КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия позитивизма, его эволюция (классический позитивизм, махизм).Позитивизм в переводе с латинского ("positivus") означает положительный. Как философское течение позитивизм возник во Франции в 30-40 гг. XIX в. Его основатель О. Конт (1798-1857 гг.). Идеи Конта получили свое развитие в трудах английских мыслителей Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Конт сформулировал закон трех стадий интеллектуальной эволюции. По его мнению, в своем интеллектуальном развитии каждый отдельный человек и человечество в целом проходят следующие стадии. 1. Теологическая, на которой все явления в мире объясняются действием сверхъестественных сил. 2. Метафизическая предполагает замену религиозных представлений (мировая душа, Бог) абстрактными понятиями (материя, сущность, бытие и т.д.). 3. Позитивная предполагает отказ от решения тех проблем, которые находятся за пределами познавательных возможностей человека, и обращение к непосредственному наблюдению окружающего мира. Таким образом, Конт утверждал, что задача науки не объяснение, а описание действительности. Она должна отвечать на вопрос "Как?", а не на вопрос "Почему?". Конт стремился объяснить развитие общества не только углублением научного знания, но и расширением его за счет появления новых наук. Он разработал учение об организации и структуре науки, которое назвал энциклопедическим законом или иерархией наук. Конт расположил науки в зависимости от времени их появления и степени сложности. В итоге выстроилась следующая иерархия: 1) математика 2) астрономия, 3) физика, 4) химия, 5) биология, 6) социология. Эту систему Конт считал вечной и неизменной. Он отрицал всю предшествующую философию, однако не отказывался от философии как таковой. По его мнению, для полного познания действительности частных наук недостаточно. Необходимо раскрыть связи между отдельными науками. Этим и должна заниматься философия. Конкретные науки выявляют частные закономерности, а философия - общие. Философия - это наука, которая объединяет исследовательские результаты конкретных научных дисциплин и отличается от них только степенью обобщения. Главные произведения Конта: "Курс позитивной философии", "Дух позитивной философии". Эмпириокритицизм (махизм) Естественнонаучным обоснованием классического позитивизма был механицизм. Открытия естествознания на рубеже XIX-XX вв., связанные с развитием квантовой физики, потребовали нового мировоззрения. Кроме того, в ходе научных исследований выяснилось, что их результаты зависят от приборов и органов чувств человека. В этих условиях позитивизм вынужден был обратить внимание на вопросы, которые он раньше игнорировал: о природе познания, об отношении субъекта и объекта познания, о взаимосвязи физических и психических процессов познавательной деятельности. Эти обстоятельства породили вторую историческую форму позитивизма - эмпириокритицизм. Ее основатели - физик Э. Мах (1838-1916 гг.) и психолог Р. Авенариус (1843-1896 гг.). Авенариус написал трактат "Критика чистого опыта". Эмпириокритицизм переводится как "критика опыта"; имя Маха дало второе название новой формы позитивизма - "махизм". Принципиальным отличием махизма от классического позитивизма стало то, что махисты видели свою задачу не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного познания. По их мнению, наука дает человеку не истину, а лишь символы, знаки для практической ориентации. Ядро махизма составляют ряд принципов, главными из которых являются: принцип нейтральных элементов мира, принцип экономии мышления и принцип интроекции. Махисты утверждают, что не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений образуют тела. Научный опыт состоит не из психических или физических явлений, а их нейтральных элементов, т.е. ощущений и восприятий отдельного субъекта. Задача философии в том, чтобы упорядочить эти нейтральные элементы мира на основе принципа экономии мышления. Экономия мышления означает требование использовать минимум средств в описании каких-либо явлений. Учение об интроекции представляло собой критику идеи о том, что представление находится внутри головного мозга. Авенариус не отрицал, что мысль является функцией мозга. Он утверждал, что она передается не непосредственно, а через различные объекты внешнего мира. Таким образом, утверждался тезис о внутренней взаимосвязи субъекта и объекта научного познания.
|