КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Либертарная концепция права (В.С. Нерсесянц).Либертарная теория права соединяет содержательные характеристики права и его формальность. Право - это содержательная формальность. Право - это порядок общественных отношений, который должен гарантировать справедливость, который ищется в справедливости с ее равной выгодностью. Справедливость связывается с равновыгодностью. В основе справедливости лежит принцип формального равенства, которое раскрывает сущность и содержание права. Формальное равенство - это уравнивание людей по какому-либо основанию. Вся система фактических отношений формализуется и описывается через качества, которые принимаются за основание. Все остальные качества признаются неестественными. Право формализует всю социальную действительность через некоторые основания - проблема в определении этих оснований. Свобода - это неотъемлемое качество человека, так как он - живое, разумное существо, так как он действует по своей воле и усмотрению, а это и есть свобода. Все люди признаются равными в своей свободе. Свобода каждого члена общества ограничена свободой других членов. Свобода объективно может служить основанием для уравнивания, так как ее качество обосновывается формальным основанием. Этот порядок ставит всех членов общества в равные условия. Сущность права - в триединстве свободы, равенства и справедливости, которые объясняют друг друга через самих себя. Право - это справедливый порядок общественных отношений, который исходит из формально-равной свободы каждого члена общества. В этой связи возникает проблема соотношения формального и фактического равенства. Равенство отрицает свободу, если мы за критерий уравнивания возьмем не свободу, а что-то другое. Фактическое равенство предполагает учет изначально присущих людям характеристик. Но по сути мы приходим не к фактическому равенству, а к фактическому неравенству. «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям» -- принцип, основанный на неравенстве. Проблема соотношения формального равенства и уравниловки. Уравниловка - это процедура предоставления льгот. По сути, любое равенство может стать формальным равенством при его формализации. Социальный порядок, который исходит из указанного триединства, объективно по своему содержанию носит всеобщий характер, он должен поддерживаться принудительной властью. Всеобщность носит содержательный характер. Принцип формального равенства применяется в отношениях между физическими лицами. Право упорядочивает отношения между людьми как носителями социальных ролей. Любой человек должен находиться в равном положении с людьми, которые находятся в одной социальной среде. Гражданин как человек равен Президенту как человеку. Право устанавливает пределы и ограниченность общественных отношений, которые им регулируются. Еще Ключевский говорил, что свобода - это одно из оснований общества. Либертарная теория права вырабатывает свои ценности, которые содержательны и отличны от моральных. Эта теория преодолевает дуализм естественного и позитивного права. Право - это реально существующий в обществе порядок, которому присущи определенные качества. Генезис права рассматривается социально-исторически. Право выводится из развития человеческой социальности. Возможность социального бытия человека обеспечивается возможностью частной собственности, но эта свобода не абсолютна. Человек получает возможные альтернативы поведения и определенную степень свободы. В связи с этим возникает проблема согласования различных социальных интересов, которые формируются в обществе. В обществах, где процесс эмансипации человека от общества шел быстро, свобода признается базовой ценностью, а социальный порядок обеспечивается правовым порядком. Свобода и право - это некоторая привилегия. По мере развития общества все люди должны получить равную по объему свободу. Свободный рынок вырабатывает способ эквивалентсности поведения. Чтобы правовой порядок утвердился в обществе, необходима частная собственность и свободные товарно-денежные отношения. Оболонский утверждал, что персонацентристские цивилизации развиваются более устойчиво. В этом случае возникновение права объясняется исторически. С точки зрения генезиса и онтологии права важной становится проблема изучения права на уровне явления - феноменология права. Право как явление подчиняется тем же закономерностям, что и любое другое явления социальной действительности. С точки зрения содержания право - это правовая норма и субъективное право человека как его притязание не некоторую свободу. Субъективное право первично, а норма вырабатывается как форма его признания. Правовая норма - это абстракция субъективных прав. Реализация правовой нормы представляет собой вторичные субъективные права. Право объективируется в трех формах: В форме юридического текста, В форме правоотношения, В форме правосознания. Первичными формами возникновения права являются правосознание и правоотношение.
12.Формирование равенство как базовый принцип правового регулирования. Право - мера свободы. Высшая ценность, которая воплощена в праве - свобода. Свобода - качество, изначально присущее человеку, возможность действовать по собственной воле. Неограниченная свобода невозможно в противном случае социальный порядок не гарантирован. Мерой свободы будет свобода другого человека - принцип формального равенства. Основной регулятивный принцип права. Уравнивание предполагает выделение основного свойства т абстрагирование от незначимых свойств. Право - формальное равенство участников социальных отношений. Основные ценности: свобода и формальное равенство - правовая справедливость. Право - триединство свободы, формального равенства и праведливости. Соотношение формального равенства со сходными категориями. Фактическое равенство - в строгом смысле невозможно. Фактическое равенство - уравнивание по другим основаниям, равенство в потреблении, распределении социальных благ, объективно - система привилегий, система определенного потребительского статуса, отрицание равенства. Формальное равенство признает и гарантирует фактическое неравенство (свобода выбора и организация деятельности). Правовая справедливость и социальная справедливость. Социальная справедливость - отсутствие существенных различий в потреблении. Принцип формального равенства позволяет оценивать конкретное поведение.
