КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принято различать основной и вспомогательный фонды музеев.В основной фонд музея включаются все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а так же памятники природы, являющиеся первоисточниками знаний по истории по природы и общества. Вспомогательный фонд музея_ образуется для пояснения различных памятников или их замены. Все предметы основного фонда невозместимы при их утере или порче, даже если они имеются в нескольких экземплярах, т. к. они уникальны как исторический источник. Вспомогательный материал должен быть дублирован или заменен.
В состав основного фонда краеведческих музеев входят: 1. Вещественные памятники, которые делятся на следующие группы предметов : а) орудия труда, промышленное оборудование или его детали; б) оружие; в)нумизматика; г) бытовые вещи. 2. Изобразительные материалы: произведения искусства, фотографии, чертежи, планы, карты. 3. Письменные источники: книги, газеты, документы, рукописи. 4. Естественные памятники : образцы почвы, ископаемые, памятники флоры и фауны. Для содержательных обзорных экскурсий с туристами следует обращать внимание на построение в музеях тех или иных экспозиций. Экспозиция - (от лат. exposition - выставление на показ) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников культуры, исторических документов. Цель и задачи экспозиций - дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения художественной и научной ценности, их места в историко-культурном процессе, особенностей материала. Выбирая те или иные экспозиции музея для экскурсии по нему туристов, ответственный за это специалист должен знать, что различные стороны истории края могут быть показаны в музее не в одинаковой степени. Поэтому главное внимание следует обращать на те экспозиции, где история более глубоко и образно показана через вещи : состав, характер, эволюция орудий труда в сельском хозяйстве, ремесле, мануфактуре на разных этапах человеческого развития, оружие, домашний быт, утварь различных социальных групп, прикладное искусство, строительная техника, развитие архитектуры, живописи, борьба народа за свободу. Поэтому, проводя подготовительную работу в музее, следует записать то, что показалось наиболее важным и интересным. Это впоследствии, поможет более осмысленно планировать музейные экскурсии. Одним из трех основных разделов краеведческих музеев является отдел природы данного края. Ознакомление с ним посетителей весьма полезно, т. к. помогает понять особенности истории заселения, освоения края, развития в нем отдельных сторон экономки, размещение городов, связей с другими регионами и т. д. Для экспонатов отдела природы удобны такие разделы : 1) почвы; 2) ископаемые; 3) флора и фауна. Для памятников истории наиболее удобно строить разделы в соответствии с принятой в науке периодизацией исторического развития. Одной из важных задач хранения музейных фондов является исследовательская работа с уже имеющимися экспонатами. Это особенно важно, когда показ того иди иного экспоната затруднен недостаточной о нем объективной информацией. Так, знаменитый «Золотой человек», который хранится в алматинском музее археологии, до сих пор является загадкой для специалистов. Однако рубежом существуют такие научные учреждения, где даже по кусочкам костной ткани могут определить 4.Естественные памятники : образцы почвы, ископаемые, памятники флоры и фауны. Для содержательных обзорных экскурсий с туристами следует обращать внимание на построение в музеях тех или иных экспозиций. Экспозиция (от лат. exposition - выставление на показ) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников культуры, исторических документов. Цель и задачи экспозиций - дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения художественной и научной ценности, их места в историко-культурном процессе, особенностей материала. Выбирая те или иные экспозиции музея для экскурсии по нему туристов, ответственный за это специалист должен знать, что различные стороны истории края могут быть показаны в музее не в одинаковой степени. Поэтому главное:; внимание следует обращать на те экспозиции, где история более глубоко и образно показана через вещи : состав, характер, эволюция орудий труда в сельском хозяйстве, ремесле, мануфактуре на разных этапах человеческого развития, оружие, домашний бьгг, утварь различных групп, прикладное искусство, строительная техника, развитие архитектуры, живописи, борьба народа за свободу Поэтому, проводя подготовительную работу в музее следует записать то, что показалось наиболее важным и интересным. Это впоследствии, поможет более осмысленно посетить музейные экскурсии. Ознакомление с ним посетителей весьма полезно, т. к. помогает понять особенности истории заселения, освоения края, развития в нем отдельных сторон экономки, размещение городов, связей с другими регионами и т. д. Для экспонатов отдела природы удобны такие разделы : 1) почвы; 2) ископаемые; 3) флора и фауна. Для памятников истории наиболее удобно строить разделы в соответствии с принятой в науке периодизацией исторического развития. Одной из важных задач хранения музейных фондов является исследовательская работа с уже имеющимися экспонатами. Это особенно важно, когда показ того или иного экспоната затруднен недостаточной о нем объективной информацией. Так, знаменитый «Золотой человек», который хранится в алматинском музее археологии, до сих пор является загадкой для специалистов. Все еще неясен его пол и возраст. Однако за рубежом существуют такие научные учреждения, где даже по кусочкам костной ткани могут определить генетический код человека, с помощью которого можно будет узнать и всю его родословную. Но у музея на подобные исследования нет денег. Пытаясь их заработать, музей устраивает платные экспозиции за рубежом, например, в