Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СУБАК-ДО




Это корейское боевое искусство, в котором сохранилось наибольшее число элементов древних систем. В соответствии с восточной традицией, считается, что ему около 2-х тысяч лет, и. что основной период своей истории оно держалось в тайне, передаваясь от учителей весьма ограниченному кругу учеников. Впрочем, достоверно известно, что в одном из древних государств на Корейском полуострове — Пэкчё (I век до н.э. — 668 год н.э.) — в самом деле существовало боевое искусство под названием «субак». Последователи этой системы говорят, что впервые техника «субак» была частично открыта в 1790 году, когда был отпечатан трактат Ли Донму «Муетоботхонч-жи» (имеется в виду приведенный там комплекс приемов кулачного боя, который назван в трактате Хёнгакквон).

С этого времени субак перестал храниться в тайне, но по-прежнему преподавался довольно ограниченному числу учеников, теперь уже не из-за соображений секретности, а по причине общего снижения интереса в стране к национальным школам рукопашного боя, и к военному искусству вообще. И только в 1945 году мастер-хранитель стиля Хван Ки (10-й дан) открыл в Сеуле школу, доступную всем желающим. С 1960 года субак-до начал распространяться за пределами Кореи. В настоящее время в мире насчитывается примерно 135 тысяч последователей этого корейского искусства. Подавляющая их часть живет в республике Корея. Кроме нее, субак-до практикуют в США,. Малайзии, Англии, Италии, Бельгии, Греции, Франции.

Практикующие субак люди считают, что это искусство нельзя однозначно отнести ни к жесткому виду (типа традиционного каратэ), ни к мягкому (типа тайцзи-цюань). Скорее, оно занимает промежуточное положение, так как сочетает в себе жесткие резкие атаки и мягкие защиты. Практика субак складывается из 4-х основных разделов: изучения базовой техники (включающей различные удары и блоки руками и ногами), формальных упражнений (напоминающих «хюн» и «пхумсэ» в тхэквондо), вольного боя и изучения приемов защиты от захватов и от вооруженного нападения (этот раздел называется «хосин-суль»). Для получения черного пояса степени первый дан необходимо, в частности, свободно выполнять 13 комплексов формальных упражнений.

Основные удары ногой — это прямые удары вперед, в сторону, назад, а также круговой и назад с разворота. Все они наносятся по уровню выше пояса (характерная для корейских систем «высокая нога»). Есть удары коленями и локтями. Удары кулаком производятся из исходного положения рук возле груди, сложенных как бы для молитвы (в этом есть глубокий смысл, данное положение указывает на стремление защищать центральную линию тела), Вольный бой ученики практикуют после получения желтого пояса (8-й гып), то есть через полгода-год после начала обучения. Большое значение в процессе тренинга придается правильному дыханию и качественной разминке всех основных мышц, суставов и связок.

В уставе школы Субак-до говорится, что главная цель практики этого боевого искусства заключается в воспитании уважения к жизни, во всех ее проявлениях. Надо уважать свою жизнь, а потому уметь ее защищать. Надо уважать жизнь тех, кто нуждается в покровительстве, защищая их от преступных посягательств. И надо уважать жизнь врага, оставляя ему шанс на то, чтобы остаться живым.

СУМО

Национальная борьба японцев, зародившаяся в глубокой древности, еще до нашей эры. Однако первые достоверные сведения о проведении состязаний сумо относятся только к 642 году, когда по указанию императора при дворе состоялся праздник в честь корейского посла. В программу этого праздника были включены соревнования по борьбе сумо между воинами дворцовой стражи и корейскими воинами из охраны посла. С этой даты состязания по сумо при дворе проводились ежегодно. Они были приурочены к Танабата, празднику окончания уборки риса (по-японски «су-маи», отсюда и название борьбы. Дело в том, что борцовские состязания по случаю завершения уборки риса входили в развлечения крестьян и горожан задолго до начала дворцовых турниров.