13. Специфика, основные концепции и эволюция понимания права и гос-ва в советской юрид. Науке. Все развитие правовой науки можно выделить в 3 этапа. до советский период развития права советский период развития права постсоветский период развития права Изучение, рассмотрение права данных периодов было основано на европейской правовой науке. Более подробно эти периоды можно разбить не 6 этапов: Дореволюционная отечественная теория права. Она развивалась на основе западной философии и более всего тяготела к германской философии права. Одним из представителей германской философии права был Гойхбарг, он говорил, что «право-это опиум для народа» т.е. уход народа от реальности. Была огромная пропасть между тем, что было прописано и тем, что осуществлялось на самом деле. Ленин - диктатура, власть не связана никакими законами, опирающаяся непосредственно на насилие. Этот период длился не долго, ибо новое общество нуждалось в новом порядке. До советский период развития теории права с 1917 , 20 по 30 гг. С 20 по 30 гг. происходит выработка новых понятий права, которые должны соответствовать жизни этого времени. В этот период разрабатывается множественность концепций о праве. Е. Пашуканис - «меновая концепция». Был учеником Маркса. «Политическое -экономическое учение Маркса-мена является основополагающим для формирования экономики, государства, права. Право там, где существуют отношения товарообмена. Необходимо чтобы были обособленные, самостоятельные производители. Таким образом, в обществе возникают противоположные интересы, и разрешить их может только право. Здесь главным является эгоистически-хозяйственный субъект. Таким образом, право выступает как способ маскировки господства буржуазии над рабочим классом. Он считал, что право при социализме невозможно и не нужно. Он выделял 2 типа публичной власти: 1. власть, при которой первичны отношения свободного товарообмена, и власть защищает свободу отношений в товарообмене. 2. в социалистическом государстве правовые формы невозможны, ибо классовая сущность государства обнажается , и государство выступает как защитник одной стороны. Здесь Действует не право, а голая сила, целесообразность. Уголовное право. В сфере уголовного наказания нет необходимости говорить о наказании, им на смену должны прийти меры социальной защиты, которые не эквивалентны совершенному проступку, но целесообразны для общества. Эти меры морального, психологического характера. Предлагал отказаться от особенной части УК т.к. там нет мер педагогического и медицинского характера. Разумовский - «идеологическая теория » право, есть идеологическая форма общественных отношений. Право не нужно при социализме, потому как идеология основа социолизма. П. Стучка. Право - это система или порядок общественных отношений соответствующих интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой этого класса. Право - воля господствующего класса возведенная в закон. Выделял 3 взаимосвязанных формы общественных отношений: 1. базисная - конкретная форма - это базисное явление, сами экономические отношения, базис в обществе. 2. надстроичные 2. абстрактная форма - закон в которой, выражает общественные отношения. 3. абстрактная - отношения людей к законам, к базисным отношениям, их оценка. Абстрактные формы придают общественным отношениям сущностную правовую форму. Крыленко. Право - это не система общественных отношений, а лишь абстрактное отражение в писаной или неписаной форме. Право - система норм имеющих задачей сначала охранять с помощью тюрем и войск, а затем оправдать с помощью университетов существующий порядок. Рейснер. Последователь Петражитского. Право - чувство определенного класса и каждый класс имеет свое правосознание и понятие о праве, и в его основе лежит экономический интерес. Пролетарское право зарождается в условиях буржуазного общества, но в зачатом и подавленном состоянии. При социализме пролетарское право становится господствующим. Его идеи нашли свое отражение в декрете №1 о суде, написанные под влиянием Рейснера. Этап развития права с 38г. По 50 гг. Право- это совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю, применение которых обеспечивается всей принудительной силой социального государства в целях защиты закрепления и развития отношений и порядков, выгодных трудящимся, окончательное уничтожение капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построение социалистического общества. 4. Этап развития теории права с 50 по80 гг. Преодоление права 38 г. Стало можно в идеологических рамках обсуждать определения права. После 20 съезда КПСС имела место ревизия правопонимания. Заговорили об общенародном праве и государстве (в отличии от классового). Дискуссия сторонников широкого и узкого понимания права велось до перестройки.: 1. узкое понимание - право-совокупность правовых норм 2. широкое - право не сводится к совокупности норм, а включает в себя еще и правоотношения (а иные еще и правосознание). Строгович - законность это требование строгого соблюдения закона. Все, что основано на законе соблюдать необходимо. Его сторонники предлагали не ограничится законодательными нормами, а изучать реальные отношения, ибо они могут отличатся. Развивались и естественно - правовые представления, где право определялось через некие содержательные требования. 1. непосредственно - естественная правовая концепция 2. либертарная. Этап развития теории права в период перестройки. Период наибольшей востребованности, необходимости формальной законности. Наиболее популярная концепция социалистического правового государства. (в основном идеи Строговича). Конституция 1993 г. закрепила принципиально иной для российской науки и практики тип правопонимания - естественных и неотчуждаемых прав человека. Концепция прав человека имеет два варианта: 1. естественно-правовой, морально-этический, где права человека - требования к праву и государству. 2. предполагающий юридизацию прав человека, т.е. они рассматриваются не как моральные требования, а как нечто тождественное праву. И в Конституции содержится именно 2 концепция - перечисление в конституции прав человека. Ст. 18 - права человека определяют назначение государства, это конкретизация ст. 2 (государство определяется через права человека). Допустима ограничение прав человека лишь для защиты ценностей правопорядка, основанного на защите прав человека. Эта концепции достаточно адекватно отразились в нашей конституции, но для практической реализации необходимо наличие адекватной экономической базы (гражданского общества). Потому не работает, а является лишь ориентиром. Но вот в теории движение идет в обратном направлении напротив, отторжение теории прав человека. Теоретики считают, что государство определяется через права человека, всего лишь лозунг, а не норма (Мартшин). Кудрявцев - писал в 1996 г.: несмотря на положения конституции никакие идеи, мнения не могут рассматриваться как право, пока они не закреплены в нормативном акте. Примат МП - тоже лишь неудачная конструкция, а не норма. Марченко - в современной науке господствует мягкий умеренный позитивизм. Этап развития теории права начиная с 1993г. (принятие конституции 1993г.) и по сей день. 13. СОВЕТСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ. Периодизация развития советского правопонимания. До 1917 года философия правопонимания в России развивалась в общемировом русле. С 1917 года стала отчетливо прослеживаться связь правопонимания и философии права с режимом и идеологией. Тсюда главной характеристикой философии права становится идеологическая направленность. Выделяют следующие этапы развития советского правопонимания: 1 этап - 1917 год - сер.20-х годов. Это период правового нигилизма. 2 этап - сер.20-х годов - июнь 1938 г. Это период активных поисков новых материалов права и попыток наполнить право классовым содержанием. Новые отрасли - советское пролетарское право. 3 этап - июль 1938 года - к.50-х годов. Это этап утверждения общеобязательного понятия советского права без идеологического элемента. Теоретический монизм. 4 этап - к.50-х-к.80-х годов. Это этап преодоления выработанного понятия права. 5 этап - к.80-х - 1993 год. Это этап перестройки. 