КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этика И. Канта. Мораль и право.На основе критики теоретического разума Кант построил свою этику, проблемы которой рассматриваются в работе «Критика практического разума» и известных «Пролегоменах ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Этика Канта имеет важное историко-философское значение прежде всего из-за ее «категорического императива». Что это такое? Дело в том, что Канта не устраивал утилитарный подход к морали, т. е. когда цели морали лежат вне ее самой. Он хотел бы получить полностью изолированную метафизику морали, не обусловленную теологией или чем-либо еще. Все моральные понятия, считал он, имеют свое место и происхождение всецело a priori в разуме. Моральная ценность существует только тогда, когда человек действует, исходя из чувства долга. Причем, недостаточно, чтобы действие человека было таким, как может приписать долг. Торговец, честность которого обусловлена его интересом, не является добродетельным. Сущность морали должна быть выведена из понятия закона. Закон есть приказ разума, а формула приказа называется императивом. Далее, по Канту, есть два вида императива: условный императив (который гласит: «вы должны сделать то-то и то-то, если вы желаете достигнуть такой-то и такой-то цели») и категорический императив (который гласит, что определенный тип действия объективно необходим безотносительно к цели). Категорический императив является априорным. Кант писал в «Пролегоменах»: «Крайне необходимо разработать наконец чистую моральную философию, которая была бы полностью очищена от всего эмпирического и принадлежащего к антропологии...». Моральный закон содержит в себе абсолютную необходимость; заповедь «не лги», например, действительна не только для людей, но для разумных существ вообще; а следовательно «основу обязательности должно искать не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в какие он поставлен, a a priori исключительно в понятиях чистого разума». Существует только один категорический императив, и он заключается, по Канту, в следующем: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Или: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»! Кант разъяснял это так: неверно занимать деньги, потому что если бы все делали это, то не осталось бы денег, чтобы их занимать; также осуждались категорическим императивом воровство и убийство и пр. Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других. С этим связаны суждения Канта относительно долга и достоинства человека. Что наиболее ценно для человека: достоинство или удовольствие? Жизнь в удовольствии не имеет никакой ценности. Человек, сохраняя достоинство, готов потерять все, даже жизнь. В чем источник и каковы условия достоинства? «Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой (как частью чувственно воспринимаемого мира)... Человек живет и действует из чувства долга, а не потому, что ищет удовольствие в жизни. Ни удовольствие, ни неудовольствие не могут быть критерием нравственности. Таким критерием может быть только то, что возвышает человека над самим собой, над чувственностью. Разум преодолевает страдания». Кант утверждал, что нам следует действовать так, чтобы каждый человек рассматривался сам по себе как цель. В связи с этим он вывел практический императив: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Таким образом, практический разум способен дать человеку высшее знание категорического императива, благодаря которому человек сможет жить сообразно не своему чувственному миру (приносящему страдания), а сообразно мировому нравственному закону. Эвдемонизм (учение о счастье) Канта построен на предпочтении долга временным удовольствиям. Только пря таком предпочтении человек проявляется как личность, т. е. человек свободный от механизма природы.
|