КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 8 страницаРассмотренные выше принципы либерализма лежат в основе организации жизни большинства западных стран. Второй классической политической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare — сохранять). Его базовые постулаты были сформулированы англичанином Э. Верком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на результаты Великой французской революции. Консерватизм отстаивает сложившиеся формы общественной жизни, традиционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недоверием относится и к реформистским попыткам переустройства общества. Общество - это не какая-то машина, а прежде всего духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменитьне должны предприниматься без крайней необходимости. Консерваторы не верят в неограниченные возможности че ловеческого разума и не испытывают оптимизма относительно общественного прогресса. Современные социальные институты не сконструированы человеком сознательно, а являются воплощением длительного процесса исторического развития. Классический консерватизм указывал и на то, что общественными делами наряду с разумом правит Провидение, направляющее судьбы людей. Все это заставляет консерваторов отдать преемственности приоритет перед инновациями. Неприемлема для консерватизма и идея социального равенства: иерархичность человеческого общества предустановлена свыше, естественна. Важнейшей ценностью для консерваторов является противостоящий хаосу порядок, в поддержании которого огромную роль играет государство. Свобода не имеет абсолютного характера и тесно связана с ответственностью личности. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, первичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, социальная стабильность. Верность им способна разрешить все противоречия. В последние десятилетия XX в. наметилась тенденция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм.В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. Ответственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обеспечить необходимые индивиду жизненные условия Социально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватизма. По многим положениям он приближается к классическому либерализму XIX в. Третья политическая идеология — социализм(от лат. socialis — общественный) — окончательное оформление получила также в XIX в., хотя отдельные ее идеи известны с древнейших времен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI в.), а в конце XVIII — начале XIX в. — так называемым социалистам-утопистам К. А. Сен-Симону, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Всесоциалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. В будущем коллективистском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, порождающие разрушительные социальные конфликты. Смысловым стержнем социалистической идеологии служит идея равенства исоциальной справедливости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, создание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отношении). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, полицией и т. д.). Уже в конце XIX- начале XX в. начинается обособление двух направлений в научном социализме -ортодоксального (марксистско-ленинского) и социалдемократического («ревизионистского»). Теоретиком первого выступил В. И. Ульянов-Ленин,разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуазной государственной машины» и установлении диктатуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политическая задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каутский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного достижения общественного идеала, о связи идеалов справедливого общественного строя со свободой и демократией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в условиях стабильного политического развития. Идеология «демократического социализма» взята на вооружение многими социалистическими партиями современного мира. В современном обществознании довольно широко распространены идеи о «конце идеологий», базирующиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим проблемам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, идеологического плюрализма, уважение к правам и свободам личности, взаимная ответственность гражданина и государства и т. п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъективной потребностью людей в целостной и непротиворечивой системе установок и ценностей, облегчающей им ориентацию в социально-политической действительности. 14. Политическая культура и ее типы Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. На складывание политической культуры того или иного общества оказывают влияние различные факторы. Принципиальное значение для понимания особенностей политической культуры имеет учет цивилиза-ционного фактора исторического развития. Мощное воздействие на эволюцию политической культуры оказывает и национально-исторический фактор (исторические традиции, этнические особенности, хозяйственно-географические условия развития, национальная психология народа). Как показывает исторический опыт, на уровень политической культуры оказывают влияние социально-экономические факторы: экономическая стабильность, степень экономической свободы, удельный вес среднего класса в социальной структуре и т. п. В формировании политической культуры общества принимают участие государство, политические партии, общественные движения, церковь, средства массовой информации, семья. Важнейшими функциями политической культуры являются: 1) познавательная функция — формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений; 2) интегративная функция — достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы; 3) коммуникативная функция — установление различного рода связей между участниками политического процесса на основе общих для них ценностей, а также передача политического опыта от поколения к поколению; 4) нормативно-регулятивная функция - формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических установок, мотивов и норм поведения; 5) воспитательная функция — формирование политических качеств, политическая социализация личности. В современной политологии принята типологиза-ция политической культуры, предложенная американскими учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, эти политологи выделили три «чистых» типа политической культуры. 1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Данный тип политической культуры характерен для развивающихся стран Африки и Азии. 2. Подданническая политическая культура отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа. 3. Гражданская политическая культура (или политическая культура участия) присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами. В реальности редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современных обществ характерны смешанные типы: патриархально-подданническая, подданническо-гражданская и патриархально-гражданская политическая культура. Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Наряду с общей политической культурой могут складываться и так называемые субкультуры, которые выражают особенности политической культуры отдельных слоев населения. Складывание этих субкультур может объясняться региональными, этническими, религиозными, возрастными и иными факторами. В странах с нестабильной политической ситуацией особое значение для формирования субкультур приобретают возрастные отличия: различные поколения являются носителями разных, а порой и противоположных систем политических ценностей. Успешное и устойчивое функционирование политической системы общества требует постоянного усвоения новыми поколениями граждан политического опыта, накопленного обществом и выраженного в культурных традициях. Процесс усвоения личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы, называют политической социализацией. Она обеспечивает передачу политических знаний, накопление политического опыта, формирование традиций политической жизни, а также развитие и совершенствование политической культуры. В процессе политической социализации личности выделяют несколько этапов: 1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и усваивает образцы политического поведения; 2-й этап — период обучения в старших классах школы и вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности; 3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, ког-да происходит превращение человека в гражданина становление полноценного субъекта политической жизни; 4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности (в соответствии со степенью самостоятельности политического участия): первичная и вторичная социализация. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок. Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно. На разных ее этапах своеобразными «агентами» политической социализации выступают семья, различные образовательные учреждения, производственные коллективы, политические партии и движения, государственные органы, средства массовой информации. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль, под которой понимается нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей: 1) рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики; 2) человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации; 3) гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа; 4) профессиональный политик, для которого политическая деятельность не только является главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни; 5) политический лидер — человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов. Характер политического поведения личности положен в основу классификации политических ролей польским политологом В. Вятром: 1) активисты — активно участвуют в политике, хорошо информированы о ней, стремятся к власти; 2) компетентные наблюдатели — не стремятся получить властные полномочия, но знают и умеют анализировать политические процессы, играют роль экспертов; 3) компетентные игроки — хорошо разбираются в политике, но ищут в ней преимущественно отрицательные стороны, являясь оппозиционерами по призванию; 4) пассивные граждане — наиболее распространенный тип. Они осведомлены о политической жизни в самых общих чертах, но относятся к политике равнодушно, крайне нерегулярно принимая участие в политических акциях; 5) аполитичные (отчужденные) граждане — сознательно не приемлют политическую деятельность и стараются отгородиться от политики, считая ее делом грязным и безнравственным. Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типыучастия личности в политике: полностью бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения с ней во мнениях) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей способность изменить свою роль и положение). На политическое поведение личности влияют биологические (возраст, пол, здоровье), психологические (темперамент, воля, тип мышления), социальные (материальное положение, происхождение, воспитание, социальный и профессиональный статус) факторы. Венчает систему факторов политического поведения мировоззрение человека.
Раздел VIII ПРАВО
Примерные вопросы
1. Право в системе социальных норм. 2. Система права. 3. Источники (формы) права. 4. Правотворчество. 5. Правоотношения. 6. Правосознание и правовая культура. 7. Правонарушения. 8. Юридическая ответственность и ее виды. 9. Права и свободы человека. 10. Конституция в иерархии нормативных актов. 11. Основы конституционного строя РФ. 12. Гражданин и государство. 13. Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия. 14. Федеральное Собрание Российской Федерации. 15. Правительство Российской Федерации. 16. Судебная система Российской Федерации. 17. Российская Федерация и ее субъекты. 18. Административное право. 19. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. 20. Время труда и время отдыха. 21. Оплата труда. 22. Уголовные правоотношения. Уголовное право. 23. Преступление. 24. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. 25. Уголовная ответственность. Система и виды наказаний. 26. Уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. 27. Обязательства в гражданском праве.
Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм. Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы. Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения — экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол. Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов — табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления - государства - и появления нового вида социальных регуляторов — права. Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организованного общества и создавая юридические прецеденты. В-третьих, государство само «творило» право путем издания специальных нормативных актов. В политической и юридической науке нет единства в понимании сущности права. В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно принятым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Этот подход подчеркивает зависимость права от государственной воли. Социологическая школа рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации. Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами; б) общеобязательностью — правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений; в) формальной определенностью — правовые нормы выражены в словесно-письменной форме и закреплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью определенности и ясности; г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства; д) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства; е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев. Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции: а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений; б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя; в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты; г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения; д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности. В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка. Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства. Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.
Система права — это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй — правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) — отрасли права. Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули- рующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права: а) конституционное (государственное) право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально-государственное устройство страны и т. д.; б) административное право — совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти; в) гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения; г) семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений; д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.; е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений; ж) уголовное право — совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены; з) земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования. Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др. Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются: а) гражданско-процессуальное право — совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансо-вых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата; б) уголовно-процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Особой отраслью права является международное право,которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права.Институт права — это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и др. Подотрасль права — это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве). Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичноеи право частное:первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе — между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву — гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы составляющих его индивидов.
|