6 этап - 1993 год по наши дни. Это этап рецепции идеологии естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. Правовой нигилизм. Правовой нигилизм был закономерен и выражал сущность марксистско-ленинского понимания общества. Он явился чистым выражением идеологии марксизма-ленинизма. Декларировался разрыв нового государства с правом буржуазной эпохи. Новая власть - это диктатура пролетариата, не связанная законами и носящая неограниченный характер. Евгений Пашуканис развивал меновую теорию права. Он являлся марксистом ортодоксального толка и положил марксизм в основу понимания права. Перичное звено права - это правоотношение, то есть экономическое отношение взаимодействия свободных товаровладельцев. Право опосредует сугубо рыночные отношения, оно возникает вместе с ними. Только на рынке лица функционируют как абстрактные равные товаровладельцы. Это порождает противоположность частных интересов и необходимость нахождения средств разрешения конфликтов - то есть по сути права. Право - это система норм и правил, обеспечивающих и защищающих рыночные отношения. Основа права - частная собственность, товарно-денежные отношения, свободный рынок. Там, где всего этого не допускает экономический базис общества, права быть не может. Такой порядок выгоден капиталистам. Революция должна уничтожить частную собственность, конфликты интересов и необходимость в праве. При социализме право объективно невозможно и не нужно. По сути это радикальный вариант представления о постепенном отмирании права и государства. Но Пашуканис признает, что одномоментное отмирание невозможно. Этим он оправдывает НЭП. Государство по Пашуканису имеет две ипостаси: Государство - это непосредственная организация классового господства, сила, устанавливающая порядок, выгодный определенной группе людей. Такое государство не допускает правовых норм, так как базируется на силе и насилии. Государство - это способ обеспечения, поддержания и гарантирования рыночной экономики, персонифицированное выражение права. Эта форма государства призвана камуфлировать его классовую сущность. Пролетарское государство обнажает свою классовую сущность и утрачивает правовой элемент. Особенностями теории Пашуканиса можно считать то, что он из экономической теории Маркса по сути вывел либертарную теорию Нерсесянца, то есть уловил моменты, обеспечивающие содержание права и переложил экономические категории на язык правовых понятий. Во-вторых, он тем самым показал несовместимость социализма и права. Развитие советского правопонимания. Воззрения П.Стучки. При социализме нет необходимости камуфлировать общественные отношения, право становится ненужным. Но позже появляется точка зрения, что социализм все же совместим с правом - пример НЭП. Там, где происходит допущение частнособственнических отношений, появляется право. Стучка отождествлял право с реально существующими общественными отношениями, которые носили классовый характер. Насилие, которое осуществляется при диктатуре пролетариата, носит объективный характер, но иногда может стать субъективным. Следовательно, необходимы рамки, правила существования такого насилия. В 1919 году появляется первое советское понятие права - это система общественных отношений, соответствующих интересам господствующего класса и охраняемых организованной силой. Позднее он уточнил, что право - это не только система, но и форма общественных отношений, а именно: Конкретная форма проявления общественных отношений - само общественное отношение. Абстрактная форма - форма закона или другого нормативного акта. Форма абстрактного правосознания, правовой идеологии, мнения, которые касаются рава и существуют в сознании людей. Все раннесоветские понятия о праве - это попытка приспособить существующие концепции к классовой теори. Известное значение приобретает концепция Иеринга, у которого право - это защищаемые принудительной силой интересы отдельных индивидуализированных субъектов, что у Стучки трансформируется в понятие классового интереса. Психологические концепции и советское правопонимание. Петражицкий заложил основы психологических направлений в юриспруденции, дав понятие интуитивного права, то есть чувств и переживаний человека, возникающих не в результате государственной деятельности. Михаил Рейснер взял за основу эту теорию и переложил ее на классовую почву, став говорить о правовых перживаниях, присущих классам. В любом обществе существует несколько систем классовых прав, на основе которых складывается некое общее право. По сути, в результате такого складывания происходит подавление других классовых прав. В любом обществе существует право «чужих» классов, а следовательно - классовое взаимодействие. Общей почвой является общая заинтересованность в социальном компромиссе, иначе складывания не произойдет. Право - это некий порядок, который признается всеми классами. Справедливость и равенство определяются только с точки зрения господствующего класса - преодоление партикуляризма понятия справедливости. Таким образом, по Рейснеру пролетарское право зарождается еще в буржуазном обществе, как притязания класса пролетариата. В ту эпоху общим правом является буржуазное право, которое складывается в результате взаимодействия и компромисса с другими классами. При социализме право пролетариата - земледельцев и трудящихся подавляет право других классов. Пролетариат закрепляет, что справедливость - базируется на равенстве, зависящем от трудового вклада каждого. Правопорядок социализма - распределение равным за равное, распределение по труду. НЭП - вариант компромисса пролетарского права с другими классовыми правами. Рейснер сравнивает право с властью. Основой власти признается целесообразность, основой права - справедливость. Рейснер связывает право со свободой. Позже концепция Рейснера была замечена и оказала значительное влияние на формирование советского понятия о праве. Например, в Декрете о суде было сказано, что суд должен при разрешении дела руководствоваться не столько буржуазным правом, сколько свободным революционным правосознанием. Революционное правосознание - это и есть пролетарское право. Июль 1938 - к.50-х годов.Вскоре начинает проявляться тенденция к унификации представлений о праве.В июле 1038 г. в институте государства и права состоялось совещание. Обсуждалось определение права, предложенное Андреем Вышинским, которое было утверждено и стало общеобязательным. Советское право - это совокупность правил поведения, установленных в законном порядке властью трудящихся, выражающее их волю, применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, которые применяются в целях закрепления и защиты отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, и имеющих целью полное и окончательное уничтожение капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, а также построение коммунистического общества. Это определение господствовало до середины 50-х годов. К.50-х - к.80-х годов. В середине 50-х годов состоялся ХХ съезд партии. Было провозглашено, что государство и право приобрели общенародный характер, что полностью отвечает интересам всего народа. В реальной правовой действительности это понятие существует до сих пор. Реально функционирует правовая система, поддерживаемая в принудительном порядке государством. Происходит ревизия понятия права, обсуждение происходит в рамках марксизма-ленинизма. Традиционное понятие подвергается критике, появляются свежие концепции. Широкие дискуссии развернулись между сторонниками узкого понимания права (1938 года) и сторонниками широкого понимания права. Строгович был сторонником узкого понимания права и рассматривал право как иерархию норм, присовокупляя к этому требование социалистической законности - требование соблюдения закона всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами. Закон имеет высшую юридическую силу, все остальное - это подзаконные акты. Сторонники широкого понятия говорили о недостаточности существующего понятия права, необходимо дополнить определение, сводимое к правовым нормам, правовыми отношениями и правосознанием. Право - это не только правила, которые содержатся в предписаниях закона и иных нормативных актов, это еще и правопорядок, воплощаемый в правоотношениях и правосознании. К.80-х - к.1993 года. Наши дни. Происходит обращение к содержанию права и возрождение естественно-правовых концепций. Лившиц, Мальцев начинают говорить о том, что право - это некая абстрактная справедливость. В результате происходит полная рецепция концепции естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека - принятие Конституции РФ 1993 г. Происходит признание притязаний человека на определенный порядок и на определенные неоктроированные права. Происходит конституционная конкретизация прав и свобод человека. Конституция 1993 года исходит из правовой концепции естественных прав и свобод человека, но и не отрицает морально-нравственного подхода к праву. Указанная идеология воплощается в следующих элементах: В виде развития либертарной правовой теории. В учебниках ТГП. В научной литературе. Помимо этого проявляется и стремление обосновать несостоятельность концепции естественных и неотчуждаемых прав, так как в виду ст.15 Конституции РФ отсутствует четкая иерархичность источников права. Таким образом, в последнее время можно наблюдать отторжение типа правопонимания, предложенного Конституцией.