Специально отобранные для чемпионата борцы (около 40 человек), представляли различные провинции и области страны.

Во время соревнований они выступали двумя командами — от придворной гвардии правого и левого крыла. За самым перспективным тяжеловесом, лидером команды, называвшимся хотэ, по старшинству следовали сначала ваки и далее борцы еще семнадцати степеней по убывающей. Главный турнир, во, время которого проходили схватки между мастерами равных степеней от обеих команд, проводился в один день. Затем следовали командные турниры «на выбывание участников» и абсолютное первенство. Схватки проводились не на помосте, как в наши дни, а на ровной песчаной площадке. Главным отличием тогдашнего сумо от его позднесредневековых и современных аналогов было отсутствие четких правил и ограничений, что нередко приводило к тяжелым травмам.

По команде судьи борцы без лишних церемоний сходились и начинали бой. Кроме общепринятых ныне приемов разрешалось использовать также удары руками и ногами в любую часть тела. По окончании каждой схватки члены судейской коллегии, выделенные от гвардии правого и левого крыла, громогласно объявляли победителя и втыкали в землю стрелу. Впоследствии по количеству стрел подводились итоги соревнований. Судьями были знатные военачальники. Если же они не могли прийти к единому мнению, в качестве верховного арбитра приглашался сам император, чей приговор звучал как глас синтоистских божеств, в честь которых и устраивалось празднество.

Последний турнир ритуального придворного сумо состоялся в 1174 г., в правление императора Такакуры. Вскоре после того началась великая смута Гэмпэй — затяжная кровопролитная война между самурайскими кланами Тайра и Минамото. Результатом войны явилось физическое уничтожение цвета рыцарства рода Тайра. В стране свирепствовали голод и эпидемии. Императорский двор бежал из Киото. После долгих скитаний и унижений дворцовая аристократия была низведена до положения хранителей обветшавших традиций. Реальная власть перешла в руки военных самурайских диктаторов — сёгунов.

С этой поры началось размежевание сумо на ритуально-спортивное и боевое. В первом были строго-настрого запрещены удары, ранее весьма популярные. А боевой вариант послужил основой для возникновения борьбы в доспехах на поле боя — «ёрои-куми-учи» и «когусоку-но-мавари». Турниры по боевому сумо проводились при дворах удельных князей (даймё), либо в военных лагерях. Они являлись хорошей проверкой воинского мастерства самураев, а заодно неплохим развлечением для этих суровых воинов. Ритуальное сумо все больше -и больше превращалось в народное зрелище, тем более, что при императорском дворе турниры теперь устраивались редко, иногда с перерывами в десятки лет.

Прекращение междоусобных войн в начале XVII века привело к установлению долговременного правления династии сёгунов Токугава (1611—1868). Бурный рост ремесел и развитие купеческого промысла в таких центрах, как Киото, Осака, Эдо, вызвали к жизни колоритную городскую культуру. В эпоху Токугава творили великие поэты, писатели, художники. Большинство ныне признанных школ воинских искусств — фехтования, борьбы, стрельбы из лука — также возникло в мирную эпоху Токугава, когда оставшиеся не у дел служилые самураи дружно занялись шлифовкой воинского мастерства, доводя его до виртуозности.

Золотой век наступил и для сумо, которое наряду с театром кабуки превратилось в любимое развлечение горожан. Могучие рикиси, как и утонченные актеры кабуки, становились кумирами всего взрослого населения городов. Славу их можно было сравнить разве что со славой современных звезд мирового футбола.

С 1791 г. сумо превратилось в цеховой промысел. В выступлениях бродячих борцов запрещено было пользоваться приемами сумо.

В эпоху Токугава окончательно оформились 72 канонических приема сумо, закрепился ритуал турниров, усовершенствовались правила соревнований, которые в неизменном виде дошли до наших дней.

