрах статистических сводок представлены социальные категории, выделенные на основе принципа множества. И этими данными нельзя пренебрегать. Они важны для жизни различных социальных категорий населения, разработки серьезных государственных решений о повышении зарплаты, стипендии и т.д. Под социальной общностью имеются в виду лишь группы людей, объединенных социальной связью. Если же учесть, что существуют/преимущественно два типа связи: социальные контакты и социальные взаимодействия, то можно выделить и два основных типа социальных общностей. Социальный круг, т.е. люди, между которыми осуществляются определенные контакты, общение. Можно говорить о круге соседей, в поезде, круге знакомых, круге коллег. Естественно, в зависимости от регулярности связей, от важности сферы, в которой протекают контакты, они могут иметь больший или меньший (или чуть заметный) солидарный импульс, элементы конформизма. Общность, в основе которой лежат связи типа взаимодействия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) по поводу объединения, солидарности, согласования совместных усилий, можно назвать социальной группой. Современное общество демонстрирует великое многообразие социальных групп. Это многообразие, прежде всего, обусловлено разнообразием признаков, задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой общности: профессиональные интересы, общая идеология, религия, этнические признаки? На основании, какого признакачлены данной общности себя выделяют среди других, разделяют на «своих» и «других»? Социальные группы различаются и по другим основаниям. Так, есть социальные группы, для которых характерно наличие непосредственных личных взаимодействий, контактов. Такие взаимодействия, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно они называются малыми группами. Под большими группами имеется в виду многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми не могут ограничиваться непосредственными контактами и особое значение приобретают опосредованное солидарное взаимодействие. Это, прежде всего классовые, территориальные, национальные общности. Группы могут быть формальными инеформальными. Особенно важно это разведение для малых групп. Для больших групп, которые сами имеют сложную макроструктуру, формализованные (под) группы (профсоюзы, партии) могут составлять своеобразный костяк общности, но вся большая группа к этому костяку не может быть сведена. Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т.е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, общественно-политические движения), просветительскими и т.д. Остановимся на наиболее важных признаках социальной группы как типа социальной общности. I. Прежде всего, это касается системы взаимодействий в группе и регуляции. Они отличаются многообразием, многослойностью. Проследим связи индивида в рамках своего, к примеру, трудового коллектива (бригады, кафедры, завода и т.д.). 1. Парная, личная связь со своими партнерами, отдельными членами коллектива, которая возникает в виду взаимной зависимости друг от друга. В этом случае я оцениваю значимость этой связи, поступка, действия партнера с точки зрения того, как они сказываются на решениимоих личных проблем. 2. Внешне парная, личная связь с партнером по коллективу, в том числе оказание помощи, оценка его действия с точки зрения укрепления престижа коллектива, позиций последнего. Хотя тот или иной поступок моего партнера может никак и не сказаться на решении моих личных целей, но я оцениваю его поступок, оказываю ему помощь, ориентируясь на пользу (или вред), которую приобретает коллектив: «Надо помочь парню, а то он нас всех подведет», «Ты подвел коллектив», «Ты выручил всех нас». 3. Отношение (реакция, оценка) к взаимодействию между двумя другими членами коллектива с точки зрения того, как эти отношения скажутся на решении моих личных проблем, таят ли они угрозу или, наоборот, содействуют, или нейтральны их решению. Так, один водитель подвел другого, обещал поработать на маршруте взамен того, которому нужно было отвести жену к врачу, но забыл об обещании. На мне лично это никак не сказалось. 4. Отношение к взаимодействию моих коллег по коллективу между собой с точки зрения функционирования коллектива, укрепления его позиций, совместных действий. «Не выполнив обещания, ты подвел не только своего напарника, но и всех нас». 5. Отношения с членами других «конкурирующих» («союзнических») общностей с точки зрения моих личных целей: «Мало ли что он из фирмы друзей — зачем я должен ему помогать?» 