14. Правовая гносеология. Гносеология юридического правопонимания 1. Принято выделять позитивистский и непозитивистский подход к изучению права. Для их надлежащего анализа необходимо определить некоторые общие сущностные характеристики наук. 2. Дескриптивные (описательные) науки изучают объект таким, каков он есть, не задают вопроса о том, каким должен быть объект. 3. Прескриптивные (нормативно-критические) науки, помимо накопления опытных знаний об объекте и изучения сущего, уделяют внимание тому, каким должен быть изучаемый объект. Таким образом, в рамках таких наук формируются некие представления о нормальном и должном состоянии объекта. 4. Как правило, все естественные науки - суть дескриптивные, а общественные науки, как правило, относятся к прескриптивным. 5. Общественные науки часто являются метафизическими, то есть исходят из априорных представлений и подходят к изучению объекта с философских позиций. 6. В XIX веке философский позитивизм попытался перенести методологию естественных наук на почву общественных наук. 7. Переориентация естественных наук на изучение явлений социальной действительности привело к абсолютизации методологии естественных наук и к утверждению о том, что не существует никакого научного знания, полученного неопытным путем. 8. Любое знание, чтобы считаться научным, должно быть подвержено верификации - то есть подтверждению опытной проверкой. 9. В то же время философские науки, как правило, не могут быть проверены опытным путем - противоречие очевидно. Предметная сфера правовой гносеологии - это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача состоит в изучении предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях. Основополагающее значение в плане правовой гносеологии имеет проблема соотношения права и закона (позитивного права). И два противоположных типа правопонимания (юридический и легистский) включают в себя и две принципиально различные концепции правовой гносеологии. Исходной позицией и ведущей идеей юридической гносеологии является познавательное отношение к действующему праву, попытка теоретического (философско-правового, научного) осмысления его объективной природы, уяснения его роли и назначения, постижения его истины. Этот путь познания приводит к различению естественного и позитивного права в качестве необходимой предпосылки и исходной схемы в сфере теоретического понимания и изучения права. Концепция разделения права и закона выражает процесс познавательного перехода от простого мнения о праве (как некой субъективной властной его данности в виде фактического закона) к истинному знанию - к знанию истины о праве, к понятию права, т. е. к теоретическому (понятийному) знанию об объективных (независящих от воли и произвола властей) свойствах, природе, сущности права и формах (адекватных и неадекватных) ее проявления. В рамках юридической гносеологии различение права и закона (позитивного права) предполагает все возможные формы их соотношения - от разрыва и противостояния между ними (в случае антиправового, правонарушающего закона) до их совпадения (в случае правового закона). В этих общих рамках юридической гносеологии разные концепции различения права и закона имеют свои специфические особенности. Так, в концепциях юснатурализма основные гносеологические усилия направлены на утверждение той или иной версии естественного права в его разрыве и противостоянии (в качестве исходного, безусловного образца) действующему позитивному праву. При таком подходе вне поля внимания остаются сама идея правового закона и в целом аспекты взаимосвязи естественного и позитивного права, проблемы приведения действующего права в соответствие с положениями и требованиями естественного права и т. д. Представителей юснатурализма интересует не столько действующее право и его совершенствование, сколько само естественное право и его утверждение в качестве исходно данного природой (божественной, космической, физической, человеческой и т. д.) "истинного права", которое, и действует естественно. Отсюда и присущее юснатурализму представление о двух одновременно и параллельно действующих и конкурирующих между собой системах права - подлинного, истинного, естественного права и неподлинного, неистинного, официального (позитивного) права. Этот дуализм систем права в основном преодолевается в тех философско-правовых концепциях, которые в целом остаются в рамках естественно-правовых представлений, но под естественным правом имеют в виду идею, смысл права, сущность права и т. д. Правда, и в этих философских концепциях различения права и закона хотя идея права не выступает в качестве действующего права, но и не доводится до понятия правового закона (правовой концепции и конструкции действующего позитивного права). Иначе обстоит дело в концепции либертарного правопонимания, где в центре исследовательского внимания стоят проблемы связи права и закона, понимания и трактовки объективных свойств права как сущностных свойств закона и критерия правового качества закона, вопросы разработки понятия правового закона (и законного права, т. е. права, наделенного законной силой) и т. д. С позиций данного юридико-гносеологического подхода искомой истиной о праве и законе является объективное научное знание о природе, свойствах и характеристиках правового закона, о предпосылках и условиях его утверждения в качестве действующего права. Такой юридико-гносеологический подход позволяет выявить различие и соотношение объективного по своей природе процесса формирования права и субъективного (властно-волевого) процесса формулирования закона (актов позитивного права) и проанализировать позитивацию права как творческий процесс нормативной конкретизации правового принципа формального равенства. И лишь в таком смысле уместно говорить о законодательстве как о творческом выражении начал и требований права в конкретных нормах общеобязательного закона (позитивного права). Понимание закона в качестве правового явления включает в себя и соответствующую трактовку проблемы общеобязательности закона, его обеспеченности государственной защитой, и применения принудительных мер к правонарушителям и т. д. Такая специфика санкций закона, согласно юридической гносеологии, обусловлена объективной природой права (его общезначимостью и т. д.), а не волей законодателя. Необходимость того, чтобы объективная общезначимость права была признана, нормативно конкретизирована и защищена государством, выражает вместе с тем необходимую связь права и государства в условиях государственно-организованной жизни общества. Государство выступает как правовой институт, необходимый для возведения общезначимого права в общеобязательный закон с надлежащей санкцией, для установления и защиты правового закона. Насилие, согласно такому подходу, правомерно лишь в форме государственной санкции правового закона. Юридико-познавательная модель различения и соотношения права и закона лежит в основе всех существенных достижений в сфере правовой теории и практики. Именно с этих гносеологических позиций были сформулированы идеи и принципы неотчуждаемых прав и свобод человека, господства права, правового закона, правового государства и т. д. Гносеология легизма. В основе легистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти. В силу такой позитивистско-прагматической ориентированности легистская гносеология занята рассмотрением двух основных фактов: 1) выявлением, классификацией и систематизацией самих видов (форм) этих приказаний (принудительно-обязательных установлений) официальной власти, т. е. так называемых формальных источников действующего права и 2) выяснением мнения законодателя, т. е. нормативно-регулятивного содержания соответствующих приказаний власти как источников действующего права. Легизм отождествляет право и закон, сводит право к закону, отрывает закон как правовое явление от его правовой сущности, отрицает объективные правовые свойства, качества, характеристики закона, трактует его как продукт воли законоустанавливающей власти. Поэтому специфика права, под которым позитивисты имеют в виду закон, неизбежно сводится к принудительному характеру права. Причем эта принудительность трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требований права, а как исходный правообразующий и правоопределяющий фактор, как силовой (и насильственный) первоисточник права. Сила власти здесь рождает насильственное, приказное право. Истина о праве, согласно легистской гносеологии, дана в законе, выражающем волю, позицию, мнение законодателя (суверена, государства). Поэтому искомое истинное знание о праве носит здесь характер мнения, хотя и официально-властного мнения.