КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Материалистическая гносеология Дж. Локка.Гносеология – раздел философии, в которой изучаются проблемы природы познания и возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания. Выявляются условия его достоверности и истинности. 2 основных направления гносеологии – материализм и идеализм. Одним из самых выдающихся философов Нового времени был Джон Локк (1632-1704) Исходным пунктом гносеологии Локка было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. В антитезе рационализму Декарта и Лейбница Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Локк подвергает критике теорию врожденных идей, которая господствовала в современной ему философии. В своей критике Локк использует данные медицины, психологии, этнографии. Объясняя богатство человеческих знаний его происхождением из чувств, из опыта, в которых человеку дана объективная природа, Локк гносеологически обосновывает материалистический тезис о природе, материи как естественном предмете человеческих знаний. Различает два вида опыта: внешний, состоящий из совокупности ощущений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источник внешнего опыта – реальный мир вне нас. Внутренний опыт – «рефлексия» совокупность проявления всей многообразной деятельности ума. Одно из центральных мест в учении Локка занимает учение о первичных и вторичных качествах. Первичные качества, это качества, неотделимые от тела, сохраняющиеся в нем постоянно, это реальные качества, такие, как плотность, протяженность, число и т.д. вторичные качества по мнению Локка не принадлежат самим вещам, хотя мы их воспринимаем, как принадлежащие им, это цвет, звук, вкус и пр. Иными словами Локк делит качества на объективные и субъективные. Локк не сомневается, что внешний мир существует, но он считает, что точное и надежное знание мира является только через идей первичных качеств. Локку принадлежит видная роль в создании так называемого метафизического метода в философии. Согласно Локку идеи, приобретенные из ощущений и из рефлексий составляют лишь материал для знания. Этот материал должен пройти обработку путем сравнения, сочетания и отвлечения, или абстракции. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного – чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры – знание. Те или иные идеи одобряются людьми не в силу своей врожденности, а вследствие своей полезности. Так, например, идея Бога и богопочитания не является врожденной, поскольку в мире существуют атеисты, отрицающие бытие Бога, а также целые народы, у которых нельзя найти понятий ни о Боге, ни о религии. Появление этих идей объясняется влиянием воспитания, образования, здравого смысла и постоянного интереса к имени Бога. Не все идеи одинаково ценны для познания, одни из них ясны и отчетливы, другие – смутные. По своему значению для познания идеи бывают 1) реальные (или фантастические), 2) адекватные (или неадекватные), 3) истинные (или ложные). Согласно Локку слова становятся общими, поскольку они становятся знаками общих идей. Все отвлеченные общие идеи – произведения разума. По степени точности Локк различает три вида бесспорного знания: созерцательное или интуитивное (непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу), демонстративное (умозаключение, например, через сравнение и отношение понятий) и чувственное (дающее знание единичных вещей). Локк считает, что неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает, что человек обречен на полное незнание. Задача человека – знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно. Философия Джона Локка была вершиной в развитии британского материализма Нового времени.
|