Южной Корее. Между тем, подобные исследования успешно осуществляются в сопредельном с Казахстаном государстве - Китае. По сообщениям печати китайцы имеют некий аналог «Золотого человека». Когда в 1968г китайским археологам удалось открыть гробницы принца Лю Шена и его жены Тон Ван, то помимо прочих находок были найдены нефритовые погребальные костюмы. Они действительно весьма напоминают «Золотого человека», найденного в Семиречье, хотя эти произведения вполне самобытны. В древнем Китае считалось, что нефритовые «костюмы» для усопших обладали магической силой, способной предохранить тела от разложения. Один из найденных костюмов состоял из 2690 кусков нефрита, соединенных 1110 граммами золотой проволоки. Нефрит вырезался так, что его куски вплотную соприкасались друг с другом, образуя «доспехи» , охватывающие тело. Нефрит очень твердый камень, поэтому даже опытному камнерезу должно было понадобиться больше 10 лет, чтобы создать один такой костюм. В настоящее время «костюмы» хранятся в Пекинском императорском музее. С разрешения местной (городской, районной) администрации отдельные краеведы или работающие в составе туристских организаций могут создать свой краеведческий музей при следующих условиях: 1.если имеются собранные коллекции памятников материальной и духовной культуры или естественной истории, позволяющей создать экспозицию музея. 2.если есть специалисты, способные вести собирательскую, исследовательскую и культурно-просветительскую работу при помощи музейных экспонатов. 3. если власти (или спонсоры, или сама турфирма) могут предоставить помещение и оборудование, обеспечивающее условия хранения экспонатов. Оформление собранных материалов и их хранение должно соответствовать определенным правилам учета и хранения музейных экспонатов. Прежде всего, необходима запись всего основного фонда в инвентарную книгу, с пронумерованными страницами, прошнурованную, скрепленную печатью и подписью директора предприятия или государственного музея. Получить такую книгу можно в местном государственном музее или отделе управления культуры, В книге (или общей тетради) должны быть следующие графы: 1) номер; 2) название предмета и его краткое описание; 3) материал из которого он сделан; 4) датировка предмета; 5) откуда и когда получен; 6) сохранность; 7) примечание . В центре каждого тематического стенда помещается план или карта определяющая тему этого стенда. Музейные предметы подбираются и выставляются с таким расчетом, чтобы обратить внимание населения на главное, выделить опорные экспонаты. В небольших музеях план экспозиции очень прост: номер, название темы, подлинные памятники, вспомогательный материал. Большинство современных туристских структур разной формы собственности не обладает помещениями для размещения музейных экспонатов по всем научно-методическим правилам. Поэтому большинству специалистам приходится накапливать и использовать краеведческую информацию так, как это делают музеи искусств. Объекты краеведения снимаются на обратимую цветную фотопленку, из полученных слайдов формируются слайдофильмы, которые и демонстрируются посетителям. Краеведческие музеи туристских структур создаются, чаще всего, по образу и подобию тех музеев, которые создавались в прежние годы общественными организациями. Разница состоит в том, что, во-первых, краеведческий материал туристских структур подбирается таким образом, чтобы он помогал разрабатывать содержание и технологию конкретных туров той или иной организации. Во-вторых, главное назначение краеведческого материала туристских фирм - это реклама их деятельности, для привлечения как можно большего количества туристов. Не случайно большинство краеведческих мини-музеев находятся в ведении специалистов по рекламе. Практика показывает, что организация даже небольшого краеведческого музея (с экспозицией в отдельном помещении) не под силу даже крупным туристским фирмам. Однако целесообразный подбор краеведческих материалов вполне позволит соответствующим образом оформить офис турфирмы, в основном то помещение, в котором проводятся вступительные беседы с новыми группами туристов. Для этого могут быть использованы: 1.плакаты - таблицы с местными народными приметами и признаками приближения солнечной или ненастной погоды (краткосрочный прогноз); 2.картографический материал с краеведческим содержанием на маршрутах туристской фирмы; 3. фотографии (открытки, рисунки) достопримечательных объектов природы, истории, культуры, хозяйства на маршрутах фирмы с их краткой характеристикой; 4. фотографии, рисунки, открытки, засушенные экземпляры) животных, взятых под охрану, ядовитых, лекарственных, съедобных и других, представляющих для туристов интерес, растений родного края; 5.краткие определители наиболее распространенных местных минералов и горных пород, животных и растений; 6.подборка основных положений из законов по охране природы, вопросам туристского природопользования. Выводы:В структуру музееведения входят: теория музейного дела; история музейного дела, включая музееведческую историографию; музейное источниковедение; научная методика всех специфических сторон деятельности музеев и музееведческого исследования. Музееведение связано как с общественными, так и с естественными научными дисциплинами. Особенно много общности с теми научными дисциплинами, в том числе специальными и вспомогательными, которыми определяются профили соответствующих музеев (история, археология, этнография, литературоведение, зоология, геология, искусствознание, краеведение, туризм и др.). Литература: 1.Бахта В.М. Краеведение и музейное дело в СССР: Учебное пособие. М.: МГИК,1977. 2. Вуколов В.Н. Краеведение с основами музееведения. Учебная программа спец.курса. Алматы, 1993 3.Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебник для вузов. -М.: Высшая школа, 1988.
|