По логике такого правопонимания, одна только власть действительно знает, что такое право и чем оно отличается от неправа. Наука же в лучшем случае может адекватно постигнуть и выразить это воплощенное в законе (действующем праве) властно-приказное мнение. Теоретико-познавательный интерес юридического позитивизма полностью сосредоточен на действующем (позитивном) праве. Все, что выходит за рамки данного права, отвергают. Позитивистская гносеология тем самым по существу отвергает теорию права и признает лишь учение о законе, предметом которого является позитивное право, а целью и ориентиром - догма права, т. е. совокупность непреложных основных положений (устоявшихся авторитетных мнений, позиций, подходов) о действующем праве, о способах, правилах и приемах его изучения, толкования, классификации, систематизации, комментирования и т. д. Позитивистская гносеология закона ориентирована не на познание сущности закона, а на адекватное описание. Все знание о праве, согласно такому правопониманию, уже официально дано в самом позитивном праве, в его тексте, и основная проблема позитивистского учения о праве состоит в правильном толковании текста закона и надлежащем изложении имеющегося в этом тексте официально-правового знания, мнения и позиции законодателя. С этим связан и повышенный интерес позитивистов (особенно представителей аналитической юриспруденции) к лингвистическим и текстологическим трактовкам закона при явном игнорировании его правового смысла и содержания. При таком подходе юридическая гносеология подменяется легистской лингвистикой, согласно которой разного рода непозитивистские понятия, идеи и концепции (типа сущность права, идея права, естественное право, неотчуждаемые права человека и т. д.) - это лишь ложные слова, языковые иллюзии и софизмы, результат неверного словоупотребления. (И. Бентам, ,Д. Остин и др.). Естественное право - это, согласно его оценке, словесная фикция, метафора, а неотчуждаемые права человека - химера воображения. Начатое Бентамом "очищение" языка от подобных "обманных" слов было продолжено, особенно последовательно - в кельзеновском "чистом" учении о праве. В.Д. Катков. Реформируя юриспруденцию с помощью "общего языковедения", он даже предлагал вовсе отказаться от слова "право" и пользоваться вместо него словом "закон", поскольку, как утверждал он, в реальности "нет особого явления "право".
15. Онтология Проблемы правовой онтологии (учения о бытии права) в рамках каждого типа правопонимания рассмотрение вопросов онтологического характера (что есть право?) тесно, а порой и неразрывно связано с проблематикой правовой гносеологии (как познается право?) и правовой аксиологии (в чем ценность права?). 1. Легистская онтология означает, что бытие права для легистов (позитивистов и неопозитивистов) это наличное существование эмпирически-реального (и в этом смысле позитивного) явления, т.е. определенного феномена официально-властного характера. Реальность (и позитивность) данного феномена представлена в виде текста соответствующего официального документа , который трактуется (понимается и интерпретируется) в качестве нормативно-правового акта и источника права. Этим обусловлен и повышенный интерес легистов (позитивистов и неопозитивистов, особенно представителей аналитической юриспруденции) к юридико-догматическому анализу текста акта, к его трактовке с позиций легистской лингвистики и герменевтики (теории толкования текстов). все, что выходит за рамки подобного анализа текста акта, является нереальным, непозитивным. Подобные непозитивные понятия, идеи, принципы (типа: сущность права, идея права, естественное право, неотчуждаемые права человека и т.д.) это лишь ложные слова. И. Бентам , оказавший влияние на становление взглядов аналитической юриспруденции ( Д. Остин и др.). Естественное право - это, согласно его оценке, словесная фикция, метафора, а неотчуждаемые права человека - химера воображения. Начатое Бентамом "очищение" языка от подобных "обманных" слов было продолжено, особенно последовательно - в кельзеновском "чистом" учении о праве. В.Д. Катков. Реформируя юриспруденцию с помощью "общего языковедения", он даже предлагал вовсе отказаться от слова "право" и пользоваться вместо него словом "закон", поскольку, как утверждал он, в реальности "нет особого явления "право". Легистская онтология права, таким образом, носит феноменалистский характер, причем право как феномен (явление) лишено правовой сущности. Здесь бытие права не зависит от каких-либо объективных оснований, а целиком и полностью определяется и задается авторитетом власти, ее собственным субъективным усмотрением и решением. 2. Естественноправовая онтология Бытие права, согласно онтологии юснатурализма, представлено в двух противоположных формах: в форме подлинного бытия права (это бытие естественного права) и в форме неподлинного бытия (это существование позитивного права). Под подлинностью как самого естественного права, так и его бытия при этом имеется в виду объективная преданность (богом, природой, разумом и т.д.) права как определенной сущности, выражающей истинный смысл того, что есть право. Бытие естественного права как подлинное бытие права самодостаточно, поскольку такое бытие это одновременно и бытие сущности, и непосредственное существование (и действие) данной сущности в качестве явления. Инобытие же права (т.е. существование права вне подлинного бытия, в форме внешнего явления, не тожденного истинной сущности, различаемого с ней), согласно такой онтологии, представлено в неподлинном бытии неподлинного (искусственного, произвольного) права в существовании и действии позитивного права. С таким подходом связано и представление об одновременном действии двух прав (двух форм бытия права) подлинного (естественного) права и неподлинного (позитивного) права. Естественноправовая онтология, исходящая из разрыва двух форм бытия права (подлинного и неподлинного), в своей в принципе верной критике недостатков легистского подхода (отрицание объективной сущности права и т.д.) впадает в другую крайность в отрицание необходимости инобытия права, т.е. выражения (осуществления, существования, действия) сущности права в форме установленного государством общеобязательного правового явления правового закона (позитивного права, соответствующего сущности права). Однако подлинность права это не только его истинность как сущности, но и его реальность как общеобязательного правового явления. 3. Либертарно-юридическая онтология Бытие права, согласно либертарно-юридической онтологии, это реальное, наличное бытие правового закона, т.