6. Отношения с членами других «конкурирующих» (или «союзнических») общностей с точки зрения интересов моего коллектива: «Они — наши конкуренты». «Для людей фирмы, с которой сотрудничаем, мы готовы сделать исключение». 7. Мои отношения с членами моего коллектива перед лицом представителей другой «конкурирующей» общности: «Мы должны забыть о наших противоречиях и помогать друг другу перед лицом конкурента». Вот только некоторые, во многом основополагающие, как мы считаем, связи, в которые вступает индивид в общности и через общность. В отличие от парных связей, которые также включены в эту сеть (1,3,5), здесь мы обнаруживаем целую систему социальных действий с ориентацией не на другого, а на нас, членов общности, к которой я принадлежу. При этом возникает ряд связей и взаимодействий (2,4,6,7), которые реализуются и развиваются лишь в общности. Своеобразие этих связей в том, что они устанавливаются и развиваются с целью сохранения тех условий, тех преимуществ, которые заложены в координации, взаимопомощи, получаемой от значительного (а не одного партнера) числа людей. Причем в социальных связях проявляется коммулятивный эффект помощи, поддержки в общности, в ассоциации. Конечно, при этом в общности возникает сложное переплетение связей, отношений. Человек, который никак мне не навредил, мною осуждается с точки зрения общности, к которой я принадлежу. Перед лицом «конкуренции» с другой фирмой, ее представлениями, я готов простить своему коллеге тот вред, который он мне нанес. Возникает спектр, сегмент зависимостей и связей, которые не столько непосредственно «завязаны» на личные потребности и цели, сколько на необходимость укрепления позиций общности, обеспечения условий функционирования общности как целого. Взаимодействия общности становятся многослойными, парные связи опосредуются интересами общности, связи внутри общности опосредуются «конкуренцией» с другой общностью, личное не входит в сложное и противоречивое взаимодействие с общим, общностным. II. В социальной группе возникают специфические моменты духовной регуляции социальных связей. 1. Люди, объединенные в социальные группы, характеризуются единством ведущих духовных регуляторов: ценностей, норм, принципов поведения. Так, члены социальной группы в сфере производства обладают ощутимым единством принципов трудовой морали. Общности, возникающие на основе совместного проведения досуга, предполагают единство общих представлений о содержании досуга, привязанности. Совпадение, схожесть системы ценностей становится условием и результатом устойчивости, прочности внутренних связей между членамисоциальной группы. 2. Но не только схожесть, совпадение ценностей, целей обеспечивает прочность внутренних связей социальной группы. Особое значение приобретают ценности социальной солидарности.Среди них следует выделить как а). элементарные, возникшие, в том числе в парных социальных связях (взаимная поддержка, согласование парных действий), так и б). сотрудничество, координация, взаимопомощь, свойственные лишь для социальной группы. Для последних характерно признание значимости самой общности, понимание необходимости укрепления ее позиций, достижений, усиления устойчивости. Назовем это условно «авторитетностью» общности в глазах ее членов. 3. Синтез этих особенностей духовной регуляции связей в социальных группах способствует формированию чувства принадлежности к группе, причисляя себя к группе «МЫ». Эффект идентификации индивида с общностью, т.е. «МЫ», знаменует собой формирование особого круга сознания индивида: «Я» как член «МЫ». Возникновение «МЫ» есть важнейший признак наличия социальной группы, причисление себя к группе есть признак Вашей принадлежности к этой группе. 4. Говоря об особенностях духовной регуляции в социальной группе, отметим и особенности духовной регуляции «Я» в социальной группе, в «МЫ». а). Тот, кто включает свое «Я» в какое-либо «МЫ», — берет на себя сам определенные солидарные обязательства по отношению к «МЫ», к самым разным членам этого «МЫ», готов в чем-то подчиниться «МЫ», следовать, поступать соответствующим образом. б). Причисление себя к «МЫ» содействует, вызывает желание, обязывает перенимать нормы отношений, традиций, специфику культуры, присущей именно для данной социальной группы. «У нас так принято». «Нам так не пристало себя вести». Тем самым группа определяет, а подчас даже навязывает определенные нравственные эталоны поведения своим членам. в). Личность начинает смотреть на свое «Я» глазами «МЫ». В основе самооценки лежат не просто ценности, нормы, принципы поведения, которые ты принял для себя как желательные. Во многом это желательное для тебя ты «подсмотрел» у тех, к кому ты себя хотел бы причислить или уже причислил. Не рассматривая все коллизии и даже трагизм духовной драмы идентификации себя с тем или иным «МЫ», отметим, что без внутреннего контроля типа «Что скажут обо мне мои коллеги» невозможно формирование устойчивой общности и признание тебя со стороны членов общности. Этот самоконтроль есть не что иное как превращенная форма контроля общности, ее лидеров, общественного мнения за своими членами. Степень контроля, степень конформизма, который является результатом такого контроля, может быть различной (но эта проблема выходит за рамки нашего анализа). 