Ринг для борьбы сумо — дохё — представляет собой помост, приподнятый на 61 сантиметр над землей и покоящийся на прочном глиняном основании. Помост ограничен огромными жгутами из рисовой соломы, концы которых врыты в землю. Схватка проходит на внутреннем круге диаметром чуть более 4,6 м. Во дворцах спорта навес над рингом, напоминающий по форме крышу синтоистского храма, подвешивается к потолку зала. Раньше он поддерживался столбами по углам. С «крыши» свисают драпировки с четырьмя кистями, символизирующими времена года.

В схватке побеждает тот, кто заставит противника коснуться пола любой частью тела — коленом, рукой, головой... или вынудит его выйти за пределы ринга. Правила строго запрещают удары кулаком, пальцами или ребром ладони, а также пинки ногами в грудь и живот, атаку в горло и в пах. Отсутствие весовых категорий нередко приводит к тому, что встречаются явно неравносильные партнеры. Хотя техника, бесспорно, играет немаловажную роль в сумо, последнее слово обычно остается за борцом с большей массой.

Участники соревнований делятся, по традиции, на две команды — «Восток» и «Запад». Список участников возглавляют борцы пяти высших рангов, входящих в категорию макуути. Это абсолютный чемпион (ёкодзуна), просто чемпион (одзэки) и далее — сэкивакэ, комусуби, маэгасира. Последняя группа объединяет рядовых борцов, а четыре первых являются элитарными. За маэгасира идут низшие ранги — дзюрё, маку сита и другие. Общее число борцов «макуути» по традиции составляет 64 человека (из более чем 900 профессиональных сумоистов Японии). Турниры открываются схватками борцов низших рангов и заканчиваются поединком чемпионов в финале.

Титул ёкодзуна появился около трехсот лет назад. С тех пор этого титула удостоились не-более пятидесяти борцов. Ёкодзуна занимает особое положение в мире сумо. Даже потерпев несколько поражений, он не теряет своего титула до тех пор, пока не уйдет в отставку «по собственному желанию». Чтобы претендовать на титул ёкодзуна, борец должен как минимум дважды выйти победителем на больших чемпионатах, добившись звания одзэки. Он должен также зарекомендовать себя с лучшей стороны в глазах судей и собратьев по рингу.

В начале XVIII в. титул ёкодзуна несколько лет сохранял Маруяма Гонтадзаэмон, по японским меркам — великан ростом 193 см, с огромной круглой шишкой на голове. Злополучная шишка и побудила его взять псевдоним Маруяма — «Круглая гора». Другой чемпион того же времени родом из Киото, Инадзума Райгоро, был чуть пониже — 188 см, хотя для средневековой Японии это тоже фантастическое достижение, — но зато пошире в плечах и побольше в объеме. Инадзума дожил до 80 лет, что нечасто случается с рикиси. Ёкодзуна Дзиммаку Хисагоро (рост 173 см, вес 135 кг), современник и участник революции Мэйдзи (1868 г.). За десять лет выступлений в чемпионатах он выиграл 91 бой при шести поражениях, заслужив прозвище Макэдзуя — «Не возьмешь!» Сочувствуя мятежным самураям Са-цумы, которые подняли восстание в защиту старого режима против реставрации императорской власти и «открытия страны» для иностранцев, Дзиммаку на несколько лет бросил спорт. Затем он все же вернулся к любимому делу и возглавил осакскую федерацию сумо.

В конце XIX в. жил самый высокий из зарегистрированных доныне чемпионов — Оодзуцу Ма-нъэмон (рост 197 см, вес 131 кг). Псевдоним его означал «Большая пушка»...

Схватке сумоистов непосредственно предшествует психологическая борьба, сикири. Сжав руки в кулаки, слегка Нагнувшись вперёд, борцы медленно сходятся и останавливаются на расстоянии шести-десяти сантиметров друг от друга. При этом они сверлят друг друга взглядом, пытаясь мысленно уничтожить противника. В средние века, когда сикири не было ограничено временем, случалось, что один из партнеров пасовал перед грозным взглядом и сдавался без боя. Впервые ограничение до десяти минут ввели только в 1928 г. Затем время сикири сократили до семи минут, а с 1950 г. — до двух-четырех минут.