е. позитивно-правового явления, выражающего объективную сущность права (свойства и требования принципа формального равенства). Бытие права, его существование и действие предполагают необходимую связь между правовой сущностью и правовым явлением, взаимосвязанное единство которых и есть право как особая форма и специфический регулятор общественных отношений. Правовой закон это надлежащая (адекватная, полная, завершенная и в этом смысле подлинная) форма бытия права, поскольку лишь в данной форме сущность и явление представляют собой правовую сущность и правовое явление в их взаимосвязи и необходимом единстве. Невозможность правового закона как формы бытия права с позиций юснатурализма и легизма свидетельствует о том, что у представителей этих направлений нет соответствующей концепции права (и его бытия), применительно к которому теоретически возможно говорить о различении правовой сущности и правового явления, о необходимом характере их взаимосвязей и их единства. Бытие права включает в себя всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга свойств и характеристик права как необходимого единства правовой сущности и правового явления, права как общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей. С точки зрения либертарно-юридической онтологии принципиальное значение имеет реально-практическое утверждение исторически достигнутой ступени и меры равенства, свободы и справедливости в форме общеобязательного государственного закона (т.е. правового закона), без чего нет ни бытия права, ни правовых явлений как таковых. В рамках бытия правового закона все правовые феномены (не только правовая норма, правовое отношение, правовое сознание) являются формами выражения, осуществления и существования уже качественно определенной для данного социального времени и пространства сущности права, принципа формального равенства. Различие этих форм бытия права носит, следовательно, функциональный, а не сущностный характер. Смысл единого принципа формального равенства выражается (и существует), например, в правовой норме в виде правил поведения субъектов права (в форме долженствования определенной модели поведения субъектов права), в правовом отношении в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в правосознании в форме осознания смысла и требований принципа права членами данного правового сообщества, в правосубъектности в форме признания индивидов формально равными, свободными и независимыми друг от друга субъектами правового типа общения, в правовых процедурах в форме равного и справедливого порядка приобретения и реализации прав и обязанностей всеми субъектами разрешения спора о праве и т.д. Особое место и значение нормы права как правового феномена обусловлена юридико-доктринальной трактовкой правовой нормы как системного элемента права (отсюда и доктринальное определение права в целом как системы норм) и связанной с этим интерпретацией положений текста закона в качестве определения содержания соответствующих структурных частей нормы (гипотезы, диспозиции и санкции). Либертарно-юридическая доктрина права, оперируя правовой нормой и отвергая ее легистскую подмену неправовой нормой, не только не отрицает, а напротив, развивает дальше собственно юридическое понимание нормативности права. И с точки зрения либертарно-юридической онтологии задача состоит не в денормативизации права, а в юридизации нормы закона как правового явления, как формы существования и действия права. При этом роль исходного правового начала, определяющего правовой смысл и характер тех или иных явлений и форм, включая и норму, играет принцип формального равенства, которому должны соответствовать все формы бытия и действия права.
17. Аксиология Аксиология - учение о ценностях. Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту. Ценность в его трактовке - это то, что имеет значение долженствования и свободы. С этим нравственно должным связаны и те категорические императивы, которые формулируются Кантом применительно к морали и праву. Последователи Канта (Р. Г. Лотце, В. Виндельбанд, Виндельбанд и др.) пошли дальше Канта и развивали представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей и целеполаганий в сфере не только нравственности, но также науки, искусства и культуры в целом. Иной подход к проблеме ценностей характерен для объективно-идеалистической философии (от Платона до Гегеля и их современных последователей), согласно которой бытие есть благо (т.е. ценность), истинное бытие, т.е. объективный разум, идея, смысл бытия, бытие в модусе долженствования и, следовательно, ценностной значимости. Предметная область и основная тематика правовой аксиологии - это проблемы понимания и трактовки права как ценности (как цели, долженствования, императивного требования и т.д.) и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении (т.е. ценностном смысле - с точки зрения права) фактически данного закона (позитивного права) и государства. 2. Легистская аксиология. В силу отрицания объективных, независимых от законодателя и закона, свойств и характеристик права легизм в аксиологическом плане отвергает по существу собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права). Легистская "ценность" закона (позитивного права) - это его официальная общеобязательность, властная императивность, а не его общезначимость по какому-либо объективному (не властно-приказному) правовому основанию. Показателен в этом отношении радикальный подход неопозитивиста Кельзена, право ценно только как приказание, как норма, форма долженствования. 3. Естественноправовая аксиология Согласно естественноправовой аксиологии, естественное право воплощает в себе объективные свойства и ценности "настоящего" права и поэтому выступает в виде должного образца, цели и критерия для ценностной оценки (в принципе - негативной) позитивного права и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя, государства в целом). При этом естественное право понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т.д.) явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью. В результате такого смешения права и морали (религии и т.д.) естественное право предстает как симбиоз различных социальных норм, как некий нравственно-правовой (или морально-правовой, религиозно-правовой) комплекс, с позиций которого выносится то или иное (как правило, отрицательное) ценностное суждение о позитивном праве и позитивном законодателе (государственной власти). При таком подходе позитивное право и государство оцениваются (в ценностном плане) по существу с этических позиций, с точки зрения представлений автора данной концепции о нравственной (моральной, религиозной и т.д.) природе и нравственном содержании настоящего права. Совокупность подобных нравственно-правовых свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости естественного права, которой должны соответствовать позитивное право и деятельность государства в целом. Справедливость при этом трактуется не в формально-юридическом смысле, а как нравственное или смешанное нравственно-правовое явление и понятие с особым для каждой естественноправовой концепции и, следовательно, ограниченным и конкретным нравственным (или смешанным нравственно-правовым) содержанием. Поэтому различные естественноправовые концепции справедливости - вопреки их претензиям на нравственную (или смешанную нравственно-правовую) всеобщность и абсолютную ценность - на самом деле имеют относительную ценность и выражают релятивистские представления о нравственности вообще и нравственных ценностях права в частности. Отмеченные недостатки присущи не только концепциям традиционного юснатурализма, но и различным собственно философским учениям Канта, Гегеля и их последователей, В. С. Соловьева, Р. Марчича и других представителей морально-нравственного учения о праве. Вместе с тем к несомненным заслугам представителей естественноправового подхода следует отнести постановку и разработку проблем ценности права, идей свободы и равенства всех людей, естественноправовой справедливости, прирожденных и неотчуждаемых прав человека, правового ограничения власти, правового государства и т.д. 4. Либертарно-юридическая аксиология. Ценность права, согласно либертарно-юридической аксиологии, состоит в том, что право является всеобщей, необходимой и общеобязательной формой выражения таких фундаментальных человеческих ценностей, как равенство, свобода и справедливость. равенство, свобода и справедливость - это правовые формальности, а не фактические отношения, с фактическим содержанием общественных отношений, опосредуемых и регулируемых правовой формой, это формально-содержательные (а не материально-содержательные, не эмпирические) компоненты, свойства и характеристики права и правовой формы. В аксиологическом плане такая юридико-формализованная концепция права позволяет обоснованно утверждать, что речь идет именно (и только) о правовых ценностях, а не о моральных, нравственных, религиозных и иных неправовых ценностях. Причем правовые ценности - в силу абстрактной всеобщности права и правовой формы - носят по определению всеобщий и общезначимый (и в этом смысле абсолютный, а не относительный) характер. Право тем самым в своем аксиологическом измерении выступает не просто как неформализованный (формально-фактический) носитель моральных (или смешанных морально-правовых) ценностей, что характерно для естественноправового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм. Такое понимание отличается не только от естественноправового, но и от позитивистского подхода к данной проблеме. Данная концепция правовой (формально-правовой) трактовки основных ценностей человеческого бытия (равенства, свободы, справедливости) в качестве моментов правовой формы долженствования четко очерчивает и фиксирует ценностный статус права (круг, состав, потенциал права как ценности, специфику права как ценностно-должного в общей системе ценностей и форм долженствования и т.д.). Эту сферу сущего, ценностно определяемого с позиций правового долженствования , составляют - в рамках юридической аксиологии (с учетом специфики ее предмета, профиля и задач) - закон (позитивное право) и государство во всех их фактических проявлениях и измерениях, во всем их реальном существовании, а также юридически значимое поведение всех субъектов права. В юридической аксиологии речь, следовательно, идет об оценке с позиций права правового смысла и значения наличного закона, государства, поведения субъектов права, об их правовом качестве, об их соответствии (или несоответствии) целям, требованиям, императивам права как ценностно должного. Право при этом выступает как цель для закона, государства, поведения людей. Это означает, что закон (позитивное право), государство, юридически значимое поведение людей должны быть ориентированы на воплощение и осуществление требований права, поскольку именно в этом состоят их цель, смысл, значение. Цель права как должного в отношении закона (позитивного права), государства, поведения субъектов права можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: закон (позитивное право), государство, поведение субъектов права должны быть правовыми. В этой аксиологической плоскости соотношение должного и сущего выражает идею необходимости постоянного совершенствования
18. Право и Справедливость (концепция справедливости р рамках различных типов правопонимания). Справедливость как аксиологический критерий Естественники понимают Подробный анализ категории справедливости дал Ганс Кельзен, который выделил метафизические концепции справедливости и рациональные концепции справедливости. Метафизические концепции исходят из того, что справедливость является трансцендентальной категорией, которая существует за пределами человеческого опыта и восприятия. Источником справедливости является некоторая трансцендентальная сущность, инстанция - Бог, природа, космос. В эту инстанцию можно только верить, следовательно, проблема ее существования лежит за пределами научной сферы. Содержательная сторона справедливости, согласно метафизическим концепциям, также недоступна человеческому разуму - то есть, также носит трансцендентальный характер (например, что есть Божественная любовь). Но справедливость трансцендентальная противоположна земной справедливости - классический пример того - «лучшие станут худшими в Царстве Божием». Следовательно, человечество a priori не может установить порядок, тождественный трансцендентальной справедливости. Рациональные концепции справедливости исходят из того, что справедливость - это норма обращения с другими людьми. Справедливость имманентна человеческому обществу, так как «Человек - животное социальное» (Аристотель). Такие концепции рациональны только по своему содержанию. По источнику происхождения справедливости эти концепции по-прежнему трансцендентальны (справедливость имманентна обществу и является таковой сама по себе). Таким образом, человеческому разуму доступно только понимание содержания справедливости. Формальные и материальные концепции справедливости: противоречивость подходов. Определения справедливости принято делить на формальные и материальные. Аристотель утверждал, что справедливость - это воздаяние равным за равное, вкупе с принципом «каждому свое». Таким образом, принято выделять справедливость уравнивающую и справедливость распределяющую. Уравнивающая справедливость требует эквивалентности взаимных предоставлений при социальном обмене и взаимодействии. Распределяющая означает, что предоставление благ в обществе основано на принципе «равным за равное». Таким образом, Концепция справедливости по Аристотелю - это формальная концепция. Такие концепции также принято именовать концепциями «общего блага», общеприемлемой и равновыгодной организации социальных отношений. Материальные концепции справедливости берут за основу принцип наличия материальной содержательной ценности, выбранной обществом. Такая ценность и признается справедливостью. (К примеру принцип: «правят сильнейшие» может быть справедливым, если этот принцип выбран обществом в качестве ориентира). Такие концепции также именуются концепциями произвольного выбора ценностей. Их важнейшим недостатком признается отсутствие обоснования выбранной ценности. Критика категории справедливости Ганса Кельзена. По Кельзену все концепции справедливости или отрицают существование некой общепринятой нормы справедливости и ведут к отрицанию любого порядка в обществе, или, если общая норма справедливости присутствует, перестают быть естественно-правовыми, утрачивают свое содержательное значение и сводятся к оправданию существующего в обществе социального порядка. Либертаристы понимют В.С.Нерсесянц. Право - это содержательная формальность. Право - это порядок общественных отношений, который должен гарантировать справедливость, который ищется в справедливости с ее равной выгодностью. Справедливость связывается с равновыгодностью. В основе справедливости лежит принцип формального равенства, которое раскрывает сущность и содержание права. Формальное равенство - это уравнивание людей по какому-либо основанию. Вся система фактических отношений формализуется и описывается через качества, которые принимаются за основание. Все остальные качества признаются неестественными. Право формализует всю социальную действительность через некоторые основания - проблема в определении этих оснований. Свобода - это неотъемлемое качество человека, так как он - живое, разумное существо, так как он действует по своей воле и усмотрению, а это и есть свобода. Все люди признаются равными в своей свободе. Свобода каждого члена общества ограничена свободой других членов. Свобода объективно может служить основанием для уравнивания, так как ее качество обосновывается формальным основанием. Этот порядок ставит всех членов общества в равные условия. Сущность права - в триединстве свободы, равенства и справедливости, которые объясняют друг друга через самих себя. Право - это справедливый порядок общественных отношений, который исходит из формально-равной свободы каждого члена общества.