5. Рассматривая «МЫ», хотелось бы отметить и еще одну специфику духовной регуляции связей в социальной группе. Это наличие у членов общности чувства собственного отличия, а подчас и преимущества над «другими». Определенная притягательность, привлекательность «МЫ» для обеспечения устойчивой связи индивидов в общности необходима. Но выбор того, каким способом достигнуть этой привлекательности, зависит от общей культуры, типа связей, лежащих в основе общности, ее целей, остроты «конкуренции» с другими общностями. Одни могут говорить о богоизбранном народе, другие о великом народе — строителе коммунизма, третьи —о классе-гегемоне, четвертые — об интеллектуальной элите нации и т.д. В общем-то, вполне естественна гордость народа за своих спортсменов, ученых, как и естественна гордость всех членов семьи за успехи одного из ее членов, стремление этот успех отпраздновать, пригласить гостей — все это сплачивает семью, народ, усиливает чувство «МЫ» со всеми вытекающими отсюда последствиями. III. Связи взаимной помощи, координации, солидарности в рамках социальной группы институализируются, приобретают предсказуемый, управляемый характер. Возникают определенные социальные институты, которые обеспечивают устойчивость группы, ее мобильность, способность эффективно и надежно решать задачи объединяющие индивидов в эту группу и т.д. Признаками внутренней организованности группы является, в частности, а) наличие определенных органов управления социальной группой (это может быть руководитель научного отдела или государственное руководство того или иного национального государственного образования, или профсоюзная, политическая организация того или иного социального слоя, класса); б) развитие определенных форм контроля за выполнением членами группы общей задачи, распределением функций и т.д. Мы не будем перечислять все эти атрибуты. Они тождественны тем преимуществам, о которых мы говорили, рассматривая социальные институты в целом. Отметим, что эти преимущества касаются не только формальных групп, но и неформальных. И здесь есть свои лидеры (компании), есть свое разделение функций, ролей, есть свои обязательства и формы контроля за их выполнением. Все перечисленные особенности взаимодействия людей в социальных группах касаются развитых социальных групп. Но всегда есть этап, когда лишь начинает складываться система взаимодействий. Это хорошо знакомо студентам, когда 1 сентября на 1 курсе своего обучения они, нередко волей случая, оказываются, объединены в одну студенческую группу. Только-только начинают нащупываться основные связи, взаимодействия, соответственно только-только начинает складываться чувство единого «МЫ» и т.д. со всеми вытекающими отсюда последствиями. Известно марксистское деление «класса в себе» и «класса для себя». Оно в значительной степени справедливо для всех социальных групп, достаточно точно выражает особенности поведения индивидов, объединенных в общности на этапе складывания этой социальной группы. Завершаем анализ основ социальной жизни лаконичным описанием той целостности, в рамках которой организуется и функционирует единая, сопряженная, состыкованная друг с другом система социальных связей, или же система социальных взаимодействий, или система социальных институтов и социальных общностей. Общество надо отличать от населения, как общность от множества. Население — это взятые вне социальных связей индивиды, проживающие на одной территории. Общество - это взятые в устойчивых, регулярных, и прежде всего, институализированных связях и взаимодействиях индивиды. Они объединены не только общей территорией, они объединены, прежде всего, единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей, т.е. самодостаточной системой социальных взаимодействий, для которых характерна единая, общая система регуляторов: ценностей, денег, власти. Именно благодаря наличию единой системы социальной регуляции сопрягаются между собой различные институты, общности и индивиды.
|