Сама схватка длится пять-семь минут и изобилует напряженными моментами, что особенно остро ощущается благодаря исполинским размерам участников.

Самое удивительное в сумо — это, бесспорно, сами рукиси, «силачи», поражающие воображение мощью, здоровьем, дородством и необычайной гибкостью.

В клубы сумо учеников принимают в возрасте 10—15 лет. Хотя предпочтение отдается мальчикам крепкого сложения и высокого роса, никто из них, конечно, даже отдаленно не напоминает знаменитых гигантов ринга. Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок, за счет увеличения мышц и наращивания веса. Например, современный сумоист Кита-но Фудзи в начале занятий, будучи юношей, весил 72 кг., а в категорию сильнейших вошел с весом 132 кг. Другой борец — Котодзакура сначала весил 82 кг, а в процессе тренировок прибавил еще 72 кг.

День сумоиста обычно строится по расписанию. Подъем с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем примерно с шести утра натощак начинается тренировка, которая длится четыре-пять часов, требуя полной отдачи сил и предельной концентрации. В одиннадцать большой перерыв. Борцы принимают горячую ванну (фуро) и завтракают. К этому времени они нагуливают хороший аппетит и едят без всяких ограничений, сколько душа просит. Установлено, что в среднем рикиси съедает пять-шесть обычных порций.

Завтрак тяжеловесов всегда состоит из тян-ко — высококалорийного и достаточно вкусного мясного блюда наподобие рагу с овощными приправами, иногда с рисовым гарниром. Готовится тянко в котле на медленном огне, и секрет его приготовления должен знать каждый сумоист, так как в клубе выделяют специальных дежурных по кухне, которые поочередно готовят трапезу на весь коллектив. Японцы утверждают, что само слово тянко заимствовано из нагасакского диалекта, где оно и означает «китайское рагу».

После завтрака следует двух-трехчасовой сон, необходимый для усвоения пищи и восстановления затраченной энергии. Затем кратковременная тренировка и легкий ужин. Любопытно, что рики-си в отличие от прочих спортсменов не ограничивают себя в спиртном. За ужином им разрешается выпить добрую толику пива или сакэ.

Хотя едят гиганты всего два раза в день, их рацион в сочетании с режимом способствует быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки. Замечено, что наиболее активно сумоист толстеет до достижения звания мастера (дзюрё), а потом стабилизируется и только поддерживает вес, который очень важен в борьбе без весовых категорий.

Культура тела в сумо развита чрезвычайно. Интересно, что после ухода «в отставку» многим рикиси удается путем специальной диеты в течение одного-двух лет вернуться к нормальному весу, превратившись в «обычного» человека. Помимо питания важную роль при этом играют массаж, водные процедуры, изощренные ежедневные упражнения на гибкость и на растяжку, которые позволяют тучному борцу с легкостью выполнять гимнастический мостик, «шпагат» и тому подобные сложнейшие фигуры. Подчеркнутое внимание к телу и постоянная забота о его весьма свообразной красоте составляют неотъемлемую часть быта рикиси. Наиболее ярким подтверждением этого культа, вероятно, служат колоритные прически, которым борцы придают не меньшее значение, чем средневековые гейши придавали своим замысловатым куафюрам.

Волосы, собранные в узел на темени, позволяют в наши дни безошибочно выделить борца сумо в толпе. Когда в 1871 г. император Мэйдзи издал указ о стрижке волос, только рикиси благодаря покровительству высокопоставленных чиновников правительства избежали общей участи. Высокая прическа, по убеждению сумоистов, не только служит атрибутом традиционного декора, но и амортизирует удар при падении. Нынешние прославленные рикиси, как и их предшественники в эпоху Токугава, с гордостью носят на голове ои-тёмагэ — пышный узел в форме листа дерева гингко. Их собратья, не достигшие еще звания мастера, довольствуются более скромной прической — тён-магэ.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты