КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Абсолютный идеотизм и философская система Гегеля.Понятие «мировой разум» (или «мировой дух», «абсолютная идея») является центральным в гегелевской философии, оно обозначает прежде всего совокупность духовных достижений человечества. По отношению к духовному развитию отдельного человека «мировой разум» выступает как нечто объективное и первичное. Такая философская позиция называется объективным идеализмом. Однако, идеализм Гегеля не просто объективный, это абсолютный идеализм. Дело в том, что Гегель обожествил общественное сознание и оторвал от его создателей – людей. Мировой разум Гегеля первичен по отношению ко всему существующему. Центральной идеей философии абсолютного идеализма – идее тождества разума и действительности (бытия и мышления). Реальный мир понимается как проявление идеи, понятия, духа. Отсюда следует, что мир в основе своей разумен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Гегель создает учение о развитии мирового разума, называя его диалектикой. В своем развитии разум проходит три этапа, в связи с чем философская система Гегеля содержит три части: Логику, Философию природы и Философию духа. Первый этап – это этап «доприродного» развития мирового разума, его развитие в «стихии чистого мышления». Свое содержание мировой разум раскрывает здесь в системе связанных и переходящих друг в друга понятий (категорий). Переход от одного понятия к другому происходит по определенным законам, законам диалектики. Из этих рассуждений можно увидеть, что Гегель под логикой понимает не обычную логику, изучающую законы человеческого мышления («субъективная логика»), а некую независимую от людей «объективную логику». Эта новая, получившая название «диалектической», логика является не логикой человеческой мысли, а, в конечном счете (если иметь в виду идею тождества), логикой самого предметного мира. Диалектическая логика является второй, после идеи тождества, важнейшей идеей гегелевской философии. Второй этап в развитии мирового разума – это природа, представляющая собой, по мнению Гегеля, «инобытие» мирового разума, «окаменевший дух». Философия природы – вторая часть философской системы Гегеля, по мнению большинства специалистов – самая слабая ее часть. Гегель плохо знал естествознание, поэтому у него встречается немало неточностей, ошибок. Гегель низко оценивает природу; он убежден, что в природе нет развития, есть лишь однообразное повторение одних и тех же состояний. Природа для Гегеля хотя и необходимое, но все же вспомогательное средство в процессе развития мирового духа. Природа нужна для того, чтобы из нее возник человек и вместе с ним человеческий дух. На третьем, завершающем этапе развития мирового разума, происходит его возвращение к самому себе. Самопознание мирового разума осуществляется в различных видах человеческого сознания и деятельности. Третья часть системы – «Философия духа» – охватывает все формы проявления человеческого духа: Это, во-первых, индивидуальное сознание; Во-вторых – сфера общества; В-третьих – общественное сознание. 1) Первая, самая очевидная форма существования человеческого духа – это индивидуальное сознание. Гегель называет его «субъективным духом». Учение о нем включает в себя антропологию, психологию, логику (обычную). 2) Человеческий разум действующий в общественной жизни и регулирующий ее Гегель называет «объективным духом». К основным формам объективного духа он относит право, политику, нравственность. Подробнее остановимся на гегелевском понимании нравственности, которое очень нетрадиционно. Нравственность по Гегелю – это объективный дух, который управляет жизнью социальных общностей (семья, государство, общество). Высшей формой проявления нравственности, по мнению Гегеля, является государство. Гегель обожествляет государство («это шествие Бога в мире»), только с ним связывает осуществление свободы. Свобода трактуется Гегелем также чрезвычайно оригинально: она означает право подчиняться закону. Конечно, Гегель прав, когда утверждает, что не существует свободы без закона, но трудно согласиться с его утверждением, что везде, где есть закон, есть и свобода. Такая свобода не подразумевает ни демократии, ни свободной прессы. К этим и другим либеральным ценностям Гегель относился с презрением. Не случайно Б. Рассел заметил, что «гегелевская свобода не исключает возможности существования концентрационных лагерей». Если поставить вопрос: существуют ли граждане ради государства или государство ради граждан? То Гегель поддержал бы первое утверждение. Индивид у Гегеля не цель, а средство, средство благоденствия государства. 3) Формы общественного сознания (искусство, религию, философию) Гегель называет абсолютным духом. Его исследованию посвящено 8 из 14 томов сочинений Гегеля. Именно здесь вершина гегелевской философии, представляющая собой грандиозную попытку осмыслить культурно-исторический процесс. Именно на этой стадии развития мирового духа он приходит к вершинам самопознания. Самопознание осуществляется в трех формах: сначала в форме созерцания, затем в представлении и, наконец, в самой высшей форме (позволяющей понять сущность) – в понятийном мышлении. Дух в форме созерцания – это искусство, в форме представления – религия, в форме понятий – философия. Философия, по Гегелю, – это «конечный пункт» саморазвития мирового разума. В своей философии он видел последний, завершающей этап длинного пути самопознания духа. Общий вывод гегелевской философии состоит в признании разумности мира. «Все действительное разумно, все разумное действительно» – писал Гегель. Да, в мире есть зло и несовершенство, но они могут и должны быть преодолены с помощью разума. Таким образом, перед нами не только рационалистическая, но и оптимистическая философия.
|