19. Концепция общего блага в рамках различных типов правопонимания. Принято выделять две метатеории государства: * Видоизмененную теорию насилия, * Видоизмененную теорию общего блага. 1. Для первой теории насилие рассматривается с инструменталистских позиций. 2. В качестве социальной ценности рассматривается социальное господство, то есть господство одной части населения над другой. 3. На разных этапах общественно-исторического развития критериями определения группы лиц, осуществляющих господство, могут выступать родовитость, национальность, социальное положение. 4. Государство здесь рассматривается как инструмент классового насилия. 5. В рамках второй теории государство существует для того, чтобы обеспечивать в обществе "общее благо". 6. Можно провести параллель с Античностью, где в качестве общего блага рассматривалось "Высшее благо". 7. По сути, это такое благо, которое должно быть таковым для любого члена общества. 8. Насилие при такой концепции применяется в минимальной степени, так как благо добровольно воспринимается таковым всеми членами общества. 9. Выделяют два подхода к тому, что понимать под общим благом: * Во-первых - это некоторый вариант господства определенной части общества, то есть по сути это вариант классового господства без насилия - то есть теория социализма. * Во-вторых - это благо всех и каждого, это не подавление интересов, а их унификация. Это ситуация, когда каждый может реализовать свое индивидуальное благо. 10. В общем виде общее благо - это способ максимально полного обеспечения интересов всех членов общества. 11. "Благая жизнь" выступает в качестве правовой категории. 12. Общее благо - это способ общественного и государственного устройства, который обеспечивает максимально возможную свободу членов общества, ограничивая ее лишь свободой других лиц. 13. Таким образом, целевое обоснование государство, по сути, сводится к обеспечению прав и свобод человека. Понятие "общего блага" относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. Сам термин общее благо, утвердившийся в средние века, встречается впервые у Сенеки, однако данное понятие по существу разрабатывалось уже древнегреческими авторами (Демокрит, Платов, Аристотель и др.), а затем Цицероном и римскими юристами. Большое внимание идее общего блага уделяли мыслители средневековья и нового времени (Фома Аквинский, Гроций и др.). "Общее благо" у римских авторов (у Цицерона, Сенеки, римских юристов, стоиков), как и "высшее благо" у Аристотеля, коренится в естественном праве и является выражением естественно-правовой справедливости. Реальный источник "общего блага" (или "высшего блага") и его естественноправового характера - объективная природа человека, поскольку человек по природе своей - существо политическое (Аристотель), социальное (римские авторы). Причем эти характеристики природы человека как политической или социальной в данном контексте имеют идентичный смысл, поскольку в обоих случаях речь идет о справедливом способе (с позиций естественного права) выражения и защиты блага всех членов социума (сообщества) в условиях его политической (государственной) формы организации. Общее благо членов данного социально-политического сообщества - это благо всех его членов на основе естественноправового (и, следовательно, общесправедливого) признания блага каждого. По своей естественноправовой сути общее благо всех и благо каждого - это одно и то же. Для признания, реализации и защиты такой концепции общего блага объективно необходимы (в силу объективной социально-политической природы человека) общая власть (государство) и общеобязательные законы, соответствующие тем же всеобщим требованиям естественного права и естественноправовой справедливости. При этом государство, выражающее и защищающее общее благо, представляет собой "дело народа" (res populi) и одновременно "общий правопорядок" (Цицерон). Аналогично обстоит дело и в естественноправовой концепции государства (полиса) Аристотеля. С позиций естественноправовой трактовки общее благо, государство и законы - это необходимые формы выражения объективной природы человека как существа социального (политического) и разумного. Общая социальность (политичность) и разумность людей, лежащая в основе концепции общего блага, предполагает свободу и равенство людей как членов данного социального (и политического) целого, как субъектов этого "общего правопорядка". При этом античная концепция общего блага исходит из деления людей на свободных и несвободных. Несвободные находились вне пределов общего блага членов данной социально-политической общности, граждан государства, субъектов "общего правопорядка" и субъектов права вообще. Общее благо - это признание и результат естественноправового равенства индивидуальных благ. В концепции общего блага, таким образом, представлена правовая модель выявления, согласования, признания и защиты различных, во многом противоречащих Друг другу интересов, притязаний, воль членов данного сообщества в качестве их блага, возможного и допустимого с точки зрения единой и равной для всех правовой нормы. Лишь согласуемые, с позиций такой общей правовой нормы, различные интересы разных лиц могут быть квалифицированы как благо индивидов и общее благо. Понятие "благо" (индивидуальное и общее) включает в себя, таким образом, различные интересы, притязания, воли различных субъектов (физических и юридических лиц) лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым критериям правовых запретов и дозволений, возможны и допустимы в рамках общего правопорядка. В этом смысле можно сказать, что понятие "благо" - это юридически квалифицированный интерес (притязание, воля и т. д.). Согласно концепции общего блага, в многообразии сталкивающихся между собой различных целей, интересов, притязаний, воль членов данного сообщества правовой путь к общему согласию состоит в нахождении, утверждении и действии соответствующей регулируемой ситуации всеобщей правовой нормы - конкретизации принципа естественноправовой справедливости.
20. Социальные нормы (понятие, виды). Нормативность включает в себя социальную типичность и принудительность как ее элементы. Социальность выражается в том, что норма регулирует отношения между людьми. Все иное представляет собой объекты, по поводу которых взаимодействуют люди. Социальная норма обеспечивается искусственными социальными способами, в этом тоже проявляется ее социальность. Социальные способы обеспечения нормы бывают внутренними и внешними. Под внешними способами понимаются требования, которые выдвигает и предъявляет к человеку социальная общность. Под внутренними способами понимается психика человека, это не инстинкты, а представления, которые вырабатываются из жизни в социуме, из взаимодействий с людьми, из социальной роли субъекта. Виды социальных норм выделяются по специфике их содержания, в зависимости от принципов, которые будут положены в основу определяемой системы социальных норм, а также в зависимости от способа их обеспечения. Все социальные нормы имеют общую направленность - цель отобрать наиболее эффективные варианты поведения.
|